В связи с вхождением (возвращением) Крыма в Россию, считаю что программа кружка внеурочной деятельности деятельности «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы (4 класс) будет интересна как для учителей начальных классов Российской Федерации.
Ведь как важно детям знать свои корни, что живем мы на необычной земле, где в начале 60-х годов I в. по Р. X. благовествовал учение Христово апостол Андрей Первозванный. В конце I в. проповедовал это учение св. Климент, в честь которого назван Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.
В IV в. по Р. X. христианство становится государственной религией Византийской империи и распространяется в ее провинциях. Именно в это время Херсонес, располагавшийся на месте современного Севастополя, стал центром епархии — церковно-административного округа во главе с епископом. Известна роль Херсонеса в распространении христианства на Руси: в разное время тут жили крупные христианские деятели, в том числе 7 канонизированных впоследствии церковных святых; в 861 году сюда приезжали славянские просветители Кирилл и Мефодий. Но наиболее значительным для истории событием, связанным с Херсонесом, явилось крещение здесь киевского князя Владимира в 988 году, принесшего на Русь Православие.
Начало монашества на Руси связано с принятием христианства. Киево-Печерская Лавра была основана на 160 лет позже Георгиевского монастыря.
Таким образом, Крымская земля по праву может быть названа колыбелью православия на Руси. Поэтому начинать воспитание уважения к минувшему, которое, по меткому выражению А. С. Пушкина - "черта, отличающая образованность от дикости", надо уже в начальной школе. Важным является изучение Православия в контексте исторического и культурного развития родного края, его монастырей, исторических памятников, других достопримечательностей. Благодатный материал для обучения представляют история гонения на Церковь, жития святых, деятельность великих людей науки и культуры.
Полезным является участие в торжествах и культурных мероприятиях, посвященных традиционным православным праздникам и событиям: дням славянской письменности и культуры, дням памяти святителя Луки (профессора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого) и по возможности познакомить детей более чем с 10 паломническими маршрутами предлагаемых нашей программой - во время посещения православных святынь Крыма. Мы начинаем пешеходное паломничество с детьми с главного города полуострова — Симферополя, где находится кафедральный Свято-Троицкий собор. Пройдя путь от церкви святых Константина и Елены, посетить с детьми Петропавловский храм, мы побывали в церкви Трех Святителей и Всесвятском храме.
Каждый из монастырей Крыма имеет свою неповторимую историю. Соприкоснуться с тайной монашества помогает паломничество по действующим монастырям Крыма: Балаклавскому Свято-Георгиевскому, Инкерманскому Свято-Климентовскому, самому высокогорному скиту — Косьмо-Дамиановскому с источником святой воды, Бахчисарайскому Свято-Успенскому, возрожденному, изменившему свой облик за последние годы. Узнать историю единственного действующего женского монастыря Крыма можно во время паломничества в Троице-Параскевский монастырь. Здесь находится Крест с мощами святых угодников, источник св. вмч. Параскевы и св. вмч. Георгия Победоносца.
При изучении данного курса мы подчеркиваем необходимость знакомства детей с прошлым и настоящим православных храмов Южного берега Крыма: Иоанно-Златоустовской церковью, рожденной одновременно с городом Ялтой; Александро-Невским собором, связанным с именами трех российских императоров: Александра II, Александра III, Николая II; побываете в бывшей царской Крестовоздвиженской церкви Ливадии, совершить прогулку по Солнечной тропе к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде.
В ходе изучения курса один из предлагаемых нами маршрутов для детей проходит по старой Шульской дороге, где находится Мангуп. В прошлом это центр христианского княжества; дети увидят местонахождение пещерных монастырей Шулдана и Челтера; проехав Байдарскую долину, автобус поднимется на Байдарский перевал, откуда откроется неповторимая панорама ЮБК, дети посетят церковь Воскресения Христова, венчающую Красную скалу и построенную в знак сохранения жизни императора Александра III.
Мы считаем, что необходимо показать детям православные святыни Севастополя и других уголков нашего благословенного полуострова.
Если мы хотим воспитать истинного Крымчанина, патриота своего отечества, православного гражданина, терпимого к другим народностям, проживающем в его городе, районе, стране, но так же и умеющим хранить свою национальную и религиозную культуру, и не только хранить, но и передавать своим детям, то необходимость преподавания данного предмета на лицо. Ведь православный гражданин отечества должен с младых лет формировать в себе историческое сознание, а кто как не педагоги должны способствовать этому в первую очередь. Ведь каждый уголок Крыма связан не просто с историческими событиями. Эти события минувших дней через историю проникают во все уголки нашей страны.
Именно через историческое сознание приходит чувство гордости за свой город, уважение к его архитектуре, памятникам. И конечно здесь огромную воспитательную и познавательную роль играет художественная литература, как неотъемлемая часть культурологического цикла исторического Крыма. И курс истории Отечества и Крыма, взятые отдельно, потеряют свою притягательность, живость и языковую характеристику без художественной литературы и искусства. Конечно эти произведения изучаются в школе, но на уроках литературы и в более старших классах, совершенно оторванные от исторического действия и места. И в результате дети не получают цельной картины происходящих событий, да еще и описанных глазами очевидцев. И самое главное, без чего история Крыма не будет по-настоящему историей — это православие. Оно неотделимо от событий прошлого. Без православия, которое пронизывало душу нашего народа и всегда было ведущим фактором в победах русского воинства и во всех действиях российских царей, история становится просто набором дат и фактов. И настоящий гражданин своей страны не вырастет без православной истории, ее дивных памятников составляющих душу Крыма.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 9-10 лет, четвёртый год обучения.
Программа кружка внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы (4 класс) имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа кружка внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы (4 класс) предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи. В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой Родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Цели программы:
- воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;
- воспитание и развитие патриотических чувств;
- формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
- развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;
- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.
Программа кружка внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы (4 класс) рассчитана на 33 часов
Количество учебных недель – 33
Количество часов в неделю – 1
Требования к уровню подготовки обучающихся:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Предполагаемый результат деятельности:
- знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;
- сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
По окончанию обучения обучающиеся должны знать: историко-культурное, духовное наследие своей страны и ,основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.
Должны уметь: применять полученные знания на практике; работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями; формировать собственную позицию; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Хронологические умения. Соотносить год с веком; правильно применять счет лет до нашей эры, нашей эры. Соотносить дату события с одной из эпох крымской истории или периодом всемирной истории. Устанавливать последовательность и длительность отдельных событий и процессов. Использовать отдельные хронологические данные (годы, века, эпохи) в различных описательных и аналитических работах.
Картографические умения. На начальном уровне читать простейшие образные карты (находить отдельные объекты, определять их географическое положение). Выполнять задания к картам, используя их легенду.
Речевые умения. Пользоваться некоторыми видами изложения исторического материала (повествование, описание); в том числе осмысленно пересказывать (передавать основное содержание в ходе решения какой-либо учебной задачи) отдельные фрагменты учебного текста. Давать устные ответы на вопросы к тексту, вопросы учителя. Выступать с небольшими сообщениями по конкретным эпизодам темы, готовя их на основе источников, рекомендованных учителем. Формулировать свои суждения и умозаключения при выполнении доступных аналитических работ. Использовать в речи отдельные историко-обществоведческие понятия. Дополнять ответы своих товарищей. В том или ином варианте участвовать в дискуссии: выслушивать различные точки зрения, формулировать и защищать свою и др.
Текстологические умения. Пользоваться оглавлением, словарем и другими материалами для выполнения учебных задач. Составлять простейший план учебного текста (по смысловым частям).
Аналитические умения. Начать формировать навыки работы по отдельным этапам с учебной проблемы в коллективной форме (вместе с учителем, классом, группой):
1) видеть и осознавать проблему;
2) выбирать пути решения;
3) использовать разные средства решения проблемы;
4) приходить к решению проблемы, делать выводы по проблеме, фиксировать свою позицию по проблеме;
5) сопоставлять свое и чужое решения проблемы.
1) видеть и осознавать проблему;
2) выбирать пути решения;
3) использовать разные средства решения проблемы;
4) приходить к решению проблемы, делать выводы по проблеме, фиксировать свою позицию по проблеме;
5) сопоставлять свое и чужое решения проблемы.
Сравнивать отдельные исторические факты, явления, процессы. Выделять некоторые характеристики событий, процессов, исторических деятелей, памятников культуры, исторических явлений. Своими словами объяснять первичные представления об отдельных понятиях. С помощью учителя, в группе (классе) устанавливать отдельные связи между явлениями, понятиями.
С помощью учителя, в группе (классе) выявлять отдельные последствия и причины некоторых событий. С помощью учителя, в группе (классе) приходить к несложным выводам, используя простые доказательства.
Требования к подготовке обучающихся:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории Крыма и России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Методы и приемы: диалоги; элементы дискуссий; игры-практикумы; проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры; конкурсы, викторины; беседы; коллективно-творческие дела, экскурсии.
Формы проведения занятий: рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, проекты, экскурсия; поездка, поход, практическое занятие, викторина, встречи с участниками исторических событий.
Данная программа представляет собой вариант гуманитарной учебной дисциплины, рекомендованной для кружковой работы и факультативных занятий в начальной школе (2-3 класс) как региональный компонент учебного плана. Цель ее - дать учащимся азы знаний по истории православной культуры, в частности по истории православной культуры Крыма - культуре традиционной для России и распространенной в Крыму. Концепция курса основана на идее, что современная образовательная система находится в режиме свободного развития, раскрепощена для творчества и выбора. В образовательных учреждениях начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования – личностно-ориентированного подхода к ребенку, к индивиду, к человеку как высшей ценности. Определяющая задача содержания образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. Приоритет в содержании образования отдается глубокому переосмыслению понятий «культура человека», «национальная культура» и «православная культура». Смысловое наполнение этих понятии имеет важное значение в определении принципиальных подходов к целям, задачам, средствам и содержанию образования. В связи с этим понятие «культура» - в сущностном ее смысле, понимается как высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям. Современные условия со всей наглядностью подтверждают всю сложность становления культуры как общечеловеческого явления, ее национальных форм, традиции этноса.
Предлагаемая концепция курса "ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИЯ" полностью соответствует государственной политике Российской Федерации, принципу гуманитаризации образования, требованиям сегодняшнего дня.
Изучение истории культуры своего края, обращенность к культуре своего народа может содержательно обогатить организацию работы педагога по приобщению школьников к ценностям национальной культуры. В рамках Православия создана славянская цивилизация, от которой нельзя отрекаться и которую нельзя уничтожить. Человек осмысливается в динамике жизни, в отношении к прошлому, настоящему и будущему, во всей полноте возможных проявлений. Одно из условий превращения образования в действенный фактор развития общества - пробуждение субъектности в региональном и национальном сообществах. Регионализация образования, как процесс и принцип, способствует осуществлению собственно образовательного процесса, концентрирует в себе и линию развития, и линию региональности. Исходная позиция в регионализации образования — это переход образовательного учреждения в позицию приоритетной зоны развития и первичной образовательной среды. Одно из стратегических направлений регионализации образования состоит в том, чтобы переориентировать образовательные системы от производства «средневзвешенного» человека на развитие интеллектуального и духовного потенциала людей, способных полноценно жить и действовать в конкретных условиях своей всегда конкретной Земли, воспитание человека культуры.
В содержании образования принципиальное изменение имеют проблемы, отражающие специфику истории и культуры региона. Предметы этой группы целостно раскрывают содержание современного образования, способствуют формированию ценностных ориентации школьников на основе традиций, понятий и этнокультурных представлений как общего и особенного своего народа и представителей других национальностей региона. Конечный результат обращен к главной цели - созданию условий для развития личности и достижения высокого уровня образования и культуры. Практика показывает, что в условиях стандартизации образования существует проблема определения в содержании образования количественного соотношения общемирового, отечественного, национального наследия и опыта. Решать данную проблему путем установления простого арифметического баланса невозможно и недопустимо. В преодолении существующей проблемы и одним из путей ее решения в реальном образовательном процессе, с нашей точки зрения, может выступить ориентация школьников на общечеловеческие ценности через историю православной культуры в Крыму в двух ценностных аспектах: как интегративное личностное образование и как процесс его формирования. Ориентация на историю православной культуры в Крыму как интегративного личностного образования способствует расширению, углублению и личностному принятию школьником общечеловеческих ценностей через православную культуру. Ориентация как процесс способствует восхождению личности школьника к общечеловеческим ценностям и вхождению в мир православной культуры.
Определяющим в ориентации школьников на православную культуру служит субъектная позиция личности педагога в отношении себя к своей профессионально-личностной компетентности, к педагогической деятельности по приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям через историю православной культуры. Ориентация школьников на общечеловеческие ценности через историю православной культуры как процесс целесообразно осуществлять через следующие этапы:
первый этап - информационное обогащение смыслов общечеловеческих ценностей православными традициями;
второй этап - овладение опытом трансляции знаний об общечеловеческих ценностях и народных традициях в образовательном процессе;
третий этап - включение школьников в прогнозирование возможностей творческого применения знаний об общечеловеческих ценностях и национальных традициях в своей учебно-познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности.
Программа кружка внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы (4 класс) рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю). Предназначена для учащихся 3-4 классов, как логическое дополнение к курсу - Основы православной культуры.
Данный курс представляет собой интегрированный культурологический курс для начальной школы, где основа всего обучающего процесса — духовно-нравственное развитие личности.
В программе исторический материал превалирует, и это не случайно. Автор программы исходил (опираясь на исследования) из того, что
- у младших школьников есть интерес к прошлому - событиям, историческим личностям, жизни и быту людей и многому другому;
- исторический материал оказывает нравственное воздействие на личность ребенка, способствует воспитанию любви к Отечеству, уважению к истории и культуре других народов;
- без исторического материала значительно труднее формировать общественно-политические представления о жизни современного Крыма.
Дети в начальной школе, а далее и в средней очень трудно воспринимают историческую терминологию, не проводят закономерных этимологических связей в географических и топонимических названиях. Если с раннего возраста не сформировано историческое сознание, то в средней школе предмет "история" превращается в собрание оторванных от жизни исторических фактов с совершенно абстрактными обозначениями дат. И, исходя из этого факта, с которым мы в течении нескольких лет встречались в практической работе, была разработана предлагаемая программа интегрированного курса.
Психолого-дидактические принципы определения содержания программы кружка внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы (4 класс)
1. Принцип воспитания исторического сознания с приоритетом изучения истории отечества и родного края (от малой Родины к Великой).
2. Цель воспитания достойного Гражданина Отечества, способного преумножить его культурное достояние в общем, контексте мировой культуры на основе глубоких знаний этно-национальных и культурно-исторических традиций, укорененных в Православии, требует реализации принципа приоритетности отечественной культуры.
При выдвижении этого принципа мы исходим из основополагающей идеи: только тот человек может любить и сберегать мировую культуру, который знает, любит и ценит свою, отечественную. Поэтому мы так располагаем исторический, литературный, языковой и всякий другой предназначенный для изучения материал по концентрическим кругам, чтобы заложить основы знания отечественной культуры в первую очередь.
И не только знания, но и сердечное понимание ее, любовь ко всем ее проявлениям и желание участвовать в ее обогащении, при полном уважении и глубокому интересу к культуре других народов.
В наибольшей степени идеи формирования чувства ответственности за все окружающее способствуют начала отечественной истории.
3. Принцип приоритета духовно-нравственного воспитания занимает ведущее положение во всей иерархии принципов данного предмета. Воспитание гражданина России, знатока, ценителя и защитника ее культуры и природы. Христианская воспитанность начинается с воспитания любви к маме, друзьям, родному дому, школе, городу. Для детей начального возраста обучения это не требует особых усилий, так как входит существенной частью в "дар детства" и легко обнаруживается в благоприятных условиях. Это, прежде всего:
— разумно и целенаправленно созданная благоприятная среда общения ребенка;
— тесный и разумный контакт школы с семьей: "Общественное воспитание только оказывается действенным, когда его вопросы становятся общественными для всех и семейными для каждого" (К.Д. Ушинский);
— точное понимание учителем общей задачи и готовности ее выполнять;
— правильно сформированный учебный план и точное соответствие с концепцией данного предмета и подобранного учебного материала;
— соблюдение баланса нравственно-духовного воспитания и высокого уровня образования.
4. Принцип научной системности на всех этапах обучения и воспитания в концепции данного предмета включает в себя следующие положения. Формирование, высветление "духовного чувствилища" в детях наиболее успешно происходит в раннем возрасте обучения — чем раньше, тем лучше и прочнее. Знания, сгруппированные в соответствии с их научной спецификой, располагаются в целостной концентрической системе, ориентированной на психологические и физиологические особенности каждой возрастной группы.
Концентричность предполагает отбор содержания на начальном этапе по принципу синкретизма, что соответствует историческому развитию человечества. Затем происходит поэлементное выделение и детализация научных знаний, оптимальный набор фактов для этапных обобщений.
В четвертом (выпускном) классе происходит обобщение освоенных в системе знаний на новой интегративной культурно-исторической основе.
5. Принцип гуманизации образования в культурологическом аспекте направлен на взращивание духовного семени и умножение имеющихся талантов в каждом ребенке через изучение культурного наследия и научных достижений. Наш принцип, заложенный в систему национального образования, не только не снижает эффективность обучения, но, напротив, позволяет гуманизировать весь процесс.
6. Принципы доступности содержания образования выражен в идее допустимости для каждого ребенка уровня трудности, достижение которого требует от него максимума приложения интеллектуальных и душевных усилий. Сложные обобщенные понятия без искажения будут выражены постоянными, понятными детям образами и символами. Само кодирование образами абстрактных понятий соответствует логике развития педагогического опыта человечества. Для понимания и эмоционального приятия опыта старших поколений народы всех стран использовали, прежде всего, священное писание, а также притчи, сказки, легенды и мифы. Русская духовная культура дает богатейшие возможности для погружения в мир притчи, сказки, житийной литературы, сказаний, псалтири и др., составляющий вместе с Библейскими сказаниями истинную основу для духовного воспитания через этнокультурный компонент образования.
7. Принципы экологичности содержания образования. Принцип экологичности отбора содержания состоит в том, чтобы скоординировать Образы - понятия с эмоциональностью и образностью мышления младших школьников.
8. Принцип природосообразности заложен в образно-сюжетное кодирование и декодирование (с помощью учителя и самостоятельно) содержания научных понятий. Он дает возможность детям довольно рано системно и на основе сущностного понимания овладеть знаниями о мире. Говоря о сущностном миропонимании, мы исходим из определения Л.С. Выготским двух его путей: логико-аналитического (научного) и эмоционально-образного (художественного).
Образно-сюжетное кодирование и декодирование позволяет нам на раннем этапе обучения, где для детей природосообразно восприятие всех общих свойств изучаемого объекта путем "одномоментного эмоционально-образного схватывания" (Л.С. Выготский), помочь им постичь систему научных знаний без упрощений и искажений. Фольклорное и мифологическое кодирование и декодирование вполне доступно детям. Оно позволяет педагогу активизировать их самостоятельную мыслительную деятельность. Введенные в учебный процесс элементы рисования, драматизации, воображения через игру способствуют также развитию анализаторов, как I I -й, так и I-й сигнальных систем. (Мы исходим из того, что 1-я сигнальная система (зрительные, слуховые, двигательные и др. анализаторы) присуща как человеку, так и всему животному миру. Вторая сигнальная система в ответе за деятельность тонкого и сложного устройства "мысль-речь" и свойственна только человеку). В процессе обучения постоянно участвуют зрительный, двигательный и тактильный анализаторы.
Введение кодирования и декодирования в активную деятельность детей, по мнению отечественных и зарубежных психологов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже и других, является одним из ведущих способов в развитии мыслительной деятельности человека.
В то же время системность мифологии отвечает наклонностям детей с логическим складом ума и служит для них художественной формой начального освоения мира, основных понятий и значений, что помогает формировать научную систему целостного мировоззрения уже с самого раннего этапа обучения и на основе духовного развития.
9. Принципы дифференцированного и индивидуального обучения на всех этапах.
Дифференцированный подход в обучении при групповой и классно-урочной системе базируется на:
— постоянном и всестороннем изучении склонностей, задатков, способностей каждого ребенка;
— дифференциации учебного материала по трем уровням трудности;
— разработке индивидуальных учебных штанов в соответствии со способностями и склонностями каждого ребенка;
— построении учебного плана групповых занятий с учетом особенностей различных подгрупп детей;
— специфической методике индивидуально-групповых занятий с учащимися после уроков.
Индивидуальный подход к разработке учебного плана базируется и на идее гармонического развития всех сторон личности, с опорой на духовное развитие. С 1-ого класса уже можно и нужно начинать знакомство с историей своего рода, родного города, Крыма, Украины. Так как именно здесь закладывается основание восприятия себя как звена единой цепи человеческой истории, как поколения людей, осознающих себя в непрерывном контексте истории, тесно связанными с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участниками мирового культурно-исторического процесса, проживающими на определенном географическом пространстве.
Именно через "именную цепочку" и укрепляется в сознании шести-семилетнего ребенка ощущение причастности к большой человеческой истории, устанавливается духовная связь между святыми — первомучениками христианскими и дивными русскими святыми, прославившими отечество. Впервые дети начинают осознавать ответственность за честь своего рода — "не уронить достоинство фамилии". Дети этого возраста уже сознательно воспринимают имена святых, Сергия Радонежского, святых равноапостольных учителей славянства Кирилла и Мефодия, узнают о своей принадлежности к славянству и о наших братьях-славянах, когда-то принадлежавших одному племени. И здесь, конечно, невозможно обойтись без карты или глобуса, чтобы определить место на земле, где селились наши предки и где мы сейчас живем. Все эти знания приобретаются в процессе игровых занятий, бесед, комментированного чтения.
Младшие школьники изучают места родного города и всего Крыма, доступные для экскурсионного изучения, знакомятся с особо памятными местами и окружающими памятниками, изучают символическую сущность герба родного Крыма, его символику, флаг и гимн Отечества.
К этому времени ребенок уже может с полным сознанием посещать близлежащий храм и должен научиться, разумеется, с помощью родителей, вести себя в храме. Рассказывая о посещении храма, ребенок должен объяснить, где он находится, как называется, чему или кому посвящен, уметь описать его. И образцы такого описания задает педагог — здесь также проявляются риторические умения ребенка, который должен усвоить образцовую модель рассказа и воспроизвести ее в собственном описании.
На этом этапе дети начинают осознавать и принадлежность ко времени домов, названий улиц, бытовых вещей, осваивать понятия "старый" и "старинный", трепетно относиться к раритетам, особенно семейным реликвиям.
Воспитание нравственности и христианского восприятия мира через культуру предполагает и уважение, и активный интерес к чужой культуре, к истории и вере других народов. Этому особенно помогает посещение различных музеев. Желательно приобщать к посещению музеев памятных мест родителей, просить их именно так использовать выходные дни, чтобы дети могли в понедельник поделиться яркими и богатыми впечатлениями. На уроках используются слайды, схемы, учебные фильмы, фрагменты художественной литературы. По возможности по каждому разделу проводятся итоговые игры-викторины, конкуры, выставки творческих работ. Отдельные темы разбираются на экскурсиях.
Сохраняются основные этапы урока. Как в 3-ем, так и в 4-классе, урок может начинаться с актуализации знаний, а может и сразу с постановки проблемы. Во втором случае сначала либо через чтение текста, либо через беседу с учителем ребята осознают главную проблему, которую сегодня будут решать на уроке. После этого определяется, какие знания пригодятся для решения этой проблемы, т.е. осуществляется актуализация. Причем особенно важно вспомнить, что об этой проблеме мы узнали раньше и что можем использовать. Вполне возможно, обходиться без традиционного домашнего задания, проверяя и закрепляя давно пройденный материал во время актуализации на новой теме.
Этап открытия и расширения нового знания состоит из решения проблемы, проверки и подтверждения этого решения во время работы со смысловыми фрагментами урока. При этом чтение текста постоянно должно сопровождаться объяснением, эвристической беседой, выполнением заданий интерактивной методики учебника, заданий рабочей тетради, работой в группах. В конечном итоге ученик выходит из начальной школы, обладая совершенно особыми знаниями и умениями. Он владеет общими, предварительными и образными представлениями об истории и современности Крыма, всего человеческого общества. При этом важно не само фактическое знание, а то, что разнообразные факты введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить ориентирами, фундаментом для дальнейшей работы в средней школе. Иными словами - можно забыть какую-либо дату, имя или название, но необходимо уметь находить по справочникам эти знания и работать с ними, определять их место в общей историческо-обществоведческой картине. Общество для выпускника начальной школы складывается теперь из первичных представлений о важнейших понятиях. Он может на доступных примерах указывать на наличие в обществе внутренних взаимосвязей, которые объединяют каждого человека с его семьей, друзьями и знакомыми, земляками и соотечественниками, со всем человечеством. Он умеет на начальном уровне ориентироваться в историческом времени, вести счет времени, работать по образной исторической карте.
Таким образом, начиная изучать историю, географию, краеведение Крыма ученик уже имеет в своем сознании образ единой картины мира. Теперь можно «раскладывать» новые знания по «предметным полочкам», причем у самого ученика созревает потребность в этом - потребность открывать окружающий его мир с новых неожиданных сторон.
Изложение материала учителем должно быть кратким (не более 7 минут) и образным. Рассказ может быть вводным (перед изучением нового материала), содержать дополнительные сведения (в том числе и краеведческого характера) о событии, историческом деятеле, памятнике культуры, быте людей. В качестве дополнительного материала рекомендуем использовать исторические рассказы.
Игра - важнейший метод обучения в начальной школе. Она помогает учащимся лучше представить то или иное событие, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания. В практике преподавания широко используются игры-состязания по типу: "Знаете ли вы?", "Кто?", "Что? Где? Когда?" и др. Возможны игры, которые занимают значительную часть урока Это игры по типу "путешествий": "Путешествие в древний Херсонес"., "Путешествие в пещерные города Крыма", "Маршрутом путешествия А.С. Пушкина по Крыму" и др.
Программа кружка внеурочной деятельности «Основы православной культуры Крыма» для начальной школы (4 класс) - 34 часа ( 1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение (1 час). Православная вера и ее роль в истории Крыма. Сказание «Как к нам пришла христианская вера».
Тема 2. Святой апостол Андрей Первозванный. Жизнь первых христиан – последователей св. апостола Андрея Первозванного.
Тема 3. Св. Климент Римский в Крыму. Сказание «Подводная церковь».
Тема 4 -5. География христианских народов в Крыму. История их появления и заселения земель.
Тема 6. Проект. Пещерные монастыри Крыма "Путешествие в пещерные города Крыма".
Тема 7. Свято-Успенский Бахчисарайский и Свято-Георгиевский Балаклавский (мыс Фиолент)- пещерные монастыри.
Тема 8. Эски-Кермен, Мангуп-Кале и др. - пещерные монастыри Крыма.
Тема 9. Херсонес и его роль в распространении христианства «Путешествие в древний Херсонес».
Тема 10. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси.
Тема 11. История распространения православия в Украине и Крыму в контексте развития культуры. Православие и архитектура -
Тема 12. Православное изобразительное искусство.
Тема 13. Понятие о храме, его строение. Церковь и собор. Кафедральный собор св. Петра и Павла История Петро-Павловского собора
Тема 14 .Наиболее известные храмы Крыма Свято-Владимирский собор в Херсонесе.
Тема 15. История Свято-Алсксакдро-Нсвского кафедрального собора
Тема 16. Свято-Троицкий собор Симферопольского женского монастыря. Тайна Святой троицы.
Тема 17. Сйято-Исшно-Предтсчшский храм г. Керчи.
Тема 18. Свято-Воскресенский Форосский храм и др. Местные храмы.
Тема 19. Понятие о монашестве. Женские православные монастыри Крыма; Свято-Параскевский Товдовский (с. Учебное Белогор ского р-на); Свято-Троицкий (г. Симферополь); Свято-Георгиевский Катерлезский (г. Керчь).
Тема 20. Проект. Мужские православные монастыри Крыма: Свято-Юшментовский Инкерманский; Свято-Успенский Бахчисарайский; Свято-Георгиевский Балаклавский (мыс Фиолент); Свято-Космодамиановский (г. Алушта); Спасо-Преображенский скит в с.Терновка (г.Севастополь).
Тема 21. Свято-Стефано-Сурожский - Мужской православный монастьфь (г. Судак). Святитель Стефан Сурожский Чудо святого Стефана Сурожского.
Тема 22. Иконопись. Происхождение икон. Символика иконы. Иконы в православии. Наиболее чтимые крымские иконы. Иконостас.
Тема 23. Проект. Традиции православных праздников в Крыму. Двунадесятые праздники. Рождество Христово.
Тема 24. Проект. Пасхальные праздники народов Крыма.
Тема 25. День жен мироносеп. Святая преподобномученищ Параскева. Даша Севастопольская.
Тема 26 Дни славянской письменности и культуры. Святые Кирилл и Мифодий в Крыму.
Тема 27. Троица Тайна Святой троицы.
Тема 28. Проект. Герои и подвиги в русской литературе: жития Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского.
Тема 29. Проект. "Маршрутом путешествия А.С. Пушкина по Крыму".
Тема 30. Святой праведный воин Феодор Ушаков.
Тема 31. Проект. Святые Царственные мученики.
Тема 32. Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий).
Тема 33. Проект. Святые новомученики крымские.
Тема 34. Итоговый урок КВН.