Войти / Зарегистрироваться

Обобщение педагогического опыта по теме: «Развивающее обучение на основе интеграции предметов как средство формирования личности»

Получить свидетельство
Автор: Земцова Татьяна Александровна

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
городскогоокруга г. Урюпинск
                  Волгоградской области            Обобщение педагогического опыта по теме: «Развивающее обучение на основе интеграции предметов как средствоформирования личности»                  
                                      Авторопыта: учитель                                      русского  языка и литературы
                                                   Земцова Галина Сергеевна.            Школа, как и все наше общество, заметно меняется. В условиях переходногопериода перед учителем стоит задача научить школьников самостоятельно пополнять
свои знания, ориентироваться в стремительном потоке учебной информации. Именно
школе должны прочно формироваться умения анализировать, исследовать,
сравнивать, обобщать- все то, что пригодится ребятам в их будущей жизни и
деятельности, независимо от того, пойдут они работать на производство или
учиться в вуз.Поиск нового, свежегостиля преподавания привел меня к убеждению, что современный этап педагогической
практики- это переход от информационног объяснительной технологии обучения к
деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств
ребенка, важным становятся не только усвоенные знания, но и сами способы
переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого
потенциала учащихся.Органическое слияние образования, воспитания и развитиядостигается в условиях развивающего обучения на уроке. Лишь будучи включенным в
активную познавательную деятельность, ученик в состоянии проникнуть в суть
изучаемого учебного материала, освоить его на уровне общих закономерностей и
ведущих идей учебного предмета, использовать усвоенный материал в качестве
способа дальнейшего познания. Интегрированная основа таких уроков позволяет
объединить в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении
одного понятия, темы или явления. Считаю, что для учителя- словесника знание
искусства-профессиональная обязанность.Можно ли изучать Пушкина, не обратив внимания на его роль вразвитии русской музыки? Достаточно ли полно представление о поэзии Блока без
Скрябина, о творчестве Маяковского - без Прокофьева, Шостаковича, Мейерхольда и
Эйзенштейна?Как читать литературоведческие статьи икниги академика Д.С. Лихачева, не имея представления о живописи и архитектуре?Впроцессевнедрениятехнологииразвивающегообученияна
интегрированнойосноверешаютсяследующиезадачи:1)                     формированиемировоззренияшкольниковнаосновеобобщающихзнанийизразныхпредметныхобластей;2)                     пробуждениевнутреннихстимуловучения,способствующихпревращениюзнанийвубеждения,
развитиюпознавательнойактивностиисамостоятельности учащихся;3)                     развитиеинтеллектуальныхспособностейучащихся, потребностисамосовершенствованияитворческогопроявленияличности.     Исходяизпоставленныхзадач,отбираюсредстваихреализации:
содержание,методыиорганизационныеформыобучения,методы
воздействияклассногоколлективаиучителянаучащихся,техническиеи
иллюстративныесредстваобучения.Особоевниманиеобращаюнаметодыобучения,направленныенадостижениезапланированныхцелейурока.Приэтомучитываю,чтобы
методысоответствоваливыбранномухарактерупознавательной деятельностиучащихся.Втехнологииразвивающегообученияяпридерживаюсьследующейсистемыметодовобучения:1)репродуктивныйметод,стимулирующиймыслительнуюдеятельностьучащихсянаосновепроблемногоизложенияматериала:2)методтворческогочтения,направленныйнауглубленноехудожественноевосприятиепроизведения,-развитиеобразного, художественногомышления;3)       исследовательскийметод,способствующийсамостоятельному
поискуучащихся,развитиюуменияанализапроизведенийлитературы,
живописиимузыки;4)     эвристическийметод,проявляющийсявформебеседы,заданий
длясамостоятельнойработы.Выборметодовобучения,преждевсего,обусловленхарактеромучебногоматериалаиуровнемразвитияучащихся,степеньюихспособности
усвоитьданныйматериалспомощьютогоилииногометода.Знанияпорусскомуязыкуформируюметодомсообщенияучебногоматериала,объясненияновогоматериала,путемэвристическойбеседы, решенияпроблемнойзадачи,воспроизводящейбеседы,обобщающего
повторения.Первыечетыреметодаиспользуюдлявводановыхзнаний,два
последних-длязакрепления.Пользуясьэвристическимметодомнаурокерусскогоязыкав7классеприизучениипричастия,помогаюучащимсяустановитьзависимостьмежду
формойпричастияитакимикатегориямиглагола,какпереходностьивид. Направляямысль учащихся, предлагаю определить вид и переходность глаголов и установить,
как влияют эти признаки глагола на форму причастия. После этого учащиеся
самостоятельно устанавливают зависимости между категориями глагола и формами
образуемых от них причастий: если глагол переходный, то от него образуются
причастия действительные и страдательные. Если глагол несовершенного вида, то
можно образовать причастия настоящего и прошедшего времени; если совершенного
вида, то только причастия прошедшего времени. Таким образом, наблюдая факты
языка, выделяя в них существенные признаки, ученики открывают зависимости между
явлениями и индуктивным путем приходят к выводу, обобщению.Отбираяпедагогические средства по литературе, исхожу из того, что произведения
искусства - это исследование жизни, но исследование отличное от научного)Наиболееспецифичным нахожу метод творческого чтения. Цель и специфика этого метода
заключается в активизации художественного восприятия, в формировании средствами
искусства художественных переживаний, художественных склонностей и
способностей, в развитии образного мышления.Стремясьвозможно полнее передать образы, чувства, мысли автора, прибегаю к таким
приёмам, как: пересказ отдельных эпизодов с сохранением особенностей стиля
писателя, иллюстрация рисунками отдельных мест произведения, историко - литературный
комментарий, краткое изложение творческой истории литературного произведения и
другое.Поскольку чтениехудожественного произведения качественно отличается от процесса чтения
научного, публицистического текста, оно требует специального внимания к слову,
фразе, ритму; вызывает работу воображения, связанного с эмоциональной
взволнованностью. Учу школьников слушать и слышать художественное слово,
наслаждаться им, пробовать свои силы в художественном творчестве. Метод
творческого чтения не свожу лишь к буквальному пониманию слова «чтение»: он
направлен на углубленное художественное восприятие искусства и эстетическое
восприятие жизненных явлений.Этотметод применяю и в самом начале изучения произведения, и после его анализа, в
результате которого понимание произведения значительно обогащается.Привлечениепроизведений изобразительного искусства, музыки на  урок литературы способствует, с моей точки
зрения выполнению правила обучения «от конкретного к абстрактному», то есть от
чувственно -образного к абстрактно - логическому. Школьник соотносит
изобразительный, музыкальный образ с литературным, анализирует увиденное и
услышанное и приходит к логическому обобщению. Это во-первых, во - вторых,
обращение к живописи и музыке ведёт ученика от единичного, конкретного, к
общему, абстрактному, от эмоционального к рациональному.В работе с детьми болеестаршего возраста применяю исследовательский метод, способствующий
самостоятельному поиску учащихся, развитию умения анализа произведений и
открывающий новые аспекты изучаемого предмета. При этом я выдвигаю проблемы для
всего класса, причём ряд аспектов этих проблем разрабатываю вместе с группой
учащихся. Затем провожу консультации и обеспечиваю верное направление
исследовательской работы учащихся, её эффективность. Учитываю, что есть такие
знания, которые не могут быть приобретены путём размышления, а отсылать
учащихся к сложным для них научным трудам нецелесообразно. В таких случаях я
сама сообщаю школьникам необходимый материал или рекомендую усвоить его в
доступных изданиях, прежде всего - в учебниках. Отсюда возникает необходимость
применения репродуктивного метода, который не предполагает бездумного,
механического заучивания материала учащимися. Наоборот, он стимулирует их
напряжённую мыслительную деятельность.Развитиюмысли учащихся при репродуктивном методе особенно способствует проблемное
изложение материала, в процессе которого я выдвигаю проблему, раскрываю
различные точки зрения на её сущность, последовательно и доказательно указываю
пути к её правильной постановке и разрешению.Приэтом не только излагаю знания, но разъясняю ход мыслей, раскрываю приёмы
анализа и синтеза во владении изучаемым материалом. Например, провожу анализ
небольшого произведения (стихотворения) или отдельного эпизода, образа героя,
композиции произведения и специально обращаю внимание учащихся на метод
анализа, который они далее осваивают при самостоятельной работе над другим
материалом. Моя педагогическая практика показывает, что репродуктивный метод
обеспечивает сознательность и прочность приобретённых знаний. В школьной
практике многие методы теснейшим образом связываются, переплетаются не только в
большой программной теме, но часто и на одном уроке, особенно в средних
классах, где возраст учащихся требует смены видов учебной деятельности
школьников.Ученик,конечно, изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать
определённые усилия в процессе образования. Но учитель тоже должен заметить эти
усилия, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперёд
и каждый раз делая «шаг навстречу», подниматься вместе с учеником на новую
ступень знаний и отношений.В своей деятельности япридерживаюсь основных положений технологии встречных усилий учителя и ученика:1)            взаимная   устремлённость   субъектов  образовательного процесса к совместной деятельности;2)                      свобода выбора: в любомобучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора:3)                наличие стимула;4)                      открытость,тоестьнепрерывностьвцеломидопускающая незавершённостьвконкретнойситуациидеятельностипознания;5)                      практико-ориентированнаянаправленностьобучения,иливозможностьреализацииполучаемойинформации, приобретаемыхзнаний,уменийинавыков;6)                      наличиеобязательнойобратнойсвязи;7)                      педагогическийрезонанс:поддержкаивзаимноеусилие, 
действийучителяиученика;8)                 обращениерезультата,достигнутогонаодномзанятии,в
мотивдляпродолжениясовместнойпознавательной
деятельностинаследующемуроке.Такоетесноесотрудничествосучащимисяпомогаетмневнедрятьтехнологиюразвивающегообучениянаинтегрированнойоснове,которая
предполагаетвовлекатьучащихсявразличныевидыдеятельности,
использоватьвпреподаваниидидактическиеигры,дискуссии,атакже
методыобучения,направленныенаобогащениевоображения,мышления, памяти,речи.Современнойнаукойустановлено,чтовсякийэтаппсихическогоразвитиясвязансотражениемвмозгувнешнейсреды,онестьприсвоение,
приобретениеопытапознанияидеятельности,вэтомсмыслеявляется
обучением.Поэтомурассматриваяобучениекакформупсихического
развитиячеловека,необходимыйэлементразвития.Всякоеобучение
развивает,обогащаетбанкпамятииусловныхрефлексов.Обучениеиразвитиенемогутвыступатькакотдельныепроцессы,онисоотносятсякакформаисодержаниеединогопроцессаразвития
личности.Всущностинаукиразвивающегообученияинтересуетменятем,
чторазвитиевсегдаидётвпередиобучения,апоследнеенадстраиваетсянад
ним,какбы«обучая»его.Вразвивающемобучениипосредством
педагогическоговоздействияяимеювозможностьопережать,
стимулировать,направлятьиускорятьразвитиенаследственныхданных
личности.Именноинтегрированнаяосноваобучениядаётбольшие
возможностимнекакучителюсловеснику.Во-первых,наиболееестественноосуществляетсясвязьрусскогоязыкаилитературы.Объектомизученияобеихдисциплинявляется словесность.Во-вторых,произведенияхудожественнойлитературывсегдаотражаютконкретныеособенностиисторическойэпохи,вкоторуюонибыли
созданы.Этоопределяетмногосторонниесвязилитературыскурсом истории.В-третьих,расширяяобщеэстетическийкругозоршкольников,произведенияизобразительногоискусствавихсопоставлениис литературнымипроизведениямислужатоднимизэффективныхсредств
постиженияспецификилитературыкакискусстваслова.Ив-четвертых,музыкадаетвозможностьмненаиболеецелесообразновключатьеевурокиизучениябиографииписателяиразборалитературных текстов.Эффективностьвструктуретехнологииразвивающегообучения,намойвзгляд,даеттакойкомпонент,как«социальноевзаимодействие»,тоесть
предоставляетсявозможностькаждомуученикупроявитьсвоизнания,
умениявпрактическойдеятельности.Метапредметныесвязикакважнейшеесредствокомплексногоподходакобучениюоказываетвсестороннеевоздействиенамотивыучения
школьников,наформированиепознавательныхинравственныхмотивов
личности.Межпредметныесвязисамипосебесоздаютситуативную
мотивацию,стимулируяпереносзнанийипробуждаяинтерескпознанию.
Ноихвлияниенапознавательнуюмотивациюопосредуетсямножеством
другихвнешнихивнутреннихфакторов,определяющихотношениеученика
ктакойдеятельности:интенсивностьисистемностьсамихмежпредметных
связейвразныхучебныхпредметах,реальныеуспехивпредметнойи
межпредметнойдеятельности,сложившеесяуучащихсяранееотношениек томуилииномупредмету,оценкавидадеятельности,осознаниееё
значимости,практическаяорганизацияидругое.Мотивацияприобретает
самостоятельныйхарактер.Онаотражаеткомплексмотивовученияи
синтезируетпознавательныйопытучащихся.Например,наурокеразвитияречипорусскомуязыкунатему«Описаниезимы»используюшкольнуюкартинуН.Э.Грабаря«Февральская
лазурь»имузыкальнуюкомпозициюП.И.Чайковского«Февраль».
Живописьимузыкапомогаютувидетьиуслышатьнеповторимые
особенностизимнейприроды,подобратьнеобходимыехудожественные средствадляееописания.Такимобразом,живописьимузыкасоздаютблагоприятнуюэмоциональнуюатмосферудлявосприятияокружающегомираприродыи
помогаютразвиватьуменияинавыкиписьменнойречи.Использованиеживописиимузыки,конечно,неестьласканиеглазаислуха,авозбуждениеума.Частохудожественнаяиллюстрациякакизобразительныйкомментарийприсутствуетуменяинаурокахлитературы.Анализрисунка,
являющегосяосновойвсякойхудожественнойиллюстрации,неизбежно
дополняетсярассмотрениемеготесной,органическойсвязистекстом
литературногопроизведения.Этоиопределяетспецификуиспользования
иллюстрацийнаурокахлитературыкакодногоиздейственныхприемов
разборалитературныхпроизведений.Сопоставлениеиллюстрациистекстом
художественногопроизведенияконкретизируетиобогащаетпредставления
учащихсяособытияхигерояхкниги,оеекомпозицииистиля.Технологияразвивающегообученияпозволяетмнеформироватьсамостоятельнуюдеятельностьучащихся.Приизученииимени
числительногомыобращаемсякцифрам,азначиткматематике.Наосновематематическихзнанийяразвиваюорфографическуюзоркостьвправописаниичислительных,атакжеведуработупо
предупреждениюречевыхошибоквупотреблениичислительных,к
сожалению,имеющихместовнашейжизни.Технологияразвивающегообучениянаинтегрированнойосновеявляетсяоптимальнымподходом,намойвзгляд,вразвитииэстетических вкусов.Наурокелитературыприизучении«Сорочинскойярмарки»Н.В.Гоголяпослечтенияописанияярмаркияпредлагаюпрослушать
музыкальнуюпьесуМусоргского«Гопак»изадаювопросы:-Какиемузыкальныеинструментывыуслышали?-Какоенастроениепередаетмузыка?-           Помогаетлимузыкальнаяиллюстрациялучшепонятьдух,настроение,царящиенаярмарке.Каждыйучительзнает,наскольковажноподготовитьсякпервомузанятиюпотворчествуотдельногописателя,потомучтоименнонавводномурокерешается главная проблема - мотивация изучения художественного произведения. В начале изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 7-ом классе, япредлагаю ребятам посмотреть замечательный фильм «Лермонтовские Тарханы», после
чего написать небольшой отзыв.Технические средства способствуют удовлетворениюлюбознательности учащихся, так как с их помощью можно передать сведения,
которые обычными способами затруднительно сообщить. Учебно- познавательный
фильм «Лермонтовские Тарханы» выступает не только в качестве учебного пособия,
но и способствует формированию умений и навыков писать отзыв. Данный видеофильм
хорошо вписывается в логику урока, 'где познавательная деятельность учащихся
планируется преимущественно репродуктивной и носит творческий характер. На уроках внеклассного чтения при изучении лирики местныхавторов знакомлю учащихся не только с творчеством поэтов, но и художников
нашего края.Открывая поэтическую страницу Т. Поповой, предлагаюпрослушать ее стихотворение «Осень», а затем сравнить образ осени с картиной
местного художника Скрипкина, отвечая на вопросы:-Что объединяет искусство слова иискусство красок? -Помогает ли картина мысленно воссоздатьтот образ осени, что воспевает в стихотворении поэтесса?Используя на уроках литературы репродукции картин, добиваюсь,чтобы дети приобретали опыт эстетического восприятия произведений живописи; у
них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире,
замечать особенности природы в разные времена года, испытывать наслаждение от
созерцания пейзажа. Все это способствует более полноценному восприятию
литературного произведения.Таким образом, учащиеся приобретают знания о мире поэзии иизобразительного искусства нашего края и воспитывают в себе чувство Родины. Технология развивающего обучения на интегрированной основеприводит к тому, что восприятие, осмысление, запоминание и применение в
процессе учения становятся тесно взаимосвязанными.Такой характер деятельности учащихся отражается на уровнеусвоения знаний и умений, на развитии операционной структуры их деятельности,
воспитании личностного мировоззрения, способствует формированию позиции, при
которой ученик рассматривает себя активным участником познавательного процесса.           ВосновуданногоопыталеглитехнологииД.Б.Эльконина,В.В.Давыдова.Вихтехнологииосновноевниманиеобращаетсянаразвитие интеллектуальныхспособностейребенка.Винтересахобществаисамого
человекаобучениедолжнобытьорганизованотак,чтобыдостичьза
минимальноевремямаксимальныхрезультатовразвития.Онодолжноидти
впередиразвития,максимальноиспользуягенетическиевозрастные
предпосылкиивносявнихсущественныекоррективы.Этообеспечивается
специальнойпедагогическойтехнологией,котораяиназывается развивающимобучением.Развивающееобучениеосуществляетсякакцеленаправленноеучебнаядеятельность,вкоторойребеноксознательноставитцельюизадачей самоизмененияитворческиихдостигает.Учительнетолькосообщаетдетям
выводынауки,новедетихпопутиоткрытия,заставляет
следитьзадиалектическимдвижениемсмысликистине,делаетих
соучастникаминаучногопоиска.Наначальнойступениизучениякакого-либофундаментальногопонятиявводитсяобщееабстрактноепредставление
обэтомпонятии,вдальнейшемобучениионообогащаетсяи
конкретизируетсячастнымифактамиизнаниями,служатдляучащихся
ориентиромдлявсегопроцесса'изученияданногопонятия,онопомогает
осмыслитьвсевводимыевдальнейшемчастныепонятиясточкизренияуже
имеющегосяобщегопредставления.Работаяпо технологии развивающего обучения, я последовательно и сознательно создаю на
уроке ситуацию успеха, выражающуюся в позитивных моментах:-  переживание успеха внушает ученику уверенностьв собственныхсилах;-появляетсяжелание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от
успеха;-     положительныеэмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение
внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее
отношение ребенка к окружающему миру.Педагогическаядеятельность в условиях развивающего обучения на интегрированной основе
выражается в положительных результатах: знания приобретают системность,
становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая
направленность познавательных интересов учащихся.Болееэффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие
личности.

Похожие публикации