Войти / Зарегистрироваться

Влияние ценностного потенциала музыкальных произведений на духовное развитие учащихся

Получить свидетельство
Автор: Синдикова Гульнара Маратовна

Проблема формирования целостной, духовно развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали,  испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет свою актуальность. Вопросы, связанные с духовным развитием подрастающего поколения, лежащие в плоскости вертикальной, смысложизненной, составляют сферу  личных и научных изысканий также и автора этих строк.
Одним из средств, развивающих духовную сферу учащихся, является, безусловно, музыкальное искусство. В связи с этим хотелось бы вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Особая роль в процессе воспитания Человека, несомненно, принадлежит учителю, духовно-педагогическая миссия которого, по мнению замечательного педагога Ш. А. Амонашвили, заключается в духовном восхождении человечества. Воспитание Ш.А.Амонашвили определяется как питание души, представленное образами Любви, Красоты, Справедливости, Преданности, Сорадости, Сопереживания и др. В наиболее полном и чистом виде эти образы отражены в искусстве.
В процессе восприятия музыкально-художественного  образа, по убеждению В. В. Медушевского, необходима реализация важнейших принципов, лежащих в основе «звукосмысловой формы музыки»: радость духовной активности; бесконечная ширь и глубина мироощущения; полет в царство смысла, под которым подразумевается «глубокая жизнь духа». «Что в выражаемом музыкой окрыляет душу, что способно восторгнуть ее к неумирающей радости? … не содержание музыки, а озарение души духовным смыслом» (2.15).
При разработке конспекта урока особое  внимание уделяю раскрытию духовно-ценностного содержания музыкально-художественных образов как  высших ценностей бытия. Читателям предлагается  методическая разработка двух уроков, в контексте которых  предпринимается попытка решения поставленной проблемы.
Цель: На примере  Симфонической поэмы К. Сен-Санса  «Пляска  смерти» и вокального произведения «Непогода» из т/ф «Мэри Поппинс, до свидания!» раскрыть векторную направленность их образного содержания.
Задачи:
1. Расширение понятия «музыкальный образ»; знакомство с жанром «симфоническая поэма»; закрепление характерных черт романтического стиля.
2. Развитие целостного мировосприятия учащихся; развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки.
3. Воспитание волевых, духовно-нравственных качеств: силы духа, воли как способности к преодолению соблазна в самом широком смысле слова.
Музыкальный материал: Ф. Лист Венгерская рапсодия № 2;   К. Сен-Санс Симфоническая поэма «Пляска  смерти»; муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева «Непогода» из т/ф «Мэри Поппинс, до свидания!».
Тип урока: углубление в тему
Ход урока
 

Музыкальный материал;

информационный материал

Задачи

Учебно-музыкальная деятельность; методы и приемы работы

Рекомендации по работе

над музыкальным произведением

Орг момент:

-музыкальное приветствие; распевание;

-в начале урока звучит фрагмент из 2-й Рапсодии Ф.Листа.

Учитель: Вы узнали это произведение? Какой образ отражен в нем?

Ожидаемый ответ: образ народного гуляния, представленный несколькими образами.

У.:  кто написал это сочинение?

О.о.: Ференц Лист;

У.:  напомните, пожалуйста, к какому художественному направлению относится творчество Ф.Листа?

О.о.: к романтическому;

У.: какие черты романтизма представлены в Венгерской рапсодии?

О.о.: опора на народные песенно-танцевальные интонации (фольклоризм); экспрессивная, раскрывающая характер народа мелодия; картины природы, виртуозность и импровизационность изложения музыкального содержания;

У.: вы знаете, что Ф.Лист был не только замечательным пианистом, композитором, дирижером, общественным деятелем, но и педагогом. Он воспитал более 330 учеников. Среди постоянно окружавшей его творческой молодежи был начинающий французский композитор, ставший другом Листа, – Шарль Камиль Сен-Санс (1853-1921). Вы уже знакомы с его творчеством (инструментальная сюита «Картинки с выставки»). Сегодня вы услышите еще одно  произведение этого композитора. Как бы вы охарактеризовали  музыкальный образ этого сочинения?

К.Сен-Санс Симфоническая поэма «Пляска Смерти»

-охарактеризовать музыкальный образ;

-познакомить с жанром «симфоническая поэма»;

-раскрыть идею произведения;

-закрепить понятие «романтизм» и основные черты этого стиля;

-закрепить знания о средствах музыкальной выразительности, их семантической нагрузке;

-развивать тембровый слух; обогащать музыкально-слуховой опыт;

-развивать целостное мировосприятие учащихся;

-воспитывать волевые, духовно-нравственные качества: силу духа, воли; способность  преодолевать соблазн в самом широком смысле слова.

Слушание

 

-метод эмоциональной драматургии;

 

-наглядно-слуховой метод;

 

-метод музыкального обобщения;

 

-прием создания проблемной ситуации;

 

-метод анализа;

 

-метод создания художественного контекста;

 

-метод стилеразличения;

 

-метод «возвращения к пройденному» (песенность, танцевальность, маршевость) и «забегания вперед» (симфонизм, симфония, симфонический цикл).

1.  первичное слушание

-перед первичным слушанием целесообразно не говорить название произведения;

-в начале характер музыки кажется спокойным, легким, танцевальным, но в то же время  немного таинственным, слегка взволнованным. Постепенно настроение меняется (похоже на нарастающую страсть, шторм, борьбу, сражение, заканчивающееся трагически);

-после выявления общего состояния, выраженного в произведении, можно предложить школьникам дать собственное название этому произведению, после чего назвать авторский вариант.

примерные вопросы

У.: как вы думаете, почему композитор назвал свое сочинение не «Танец Смерти», а «Пляска Смерти»? Каково предназначение Смерти?

О.о.: в танце прежде всего выражается состояние человека; исполнитель передает свое настроение, чувства в движениях, которые обязательно должны быть красивыми, грациозными, гармоничными, восхищающими; в данном произведениимузыкатанца очень красивая, но он  носит разрушительный характер; возможно, поэтому автор назвал его пляской,  для которой иногда характерны  резкие, хаотичные движения, в результате чего могут пострадать окружающие люди; предназначение смерти - лишать жизни;

У.: как вы считаете, Смерть – это явление исключительно физическое или не только? Обоснуйте свой ответ.

О.о.: и физическое, и духовное; когда погибает тело живого существа, считается, что он умер. Это не обязательно может быть человек, но только про живого человека могут сказать, что он мертвый; это значит, что произошло разрушение, уничтожение высших проявлений Души – веры, любви, доброты,  надежды;

У.: что,  на ваш взгляд, опаснее: разрушение тела или души человека?

О.: страшнее, когда человек как робот – бездушный, бесчувственный, равнодушный;

У.: как выдумаете, для того, чтобы добиться своей цели, Смерть будет действовать открыто или использовать более хитрые  средства?

О.о.:она, скорее всего, будет завлекать  жертву до тех пор, пока не почувствует свою «мертвую хватку»;

У.: давайте проследим за тем, как  Смерть, пряча свое истинное «лицо»,  как волк в овечьей шкуре, под маску лицемерия, завораживает красивой и коварной  пляской;

2. фрагментарное слушание и последующий анализ:

В начале монотонное звучание мелодии, напоминающее колокольный звон, и пиццикато в струнно-смычковых инструментах  на фоне -pp - создают ощущение таинственности, настороженности, некой опасности, после чего Сен-Санс очень ярко демонстрирует истинный образ Смерти  - страшная, корявая, уродливая (диссонирующее, резкое звучание, синкопированный ритм, акценты,  -ff  - все это относится прежде всего к состоянию ее внутреннего мира, лишенного красоты, света, мягкости, гармонии). После этого Смерть надевает сою маску – звучит танцевальная (вальс), изящная,  воздушная, интригующая, увлекающая мелодия (высокий регистр деревянно-духовых инструментов, пиццикато в сопровождении  струнных, чарующие гармонические фигурации, мягкий тембр), которая, тем не менее, сохраняет еле уловимое беспокойство, тревожность. Постепенно, с каждым новым проведением, Ее пляска становится более захватывающей, угрожающей,  характер музыки становится более стремительным, размашистым, вихревым (мелодическая сторона музыки уступает место ритмической, частые интонационные повторы, символизирующие резкие, разрушающие, «добивающие»  движения; при этом музыка звучит невероятно красиво, сочно, шикарно, так, как необходимо для того, чтобы соблазнить, увлечь и убить душу (богатый, бархатный, грудной тембр струнных инструментов, полнозвучная динамика). Постепенно  мелодия теряет свою интригующую привлекательность и приобретает черты более холодные, безжалостные, жестокие (тембр медно-духовых инструментов становится  пронзительным, свистящим, холодным, как сама Смерть; активизация ударных инструментов функционально дополняет ее уничтожающую пляску. После кульминации наступает развязка (звучит гобой, имитирующий пение петуха, предвещающее зарю)

примерные вопросы к фрагменту:

У.: если утреннее пение петуха символизирует рассвет, значит, все, что мы с вами слышали и наблюдали, происходило в какое время суток?

О.о.: ночью.

У.: как вы думаете, ночь – это просто время суток или композитор вложил в это понятие более глубокий смысл?

О.о.: с одной стороны, ночь – это суточный период;  с другой - это может быть состояние, период или даже жизнь человека, в которой нет Света – чистоты, искренности, правдивости, доброты;  злодеяния и преступления чаще всего совершаются как под покровом ночи, так и под покровом фальши, лицемерия и  обмана;

У.: чем же заканчивается произведение?

3. фрагментарное слушание

-наступившее утро как Свет, исходящий Свыше и уничтожающий мрак, в данном случае не выполняет свою спасительную функцию, а лишь обнажает печальную реальность, оплакиваемую плачепричитающей скрипкой;

У.: признаки каких жанров вы слышали в конце произведения?

О.о.: песни (плачепричитание -песенность) и марша (похоронного - маршевость);

У.: какими средствами выразительности воспользовался композитор для раскрытия характера в данном фрагменте?

О.о.: медленный темп, жалобные, скорбные интонации, выражающие чувство безысходности, невосполнимости утраты; звучание медно-духовых инструментов также напоминает траурное шествие;

4.  обобщение

У.: какова идея этого произведения?

О.о: этим сочинением Сен-Сансхотел сказать, что  не все внешне привлекательное, заманчивое и красивое является таким на самом деле, и человек может легко обмануться и даже погибнуть, если его внимание будет обращено только на внешнюю сторону; главное – это внутреннее содержание, душа каждого человека;

У.: вы абсолютно правы, действительно,композитор затрагивает глубокий пласт человеческих взаимоотношений, тонко, изящно и красиво «обнажая» людские пороки, скрытые под маской лицемерия.

Информационный материал:
-данное сочинение написано в жанре симфонической поэмы. Этот жанр симфонической музыки был создан Ф.Листом. В нем выражается романтическая идея синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история; картины природы).
«Пляска Смерти» была написана по поэме Анри  Казалиса, в которой разыгрывалась фантастическая ночная сцена на кладбище: после колокольного звона, сигнализирующего полночь, Смерть начинает играть на скрипке, и под необычайный вальс из гробов встают покойники, «лязгая костями».  Мы с вами убедились в том, что музыка способна выйти за ограниченные рамки литературного сочинения и выразить то, что  в нем не предполагалось.
Кроме того, «Пляска Смерти» была навеяна «мефистофельскими» музыкальными образами Ф.Листа.  Мефистофель – это олицетворенный образ силы, противоположной божественной, основная цель которой заключается в том, чтобы искусить, соблазнить людей и погубить их души. Мефистофель – символ неверия, отрицания, издевки над благороднейшими порывами человека.  Ф.Лист по роману Иоганна Вольфганга Гете «Фауст» написал «Фауст-симфонию», «Мефисто-вальс» а позже  К.Сен-Санс эту тему продолжил в своей Симфонической поэме.
У.:. какие черты романтизма наиболее ярко выражены в Симфонической поэме Сен-Санса?
О.о.: фантастические, сказочные.
У.: действительно, очень часто герой-романтик, стремясь уйти от  неудовлетворяющей его действительности, пытаясь найти свой недостижимый идеал,  попадал в мир фантастики, мистики  и  волшебства. Итак, что же такое, по вашему мнению, «жизнь» и «смерть»?
О.о.:жизнь и смерть – это две противоположности; жизнь связана с любовью, чистотой, правдивостью, радостью, открытостью, силой духа и верностью. Смерть – ее противоположная сторона, она связана с разрушением этих высших человеческих качеств и провозглашением других, низших чувств – эгоизма, жадности, злости, лицемерия, хвастовства и т.п.
Связка:
У.: вопросы жизни и смерти, смысла человеческой жизни, образа его поведения всегда были актуальными и находили свое художественное воплощение не только в музыкальном искусстве, но и в произведениях других видов искусства, например, в живописи. Посмотрите  на  репродукцию картины Питера Брейгеля – величайшего нидерландского художника 16 века «Нидерландские пословицы» и скажитечто общего между образами, воплощенными на этой картине и музыкальным образом Симфонической поэмы?  (на картине изображены забавные, но очень поучительные образы, которые заставляют задуматься о своем образе мыслей и поведении). Например, человек, обнимающий и одновременно кусающий столб (в данном случае столб - символ церкви) олицетворяет образ лицемера:  Он прячет свой порок «под шляпой», которую поместил на столбе.
Другой образ – покров лжи. Неверная жена надевает на своего обманутого мужа голубой плащ (голубой цвет символизирует обман). Капюшон ограничивает его зрение, и жена надевает его поглубже, до самых глаз, и т.п. (образов более 15).
У.:  как вы считаете, почему картина  называется  «Нидерландские пословицы»?
О.о.: народные пословицы содержат в себе определенную мораль. Картину можно назвать своеобразной нравственной энциклопедией.
У.:  могли бы вы назвать примеры вокальных произведений, романтических по содержанию, в которых поднимается проблема морали, нравственности, праведного образа жизни? (ответы учащихся). Послушайте одно из таких, произведений  и  скажите, какое отношение его содержание имеет к теме нашего урока?  (Учитель исполняет песню)

муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева «Непогода» из т/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»

 

-разучить новую песню;

-раскрыть художественный образ произведения;

-развивать вокально-хоровые навыки;

-развивать навыки двухголосного исполнения;

-развивать чувство ритма, гармонический и полифонический слух;

-добиваться ритмически точного исполнения, особенно в куплете песни;

-формировать и развивать навыки игры на синтезаторе;

-развивать целостное мировосприятие учащихся;

Вокально-хоровая работа

 

-практический метод;

 

 

 

 

 

Ритмическая деятельность

 

Инструментально-исполнительская деятельность

-для более целостного восприятия музыкального образа произведения, перед его разучиванием можно охарактеризовать и раскрыть образ Мэри Поппинс;

-в тексте также раскрывается  причинно-следственная связь явлений «за грехи людские плата – непогода... Непогода – это не только пасмурность и дождливость за окном, а прежде всего состояние души человека. Если на сердце радость, гармония и покой, то никакие климатические изменения  в природе не могут омрачить настроение человека. Поэтому главное  - «погода в доме», в доме-душе;

-особого внимания требует работа над ритмическим ансамблем, в ходе которой можно использовать ритмические движения;

-после разучивания первого куплета песни исполнение можно сопровождать игрой на музыкальных инструментах, например, синтезаторе;

Вывод:
У.: с какими новыми образами вы сегодня познакомились?
О.о.: с образом Смерти;  образом Справедливости, Радости, Гармонии, воплощенном в Мэри Поппинс;  образом Любви,  Веры и Надежды на лучшее, стремлении жить,  раскрывающемся в песне «Непогода».
У.:  что характерно для этих образов?
О.о.:  Смерть  уничтожает, низвергает все лучшее, она – сама тьма.   Жизнь, Любовь, Вера – образы светлые, помогающие преодолеть не столько препятствия внешние, сколько внутренние человеческие слабости.
У.:  какие черты романтизма  ярко выражены в данных образах?
О.о.:  в Симфонической поэме, где изображается образ Смерти – фантастика, ирреальный мир; в образе  Мэри Поппинс и вокальном произведении «Непогода» -  нереальность событий, мечтательность, обращение к внутреннему  духовному миру человека.

 
Тема четверти: «Музыкальный образ»
Тема урока: «Образ жизни и смерти» (продолжение темы)
Цель: На примере  сопоставления противоположных образов раскрыть их содержание и векторную направленность.
Задачи:
1. Расширение понятия «музыкальный образ»; сравнение и обобщение двух противоположных музыкальных образов; обобщение основных черт стиля «романтизм».
2. Развитие позитивного мышления,  жизнелюбия; развитие способности видеть красоту силы духа и силы любви, проявляющиеся в стремлении к жизни.
3. Воспитание любви к природе, родному краю.
Музыкальный материал:  муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева Непогода из т/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»,   К.Сен-Санс Симфоническая поэма «Пляска  смерти»; муз. С.В.Рахманинова, сл Ф.Тютчева – романс «Весенние воды»; муз. М.Таривердиева, сл. Н.Добронравова «Маленький принц».
Тип урока: углубление  в тему
Ход урока
 

Музыкальный материал

Информационный материал

Задачи

Учебно-музыкальная деятельность; методы и приемы работы

Рекомендации по работе

над музыкальным произведением

Орг.момент:
-музыкальное приветствие предлагается исполнить в  dur и  moll.
У.: чем отличаются эти два приветствия?
О.о.:  настроением;  первое – радостное, светлое, приподнятое; второе – мрачное, печальное хмурое;
У:. назовите музыкальное произведение, звучавшее на прошлом уроке, в котором характер музыкального образ оптимистичный;
О.о.:песня «Непогода»;
У.: обоснуйте свой ответ;
О.о.: музыка вокального произведения светлая, жизнерадостная; ее характер дополняет текст песни,  призывающий человека к жизнелюбию, стремлению жить, несмотря на «непогоду», что даже в ненастный день, среди дождя кто-то кого-то любит, ждет и ищет, а это очень важно для каждого человека.

муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева Непогода из т/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»

-закрепить навыки двухголосного пения;

-развивать гармонический слух;

-работать над художественностью исполнения произведения;

-закреплять инструментально-исполнительские навыки;

-развивать более целостное восприятие духовного смысла литературного текста песни.

 

Вокально-хоровая работа

 

-практический метод;

 

–вокально-инструментальное исполнение;

 

-прием ритмического исполнения песни.

-распевание;

-на данном уроке разучивается второй куплет песни;

-припев песни может быть исполнен на два голоса. В таком случае его разучивание целесообразно начать со второго голоса;

-особого внимания требует работа над чистотой интонации и ритмическим ансамблем;

-работа над техникой исполнения (музыкальный текст, вокально-хоровые навыки) требует параллельной работы над художественностью, выразительностью музыкального образа, его романтического содержания;

-концертное исполнение.

Связка:
У.: мне очень понравилось ваше исполнение. Какие чувства вы испытывали  в процессе исполнения этой песни?
О.о.: светлые,радостные, восторженные; настроение стало более приподнятым; песня полна оптимизма и надежды на лучшее;
У.: главное – знать и верить в то, что истинная радость, любовь и свет находятся не где-то снаружи, а прежде всего в душе каждого человека. С каким музыкальным образом, противоположным по содержанию исполненной песни, вы познакомились на прошлом уроке?
О.о.: образом Смерти из Симфоническая поэмы  Сен-Санса «Пляска Смерти»;
У.: давайте вспомним,  воплощением чего является этот  образ? Послушайте еще раз это произведение;

Ш.К.Сен-Санс Симфоническая поэма «Пляска  смерти»

-вспомнить, что такое «симфоническая поэма»;

-обобщить музыкальный образ произведения и раскрыть его художественную идею.

 

Слушание

 

-метод эмоциональной драматургии;

 

-наглядно-слуховой метод;

 

 

 

-метод музыкального обобщения.

1. слушание

О.о.: с одной стороны, в произведении воплощен образ Смерти, играющей на скрипке, под звуки которой с наступлением полночи выходят из гробов покойники. Это фантастический образ, нереальный. С другой, - образ Пляски Смерти символизирует  процесс завораживания,  искушение, заманивания человеческой души и ее гибель;

У.: вы очень чуткие и грамотные слушатели, молодцы!Какие чувства вы испытывали, слушая это сочинение?

О.о.: несмотря на свою изящность и красоту,  музыка вызывала чувство беспокойства, тревоги и, в целом, сострадания;

У.: чему вы сострадали ?

О.о.: побежденной в данном произведении силе жизни, души, которая во всех сказках, как правило, побеждает, а здесь ее разрушила сила смерти;

У.:  мы с вами знаем, что музыканты, художники, поэты очень часто обращались к старинным преданиям и сказкам, в которых зло побеждается добром, смерть - любовью и жизнью. Одной из характерных особенностей художников-романтиков было то, что их герои-романтики имели, как правило, трагическую судьбу. Желая уйти от неудовлетворяющего их мира, они попадали в мир кривых зеркал, в которых перепутаны реальное и идеальное, где возвышенное оборачивается шутовским, современность кажется гнусностью, а далекое прошлое – недостижимым идеалом. Воображение романтиков будоражила таинственность волшебных замков, в которых бродили призраки, по ночам из могил появлялись упыри, вурдалаки и вампиры,  а по морям носились, не находя себе пристанища, призрачные корабли с багровыми парусами.

Обращаясь к фантастическому образу пляшущей Смерти, о чем заставляет нас задуматься К.Сен-Санс?

О.о.: об ответственности человека за свои мысли, слова и поступки; о том, что слабый духом человек может легко попасть в смертельную  ловушку, внешне выглядящую очень привлекательно и заманчиво

Связка:
У.: вы  знаете, что искусство является своеобразной моделью окружающей человека действительности. Как вы думаете, к каким окружающим нас образам обращались художники в поисках красоты, гармонии, вдохновения, чистоты?
О.о.: к образам природы;
У.: кто из известных вам композиторов воспевал в своих произведениях эти образы?
О.о.: П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Э.Григ и др.;
У.: послушайте внимательно стихотворение Ф.Тютчева и скажите, какой, по вашему мнению, должен быть характер музыки, выражающий содержание данного литературного текста? Какие средства музыкальной выразительности вам понадобились бы для воплощения этого художественного образа? (учитель читает стихотворение);
О.о.: настроение радостное, восторженное, поэтому музыка должна звучать в мажорном ладу, ярком тембре, на достаточно  громкой динамике, в быстром темпе, так как медленный темп и тихая динамика противоречили бы важнейшим словам, определяющим характер произведения: шумят, бегут, гонцы, весна идет, толпится весело…; интонации могут быть призывные, восклицательные, восторженные…
У.: музыку на слова Ф.Тютчева написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Вы уже знакомы с его творчеством, какие произведения С. Рахманинова вы помните?
О.о.: Вокализ, Итальянская полька, Концерт № 2;
У.: черты  какого стиля характерны для  творчества этого  композитора? Почему вы так считаете?
О.о.: романтического; его музыкальные образы по содержанию романтичны, например, в Концерте № 2  автор, обращаясь к образам  русской природы, восхищаясь красотой мира,  затрагивает глубокие вопросы жизни и смерти, религии и философии. В  Вокализе ярко выражена русская песенность,  воплощающая возвышенное, взволнованное чувство единения с родной землей, с ее историей;
У.: молодцы! Таким образом, обращение к картинам природы, фольклору, как вам известно, является одной из характерных особенностей романтического стиля;
Итак, С.Рахманинов на стихи Ф.Тютчева написал романс «Весенние воды». Вспомните, что такое романс?
О.о.:  музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении гитары или фортепиано;
У.:  как бы выохарактеризовали музыкальный образ романса? Послушайте его внимательно.

муз. С.В.Рахманинова, сл Ф.Тютчева – романс «Весенние воды»

-познакомить с новым произведением;

-раскрыть художественное содержание музыкального образа;

-по характерным признакам определить стилистическую принадлежность произведения;

-вспомнить определение вокального жанра «романс»;

-охарактеризовать музыкальный язык произведения с точки зрения семантики;

-на основе духовного содержания произведения развивать целостное мировосприятие подростков;

-развивать позитивное мышление;

-через музыкальный образ раскрыть красоту силы духа, жизни;

-воспитывать любовь к природе, родному краю; жизнелюбие.

Слушание

 

-наглядно-слуховой метод;

 

-метод эмоциональной драматургии –продолжение;

 

-метод моделирования художественно-творческого процесса;

 

-метод интонационно-стилевого постижения музыки;

 

-метод контрастного сопоставления образов.

1. слушание

О.о.: в произведении раскрывается светлый образ пробуждающейся природы, возрождающейся жизни;

У.: соответствует лизвучание произведения вашему варианту?

О.о.: да;  восходящие, непрерывно видоизменяющиеся интонации широкой мелодической линии передают радостное и трепетное настроение, связанное с наступлением весны. Скорость движения музыки (Allegro vivace)  похожа на бурлящий, неудержимый, веселый поток весенних вод, соединяющий в себе множество мелких ручейков.

У.: обратите внимание на фортепианное сопровождение романса.  Какую роль оно играет?

2. фрагментарное слушание

О.о.:  одну из главных, поскольку в аккомпанементе максимально проявлены выразительная и изобразительная стороны произведения;

У.: символом чего является вода?

О.о.:  жизни, так как без воды все живое погибнет;

У.: как вы считаете, можно ли образ весенних вод сравнить с определенной сферой человека (физической, интеллектуальной, духовной)? Обоснуйте свой ответ;

О.о.: скорее всего  - с духовной. Человек как будто испытывает радость от происходящих изменений в его жизни; новый этап (весна) связан с верой и надеждой на лучшее; пробуждение жизни, обновление природы несет в себе особый заряд бодрости, оптимизма, оживления; появляется желание действовать, изменить что-то в лучшую сторону, совершить добрый поступок и т.п.;

У.:что очень часто  происходит с людьми весной?

О.о.:  они влюбляются;

У.:  любовь – это то,  благодаря чему этот мир  существует; это состояние, которое облагораживает человека, делает его чище, добрее. В основе жизни лежит Любовь.

Можем ли мы утверждать, что С.Рахманинов этим произведением поет гимн не только приближающейся весне и связанной с ней радостью, но и провозглашает красоту силы духа, проявляющуюся в способности выйти на новый обновленный этап духовной жизни человека?

Обобщение
У.:  чем отличается музыкальный образ романса «Весенние воды» от образа симфонической поэмы «Пляска Смерти»?
О.о.: содержанием и направленностью: Смерть несет разрушение, приземляет, уничтожает все самое лучшее. Жизнь  одухотворяет, возвышает, преображает человека, возрождает в нем то, что, казалось бы, навсегда утрачено;
У.: итак, какие же черты романтизма ярко выражены в романсе С.Рахманинова?
О.о.: картина природы -  наступление весны как обновление вечной жизни; широкая,  лирическая мелодия, связанная с возвышенными  стремлениями человека; красочная гармония;
Связка:
У.: послушайте, пожалуйста, песню, которую написали поэт Н.Добронравов и композитор М.Таравердиев «Маленький принц» и скажите, можно ли отнести художественный образ этого произведения к романтическому?

муз. Н.Добронравова, сл.  М.Таривердиева «Маленький принц»

-охарактеризовать музыкальный образ песни;

-выучить 1 куплет песни;

-работать над развитием вокально-хоровых навыков;

-добиваться выразительного исполнения песни.

 

Вокально-хоровая работа

 

-практический метод.

-распевание;

-перед разучиванием песни целесообразно раскрыть глубокий философский смысл литературного текста; охарактеризовать содержание образа с точки зрения романтизма;

-особого внимания требует работа над кантиленностью звуковедения, ритмическим ансамблем;

-вторая половина куплета, представлена нисходящим секвенционным движением, здесь особого внимания может потребовать работа над ровностью тембра и фразировкой;

-на данном уроке можно разучить только 1 куплет;

Вывод:
У.: итак, с какими музыкальными образами вы познакомились на последних двух уроках?
О.о.:  образом Смерти, образом Жизни и Любви, Сказочной мечты;
У.:  эти образ нашли свое художественное воплощение в творчестве композиторов какого направления?
О.о.: романтического;
У.: еще раз назовите типичные для этого стиля черты, нашедшие свое выражение в названных образах;
О.о.: фольклоризм, картины природы, фантастика, сказочная мечтательность, глубокая духовная  тематика.
Дом. задание:
-найти произведения любого вида искусства, в которых воплощены образы «жизни» и «смерти».


Литература. 
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000. – 336 с.
2. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства//Преподаватель.-2001.- №6.
3.Музыкальное образование в школе / Под редакцией Л.В. Школяр. – М., 2001. – 232 с.
4.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М., 1998. – 224 с.
5.Русская музыка в школе / Под ред Л.А.Рапацкой. – М., 2003. – 320.

Похожие публикации