Очевидно, что в рамках урока или учебного проекта возможно комплексное развитие всех видов универсальных учебных действий учащихся (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Тем не менее на отдельном уроке или этапе проекта целесообразно фокусироваться на работе с конкретными УУД. Ниже приводятся примеры типовых заданий по формированию и развитию УУД на уроках литературы в средней и старшей школе.
Личностные универсальные учебные действия
Типовое задание 1. Ответы на проблемные вопросы с опорой на текст.
Развитие личностных УУД на уроках литературы лежит прежде всего в сфере индивидуализированного отношения учащегося к прочитанному. Чтобы адекватно передать свои ощущения, мысли, учащиеся должны научиться формулировать тезис и приводить аргументы в его поддержку. Как показывает практика, тезис проще сформулировать путем ответа на вопрос.
В качестве типового задания можно привести работу на уроках литературы с хрестоматийным вопросом по повести И. С. Тургенева «Муму»: почему Герасим утопил Муму?
Прежде тем предложить учащимся дать развернутый ответ на вопрос, имеет смысл провести совместный мозговой штурм с обязательной фиксацией идей, предлагаемых учениками, на доске или флип-чарте. В нашей практике ответы учащихся были следующие:
- Герасим не мог идти поперек воли барыни;
- Герасим обещал Гавриле, что сам покончит с Муму;
- убийство Муму было жестом протеста Герасима;
- убийство Муму было жестом отчаяния Герасима;
- убийство Муму рационально объяснить нельзя.
После мозгового штурма учащиеся получают задание выбрать тот ответ, который они считают наиболее правильным, со своей точки зрения, и обосновать его, опираясь на текст.
В контексте личностных УУД данное задание нацелено и на развитие эмоционального интеллекта, поскольку ответ на вопрос потребует от ученика не только рационального поиска информации в тексте, но выражения личного, пропущенного через себя отношения к трагедии героя.
Типовое задание 2. Ответы учащихся на проблемные вопросы морально-нравственного характера с опорой на собственный опыт эмоциональных переживаний и свои морально-этические ценности.
Развитие личностных УУД предполагает саморазвитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно-этических отношений, формирование активной позиции в осуществлении собственного морального выбора на основе рефлексии, умения выражать эмоциональное отношение к ситуации. Всего этого можно отчасти достичь при работе с текстами психологической прозы, где на уровне сюжета перед читателями – прямо или косвенно – ставятся вопросы морально-этического содержания.
В качестве примера такого текста можно привести рассказ Ю. Яковлева «Тяжелая кровь». Фабула произведения сводится к следующему: действие происходит во время Великой Отечественной войны; сын местной учительницы попадает в плен со своими одноклассниками за попытку поджога лесопилки; отчаявшаяся мать просит коменданта помиловать сына, тот дает согласие; когда учительница приходит на место расстрела мальчиков, она, глядя на своих учеников, не может забрать своего сына. Один из ключевых вопросов рассказа, на который учащиеся должны дать ответ, – «Почему мать не спасла своего сына?»
Этот вопрос целесообразно обсуждать в самом конце изучения рассказа, проделав определенную подготовительную работу, состоящую из нескольких заданий:
Задание 1. Что чувствует мать, когда узнает, что с ее сыном случилось что-то неладное? Внимательно перечитайте текст и заполните таблицу: что мать видит, слышит, чувствует, когда идет на встречу с комендантом.
Задание 2. Воспроизведите внутренний монолог одного из мальчиков, приговоренных к расстрелу. Что мог чувствовать Ваш герой или что он мог вспоминать под дулами немецких автоматов?
Задание 3. Воспроизведите внутренний монолог матери, когда она приходит на место расстрела и смотрит на своих учеников. Или: воспроизведите молчаливый диалог между учительницей и ее сыном.
Выполнение этих заданий призвано психологически подготовить ребят к очень сложному ответу на не менее сложный ключевой вопрос рассказа. Но, прежде чем ребята начнут отвечать на него в письменной форме (и только так!), следует провести общую дискуссию, расставив необходимые акценты. При этом отвечать учащиеся будут, опираясь не столько на текст, сколько на свой опыт эмоциональных переживаний и свои морально-этические ценности.
Такой алгоритм действий (подготовительный этап – общее обсуждение – индивидуальный письменный ответ), на наш взгляд, может эффективно работать при изучении любого текста психологического содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Наиболее эффективной формой работы учащихся для развития регулятивных УУД нам представляется индивидуальный или групповой проект. Именно в проектных формах взаимодействия учащихся и учителя развиваются навыки целеполагания, планирования, саморегуляции, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Приведем примеры заданий для индивидуального и группового проектов.
Типовое задание 1. Индивидуальный проект «Поэтический сборник».
Учебный проект «Поэтический сборник» реализуется нами на уроках литературы в 7-м и 8-м классах. Основная задача, которая ставится перед учениками, - создать антологию стихотворений, объединенных общей темой.
Поэтапная реализация проекта позволяет учащимся научиться ставить задачи, планировать свое время, создавать законченный продукт своей учебной деятельности. Этапы проекта включают:
- Совместное знакомство с жанром антологии, выявление характерных черт жанра: единая тема, расположение стихотворений, вступительная статья составителя и др.
- Совместное обсуждение задач, которые стоят перед составителем антологии.
- Совместное знакомство с жанром вступительной статьи к антологии.
- Индивидуальная постановка задач с последующей мини-презентацией идеи сборника.
- Разработка индивидуального плана-графика работы над сборником.
- Индивидуальный отбор стихотворений для сборника (учитель выступает в роли консультанта).
- Написание вступительной статьи к сборнику.
- Верстка и печать сборника.
- Репетиции выступлений.
- Презентация сборников.
- Рефлексия.
В этот план могут вноситься коррективы. Так, в 2013-2014 учебном году в результате совместного обсуждения с учащимися была выбрана единая для всех сборников тема – «Любви неугасаемое чудо…». В рамках этой темы ученики формулировали свои индивидуальные темы: «Признание в любви», «Любовь и разлука», «Чувства любви», «Любовное послание», «Безответная любовь», «Любовь как сон», «Символы любви», «Воспоминания о любви», «Любовь к матери», «Любовь к родине», «Любовь к природе», «Любовь к Богу».
Любой учебный проект эффективен тогда, когда учащиеся понимают для себя его ценность. Важность данного проекта для учеников заключается отнюдь не в развитии регулятивных УУД, а в его эмоциональной составляющей: подросток испытывает потребность в самовыражении своих чувств. При этом не всякий способен к художественному творчеству, чужая поэзия в данном случае заполняет образовавшуюся лакуну: ученик эмоционально сближается с поэтом, в эстетической форме переживая то, что его волнует. Именно это определяет успех проекта «Поэтический сборник».
Типовое задание 2. Групповой проект «Русское барокко».
В курсе литературы 9 класса учащиеся знакомятся с образцами русской литературы и культуры XVII века: поэзией Кариона Истомина, Симеона Полоцкого, школьным театром. Изучение этого материала завершается проектом «Русское барокко». Класс делится на три группы: первая создает свою версию «Букваря» Кариона Истомина, вторая – «Вертограда многоцветного» Симеона Полоцкого, третья – готовит постановку «Комедии притчи о блудном сыне» того же Симеона Полоцкого.
Этапы проекта:
- Совместное знакомство с поэзией Кариона Истомина, Симеона Полоцкого, школьным театром конца XVII – начала XVIII века.
- Совместное обсуждение и постановка целей и задач проекта, общего плана-графика; самостоятельное деление на группы.
- Совместное обсуждение задач, которые стоят перед участниками той или иной группы.
- Разделение ролей внутри групп (писатели, художники, постановщики, декораторы и проч.)
- Разработка группового плана-графика работы над сборником.
- Реализация проекта в группах (учителя выступают в роли консультантов).
- Верстка и печать «Букваря» и «Вертограда», генеральная репетиция «Комедии».
- Презентация результатов проекта.
- Рефлексия.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные УУД связаны прежде всего с развитием навыков работы с информацией: поиск информации, ее отбор, интерпретация, переработка, структурирование и презентация в новом виде.
Формы развития информационных компетентностей могут быть самые разные: составление плана, написание тезисов, кодирование информации в графических схемах, таблицах, комментирование и др.
Ниже приводятся типовые задания, связанные с составлением таблиц и тезисного плана.
Типовое задание 1. Составление таблиц.
В курсе литературы 5-го класса учащиеся знакомятся с понятиями фабула и сюжет. Мы вводим эти понятия при изучении повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Для закрепления понятия фабулы учащимся предлагается заполнить таблицу, в которой каждому элементу фабулы взаимоотношений Вакулы и Оксаны (и/или Вакулы и черта) должно быть подобрано соответствующее событие из текста. Таблица выглядит следующим образом:
Составляющая фабулы |
События в тексте |
Экспозиция |
|
Завязка |
|
Развитие действия |
|
Кульминация |
|
Развития действия |
|
Развязка |
|
Заключение |
|
К работе с таблицами мы прибегаем и при изучении других произведений, например, комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Для структурирования информации о чиновниках учащимся предлагается заполнить следующую таблицу:
Власть/заведение |
Представитель |
Что говорится в тексте об этой ветви власти или заведении? Приведите цитаты. |
Исполнительная |
|
|
Судебная |
|
|
Полиция |
|
|
Богоугодные заведения |
|
|
Училища |
|
|
Почта |
|
|
Типовое задание 2. Составление тезисного плана.
Навык составления тезисного плана в курсе литературы логичнее всего формировать и развивать при работе со статьями, входящими в учебники по курсу. Для успешного выполнения задания мы даем учащимся следующий алгоритм действий:
- Не спеша прочитайте текст. Возможно, вам понадобится несколько прочтений, чтобы вникнуть во все особенности его содержания и формы.
- Мысленно ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Затем определите не только основную мысль всего текста, но и те логические «ступени», которыми автор текста подвел читателя к итоговой идее.
- Соотнесите эти последовательные мысли со структурными частями текста.
- Эти отдельные мысли – основа тезисов. Убедитесь, что все они отличаются между собой по содержанию и не повторяют друг друга.
- Закройте глаза или спрячьте написанный текст, а затем каждую отдельную мысль мысленно переформулируйте своими словами. Ваша задача – сказать о ее основном содержании, избавляясь от неважных мелочей и деталей, не несущих основного содержания. Сократите художественные, «декоративные» элементы, оставив лишь значимые, без которых мысль потеряется.
- Итак, вы вычленили и сформулировали тезисы. Если их можно сократить без потери смысла, сделайте это. Если они и так уже содержат только суть, переходите к оформлению плана.
- В отличие от других типов плана, тезисный план не требует создания специального заголовка для каждого пункта: ими и так являются сформулированные тезисы. Запишите их последовательно в том же порядке, в котором они расположены в авторском тексте, не нарушая его.
- В отдельных случаях допустимо изменить порядок следования тезисов, если это оправдано развитием сюжета (например, несколько параллельных сюжетных линий) или помогает вам лучше ориентироваться в содержании.
- Если содержание, логика доводов и идея авторского текста легко воспроизводится с помощью вашего тезисного плана – то вас можно поздравить, он составлен правильно.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Главное, чему должны научиться учащиеся в рамках развития коммуникативных УУД, – успешно взаимодействовать друг с другом и взрослыми, научиться слушать и слышать друг друга, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Последнее наиболее успешно развивается в жанрах сочинений, эссе, рецензий, статей и проч. Остановимся на контактных формах работы учащихся – работе в парах и группах.
Типовое задание 1. Работа в парах. Инсценировки.
Инсценировка – одна из наиболее эффективных форм эмоционального проживания и понимания текста – не только драматургического, но и прозаического.
Приведем пример задания для инсценировки на материале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Перед учащимися была поставлена задача инсценировать одно из явлений 4 действия комедии (чиновники дают взятки Хлестакову). Приступая к заданию, мы совместно с учащимися составили рекомендации по его выполнению:
- Внимательно прочитайте текст, обращая особое внимание на авторские ремарки.
- Обсудите, какими представляются Вам персонажи: их внешность, походка, манера говорить, особенности жестикуляции и др. При составлении портрета персонажа Вам поможет его ассоциация с каким-нибудь животным.
- Прочитайте «замечания для господ актеров», данные автором.
- Проанализируйте развитие действия. Как персонажи пытаются найти контакт друг с другом? Какие цели при этом преследуют? Как меняются в процессе общения?
- Как Вам представляются декорации к этой сцене? Каково ее световое и звуковое оформление?
- Составьте свои рекомендации для актеров, как должна играться эта сцена.
- Подготовьте инсценировку согласно своим рекомендациям.
- Расскажите зрителям, как, на Ваш взгляд, следует играть эту сцену.
- Разыграйте сцену.
- Вместе со зрителями проанализируйте свою постановку.
Успех выполнения данного задания был обеспечен несколькими факторами:
а) мы предварительно посмотрели спектакль «Ревизор», поставленный в Александринском театре В. Фокиным, задав тем самым необходимый эмоциональный импульс;
б) задание было обсуждено и детально сформулировано совместно с учащимися;
в) задание дало учащимся возможность самовыразиться и отрефлексировать свою постановку и постановки одноклассников.
Типовое задание 2. Групповая дискуссия.
В школьном курсе литературы изучаются тексты, в которых представлены разные идеологические позиции, принадлежащие целым группам персонажей. Эти позиции зачастую даются автором произведения в полифиническом исполнении, то есть их выражает не один герой, а целая группа персонажей. Такая ситуация наблюдается в «Грозе» А. Н. Островского, «Обломове» И. А. Гончарова, «Отцах и детях» И. С. Тургенева, «Войне и мире» Л. Н. Толстого, «Тихом Доне» М. А. Шолохова и ряде других произведений. Чтобы продемонстрировать, как из индивидуальных позиций отдельных персонажей складывается то или иное общественное мнение или идеологическое направление, мы предлагаем учащимся разыграть групповую дискуссию.
Для этого, во-первых, требуется определить в тексте приверженцев того или иного направления и «распределить» персонажей (то есть роли) среди учащихся.
Далее начинается групповая подготовка. Группа формулирует защищаемый тезис (или тезисы), задача же конкретных участников – привести аргументы в защиту этого тезиса с обязательной опорой на текст. Группа также должна предусмотреть контраргументы, которые могут быть выдвинуты «оппозиционерами», и быть готовой отвечать на них. Подготовительный этап должен завершиться написанием своеобразного «сценария» или плана выступления.
Только после тщательной подготовки можно приступать к содержательной дискуссии (дебатам).
Такого рода дискуссии формируют у учащихся очень важные навыки коммуникативной культуры: интересоваться чужим мнением и высказывать свое; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность действовать с учетом позиции другого; понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.