Войти / Зарегистрироваться

Развитие универсальных учебных действий учащихся в рамках художественных интегрированных творческих проектов (предметная область «Искусство»)

Получить свидетельство
Автор: Андреева Марина Анатольевна

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни.
Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентированное воспитание, дающее школьнику возможность понять возможности своей личности, и, главное, сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за принятое решение. Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. При стремительном распространении различных информационных систем, включая Интернет, он может черпать любую информацию из других источников. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в содержание образования с тем, чтобы помочь выпускнику приобрести ключевые компетентности и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать собственную счастливую семью, воспитывать своих детей, грамотно отстаивать свои гражданские права.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Являясь преподавателем музыкальной культуры, педагогом дополнительного образования, в своей работе я активно использую метод проектов, в рамках которых учащиеся осваивают и  совершенствуют следующие УУД, которые отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [1]:
1. Личностные УУД
- организация деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организацию ориентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудничества;
- организация как предметности учебной деятельности, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества;
- создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что, приводит к принятию новой позиции;
- участие всех учеников в создании правил, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие ответственности за свои решения и поступки;
- развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней;
- создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников.
2. Регулятивные УУД:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.
3. Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
3. Коммуникативные УУД:
- социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Реализация этих задач возможна при создании творческой, художественной атмосферы школьной жизни, которая возникает при наличии следующих условий:
- Всеобщее обязательное полихудожественное образование учащихся. Каждый ребенок обязательно должен заниматься различными видами искусств: рисованием, декоративно-прикладным творчеством, танцем характерным и парным, слушанием музыки, игрой на музыкальном инструменте, хоровым пением. Вопреки распространенному мнению, каждый человек способен освоить азы различных видов творчества, познакомиться с разными видами искусства, попробовать себя в разных видах деятельности.
- Вариативность: каждый ребенок должен иметь возможность выбора дополнительных занятий в той сфере творчества, которая его больше привлекает.
- Перенос акцента на творческое проявление и получение знаний через собственную практику.
- Опора на психические особенности и постепенное погружение ребенка в творческий процесс, опора на природную предрасположенность каждого ребенка понимать, чувствовать и проявлять свои способности в разных видах искусства.
- Формирование творческого сообщества учащихся, преподавателей, родителей вовлеченных в единый творческий процесс, увлеченных едиными творческими задачами, говорящих на едином языке искусств.
- Востребованность творческих результатов в ежедневной жизни школы и ребенка. Очень важно, чтобы художественное образование не было оторвано от жизни ребенка, чтобы регулярно возникали ситуации востребованности знаний и умений ученика. Жизнь школы должна быть насыщена проектами, где необходимо активное участие ребят по всем художественным направлениям. Интеграция предметов эстетического цикла, основного и дополнительного образования: для реализации способностей учащихся образовательная среда в школе организуется особым образом – дисциплины академической программы тесно переплетаются с внеурочной деятельностью.
- Обязательное публичное предъявление результатов творческого процесса внутри школы и для «внешнего» зрителя.
Организованное таким образом обучение открывает широкие возможности: ребенок знакомится с различными видами искусств, пробует свои возможности, определяет сферу своих интересов, развивает способности, приобретает практические навыки.
В качестве первого примера рассмотрим проект «Инструментовка музыкальных произведений», который я провожу на инструментальном отделении.
Проект вписывается в рамки тем, изучаемых на уроках музыкальной культуры: «Музыка Англии», «Музыка кино», «Русская народная музыка», «Музыка И.С. Баха».
Цель проекта: создать переложение фортепианного произведения для дуэта или трио (скрипка, гитара, орган, фортепиано, клавесин, ксилофон, ударные инструменты, аккордеон), выполнить компьютерный набор переложения, отрепетировать, исполнить на заключительном концерте-конкурсе.
Задача учащихся: самостоятельно организовать и выполнить работу, используя пояснения и памятки преподавателей.
 
Ход проекта
 
Инструментовка. Памятка № 1
- Каждый исполнитель может принять участие не более чем в 2-х составах.
- Инструментовка выполняется только для дуэтов и трио.
Выбор произведения:
Существуют два способа выбора произведения:
- выбрать понравившееся произведение и договориться с участниками состава;
- собрать состав, а затем подобрать для  него произведение.
Участники исполнительского состава в срок до _______________________:
- консультируются с педагогами: может ли данный инструмент исполнить предположительную партию;
- подписывают договор, в котором  указан  ответственный за ансамбль и произведение, которое выбрано для работы (приложение № 1)
Участники исполнительского состава в срок до _______________________:
- делают переложение для своего состава (распределить  мелодические линии между инструментами)
- прорабатывают и оформляют письменно план репетиций ансамблевого состава (приложение №2).
Инструментовка. Памятка № 2
Работа во 2 полугодии:
1. на уроках по информатике:
- набрать партию для своего инструмента в нотном редакторе,
-  набрать партитуру (все голоса) в нотном редакторе;
2. уверенно разучить свою партию;
3. репетировать ансамблевым составом;
4. представить свою инструментовку в концертном исполнении.
По итогам работы будет проведено конкурсное прослушивание и выявлены победители (путем голосования зрительского и профессионального жюри) в инструментовке КАЖДОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Победители награждаются призами и получают право участия в заключительном художественном мероприятии проекта.
Инструментовка. Памятка № 3
- настоятельно рекомендую обратиться к преподавателям по инструменту дляпроверки разбора партий;
- не позднее ____________ начать репетировать ансамблевым составом;
- показать ансамблевое исполнение преподавателям по инструменту;
- 1-е прослушивание ансамблевых составов – _____________;
- 2-е прослушивание ансамблевых составов – _____________;
- прослушивание – допуск __________.
Инструментовка. Памятка № 4
- прошу ответственных собрать коллективы, наметить и записать план репетиций, сдать план ___________;
- Рекомендую запланировать и проводить не менее 3–4 репетиций в неделю по 15–20 мин.
Во время репетиции рекомендую:
- считать вслух всем участникам ансамбля;
- работать небольшими фрагментами (фразами) (разделить самим или с помощью преподавателя);
- после того, как будет получаться вместе, продумать динамический план (оттенки), добиться их выполнения;
- показать исполнение преподавателям по инструменту, доработать замечания.
Приложение № 1
Договор
Мы,
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
Принимаем участие в проекте «Музыка Вселенной. Инструментовка».
Берем для работы
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
Ответственным в нашем составе ……………………… назначаем
…………………………………………………………………………
Подпись:
Приложение № 2
График репетиций номеров инструментовки
Состав_____________________________________________________________
 

День

Время

Выполнение

Перенос

 

 

 

 

 
Итак, в процессе работы над проектом «Инструментовка музыкальных произведений» учащиеся  формируют и совершенствуют следующие УУД:
 

УУД

Задание

Личностные

Формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, кре­ативность, способность к адаптации в условиях работы в группе.

Самостоятельно  и в группе работать над музыкаль­ным произведением, распланировать и организовать репетиционный процесс, внести коррекцию в план репетиций.

Развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллектив­ной работе.

Коллективно (в составе исполнительского ансамбля) обсудить варианты инструментовки, выбрать вари­ант, устраивающий всех участников ансамбля.

Осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направ­лений, понимание их роли в развитии совре­менной музыки.

Выбрать вариант инструментовки, не противореча­щий музыкальному стилю композитора, жанру про­изведения, в т. ч. с использованием современных музыкальных инструментов (электронных).

Познавательные

Познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска отве­тов на проблемные вопросы.

Изучить произведение, выбранное для инструмен­товки с точки зрения его места в творчестве компо­зитора, жизни   общества.

Проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов в собственной творческой деятельности.

Познакомиться с  приемами деятельности компози­тора с целью воплощения приемов  композиторской деятельности  для инструментовки и исполнения му­зыкальных произведений.

Регулятивные

Самостоятельное определение целей и спосо­бов решения учебных задач в процессе вос­приятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Самостоятельно (с опорой на памятки) создать гра­фик репетиций, провести репетиции ансамблевого состава, осознать стилевые, жанровые особенности исполняемого произведения, поставить исполни­тельские задачи.

Осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной му­зыкальной, художественно-творческой дея­тельности.

Осуществлять слуховой контроль во время самосто­ятельных репетиций, вносить замечания, добиваться коррекции звучания в коллективной музыкальной деятельности.

Устойчивое проявление способностей к моби­лизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкаль­ных сочинений на уроке, в самообразовании.

Вырабатывать навыки волевых усилий в репетици­онном и концертно-исполнительском процессе.

Развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе участия в коллективных проектах.

Критически проанализировать  свое исполнение и исполнение своего коллектива.

Коммуникативные

Устойчивое проявление способности к контак­там, коммуникации со сверстниками, учите­лями, умение аргументировать  собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки;

Договориться с участниками ансамбля о единой кон­цепции инструментовки и исполнения, слышать ре­комендации учителя.

Владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации инфор­мации о музыке в процессе восприятия и ис­полнения музыки.

Поставить проблемные вопросы, помогающие ре­шать задачи при исполнении музыки

 
В качестве второго примера рассмотрим проект «Легенды туманного Альбиона», частью которого является подготовка учащимися сообщений об английской музыке, живописи, театре.
Цель проекта: каждый учащийся должен выполнить три сообщения, выбрав темы из предложенных преподавателями или придумать темы самостоятельно.
Подготовка сообщений проходит с соблюдением требований, выдаваемых учащимся в виде памятки:
Подготовка сообщения на выбранную тему (требования)
- объяснить, почему выбрал ту или иную тему;
- 5 слайдов: 1 заглавный, 4 информативные (в слайдах не допускается развернутый текст, только опорные слова / факты);
- аудио или видеофайл (если он используется) должен лежать в папке с презентацией;
- презентацию отцентровать;
- выступление проходит только по тезисному плану (учащийся предъявляет перед выступлением) при поддержке презентации.
Подготовка к выступлению
Консультации проводятся по предварительной договоренности с педагогом
1-я консультация:  31.02 – музыка, ИЗО
02.02 – танец, театр
2-я консультация   14.02 – музыка, ИЗО
16.02 – танец, театр
3-я консультация   07.03 – музыка, ИЗО
09.03 – танец, театр
Готовые сообщения представляются всеми учащимися на уроках по предметам, где определяются лучшие работы, достойные быть представленными публично и оцениваются фислами (внутренняя валюта проекта).
В итоге на заключительном художественном событии «Легенды туманного Альбиона» были представлены следующие сообщения: «Ирландская скрипка», «Произведения В. Шекспира в изобразительном искусстве», «Английский вальс».
Также информация, полученная учащимися в ходе подготовки сообщений, была представлена на заключительном художественном событии «Легенды туманного Альбиона» в формате «Клуба английских джентльменов» (обмен краткими сведениями из истории английского искусства начиная со слов «А знаете ли Вы господа (джентльмены)……….?»). «Клуб английских джентльменов» готовился учащими самостоятельно. Они должны были договориться, по какому принципу участники диалога будут обмениваться информацией.
Важно, что заключительные художественные события описанных проектов являются не жестко отрепетированными спектаклями, концертами, а живыми организмами, где результат является итогом живого творчества и во многом рождается в присутствии зрителей, что является дополнительной задачей в развитии УУД.
Итак, в процессе работы над проектом «Легенды туманного Альбиона», частью которого является подготовка учащимися сообщений об английской музыке, живописи, театре учащиеся  формируют и совершенствуют следующие УУД:

УУД

Задание

Личностные

Расширение представлений о художе­ственной картине мира на основе при­своения духовно-нравственных ценно­стей искусства.

Подготовить сообщения о музыке, живо­писи, театре в Англии.

Осознание личностных смыслов произ­ведений искусства разных жанров, сти­лей, направлений.

Выбрать темы для сообщений из пред­ложенных или предложить свои,  исходя из личных предпочтений.

Познавательные

Познание различных явлений жизни об­щества и отдельного человека на основе вхождения в мир образов произведений искусств различных эпох и стран, их ана­лиза, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы.

Подготовить три сообщения (музыка, изобразительное искусство, театр в Ан­глии).

Применение полученных знаний о видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Использовать полученные знания для ин­терпретации произведения, исполняемых на музыкальных инструментах, выполне­ния работ изобразительного искусства, участия в школьном театре.

Умение сравнивать и сопоставлять ин­формацию из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для ре­шения учебных и творческих задач.

 

Подготовить сообщения на основании нескольких источников.

Проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедий­ных презентаций в программе  Microsoft Office РowerPoint 2007 (с включением в них текста, музыки, аудио, видеоматери­алов) в процессе защиты исследова­тельских проектов.

Подготовить сообщения, выполняя тре­бования (наличие презентации с встро­енными аудио, видеофайлами).

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка.

Подготовить по три факта из каждого со­общения и представить на заключитель­ном художественном событии «Легенды туманного Альбиона» в формате «Клуба английских джентльменов» (обмен крат­кими сведениями из истории английского искусства начиная со слов «А знаете ли Вы господа (джентльмены)……….?»). 

Регулятивные

Самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в про­цессе подготовки сообщений.

Самостоятельно выбрать темы сообще­ний, определить источники информации, составить график подготовки сообщения (опираясь на сроки, заявленные в памят­ках).

Развитие критической оценки собствен­ных учебных действий в процессе позна­ния художественной картины мира, раз­личных видов искусства, участия в инди­видуальных проектах.

Готовить сообщения в соответствии с самостоятельно разработанным графи­ком, корректировать ход подготовки, кри­тически оценивая свои учебные дей­ствия.

Коммуникативные

Устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации с учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника по поводу различ­ных явлений музыки и других видов ис­кусства.

Консультироваться с преподавателями в процессе подготовки сообщений.

При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т. д.) и постановки цели, а значит, происходит осознание процесса управления своей деятельностью.
Таким образом, метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей учащихся.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897-ФЗ. 

Похожие публикации