У каждого народа есть своя история, свои народно-педагогические традиции. Педагогические традиции любого народа имеют свою национальную форму. «Этнопедагогика» - это народная педагогика определенной этнической общности. Идеи этнопедагогики несут в себе художественно-образные, нравственно-этические понятия и нормы, в которых заложен тысячелетний опыт народа. Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет свой быт, свое миропонимание и мышление.
Для бурятского народа, как и у большинства коренных народов Сибири, характерны многие ценные человеческие качества: коллективизм, трудолюбие, гостеприимство, любовь к родной земле. Преклоняясь перед стихией, человек научился бережно относиться к флоре и фауне своего края, жить по законам природы. В народе всегда высоко ценились дружба и товарищество, которые принимались как признак нравственности, а одиночество всегда осуждалось. Также одной из распространенных форм отношений между людьми была взаимопомощь. Это и гостеприимство, как источник симпатии, взаимного понимания и поддержки. Отношения между людьми, процессы воспитания в семье регулируются рядом неписаных правил «Не принуждай жаловаться старших, не заставляй плакать младших», «Всегда обогрей замерзших, накорми голодных, приюти бездомных», «Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами» и т.д. Каждому народу присущи свои нравственные ценности. К ним можно отнести такие черты людей как доверчивость, доброжелательность, искренность, развитое чувство благодарности, готовность помочь в беде. У бурятского народа принято было любого человека встречать с почестями как желанного, помочь ему, делиться продуктами питания, орудиями труда и т.д. Эти качества, представляя собой стихийно-демократические формы контактов между людьми, являлись неотъемлемой частью характеристики местных жителей. Буряты всегда отличались скромностью, сдержанностью, степенностью, любознательностью, упрямством, надежностью, миролюбием, глубокой поддержкой родственных уз.
Особое место в семейном воспитании занимают традиции культа предков, родителей, старших. Следует отметить, что почтительное отношение к старшим – качество, особо ценимое у многих азиатских народов. Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главными хранителями житейского опыта и норм поведения. Если у кого-то оказывались какие-то затруднения, то непременно спрашивали у старых людей, советовались с ними. «От старого слово слышать, от вареного отведать». Этикет предписывал младшим при входе в помещение пропускать старших, не говорить при них громко, а тем более вмешиваться в разговор и т.д. Дети и молодежь должны везде и всюду проявлять свое уважение к старшим и послушание, что являлось укреплением преемственной связи поколений, на которой основывается духовно-нравственная связь младших и старших. У родителей и детей соблюдалось взаимное доверие, любовь, уважение, почтительное доброжелательное отношение друг к другу.
В истории многовекового развития народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения и навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогики – воспитание реальной жизнью – естественное, природосообразное воспитание. Так веками складывалось такое естественное состояние жизни общества, когда родители, отправляясь на работу, брали с собой и детей, как правило, отцы – сыновей, матери – дочерей. И в процессе такого общения старшее поколение обучало и воспитывало подрастающее. В результате совместной деятельности и общения появились воспитательные традиции народа. Воспитание реальной жизнью – это совместная жизнь детей и взрослых, где каждый выполняет отведенную ему роль, где каждый относится друг к другу с уважением и пониманием. В этой совместной жизнедеятельности учились, трудясь, и трудились, учась. Показ и рассказ всегда сопровождали трудовые операции и совместную деятельность.
Основы духовности, нравственности закладываются именно в детстве. Поэтому еще с малых лет родители объясняют ребенку такие понятия как «грех», знакомят с культовыми, жертвенными местами, святынями, знакомят с правилами поведения. Осознанное понимание каждым школьником и взрослым сущности и значимости «черных и белых дел» помогает совершать поступки и действия на основе общечеловеческих ценностей.
Каждый народ внимательно изучает опыт семейного воспитания детей, рассматривает такой вопрос, почему у одних родителей дети закаленные, сильные, трудолюбивые, умелые, а у других – хорошо поют, танцуют, красиво рисуют, у третьих – дети очень хорошо относятся к человеку, проявляют доброту и честность, поступают уважительно и услужливо, у четвертых – мудрые и умные и т.д.
Велики слова К.Д. Ушинского «Первый учитель и воспитатель – это сам народ». А народные умения и навыки – это первые крупицы возникновения народной педагогики. Трудолюбие и ответственное отношение к труду можно прививать только в труде. В современных условиях очень важно обновить и совершенствовать трудовые традиции и подготовить детей к самостоятельной жизни. В семейном воспитании родители активно применяют такой метод воспитания как совместный труд в доме и в подворье, где каждому из детей отводится определенная работа. Под мудрым руководством родителей дети постигают различные трудовые навыки на разных возрастных этапах. Многовековая жизненная практика показала, что дети должны овладевать различными профессиями и ремеслами, свойственными данному месту жительства (ездить верхом, мастерить, столярничать, выделывать кожу, обрабатывать шерсть, вязать носки, рукавицы и т.д.). В народе уважают те семьи, чьи дети владеют многообразными навыками, которым их обучили родители.
В современной школе большое значение уделяется трудовому воспитанию учащихся. Согласно программе развития в нашей школе функционируют такие направления трудовой деятельности учащихся как работа на учебно-опытном участке, на пришкольном участке, в производственной бригаде в подсобном хозяйстве, где дети получают навыки производственного и сельскохозяйственного труда. Также большую роль в семейном воспитании учащихся играют трудовые династии. Дедушки и бабушки, папы и мамы, братья и сестры своими успехами и творческим подходом к организации трудового процесса показывают образцы высокой нравственности, ответственности и дисциплинированности, чему учатся и подражают, чем гордятся дети.
Наряду с нравственно-трудовым воспитанием каждый народ во все времена придавал первостепенное значение интеллектуальному потенциалу общества, так как образованность подрастающего поколения считалось и считается золотым фондом, передаваемым из поколения в поколение, прежде всего посредством умственного воспитания.
В народной педагогике наука, как сконцентрированный опыт человеческого бытия, считается важнейшим путем, способным преодолевать преграды, поставленные природой. Как передать ребенку знания, как пробудить в нем жажду к познанию, чтобы это желание толкало его всю жизнь учиться, набираться опыта и мудрости? Эти вопросы всегда были главными в семейном воспитании, и не случайно у нашего народа во все времена наблюдалась тяга к учебе, стремление научиться, получить новые знания. О человеке судили, прежде всего, по проявлению умственной способности. По рассказам моей прабабушки в старину дети особенно любили играть в «шагай наадан». Причем играли на деревянном полу, так как элементов (шагайнууд) было очень много, до 1000. Нужно было обладать хорошей логикой, наблюдательностью, сметливостью, чтобы очень быстро прикинуть, сосчитать и раскидать их. Также особое внимание уделяли развитию мелкой моторики, так как считалось, что если у ребенка хорошо развиты пальцы рук, то он должен уметь все. Восхваляли тех, кто отличается находчивостью, сообразительностью и светлым умом. «Кто учится – просветится, кто не учился - раскается», «Нет ничего драгоценнее науки». т.д. Высоко ценя умственную активность детей, отдавая дань и уважение познавательной деятельности, родители на основе многовекового опыта своих предков выработали неписаные правила и законы для расширения интеллектуального кругозора молодого поколения: кем бы ты ни стал в будущем, учись всем наукам; стремись к лучшему, учись у лучших; учись всему с молодых лет и т.д. В связи с этим можно считать, что многие сегодняшние ученики достаточно хорошо осознают необходимость качественного образования и воспитания и уже в школе серьезно начинают заниматься самообразованием, научно-исследовательской работой, углубленным изучением отдельных предметов.
Бурятский народ выработал свои нормы, методы, средства и формы физического воспитания детей. В народном понимании здоровье человека – самое драгоценное богатство и источник всех благ. Испокон веков каждый народ постоянное внимание уделяет физическому закаливанию тела, считая, что только здоровый, физически развитый человек может успешно противостоять жизненным невзгодам и трудностям, продолжить род, вести хозяйство. Поэтому с малых лет ребенка учили закалке, выносливости, одежда его была удобной, легкой, но теплой, не стесняла движений. Игры и развлечения детей способствовали физическому развитию, воспитывали стремление достичь цели, добиться большего. В детях воспитывали сноровку, ловкость, меткость, наблюдательность и т.д. Не случайно в народе огромной популярностью пользуются такие зрелищные состязания как «Сурхарбан», «Игры трех мужей», в которые обязательно включаются конные скачки, стрельба из лука, бурятская борьба. Народный идеал здорового и физически развитого человека воплощен в различных сказках, преданиях, поговорках. Древние обычаи и традиции бурят требовали от семьи воспитывать детей физически здоровыми и духовно развитыми. Так в старину среди бурятского народа не разрешалось употреблять спиртное молодежи до 40 лет. Не было таких социальных проблем как алкоголь, курение, тем более наркомании, из-за актуальности которых в современном обществе одним из глобальных проблем является пропаганда здорового образа жизни.
Не случайно, во все времена развития и становления школы у нас в селе большое внимание уделялось урокам физкультуры, спортивным секциям. До сегодняшнего дня необычайной популярностью пользуются такие спортивные игры как волейбол, баскетбол, футбол, шахматы, легкая атлетика, лыжный спорт и т.д. Наши школьники с удовольствием занимаются этими, ставшими любимыми в народе, видами спорта. Есть семьи, в которых несколько поколений увлекаются определенными видами, активно участвуют в составе семейных команд в различных соревнованиях. К физкультурно-оздоровительной работе привлекаются родители, организовываются семейные праздники.
Также велико значение эстетического воспитания, которое осуществлялось прежде всего в труде. Приобщение детей к прекрасному считалось в народе важнейшей задачей. Воспитательный процесс тогда считался целостным и ценностным, когда он был направлен на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека, способного красиво организовать жизнедеятельность окружающих его людей.
Сегодня учащимся школы предоставлен спектр программ по дополнительному образованию: спортивные секции, хореографический и музыкальный кружки, кружок по шахматам, кукольный и теневой театры, кружок по ускоренному обучению английскому языку, кружок по краеведению, предметные кружки.
Огромную роль в нравственном становлении и развитии учащихся школы выполняет деятельность краеведческого музея. Во все времена школа являлась центром военно-патриотического воспитания юного поколения. Арсенал форм и методов патриотического воспитания разнообразен дает возможность широко охватить учащихся интересной работой с учетом их индивидуальных склонностей.
Величайшим подвигом вошла в современную летопись человечества Великая Отечественная война. Изучение истории Великой Отечественной войны на местном краеведческом материале, увековечение памяти воинов-земляков всегда оставалась одной из актуальных социальных проблем, одним из самых важных направлений деятельности школьных поисковых групп. И чем глубже изучается история села, края, тем больше появляется новых фактов, имен, за каждым из которых отдельные события, судьбы людей. Многие исторические события и имена вошли в историю села, района, республики благодаря активной совместной деятельности юных музееведов-поисковиков, ветеранов войны и тыла, работников архивов и педагогов школ.
Сегодня в быстро меняющемся мире идет приближение и опережение будущего путем воспроизведения лучших достижений прошлого. Суть инновационного подхода в воспитании сегодня заключается в том, что целью и результатом воспитания объявляется личность ребенка, развитие его индивидуальности.
Воспитывать любовь и уважение к родным и близким, гуманное отношение к окружающим было важно во все времена. Поэтому все более актуальным становится обращение к истории философских и педагогических идей, к системе народного воспитания и обучения. Каждый человек кровно связан со своей малой родиной. Тот, кто чувствует эту связь, бережет и ценит ее, никогда не сделает предосудительных поступков, не встанет на путь преступления. Родное село – основа народного воспитания. Поэтому изучение местной культуры, умелое использование богатейшего краеведческого материала имеет очень важное значение в формировании личности ребенка.