Творчество на деле существует не только там,
где создают великие творческие произведения, но и везде там,
где человек воображает, комбинирует, изменяет и
создает что-либо новое, какой бы крупицей
ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев [1].
Л.С. Выготский
На сегодняшний день НФТМ-ТРИЗ, как инновационное педагогическое направление, входит в состав современных образовательных программ. НФТМ-ТРИЗ ставит целью формирование сильного мышления и воспитания творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС: «В ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным» [2].
Использование учителем приёмов НФТМ-ТРИЗ позволяет достигать более глубокое усвоение фактических знаний, а главное – формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение понимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач – что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки и техники.
Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем, способен адекватно оценивать свои результаты и, совершив ошибки на своем творческом пути, способен к их исправлению.
Следовательно, одной из важных задач учителя является формирование творческого мышления у младшего школьника. Реализация данной задачи возможна при специально созданных условиях, при определенных способах его стимулирования и использовании на уроках технологий развития творческого мышления. ТРИЗ располагает конкретными приёмами, правилами, инструментами творчества. Они универсальны и могут применяться как при преподавании традиционных дисциплин, также во внеурочной деятельности школьников. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приёмами, методами и инструментами творчества на занятии по курсу внеурочной деятельности «Успешный ученик». Цель курса – развитие творческих способностей учащихся начальных классов и их интереса к научной деятельности.
Занятие по курсу внеурочной деятельности «Успешный ученик» построено в виде блоков по схеме креативного урока М. М. Зиновкиной [3] и имеет большую педагогическую ценность, чем стандартное занятие.
Блок 1. Мотивация.
Положительная мотивация необходима как залог успешности и результативности любого занятия. Маршрут креативного урока целесообразно начать с мотивации – удивления. Удивление – это тропинка к любознательности, любознательность – это дорога к творчеству, а творчество – это креативный путь к знаниям.
Учитель начинает урок словами из стихотворения Романа Сефа «Чудо».
– Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда-
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо!
№ 1. Игра «Что это?» (метод ассоциаций).Учитель показывает белый лист бумаги, говорит, что это непросто чистый лист, а что-то удивительное, но мы видим только его часть, и спрашивает, что дети видят. Детьми движет сила творческого воображения, и они дают самые невероятные ответы. Это кусочек мороженого, лепесток ромашки, ствол берёзы, чистое небо, стакан молока, свадебное платье, снежное поле, манная каша, скатерть и т.п.
Учитель спрашивает, что их сейчас удивило, и делает вывод, что даже обычный лист бумаги может всех удивить. Этот прием позволил не только удивить, но и заинтересовать детей «А что будет дальше?».
Учитель продолжает занятие следующими строками:
– Все известно вокруг
Тем не менее,
На Земле еще много того,
Что достойно, поверь, удивления
И твоего, и моего.
Учитель демонстрирует, как лист бумаги можно превратить, например, в самолёт. Показывает изделия, созданные в технике «Оригами» (кораблик, пароход, коробочка, цветок, конвертик, кошелек и др.).
Итак, мотивационный блок креативного урока представлен оригинальными объектами-сюрпризами, способными вызвать удивление учащихся. Дети ждут творчества, новых открытий, знаний, тем самым обеспечена положительная мотивация учащихся к занятию.
Блок 2. Содержательная часть.
Учитель использует приёмы, которые обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей учащихся [4].
№ 2. Задание «Изобретатели» (метод морфологического анализа).
Учитель сообщает детям, что сегодня на уроке им предстоит совершить научно-творческую экспедицию на загадочный остров, и предлагает им создать новое средство передвижения, для этого необходимо выполнить несколько несложных действий.
Действие 1. Выделим характеристики нового средства передвижения: движитель, энергия, среда передвижения, управление.
Действие 2. Все предложенные варианты запишем в таблицу (морфологический ящик).
|
1
|
2
|
3
|
4
|
движитель
|
колесо
|
ролики
|
пропеллер
|
гусеницы
|
энергия
|
горение
|
батарейки
|
солнце
|
ветер
|
среда передвижения
|
вода
|
асфальтированная дорога
|
воздух
|
горы
|
управление
|
ручное
|
автоматическое
|
дистанционное
|
полуавтоматическое
|
Действие 3. Получим новый транспорт.
Дети, выбирая из морфологического ящика предложенные характеристики, создают новое средство передвижения. Обсуждают все предложенные модели и приходят к выводу, что у каждого средства передвижения есть свои плюсы и минусы. Дети называют новую модель самоэнергавтоходолёт. Основная идея метода морфологического анализа, перебирая различные составляющие решения, комбинируя их, – получать новые, необычные решения, а это стимулирует творчество детей и движет их к знаниям.
№ 3. Игра «Паспорт». Учитель говорит, что их экспедицию будет сопровождать литературный герой, и предлагает детям восстановить его паспорт. Задача учащихся – назвать имя литературного героя, автора, и восстановить правую часть паспорта по опорным словам.
Паспорт литературного героя
|
Имя
|
|
Пол
|
|
Создатель
|
|
Место жительства
|
|
Внешний вид
|
|
Личные качества
|
|
Заветное желание
|
|
Жизненное кредо
|
«Спокойствие, только спокойствие! Пустяки, дело житейское!»
|
В ходе обсуждения дети создают паспорт литературного героя.
Паспорт литературного героя
|
Имя
|
Карлсон
|
Пол
|
мужчина в полном расцвете сил (по собственному утверждению)
|
Создатель
|
Астрид Линдгрен
|
Место жительства
|
Швеция, маленький домик на крыше многоэтажного дома
|
Внешний вид
|
плотного телосложения человечек с маленькими толстенькими ножками и с пропеллером на спине
|
Личные качества
|
забавный, весёлый, добродушный, выдумщик, озорник
|
Заветное желание
|
варенье и всё сладкое
|
Жизненное кредо
|
«Спокойствие, только спокойствие! Пустяки, дело житейское!»
|
Учитель говорит, что Карлсон рад продолжить научно-творческую экспедицию вместе с детьми. Литературный герой предлагает проверить готовность детей к научно-творческой экспедиции.
№ 4. Задание «Системный лифт» (метод установления системных связей).
Дети восстанавливают систему по опорным словам и получают «Класс → первый этаж → гимназия → улица Московская → город Пенза → Пензенская область → страна Россия → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная». Карлсон предлагается ученикам определить местонахождение загадочного острова по некоторым данным и внести изменения в полученной системе. Имеются следующие данные «Остров находится в галактике Млечный путь на планете Земля в южной части Восточного полушария». Ученики вносят изменения в системе «Остров → Южное полушарие → Восточное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная» и получают представление о местонахождение загадочного острова. Метод установления системных связей позволил актуализировать необходимые знания учащихся, а главное, учил ребёнка видеть объект в системе, а это один из ключевых аспектов мышления. Учитель помещает на карту по известным координатам местонахождения загадочного острова знак Х как символ неизвестного. Научно-творческая экспедиция детей виртуально отправляется на загадочный остров на новой модели передвижения самоэнергавтоходолёте. Литературный герой обеспокоен, а владеют ли дети кулинарным искусством, ведь заветное желание Карлсона – всё сладкое.
№ 5. Задание «Кулинарные выдумщики» (метод морфологического анализа).
Учитель предлагает составить кулинарный банк информации (морфологический ящик).
добавка
|
|
|
|
|
тесто
|
|
|
|
|
начинка
|
|
|
|
|
форма
|
|
|
|
|
В ходе работы таблица (морфологический ящик) заполняется.
добавка
|
мак
|
цукаты
|
орехи
|
изюм
|
тесто
|
слоёное
|
заварное
|
песочное
|
сдобное
|
начинка
|
шоколад
|
сливочный крем
|
джем
|
мёд
|
форма
|
трубочка
|
треугольник
|
рогалик
|
фигурные
|
Дети рекламируют своё кулинарное изделия, описывая его характеристики. Лучшие кулинарные изделия были отмечены Карлсоном и дипломом «Кулинарный выдумщик».
Блок 3. Психологическая разгрузка.
После вкусного задания «Кулинарные выдумщики» литературный герой предлагает разгрузку.
№ 6. Игра «Расскажи и покажи» – это целостная универсальная система психологической разгрузки, т.к. в неё включены упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, театрализация и спортивно-эмоциональная игра.
Стоял ученик на развилке дорог.
(Стоят, руки на поясе, ноги вместе).
Где право, где лево?
(Повороты туловища вправо- влево).
Понять он не мог.
(Пожать плечами, руки вдоль тела).
Вдруг, ученик в голове почесал,
(Почесать правой рукой в голове).
Той самой рукою, которой писал.
(Показать правую руку. Имитация письма в воздухе).
И мячик кидал,
(Имитация бросания мяча перед собой то правой, то левой рукой).
И страницу листал,
(Имитация перелистывания страниц указательным пальцем правой руки).
И ложку держал,
(Имитация удерживания ложки в правой руке).
И полы подметал.
(Имитация подметания пола веником).
Победа! Раздался ликующий крик.
(Поднять правую руку вверх).
Где право, где лево
(Указывают правой рукой направо, левой – налево).
Узнал ученик.
(Показывают обеими руками на себя).
№ 7. Игра «Превращение».
Учитель делит класс на две группы и просит представить, что их заколдовали и превратили, например, в зоопарк, аквариум, детскую площадку, город, стройку, театр. Каждая группа получает название того, во что ей нужно превратиться, совершает превращения, а другая группа старается расколдовать их, отгадав задуманное превращение. Эта игра даёт возможность проявить детям свои творческие способности и воображение.
Блок 4. Головоломка.
№ 8. Головоломка «Шифр».
Учитель сообщает детям, что на острове для них послание, которое содержит интересные задания.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
О
|
З
|
У
|
Г
|
В
|
Д
|
М
|
А
|
Н
|
2
|
П
|
К
|
А
|
Д
|
А
|
Г
|
К
|
С
|
И
|
Шифр: 1-2; 2-3; 1-4; 2-5; 1-6; 2-7; 1-8.
Разгадав ключ данного шифра, дети смогут узнать слово, которое откроет для них свой секрет.
Ученики предлагают свои варианты решения и в результате обсуждения отгадывают слово «загадка». Учитель спрашивает у детей, кто из них любит отгадывать загадки. Карлсон предлагает детям отгадать несколько загадок.
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл-
Значит день пришёл. (Солнце).
Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что это за занавес?
Может, угадаешь? (Дождь).
Что за чудо – коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветная дуга
Солнечная … (радуга).
Каждый ребёнок, отгадывая загадку, совершает творческий мыслительный процесс [5]. На острове появилось солнышко, радуга, капли дождя, когда дети отгадывали загадки. Остров ожил.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
№ 9. Составление загадки. Учитель говорит, что разгадывать загадки интересно, но ещё интересней их придумывать. Учитель держит в руках секретное послание в нём то, что подскажет детям, как придумать загадку. Учитель открывает послание и читает «Секрет загадки». Идёт обсуждение вопроса «В чём секрет загадки». Учитель обращает внимание детей к двум особенностям загадок: где называется не сам предмет, а другой, похожий на него и, где указываются самые яркие отличительные признаки предмета и его действия. С помощью признаков и действий можно придумывать загадки про разные предметы. Теперь, когда дети поняли, как устроена загадка, попробуем сами сочинить свою загадку. На загадочном острове появляется красочная картинка, на которой нарисован ландыш. Учитель просит детей назвать, что это за цветок и перечислить его главные признаки. Пусть загадка будет вот об этом цветке. Дети говорят, что на одном стебельке много цветков, вкусно пахнет, душистый, цветочки бывают только белые. Учитель говорит, что нет еще одной важной детали, нужной в загадке, не сказали, на что похожи цветочки ландыша. Это могут быть горошинки, шарики, фонарики, чашечки, колокольчики, бубенчики. Всё записывается на доске в таблицу. При заполнении таблицы предпочтение отдается более оригинальным вариантам.
Ландыш
|
Что?
|
Что делают?
|
Какой?
|
Что такое же?
|
стебель
|
стоит
|
тоненький, хрупкий, высокий
|
ниточка, ножка
|
листочки
|
прикрывают, защищают
|
длинные, зелёные, большие
|
крылья, одежда
|
цветочки
|
висят, прячутся, качаются, сидят
|
маленькие, беленькие, много, душистые
|
горошинки, бусинки, бубенчики
|
Обсуждаются все предложенные варианта «На тоненькой ножке в зелёной одежде прячутся маленькие человечки», «Белые душистые горошки висят на зелёной ножке», «Белые маленькие бубенчики на ниточке висят, но только неслышно, как они звенят». Каждый ребёнок, составляя загадку, отбирает нужный материал, ищет сходства, общее с другим объектом, определяет отличия, т.е. анализирует, сравнивает, классифицирует, делает выводы, а затем подключается его воображение и фантазия, т.е. идет творческая работа.
В этом блоке можно использовать задачи открытого типа. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет. Поэтому, можно говорить об эффективности, оптимальности и оригинальности выбранного решения [6].
Блок 6. Резюме.
Учитель говорит, что пора подвести итоги научно-творческой экспедиции на загадочный остров Х, и предлагает детям придумать название этому острову. Дети предлагают назвать его Остров Загадок, Секретный остров и т.п.
№ 10. «Микрофон». Прием рефлексии обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.
Дети, передавая микрофон друг другу, продолжали предложенные высказывания.
«Мне сегодня на занятии понравилось…»
«Мне было интересно…»
«Мне было очень трудно…»
«Я расскажу дома…»
«Мне хотелось бы…»
«Я узнала…»
«Я была рада, когда …»
«Меня огорчило то, что…»
«Я была удивлена …»
Учитель говорит, что на следующих занятиях мы продолжим научно-творческую экспедицию и напоминает:
– Все известно вокруг
Тем не менее,
На Земле еще много того,
Что достойно, поверь, удивления
И твоего, и моего.
Что же даёт детям занятие, построенное по схеме креативного урока? Во-первых, даёт знания приёмов и методов ТРИЗ, помогающих детям находить нестандартные способы решения проблемных ситуаций, генерировать оригинальные идеи. Во-вторых, это регулярная тренировка гибкости и системности мышления, развитие творческих способностей. В-третьих, это просто очень интересно! Что даёт это учителю? Во-первых, знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем. Во-вторых, развивает учителя как креативную личность. В-третьих, это обеспечивает профессиональный рост педагога.
Ссылки на источники
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3изд. – М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. 2011.
- Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm
- Горев П.М., Утёмов В.В. Волшебные сны Совёнка: учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. -144 с., ил.
- Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.: ВАКО, 2008. -176с. – (Мастерская учителя).
- Утёмов В. В. К вопросу формирования инновационного мышления учащихся общеобразовательной школы посредством решения задач открытого типа. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 3. № 2. С. 31-33.