Войти / Зарегистрироваться

От посиделок до творческой самореализации

Получить свидетельство
Автор: Фаттахова Гульфина Хамитовна

В силу специфики возраста подростки как губка впитывают все новое, тем более если нет никаких предложений со стороны государства, где прежние структуры от октябрят, пионеров  до комсомола перестали работать, а новые не прижились. В результате сложнейшего процесса осмысления, переоценки прошлого исторического опыта, созданных культурных ценностей, идет ломка духовно-нравственных оценок личности.
В результате мы имеем, как показывают и результаты исследований, и наблюдения, аморфную, деформированную систему ценностей у подрастающего поколения, происходит отход как от основ российской культуры, созданной на протяжении тысячелетней истории страны, так и от основ западной классической культуры. [1.]
Проблема духовно-нравственного кризиса подростков приобрела масштаб всего российского общества. Выросло поколение, не знающее культурных традиций своего народа. О чём поют они засыпающему сыну и дочке? Сегодня даже на селе очень мало семей, живущих в три поколения под одной крышей. Внуки редко видят своих дедушек и бабушек. И, конечно, не может быть и речи о воспитании чудесной силой нежного и могучего слова пословиц и поговорок, разных молитв и заклинаний, по любому случаю, которые происходят с детьми каждый день.
Работая учителем искусства, организуя мероприятия в рамках воспитательной работы, и руководя музеем школы, обратила внимание, что дети заинтересованы прошлым своего народа. Участвуя в фестивале искусств, проводимых к году культуры, дети проявили интерес к устному народному творчеству народов, населяющих наш район. Проведя анкетирование среди учащихся школы [Приложение1], выявили следующее:
Знания об устном народном творчестве - знают 63% из общего числа респондентов, необходимость устного народного творчества подтвердили все участники анкетирования - 100%.
Знания о национальном костюме татар и других национальностей района – знают 63%, знают не все компоненты - 37%
Желание приобщиться к традициям народов района – 50%, 38% - не желают и 12% не сделали определённого выбора.
Заинтересованность в национальном костюме – 88%, а желание носить в современном исполнении – 100%. Даже небольшое анкетирование выявляет потребность большинства учащихся в знаниях устного народного творчества и повышения духовно-нравственной культуры.
Чтобы решить проблему духовно-нравственного кризиса, на базе школы необходимо организовать клуб «Посиделки», который предусматривает в своей работе глубокое изучение традиций и обычаев не только своего народа, но и народов своей малой родины. Участники заседаний клуба – представители разных возрастов нашего села (учащиеся и пожилые), гости из соседних русских и чувашских деревень.
Дети часто лишены терпеливого внимания взрослых. Да и пожилые, очень одиноки в своей старости. Заседания клуба – это своего рода задушевные разговоры и воспитательные мероприятия без назидания и нравоучения, как бы «между прочим», но постоянно, как это было раньше в больших семьях. Это будет клуб бабушек и внуков (и не обязательно родных), без родителей, когда отношения более доверительные. Думаю, работа клуба сблизит и детей с родителями, ведь они получат «воспитание бабушек». А в семьях в три поколения всегда более терпимые, уравновешенные, добрые и толерантные дети.
Цели:
- Формирование толерантности к окружающим и стремления к проявлению постоянного внимания и заботы к старшему поколению.
- Повышение уровня духовно-нравственного, патриотического воспитания.
Задачи:
- Организовать клуб «Посиделки» с участниками разных возрастов: учащихся и пожилых.
- Повысить уровень знаний  о мировом искусстве.
- Развивать познавательный интерес к культурным традициям и обычаям народов малой родины. Глубже изучить устное народное творчество татар, русских и чувашей, живущих в нашем районе.
- Лучше узнать историю семей учащихся, школы и родного края по рассказам пожилых участников клуба;
- Скрасить одиночество пожилых людей;
- Повысить толерантность к окружающим и коммуникативные качества учащихся при работе клуба.
Содержание проекта
Проект направлен на охват детей и пожилых, живущих не только в нашем селе, но и предусматривает приглашение гостей из соседних деревень, и организацию выездных заседаний с привлечением властных структур – глав поселений.
Заседания клуба «Посиделки» будут организованы 1 раз в месяц. В тематическом плане рассматривается изучение устного народного творчества, песен, танцев периода 1930-1990гг и ранее, а также современного периода
В ходе заседаний клуба рассмотреть и такие семейные вопросы:
Как раньше невестка разговаривала со свекром и свекровью?
Как относилась жена к мужу и членам его семьи?
Права и обязанности жены и мужа.
Методы воспитания детей. Что изменилось? и т.д.
Для реализации проекта необходимо создать уютную домашнюю обстановку с мягкой мебелью, проводить мероприятия с гармонью или баяном, сшить татарские национальные костюмы для выступлений детей, купить видеотехнику для записи выступлений пожилых с дальнейшим детальным изучением устного народного творчества и архивации. Организовать чаепития для гостей и членов клуба. Приобрести подарки для награждения участников-призеров фестиваля песни и танца. Реализация проекта предусматривает тесный контакт с администрацией сельских поселений, дома культуры и библиотеки села.
 
План реализации проекта
 

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

  1.  

Организация клуба «Посиделки»

1 заседание. Пошив костюмов для детей. Приобретение видеоаппаратуры

сентябрь

Фаттахова Г.Х.

  1.  

Встреча членов клуба «Посиделки» с кружковцами сельского дома культуры. Воспитание детей. Разучивание пословиц, поговорок. Чаепитие

октябрь

Фаттахова Г.Х

Хасаншина Г.З.

  1.  

Концерты к традиционным праздникам

Дню пожилых, Ко дню матери  Чаепитие

Октябрь

Ноябрь

Педагог-организатор

  1.  

Игры для самых маленьких от наших бабушек

ноябрь

Фаттахова Чулпания апа

  1.  

Разучивание  с кружковцами мунаджатов

декабрь

Гафиятуллина Н

  1.  

Сказки наших бабушек. Какие сказки читали у колыбели раньше?

декабрь

Каримова А.

  1.  

Песни-прибаутки, песни-игры

январь

Фаттахова Г.Х.

  1.  

Приглашение пожилых села Демидовка с целью ознакомления с традициями русского народа, их обычаями, с разучиванием коротких игр, песен. Чаепитие

январь

Мингазов Р.В.

  1.  

Встреча гостей из чувашских сёл района (с.Тахтала), с целью ознакомления с культурой чувашского народа, проживающего на территории района. Чаепитие

февраль

Мингазов Р.В.

  1.  

«А помнишь…» Тема посиделок «Танцы»

февраль

Фаттахова Г.Х

  1.  

Поздравляем! Мы танцуем и поем! Концерт силами участников клуба Чаепитие

март

Фаттахова Г.Х

  1.  

Фестиваль «Песни молодости»

Фестиваль песен наших бабушек и дедушек, с приглашением гостей из разных деревень

Награждение победителей

март

Фаттахова Г.Х

Хасаншина Г.З

  1.  

Татарские народные танцы

апрель

Хасаншина Г.З

  1.  

Татарские народные блюда от умелиц села

апрель

Мингазова Ф.С.

  1.  

Встреча с ветеранами. Концерт детей. Чаепитие

май

Фаттахова Г.Х.

  1.  

Приглашаем гостей. Премудрости этикета от наших старожилов

май

Фаттахова Г.Х. Каримова А.

  1.  

Подготовка выступлений, номеров к Сабантую

июнь

Фаттахова Г.Х

  1.  

Участие в Сабантуе села Публичное выступление всех членов клуба. Итоговое заседание

июнь

Фаттахова Г.Х. Мингазов Р.В.

 
Таков план реализации проекта на один учебный год. Проект может быть реализован ежегодно, так как меняется контингент учащихся. Цикличность определяется  концом учебного года.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания.
Повышение уровня знаний культурных традиций и обычаев народов малой родины.
Повышение общего культурного уровня.
Глубокое изучение устного народного творчества татар, русских и чувашей, живущих в нашем районе. (Возможно повторное проведение анкетирования на знания об устном народном творчестве, о национальном костюме татар и других национальностей района для сравнения результатов до и после реализации проекта)
Стремление общества к более внимательному и заботливому отношению к пожилым, к их проблемам.
Организация доверительных взаимоотношений пожилых и учащихся.
Повышение толерантности детей к окружающим людям и миру в целом.
Слово - мощное оружие. Слово и лечит, и калечит. Только познав истинную силу слова, идущую из глубины веков народов, населяющих нашу Родину, мы познаем силу родного слова. Проект может быть применён для любых национальностей, независимо от вероисповедания.
Использованные ресурсы
  1. Формирование подростковой культурной среды в Москве и проблемы приобщения подростков к традиционной национальной культуре. заведующий социально-психологической лаборатории ВАО г. Москвы  “Перово” канд. философских наук, старший научный сотрудник Федорова М.И., http://moseducation.narod.ru/
  2. Данные анкетирования проведённого среди учащихся школы. 
Приложение 1

Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты. Будьте предельно правдивы. Спасибо!
1) Что из устного народного творчества вы знаете?
a) Пословицы, поговорки
b) Песни
c) Мунаджаты (мөнәҗәт)
d) Дастаны
e) Сказки
f) Всё выше перечисленное
g) свой ответ ______________________________________________________________________________
h) Затрудняюсь ответить
2) Нужно ли знать песни наших бабушек?
a) Нужно знать
b) Не обязательно
c) Затрудняюсь ответить
3) Какой народный костюм татар вы знаете?
a) Калфак
b) Тюбетейка
c) Татарское национальное платье  (балитәкле күлмәк)
d) Вышитый передник
e) Ичиги (читек)
f)  _____________________________________________________________________-свой ответ
g) Затрудняюсь ответить
4) В каком костюме лучше спеть народную песню?
a) Национальном костюме
b) Современном костюме
c) Нет никакой разницы
5) Что из национального костюма Вы носили бы, если бы это было сшито в современном стиле?
a) Калфак
b) Тюбетейка
c) Татарское национальное платье  (балитәкле күлмәк)
d) Вышитый передник
e) Ичиги (читек)
f)  _____________________________________________________________________-свой ответ
g) Носить не буду
6) Вы хотели бы участвовать в каких-нибудь мероприятиях вместе со своими бабушками, дедушками или другими пожилыми, которые знают много пословиц, поговорок, мунаджатов, сказаний, сказок и др., могут научить вас устному народному творчеству, и выступать вместе с ними на фестивалях?
a) Хотела бы
b) Не желаю
c) Затрудняюсь ответить

Спасибо за Ваши ответы!
 

Похожие публикации