Войти / Зарегистрироваться

Смысл мира есть всеединство

Получить свидетельство
Автор: Гульчук Марьяна Ярославовна

Методическая  разработка  предлагается  педагогам  дополнительного  образования,  руководителям    объединений  экологической и психологической направленности,  учителей  обществознания.  В  разработке  раскрываются  методика  и  практика  процесса  обучения  детей  самостоятельному осмыслению социальных и  этических аспектов   толерантности в контексте достижения общих социальных и экологических целей на примере Ростовской области. В  данной  разработке  представлен вариант занятия «Смысл мира есть всеединство»  по  теме «Культура толерантности, ненасилия и мира»  раздела «Ноосфера – синтез жизни, ума и чувства ответственности» образовательной программы «Экослед Человека на планете Земля». Занятие проводится в форме диспута с элементами мозгового штурма и игровых упражнений для учащихся 15-16 лет.
Цель: формировать у учащихся представление о толерантности как признаке зрелой личности, значимой характеристике гражданской позиции человека, которая является основой для достижения значимых социальных целей на примере благоустройства Ростовской области.
Задачи:

  1. Познакомить с понятием толерантности в его современном понимании и значением толерантности в социокультурном пространстве Ростовской области
  2. Учить самостоятельно добывать знания в процессе подготовки к диспуту.
  3. Развивать умение самостоятельно анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы
  4.  Развивать способности подростков к конструктивному общению с учетом реальности окружающего мира и психологической уникальности личности
  5. Развивать навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед компетентной аудиторией
  6. Формировать толерантное отношение к представителям аут-групп, осознание собственных чувств по отношению к их представителям,
  7. Создать условия для развития у подростков универсальных человеческих ценностей, формирования общегражданских ценностей и целей, чувства ответственности за экологическое благополучие края
Материалы: бумага, ручки, фломастеры, черная и белая клейкая лента
 
План проведения занятия
1. Подготовительный этап:
Все учащиеся в качестве домашнего задания на предыдущем занятии получают задание самостоятельно изучить вопросы по теме диспута.
2. Организационный этап:
  • Приветствие, организация пространства в виде круглого стола
  • Обозначение  темы,  знакомство с планом и формой проведения занятия,  целью и  задачами.
3. Основной этап:
  • Разминка: игра «Вороны»
  • Диспут на тему: «Значение толерантности в социокультурном пространстве края»
Направления для обсуждения:
- толерантность в современном понимании;
- многонациональность Ростова-на-Дону и Ростовской области;
- взаимосвязь экологического благополучия региона и здоровья его граждан. Совместные усилия по благоустройству Ростовской области.
  • Подведение итогов диспута.
4. Заключительный этап:
  • Рефлексия: игра-загадка «Гостиница».
Ход занятия
Подготовительный  этап.
Все учащиеся в качестве домашнего задания на предыдущем занятии получают задание самостоятельно изучить вопросы по теме диспута (см. Приложение):
1.Толерантность в современном понимании.
2.Многонациональность Ростова-на-Дону и Ростовской области.
3.Взаимосвязь экологического благополучия региона и здоровья его граждан.
Совместные усилия по благоустройству Ростовской области.
 
Организационный этап
Здравствуйте! Очень рада видеть всех вас! Тема нашего сегодняшнего занятия «Смысл мира есть всеединство». Цель нашего занятия познакомиться с понятием толерантности в его современном понимании и определить значение толерантности в социокультурном пространстве Ростовской области. Занятие пройдет в форме диспута с элементами мозгового штурма и игровых упражнений. Сегодня ваша задача, используя знания, полученные в ходе самостоятельной подготовки к занятию, проявить умение самостоятельно анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы, выделять главное, выступать перед аудиторией, аргументировать и защищать свою позицию.
А для того, чтобы диспут прошел успешно, давайте познакомимся с основными принципами ведения спора:
- Уважение к противнику. Самое главное и самое важное правило цивилизованной дискуссии. Часто бывает, что мнение оппонента прямо противоположно, он имеет на это полное право. Не факт, что правы вы, а не он. Жизнь расставит всё по своим местам. Главное - не делать скоропалительных выводов, не скатываться до личных оскорблений и навешиваний ярлыков. Самое важное в любом споре уважать любую точку зрения противника и суметь её принять.
- Логический такт. Если спорщик в ходе дискуссии понимает, что был не прав, то есть доводы противника достигли своей цели, лучше признать это, а не упорствовать, заводя спор в тупик. Однако слишком быстро и легко соглашаться с правильностью выводов тоже не принято. Лучше семь раз отмерить...
- Позволительные уловки в споре. В правилах хорошего тона принято брать в споре тайм-аут, приостанавливать его или обратиться за советом к третьей, авторитетной для обоих, независимой стороне. Это возможно в тех случаях, когда аргументы иссякли или спор зашел в логический тупик.
- Непозволительные уловки. Угрозы, хулиганские выходки, открытые, публичные оскорбления, драка, переход на личности - все эти выходки на грани фола считаются в любых действиях людей недопустимыми, а при доказательстве своей правоты в споре и вовсе грубейшими.
- Компетентность спорщиков. Дискуссию стоит начинать только в том случае, если обе стороны хорошо разбираются в теме спора. Спорить о собственных принципах, пустяках и идеалах нет никакого смысла. Стоит избегать непроверенных фактов и безаппеляционных рассуждений.
- Внимание к собеседнику. Открытое слушание поможет понять основную концепцию оппонента и принять или опровергнуть его мысль весомыми доводами. Потому так важно тщательно и спокойно выяснять мнения противника.
- Сохранение спокойствия. Это правило поможет вести высокоинтеллектуальный спор, основанный на уважении и толерантности. Все доводы, не относящиеся к предмету спора, возможно отвести только в таком состоянии.
- Простота и конкретика. В ходе ведения спора не нужно «забивать» собеседника неологизмами, сленговыми выражениями и узкопрофессиональными терминами. Это не придаст веса выступающему, лишь покажет его неумение говорить с оппонентом на доступном и понятном языке.
Основной этап
Разминка: игра «Вороны»
И для разминки я предлагаю поиграть в игру «Вороны»
Людям свойственно разделять окружающих на «своих» и «чужих». Тех, кого мы считаем «чужими», мы, к сожалению, обычно представляем хуже себя. Но ведь в реальности это не так. В этом легко убедиться, если подумать о том, что для кого-то мы тоже являемся «чужими».
Цель: способствовать идентификации различных социальных аут-групп («чужих» групп, представители которых воспринимаются как существенно отличающиеся от «наших», «своих»), осознание собственных чувств по отношению к их представителям.
Необходимые материалы: черная и белая клейкая лента
Описание: участники садятся в плотный круг, им на спины клеится черная и белая клейкая лента (черная лента – черная ворона, белая лента – белая ворона). Белых лент должно быть 3-4, все остальные черные. С помощью жестов участникам нужно найти свою стаю (белых или черных ворон). Запрещается разговаривать и указывать на цвета.
После того, как все нашли свою стаю, упражнение обсуждается. Каждый по очереди высказывает свое предположение по поводу своего цвета. Если черная отгадывает, что она черная, то она остается таковой. Если ошибается – становится белой. Если белая ворона отгадывает, что она белая, то у нее появляется выбор: она может остаться в стае белых, а может уйти к черным и стать черной вороной. А если ошибается, то остается белой вороной.
Вопросы для обсуждения:
- Каково было быть черной вороной? Что вы чувствуете?
- Каково было быть белой вороной? Что вы чувствуете?
- Насколько комфортно находиться в данной стае?
- Хотелось бы уйти в другую стаю?
- Как воспринимала вас другая стая? 
Диспут на тему: «Значение толерантности в социокультурном пространстве края»
Толерантность в современном понимании
Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. "Толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".
Вопросы для обсуждения по теме толерантность:
1."Самая опасная из нетерпимостей – это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, – пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. – Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много – как на уровне государственном, так и на персональном…
Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры такой нетерпимости.
2. И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране». Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).
В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами: если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.
Какая позиция из двух представленных вам ближе?
3.Современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например: сокращение коренного населения и его замещение дешевой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.
Можете ли вы согласиться с тем, что подобное явление имеет место в современной социальной действительности?
Многонациональность Ростова-на-Дону и Ростовской области
Территория Донского края, значительную часть которой занимает современная Ростовская область, с древнейших времен находилась на пересечении миграционных потоков и выделялась интенсивностью межкультурных контактов.
В настоящее время на Дону проживают представители более 100 национальностей (90% населения составляют русские, 3,4% - украинцы, 1,8% - армяне, 0,9% - белорусы, по 0,4% - татары и чеченцы), а также  азербайджанцы, осетины, евреи, калмыки и представители многих других национальностей .
Таким образом, сказать, что Ростов – многонациональный город – ничего не сказать. Население города позитивно воспринимает такую характерную черту Ростова-на-Дону как многонациональность. Межнациональные отношения в Ростове-на-Дону в целом могут характеризоваться высокой степенью терпимости и толерантности. Тем не менее, современный этап трансформации российского общества характеризуется множественностью социальных конфликтов. Конфликтность, агрессивность, насилие в отношениях между разными национальными общностями, активизирующиеся в последнее время, представляют особую опасность.
Вопросы для обсуждения:
1. Можно ли считать Ростов и Ростовскую область многонациональной?
2. Согласны ли вы с Валентиной Марининой, Председателем комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями, что мы воспринимаем многонациональность Ростовской области «не как вызов, не как проблему, а как конкурентное преимущество, как нашу «фишку»?
3. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие.
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.
Как вы считаете, насколько актуальна эта проблема для нашего региона?
4. Распространение экстремистских взглядов в первую очередь касается молодежи. При этом зачастую многие из них действуют, как они считают, на благо своей Родины. Экстремизм, подобно опухоли, убивающей организм, разъедает общество изнутри.
Как вы считаете, благо или вред несут  экстремистские движения  обществу и государству?
5. Причину распространения экстремизма  видят в утрате нашей молодежью нравственных ориентиров, подмене истинных ценностей ложными. Одной из важнейших универсальных человеческих ценностей является здоровье.
Можно ли утверждать, что здоровье граждан зависит от экологического благополучия на территории региона?
Взаимосвязь экологического благополучия региона и здоровья его граждан. Совместные усилия по благоустройству Ростова и Ростовской области.
Экологическая ситуация в Ростовской области, как и в Российской Федерации, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
В Ростовской области более 1,5 млн. жителей проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (в 4 городах из 6, в которых ведется мониторинг). Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены восточные районы Ростовской области. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение естественных природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.
Вопросы для обсуждения:
1. Является ли экологическое благополучие края задачей каждого гражданина или это забота государства?
2. Может ли каждый из вас в одиночку повлиять каким-либо образом на экологическую обстановку края или для этого нужны совместные усилия граждан?
3. Может ли отсутствие толерантного отношения к другим национальностям и другой культуре стать препятствием для достижения общих  для всех жителей Ростовской области целей?
Подведение итогов диспута: в результате проведенного диспута подростки приходят к выводу, что толерантность является признаком зрелой личности и значимой характеристикой гражданской позиции человека. Именно толерантность в социальных отношениях является основой для достижения значимых социальных целей.
Заключительный этап
Игра-загадка «Гостиница»
А в завершение занятия для подведения итогов, осмысления и определения своей позиции по пройденной теме предлагаю вам игру-загадку.
Цель: формирование толерантного отношения к представителям другой национальности.
Необходимые материалы: Бумага, ручки, фломастеры.
Описание: Разделить участников на 3 группы при помощи считалочки.
Инструкция: Представьте, что вы хозяева гостиницы. В гостинице имеется всего семь комнат. Задача решить, кого вы будут заселять из данного списка, учитывая то, что эти люди друг с другом в одной комнате жить отказываются. Затем каждая группа представляет список заселенных людей, крепит его на доску и поясняет свой выбор.
Список приезжающих:
  • Чеченский водитель
  • Пенсионер из Израиля
  • Семья с ребенком-инвалидом
  • Грузинский винодел
  • Таджики строители
  • Калмыки-кочевники
  • «шведская семья» из Самары
  • Двое мужчин нетрадиционной ориентации
  • Интеллигентная семья из Львова
  • «Свидетели Иеговы»
  • Мулла из Казани
  • Чернокожий миссионер
  • Скинхеды
  • Цыган-кузнец с женой
  • Бизнесмен из Азербайджана
Вопросы для обсуждения:
  •  Почему заселили именно этих людей?
  •  По какой причине отказали остальным людям?
Верное решение: по принципу гостиничного сервиса гостей заселяют по мере их прибытия.
Резюме ведущего:
Хотя причины, по которым одни люди дискриминируют других, часто являются надуманными, непонимание и конфликты, порожденные дискриминацией, всегда настоящие. Они причиняют людям много боли. Общаясь с человеком, важно, именно видеть человека, а не тот ярлык, который за ним закрепился. Дискриминация одних людей другими ведет к непоправимым последствиям для их взаимоотношений. Люди составляющие «другие» социальные группы - это, прежде всего такие же люди, как и мы. Если бы в мире не было людей, непохожих на нас, «чужих», мы лишились бы огромного пласта жизненного опыта, который позволяет нам успешнее развиваться, ставить пред собой цели и добиваться их.
 
Список используемой литературы:
  1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников.//Ярославский педагогический вестник. -  № 1, 2003.
  2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся - М.: Глобус, Панорама, 2007. – 160с.
  3.  Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.
  4. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. №№11-12, 2001.
  5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. - М.: Генезис,-  2000. – 112 с.
  6. Экологический вестник дона «Осостоянииокружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2012 году». – Ростов н/Д, 2013. -372 с.
Список используемых интернет-ресурсов:
  1. Веклич А. Интервью с Валентиной Мариновой. Национальные приоритеты.http://www.nprus.ru/society/393.html
  2. Гуртовенко В.И. 71ой годовщине образования Ростовской области посвящается http://ppt4web.ru/geografija/rostov0.html
  3. Давтян К.О. Гармонизация межконфессиональных отншений на Донской Земле http://www.rsue.ru/econference_old/index.aspx?r=tezis&id=1&tid=1981
  1. Основные правила ведения спора http://www.tinlib.ru/shpargalki/ritorika/p35.php
  1. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
    http://base.garant.ru/70169264/
  2. Спор: правила ведения дискуссии http://www.luxemag.ru/etiquette/7500.html
  3. Стешов А. Правила спора: поведение и позиции http://psyfactor.org/lib/dispute2.htm
  4. Толерантность https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%EB%E5%F0%E0%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC
  5. Чепкасова О. А. Формирование толерантных отношений у современных школьников http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1948/Itemid,118/
Приложение
Толерантность в современном понимании

Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. "Толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".
Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.
Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.
В 90–х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.
В более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему "инакому" – понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий.
Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека. Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск "врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности "своих", которые всегда сильнее "чужих". Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: "Кто не с нами – тот против нас".
Для успешного фор­мирования толерантных установок на уровне личности важ­но знать, в чем заключаются основные различия между толе­рантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них дос­тупны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г.У.)
  • равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
  • взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам и др.);
  • равные возможности для участия в политической жиз­ни всех членов
общества;
  • сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;
  • охват событиями общественного характера, праздника­ми как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
  • возможность следовать своим традициям для всех куль­тур, представленных в данном обществе;
  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
  • сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
  •  позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах ме­жэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ здесь – Всеобщая декларация прав человека. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).
Глобализация экономики, быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Осознание этой угрозы политиками и всемирной общественностью сделало одной из важных целей развития мирового сообщества достижение всеобщей толерантности. Декларируя ее принципы, различные правовые и культурные организации демонстрируют обозначившийся кризис терпимости в современном обществе. ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год (год 50–летия обеих организаций) Международным годом толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50 региональных и международных конференциях. Итог года – принятие Декларации принципов толерантности. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия.
Многонациональность Ростова-на-Дону и Ростовской области
Территория Донского края, значительную часть которой занимает современная Ростовская область, с древнейших времен находилась на пересечении миграционных потоков и выделялась интенсивностью межкультурных контактов.
В настоящее время на Дону проживают представители более 100 национальностей (90% населения составляют русские, 3,4% - украинцы, 1,8% - армяне, 0,9% - белорусы, по 0,4% - татары и чеченцы), а также , азербайджанцы, осетины, евреи, калмыки и представители многих других национальностей .
Таким образом, сказать, что Ростов – многонациональный город – ничего не сказать. Население города позитивно воспринимает такую характерную черту Ростова-на-Дону как многонациональность. Межнациональные отношения в Ростове-на-Дону в целом могут характеризоваться высокой степенью терпимости и толерантности. Тем не менее, современный этап трансформации российского общества характеризуется множественностью социальных конфликтов. Конфликтность, агрессивность, насилие в отношениях между разными национальными общностями, активизирующиеся в последнее время, представляют особую опасность.
Долгое совместное проживание в рамках единого государства сформировало у полиэтничного и многоконфессионального населения чувства сопричастности судьбам России. И во многом будущее России, ее государственная целостность и единство зависят от того, как будут складываться отношения между различными национальными и конфессиональными группами как в центре, так и внутри ее регионов.
Председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями Валентина Маринова, выступая с приветственным словом на Межрегиональном фестивале национальных культур «Народов Дона дружная семья», сообщила:
«В Приветствии к этому Собору от имени Президента Российской Федерации Владимира Путина и во вступительном слове нашего Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла прозвучала одна и та же мысль: главная духовная ценность России – это межнациональное согласие, мир между представителями разных народов и разных конфессий. И это действительно так. В XXI веке было много вызовов, и самый страшный вызов – это попытка снова разделить людей по национальному, конфессиональному и другим признакам.
 Ростовская область исторически многонациональна и многоконфессиональна – и мы всегда воспринимаем многонациональность не как вызов, не как проблему, а, как мы сегодня говорим, как конкурентное преимущество, как нашу «фишку». Являясь законодателем, я могу сказать, что только у нас в Ростовской области действует три закона: один так и называется, – «О духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся образовательных учреждений», другой – «О государственной поддержке, социальном ориентировании коммерческих организаций», где в числе приоритетных направлений – межнациональное согласие. И еще один закон – «О государственных грантах для средств массовой информации», где тоже на первом месте – межнациональное согласие. Я говорю об этом, чтобы подчеркнуть – задача государства – создавать условия для того, чтобы эту теплоту, это духовное единство, этот громадный кладезь нашей духовной культуры и традиций сохранять, укреплять и передавать дальше из поколения в поколение».
Взаимосвязь экологического благополучия региона и здоровья его граждан. Совместные усилия по благоустройству Ростова и Ростовской области.
Экологическая ситуация в Ростовской области, как и в Российской Федерации, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
В Ростовской области более 1,5 млн. жителей проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (в 4 городах из 6, в которых ведется мониторинг). Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены восточные районы Ростовской области. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
30 апреля 2012 г. Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года (далее – Региональная стратегия) разработана в соответствии с вышеназванным документом и организационным Планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067, и является документом, определяющим основные направления, приоритетные задачи государственной политики Ростовской области в целях улучшения состояния окружающей среды. (Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 05.02.2013 № 48)
1. Стратегической целью государственной экологической политики является сохранение естественных природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности.
2. Для реализации данной стратегической цели необходимо:
2.1. Обеспечить защищенность окружающей среды в условиях дальнейшего экономического развития посредством снижения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе за счет стимулирования внедрения наилучших доступных технологий.
2.2. Осуществить оценку состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2.3. Обеспечить защиту территории и населения Ростовской области от негативного воздействия вод, а также оздоровление экологической обстановки на водных объектах.
2.4. Обеспечить сырьевые потребности хозяйственного комплекса и создать условия для повышения эффективности использования недр Ростовской области.
2.5. Сохранить биологическое разнообразие.
2.6. Повысить экологическую культуру населения.
2.7. Ликвидировать объекты накопленного экологического ущерба.
3. Реализация Региональной стратегии осуществляется в соответствии со следующими принципами:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
4. Региональная стратегия разработана на период до 2020 года и призвана обеспечить консолидацию усилий и действий органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан для решения наиболее актуальных проблем экологии в Ростовской области.
 

Похожие публикации