Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Общедидактическая (предметная) цель:организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Задачи: • открытие понятия “алгоритм”;
• формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);
• обучение поиску и исправлению ошибок в заданных алгоритмах;
• составление способов действий по алгоритму и их применения в разных ситуациях;
• Развивать интеллектуальные способности учащихся, творческое воображение, мелкую моторику рук (креативность);
• Способствовать формированию самооценки (саморефлексии);
• Воспитывать интерес к изучаемому предмету, трудолюбие, стремление к достижению результата;
• Прививать навыки толерантных взаимоотношений;
• Создавать валеологические условия обучения (ситуацию успеха)
Методы обучения:Словесный, наглядный, элементы частично-поискового.
Оборудование:
- карта для путешествия;
- команды для составления алгоритма;
- раздаточный печатный материал из тетради 3 класса “Информатика в играх и задачах” по программе Горячева А.В. (упр. 3 изменено)
ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Форма учебного занятия (нетрадиционная) – урок-путешествие.
Ожидаемый результат:
1-й уровень: знать понятия “алгоритм”, “команда”, уметь определять правильный порядок выполнения шагов.
2-й уровень: знать понятия алгоритм, команда, исполнитель, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия.
3-й уровень: знать понятия алгоритм, команда, исполнитель, уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь выделять этапы действия, уметь рассуждать по данной теме.
Логика занятия:
- Мотивация.
- Актуализация субъектного опыта.
- Целеполагание.
- Организация восприятия.
- Организация осмысления.
- Организация первичного закрепления.
- Первичная проверка понимания (в ЗБР).
- Анализ.
- Рефлексия.
Повесить карту, на карту рисунок компьютера, сверху замок нарисованный, раздать печатный материал:
Ход урока
I. Организационное начало урока (2 мин.).
Всем доброе утро! Я рада вас видеть. Сегодня урок информатики у вас проведу я. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня на уроке вы узнаете много нового.
II. Вместе с учителем в ходе беседы формулируют тему урока, ставят цели достижения учебной задачи (5 мин.).
Странно, но нам пришло письмо (ПИСЬМО), вы хотите узнать, что в нём? Давайте его прочитаем. Кто прочитает письмо?
Кто может объяснить как решить пример? (АЛГОРИТМ СЛОЖЕНИЯ). (ЦИФРЫ) и (БУКВЫ) (с одной стороны печатаются буквы, с другой цифры и разрезается)). (К детям лицом находятся цифры, те цифры, которые они получат в ответе решения примера, их нужно перевернуть и прочитать какое слово получится).
С какой планеты пришло письмо? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (АЛГОРИТМ) Мы с вами сегодня изучим понятие алгоритма, будем учиться выделять этапы действия и составлять алгоритм.
На уроке Вы должны быть внимательны, собранны и сосредоточены.
III. Изучение нового материала (15 мин.).
Сегодня мы проведём необычный урок. Ребята, мы отправимся в сказочное виртуальное путешествие на ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ. А теперь закройте глазки. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)
(ВЫКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ). Открываем глаза. Посмотрите, куда мы попали? Перед нами карта планеты АЛГОРИТМОВ. Но, что такое? Посмотрите, она закрыта на замок. Какой большой замок. Вы хотите туда попасть? Чтобы попасть в страну АЛГОРИТМОВ надо отгадать загадку. Слушайте меня внимательно:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … (КОМПЬЮТЕР)
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно же – … (КОМПЬЮТЕР)
СНЯТЬ КАРТИНКУ ЗАМКА.
Верно!! Я думаю что теперь мы можем с легкостью попасть в страну АЛГОРИТМОВ!
Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали. Мы будем путешествовать вместе с жителями этой планеты. Они помогут нам выполнить задания урока. У нашей планеты Алгоритмов есть 4 станции. Ну, как, постараемся выполнить задания? Мы с вами уже отгадали загадку про компьютер.
А теперь подумайте и скажите, что можно делать на компьютере? (с помощью компьютера дети могут играть, рисовать, компьютер может использоваться при создании мультфильма, рекламного ролика; для управления автомобилем, для проведения обследования на приёме у врача).
Как вы думаете, может ли компьютер сам без участия человека, захотеть порисовать или поиграть? А почему? (Компьютер не может действовать самостоятельно. Для управления его действиями человек составляет подробные задания – компьютерные программы).
А ещё компьютер может быть встроен внутри стиральной машины, фотокамеры, автомобиля, самолёта, космического аппарата.
Ребята посмотрите на картинку. (КАРТИНКА РОБОТА). Кто это? Правильно, робот. Обязательно внутри робота есть компьютер. Как вы считаете, есть ли у робота мозг? Кто управляет действиями робота? (Робот – это машина. Мозга у него нет. Мозг есть у человека, у животных. Действиями робота управляет человек). Для робота, как и для компьютера, очень важно правильно составить задание.
Чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами. В основе управления компьютером, роботами лежит важное понятие алгоритма.
План действий (последовательность шагов) – это и есть алгоритм действия. Вы уже умеете действовать по плану. План действий – это АЛГОРИТМ. Например, пришить пуговицу, убраться в комнате, сложить двузначные числа, открыть дверь ключом, сделать бутерброд, распорядок дня. Так же АЛГОРИТМ - это последовательность понятных Исполнителю команд. А ИСПОЛНИТЕЛЬ – это тот, кто исполняет алгоритм. Для того чтобы Исполнитель мог выполнить все действия согласно алгоритму, он должен быть в состоянии понять и выполнить каждую команду.
Каждый шаг в алгоритме принято называть КОМАНДОЙ. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”.
Мы пойдём на Станцию № 1, которая называется “Сказочный лес”. Посмотрите внимательно на карту. Здесь растут цветы, кустарники. А деревьев мало, давайте каждый посадим дерево. Если каждый из нас посадит дерево, представьте, как зазеленеет планета. А сопровождать нас будет робот Боб.
ЗАДАНИЕ 1.
1. Пронумеруй рисунки по порядку и составь задание для Боба: запиши команды алгоритма “Посади дерево”. (Упр.1) |
Давайте рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Как пронумеруем действия?
(РАБОТА НА ДОСКЕ) индивидуально
ПОСАДИ ДЕРЕВО
- Начало
- Принеси лопату, лейку и саженец
- Выкопай ямку
- Поставь саженец в ямку
- Засыпь ямку землёй
- Налей воды в лейку
- Полей саженец
- Отнеси лопату и лейку
- Конец
Что получилось на доске? Что такое алгоритм? Из чего состоит алгоритм? Кто в данном случае является ИСПОЛНИТЕЛЕМ? Какая команда первая? Какая команда (последняя)? Мы справились с этим заданием? Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм).
IV. Первичная проверка понимания изученного (11 мин.).
Мы пойдём на Станцию № 2, которая называется “Фруктовый сад”, а сопровождать нас будет инопланетянин Янт.
ЗАДАНИЕ 2.
2. Почему заболел Янт? Найди на рисунках ошибки в его действиях. Объясни ему, как нужно есть банан: допиши алгоритм. (Упр. 2) |
Что нарисовано на картинках? Какие ошибки он допустил и почему заболел? (Ест банан вместе с кожурой; очистил банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал). Выполнять это задание будем в парах.
СЪЕШЬ БАНАН
- Начало
- Вымой руки
- Возьми банан
- Вымой банан
- Очисти банан
- Съешь очищенный банан
- Выбрось кожуру в урну (6 и 7 можно поменять местами)
- Конец
У кого получился точно также? Что же у нас получилось? Что такое алгоритм? Алгоритм, какого действия? Чему вы с вами научились, выполняя это задание? (составлять алгоритм правильных действий Янта). Можно ли идти дальше?
Станция № 3 “Почемучка” Сопровождает нас всё тот же инопланетянин Янт. Сейчас вы будете работать в группах (по 4 человека).
ЗАДАНИЕ 3.
Составьте алгоритм предложенного вам на листочке действия (Упр. 3). Посовещайтесь в группе (вполголоса) и составьте алгоритм. Затем выберите из группы одного ученика, который зачитает нам полученный алгоритм. Время выполнения ограничено.
А теперь группам предлагаются разные алгоритмы:
- Полить комнатные цветы.
- Пришить пуговицу.
- Сделать бутерброд.
- Собрать портфель.
Задание «Вымой посуду» ( индивидуально)
- Возьми грязную посуду.
- Поставь грязную посуду в раковину.
- Включи воду.
- Возьми губку.
- Нанеси на губку чистящее средство.
- Вымой мыльной губкой грязную посуду.
- Промой губку.
- Положи губку на место.
- Промой посуду под струей воды.
- Выключи воду.
- Возьми полотенце для посуды.
- Протри посуду полотенцем.
- Повесь полотенце на место.
- Поставь чистую посуду на полку.
Чему вы научились, выполняя это задание? (Составлять алгоритм действия). Мы уже прошли 3 станции и научились … Можно ли идти дальше?
ФИЗМИНУТКА
Как вы помните, к нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку. Встали все.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
Давайте поиграем в игру “РОБОТ”. Проводим робота? Кто ему даст команды, чтобы он вышел за дверь?( Начало, попрощаться с ребятами, дойти до двери, открыть дверь, выйти, закрыть дверь,Конец). Молодцы!
V. Закрепление новых знаний и способов действий (7 мин.).
Станция № 4 “В мире сказок”. А вот кто нас будет сопровождать? Посмотрим задание № 4. Прочитаем про себя, что там написано.
ЗАДАНИЕ 4.
Выполни задание по алгоритму. (Упр. 4) |
Из какой сказки эти картинки? Что нарисовано на картинках? Читаем и выполняем алгоритм. Работаем индивидуально. Почему сделал так?
Чему вы научились, выполняя это задание? (ВЫПОЛНЯТЬ АЛГОРИТМ). Какой командой заканчивается любой алгоритм? (КОНЕЦ). Верно! Молодец!
Вот и время нашего путешествия заканчивается. Мы прошли все станции и успешно справились со всеми заданиями, предложенными жителями планеты Алгоритмов. Янт и Боб прощаются с нами. Полетим на нашей летающей тарелке обратно в класс. Закрываем глаза. (МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ). Открываем глаза.
VI. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании (3 мин.).
В какую страну мы путешествовали? С какими героями познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)
Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнили задуманное?
Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.
Кто сегодня приходил к нам гости? Робот предлагает вам следующее д/з по желанию:
- поиграть на перемене в игру РОБОТ;
- составить свой алгоритм по управлению роботом и на перемене поиграть в игру “РОБОТ”;
- составить свой алгоритм любого действия.
Итак, самые активные ребята, а именно …… получают «5».
VII. Рефлексия (2 мин.).
Ребята у вас у каждого на столах лежит по 2 человечка. Один розовый (ПОКАЖИТЕ), который обозначает радость, успех, удовольствие, интерес. А другой – голубой (ПОКАЖИТЕ), обозначает трудности, преграды. Если вам на уроке было интересно, легко, понятно, то возьмите в руки розового человечка. А если трудно и что-то осталось непонятно, то голубого. Поднимите над головой и возьмите его на память.
Всем спасибо за урок! Все были молодцы!