Цель: содействовать развитию творчества и повышению профессионального мастерства педагогов в процессе освоения технологических приёмов скрап-флористики.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с технологическими приемами выполнения закладки с применением флористических материалов;
- показать новые возможности вовлечения детей в декоративно-прикладную деятельность;
- стимулировать профессиональный рост педагогов, создать условия для самореализации.
Оборудование: мультимедиа-проектор, ПК, экран
Материалы и инструменты:
Бумага для акварели, карандаш, картон, клей ПВА, кисть, пастель, ножницы, салфетка, флористический материал.
План проведения мастер-класса
I. Организационный момент.
II. Основная часть:
I. Организационный момент.
II. Основная часть:
- Беседа.
- Способы заготовки сухоцветов.
- Применение сухоцветов в скрапбукинге.
- Просмотр презентации.
- Технология изготовления закладки.
- Практическая работа по выполнению закладки.
- Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Содержание беседы.
Любая рукодельная работа имеет свою душу, свой центр, вдохновение и основную мысль, и для многих скрап-изделий таким центром являются цветы.
Всякий раз, украшая свои работы цветами и листьями, вы создаёте цветочную композицию. Это может быть и изящная миниатюра из одного цветка, и пышная праздничная композиция с большим количеством разнообразных цветов.
Композиция происходит от лат. compositio — составление, сочинение, соединение. В скрапбукинге цветочными композициями украшают открытки, фотоальбомы, коробочки, объекты. Они могут быть центральным элементом (в центре поздравительной открытки) или дополнять фотографии на скрап-страничках.
Составление красивых цветочных композиций требует специальных знаний. Любая цветочная композиция имеет цвет и форму. Это основные элементы флористического дизайна.
Каждую, даже кажущуюся очень сложной форму, можно разделить на простые части и поместить в ясные геометрические очертания. В основе всех цветочных композиций лежат простые геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) или кривая линия (полумесяц, кривая Хогарта, линия Модерна).
Надо отметить, что очертания композиции не всегда правильной, геометрической формы, это чисто условное расположение материала.
Способы заготовки сухоцветов.
Существует несколько простейших способов запастись сухоцветами.
Собирать цветы лучше в сухую погоду, чтобы на лепестках и листьях не было воды. Если всё-таки цветы после дождя, то поставьте их дома в воду и когда цветы высохнут, их можно засушивать. Срезать цветы лучше всего тогда, когда цветок только распустился. Тогда он лучше сохранит цвет и не рассыплется. Конечно, если надо бутон, то срезать надо в той стадии роспуска, какая больше нравится.
ü Самый простой способ высушивания цветов – это прессование (в книге/под прессом).
Это самый распространенный и известный с детства способ высушивания цветов. Высушенные таким образом растения сохраняют не только форму, но и свой цвет. В этом случае мы получаем сухоцветы, не имеющие объема, но удобные "в эксплуатации". А значит, такие сухоцветы, при дополнительном закреплении, будут долго радовать глаз на наших работах.
Лёгкость и воздушность придают композициям злаки, только надо выбирать злаки небольшого объёма (полевичка луговая, костер, овёс гривастый).
Для засушивания лучше взять небольшие цветы преимущественно белых, жёлтых, оранжевых, розовых и сиреневых оттенков. Такие оттенки цветов лучше сохраняются после высушивания и не начинают темнеть, как красные и синие оттенки цветов. Хотя надо учитывать, что цвет всё равно немного изменится: белые цветы приобретут кремовый оттенок, нежно - розовые станут ярко розовыми.
Все цветы разного размера, поэтому способы прессования разные: - мелкие цветки можно сушить целиком – это анютины глазки, дельфиниум, нигелла дамасская, жемчужина, цветы картофеля;
- крупные разобрать на лепестки и высушивать по отдельности (тюльпаны, лилии, подсолнечник, георгина);
- махровые цветы, такие как пионы, разорвать на 3-4 части и сушить по отдельности. Потом их можно склеить, прямо на работе.
- у гортензии, калины, черёмухи и вербены отрезают каждый цветочек;
- гипсофилу садовую, лобелию высушивают веточками;
- цветы с высокой серединкой (ромашки, однолетние хризантемы) можно сушить, используя прокладки из ваты (иначе лепестки станут узкими). Для этого делают из ваты кольца, ширина которых должна соответствовать длине лепестков, и прижать ими лепестки. Одно кольцо тонкое - им укрывают верх цветка, толстое кольцо укладывают снизу (там серединка цветка выше). Середины цветков оставить открытыми. Такой «бутерброд» укладывают в книгу и сушат под грузом.
- Ещё один способ сушки – прессование горячим утюгом.
Им можно сушить не только листья, но и небольшие цветы, так сказать экспресс-сушка. Утюг ставят на «шелк» и через белую бумагу прогладить листья до полного высыхания. Надо следить за тем, чтобы не было пересушивания, т. к. растения станут ломкими или изменят окраску.
- Скелетирование.
В скрапбукинге очень часто используются скелетированные листья. Листья лучше собирать в конце августа и в сентябре. Они должны быть жёсткими, хорошо сформированными, без чёрных пятен и свежие. Т.е. осенние, опавшие листья лучше не брать. Советуют рвать листья тополя серебристого: его листья имеют разный размер от крупных до мелких и это единственные листья, которые после скелетирования держат форму.
Листья по одному аккуратно складывают в 3-хлитровую банку с тёплой водой, укладывают их не плотно, чтобы каждый листик был окружён водой. Закрывают банку крышкой и ставят в тёплое место. В это время листья начинают гнить, и мягкий слой начинает легко отделяться от листовых жилок. Недели через 2 проверяют, как они подгнили. Для этого листик аккуратно трут пальцем, верхний и нижний слои должны легко сняться. После этого держат лист под сильной струёй воды, и все остатки мягких тканей легко вымываются водой. На этом этапе листья дуба, тополя, вяза скручиваются и рвутся, т.к. они становятся очень тонкими. А вот листья тополя серебристого остаются ровными. Листья можно просто высушить утюгом через бумагу, но они будут бурого цвета, и покрасить в нежный цвет будет невозможно. Поэтому можно их опустить в отбеливатель для белья, и как только они станут белыми, их сразу ополаскивают в воде и высушивают утюгом. Красить листья можно любой краской.
Скелетировать можно не только листья, но и семенные коробочки. Принцип тот же, но лучше всё сложить в полиэтиленовый мешок, добавить воды и завязать. Процесс гниения происходит быстрее. Таким образом, можно скелетировать бешеный огурец (колючеплодник, эхиноцистис шиповатый)...
Для сохранения объема мы можем использовать следующие приёмы:
- Сушка на открытом воздухе.
При этом растения связывают в связки или натягивают на нитку по отдельности и сушат до полного высыхания избегая попадания прямых солнечных лучей в хорошо проветриваемом помещении, без резких перепадов температур.
- Сушка в воде или глицерине.
Сушка в воде позволяет сохранить форму стебля или головки цветка лучше, чем при сушке цветов в подлинном состоянии. А сушка в растворе глицерина с водой способствует, скорее, сохранению растения, а не его сушке. Глицерин, который можно купить в аптеках используется в основном для сохранения гибкости листвы и стебля.
- Сушка в соли.
Для этого растения просто равномерно засыпают мелкой солью примерно на месяц. Такой способ наиболее оптимален для сушки и сохранения первозданной формы соцветий и бутонов.
Сохранить надолго красоту сухоцветов в своих работах помогут: клей герметик, эпоксидная смола, Glossy accent и подобные ему средства.
Сохранить надолго красоту сухоцветов в своих работах помогут: клей герметик, эпоксидная смола, Glossy accent и подобные ему средства.
ВАЖНО! помнить, что заливать закрепляющим составом следует только хорошо просушенные растения.
Применение флористического материала в скрапбукинге.
1. Применения сухоцветов в качестве штампа.
1. Применения сухоцветов в качестве штампа.
Можно использовать сухоцветы, как штампы для создания фона. Наиболее интересен вариант, когда сами растения становятся штампами. Для этой роли подходят хорошо держащие форму и не размокающие при соприкосновении с краской растения. Это листья, стебельки трав, папоротники и другие.
На прессованные растения кисточкой аккуратно наносится краска (акварель, гуашь или используется подушечка с краской), затем оно плотно прижимается к бумаге. Прикладывая несколько раз одно растение, можно получить разные по интенсивности отпечатки.
2. Применение флористического материала в качестве маски.
Подходящие по форме и размеру листья, цветы, травы раскладывают на поверхности и сверху покрывают краской поверхность листа. Когда флористический материал убирают, то на поверхности остаются силуэты. Для нанесения краски используют разные способы: набрызг, набивка кистью или губкой.
3. Растения как элемент декора.
Высушенные цветы и травы являются прекрасным декоративным материалом для составления эффектных гармоничных композиций. Сухоцветы - довольно капризный материал. Конечно, травинки ломаются, ягоды осыпаются, пучки теряют форму. Работы с сухоцветами сложно транспортировать, а если это, например, альбом, который периодически трогают руками (т.е. он не хранится под стеклом в рамочке), то вообще встает вопрос, а стоит ли использовать этот материал?
Есть способы сделать сухоцветы более крепкими. Например, при засушивании, вымачивать растение в разбавленном водой клее ПВА или сбрызнуть акриловым лаком - спреем. Многие покрывают сухоцветы на своих работах глосси-акцентом.
4. Создание с помощью сухоцветов фактуры.
Покрытые акриловой краской цветы становятся похожи на лепнину или резьбу по дереву. А если использовать для окраски серебряный, золотой, бронзовый цвета, то уже не отличишь и от драгметаллов.
5. Изготовление дизайнерской бумаги с сухоцветами.
Бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством — абсолютной эксклюзивностью. Освоив основные приёмы, можно создавать свою эксклюзивную бумагу с различными добавками в виде лепестков роз, листьев, трав. Если поместить сухоцветы между листьями тончайшей бумаги (рисовая бумага, или бумажные салфетки) получится интересный эффект, и при этом можно не бояться за ломкость этого капризного материала.
6. Ошибана
Ошибана – древнее искусство живописи растениями. Как не трудно догадаться, появилось это великолепное и утонченное искусство у ценителей прекрасного и мастеров созерцать красоту этого мира – у Японцев. В картинах, созданных с помощью сухоцветов, иногда бывает трудно выделить отдельные растения, лепестки или колоски. И хоть искусство это совсем не простое и требует огромного опыта, его суть легко можно позаимствовать для создания интересных композиций, например, в открытках.
7. Коллаж
Флористический коллаж от гербария отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нём материалом. На живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету, форме и фактуре. Особую эмоциональную остроту флористическому коллажу придают контрасты фактур, неожиданные сочетания разнородных материалов.
Технология выполнения закладки.
- Вырезать заготовку для закладки 6*12 см из бумаги для акварели.
- Расположить на закладке детали композиции: сухоцветы, листья.
Удачно сформированная цветочная композиция способна преобразить любое изделие. Так вот мы, собственно говоря, и подошли к самому интересному, к скрап-флористике, а точнее к мастерству создания цветочной композиции, а она может иметь самую разнообразную форму.
Наиболее часто встречаются овальные, круглые, треугольные композиции и композиции в форме полумесяца. Любая из них образуется, когда очертив концы флористического материала, вы получите названую выше геометрическую фигуру. Конечно же, в скрапбукинге данные фигуры будут относительными, и многие материалы могут выходить за рамки четких линий, но все же композиционный центр прослеживается достаточно четко.
Как правило, в центре цветочной композиции находятся самые крупные и яркие цветы (один, два или три). Если выбор пал на три цветка, то желательно чтобы один из них выделялся по цвету или форме, так вы сможете избежать однообразности. Цветочные композиции с двумя центральными цветами обычно формируют так, чтобы один цветок доминировал по размеру, а другой незначительно ему уступал. Цветы должны смотреть прямо на зрителя, и могут немного заходить друг на друга для большей естественности композиции. После этого вокруг центральных цветов нужно расположить листья, желательно комбинируя их по две три штучки. Листья должны быть разными по величине, оттенку.
Дальше осталось только добавить мелкие штрихи в виде небольших цветочков, бутонов, которые тоже не выходят за рамки цветочной композиции, и найти достойное место для полученного произведения искусства.
- Сверху накрыть все салфеткой и аккуратно приклеить.
- Просушить и затонировать края пастелью контрастного цвета.
- Вырезать из цветного картона основу закладки 7*13.
- Между основой и заготовкой приклеиваем ленту. Сверху пристрачиваем на машинке отделочной нитью или приклеиваем декорированную сухоцветами заготовку.
Используемая литература:
Квиллинг: шаг вперед/ С. Букина, М. Букин.- Ростов н/Д: Феникс, 2011
Прессованная флористика. / Белецкая Л.- М.: Эксмо, 2006
Школа флористики. Коллажи и панно / Марьина Ю.-М.: Ниола 21 век, 2010
www.scrap-info.ru
www.liveinternet.ru
www.blog.artchoice.ru
Рекомендуемая литература:
Квиллинг: практикум для начинающих/ С. Букина, М. Букин. - Ростов н/Д: Феникс, 2011
Книга осенних листьев. Прессованная флористика для всех/В. Топоногова -М.:У Никитских ворот, 2013
Прессованная флористика. / Белецкая Л.- М.: Эксмо, 2006
Технологическая карта выполнения закладки
- Вырезать заготовку для закладки 6*12 см из бумаги для акварели.
- Расположить на закладке детали композиции: сухоцветы, листья.
- Сверху накрыть все салфеткой и аккуратно приклеить.
- Просушить и затонировать края пастелью контрастного цвета.
- Вырезать из цветного картона основу закладки 7*13.
- Между основой и заготовкой приклеить ленту. Сверху пристрачить на машинке отделочной нитью или приклеить декорированную сухоцветами заготовку.