Методическая разработка «Использование подтекстовки в работе над пьесами» В работе описаны способы использования подтекстовки в работе над освоением базовых ритмических фигур, длительностей. Приведены примеры создания подтекстовки к пьесе с учётом характера произведения.
Методическая разработка адресована преподавателям по специальности гитара в сфере дополнительного образования детей.
В начале обучения ребёнок сталкивается со множеством новых для него проблем, необходимо правильно держать инструмент, правильно сидеть, соблюдать правильную постановку рук. Помимо этого учащийся встречается с большим объёмом информации собственно музыкальной, требующей быстрого и правильного запоминания и использования. Только-только познакомившись на уроке сольфеджио с первыми нотками, маленький музыкант спешит на специальность где ему предстоит уже смело использовать эти ноты, запоминать их отличать друг от друга и исполнять. Чтобы облегчить и сделать максимально эффективным процесс
разбора и запоминания нотного материала, существует метод подтекстовки.
Суть метода состоит в том, чтобы создать текст соответствующий по ритму и смыслу тому музыкальному материалу над которым ведётся работа. Так как речевые навыки у ребёнка к 7-8 годам уже довольно устойчивые, то запомнить стихи, попевки или просто слова и предложения для него не составляет особого труда. В случае если текст ещё и смешной или просто интересный то ребёнок с удовольствием включается в работу. Смысл текста должен точно отображать ритмическую структуру нотного материала, кроме того необходимо позаботиться о том, чтобы художественный образ музыкального фрагмента был подчёркнут и полнее раскрыт с помощью словесных образов. Метод подтекстовки является одним из самых эффективных способов усвоения музыкально го материала.
С успехом может использоваться с детьми как в музыкальных школах так и в дошкольных учреждениях. Работа над текстом на уроках создаёт лёгкую и непринуждённую обстановку, позволяет учащемуся преодолеть волнение и полноценно увлечься учебным процессом.
Вот несколько примеров, работа над ритмом, задача – освоить ритмическое движение, четвертями, восьмыми, триолями и шестнадцатыми длительностями. Учащемуся предлагается такие варианты подтекстовки:
1. четверти без труда исполняются просто под счёт, «раз, два, три, четыре».
2. восьмые – «ша-гом, ша-гом»
3. триоли - «кру-жим-ся, кру-жим-ся»
4. шестнадцатые- «по-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли»
Для максимальной эффективности нужно использовать эти приёмы в одном темпе, то есть сначала четверти, потом восьмые в этом же времени, и т д. Как видите словесные образы раскрывают смысл музыкального движения, восьмые это деление на два, как бы две ноги «шагают», триоли - «кружатся», а шестнадцатые конечно «бегают». Всё это существенно облегчает процесс работы над техникой. Используются устойчивые связи между образами и речью, эта уверенность переносится в сферу исполнительства и быстро усваивается ребёнком. Подтекстовка в работе над пьесой. В качестве примера используется пьеса Виктора Козлова «Полька Топ-топ-топ». Нотные примеры с текстом смотрите в приложенном файле.
Первый такт представляет собой повторяющуюся фигуру из шестнадцатых нот, удобно использовать текст отображающий смысл названия пьесы, это же полька т е танец. Ребёнок легко воспринимает эту ситуацию и вовлекается в процесс. Второй такт, восьмые и одна четверть, ритмическая фигура зашифрованная в названии пьесы. Здесь я сознательно использовал не «топ-топ-топ» а «раз-два-три», это обусловлено рифмой ко второй строке, и работает не хуже. Вдобавок даёт чёткое представление о количестве исполняемых нот. Следующий, третий такт, такт-снова шестнадцатые, повтор первого такта. Четвёртый такт- здесь автором пьесы
использована в мелодии ритмическая фигура восьмая и две шестнадцатых. Этот момент обычно вызывает затруднения у учащихся, особенно в первом классе.
Предлагаю использовать подтекстовку «Так, по-смот-ри!» Ритмическая структура текста чётко отделяет восьмушку от шестнадцатых, как бы разделяя такт на два мотива, что делает этот музыкальный фрагмент логичным и понятным. Использование побудительной интонации делает обоснованным акцент на четверти в конце фразы. С первых же уроков эта подтекстовка позволила быстро и эффективно освоить данную ритмическую фигуру, которая не имеет повторов в пьесе, тем не менее быстро и надёжно запоминается. Пятый и шестой такт, полны повтор первого и второго такта. В седьмом такте мы встречаем новый материал, состоящий из шестнадцатых нот. Предлагается текст «Ве-се-ло тан-цу-ем вмес-те», в этом тексте мы подводим итог первой части пьесы, что соответствует и музыкальному содержанию. Фраза из шестнадцатых нот резюмирует первую часть, в заключение, в восьмом такте звучит рефрен с соответствующим текстом. Во второй части, в 9, 10, 11, и 12 такте, в моей интерпретации, используется forte, поэтому в тексте мы наконец-то «То-па-ем», что отсылает нас к авторскому названию пьесы. 11 и 12 такт объединяются одной фразой, «И в ла-до-ши хло-па-ем!». В тексте чётко обозначен ритмический рисунок, смысл происходящего и главное, характер, с которым следует исполнять музыку. В 13 и 14 такте мы делаем subito piano,с помощью текста «Ти-ше-всех, по-смот-ри». Это яркий пример того как необходимо подбирать подтекстовку, чтобы максимально эффективно раскрывать художественный образ пьесы. Ребёнок не просто должен запомнить что здесь piano, он просто не может исполнить этот фрагмент вразрез со смыслом текста. Последние два такта, 15 и 16 возвращают нас в основной характер пьесы, яркий, смелый уверенный. Обратите внимание на естественную цезуру между словом «Вмес-те» и «мы тан-цу-ем». Это существенно облегчает исполнение данного фрагмента. Дело в том, что вторая восьмая, и первая шестнадцатая нота – одна и та же нота ми, открытая первая струна, ребята очень часто неосознанно объединяют эти две ноты в одну. Это происходит от неуверенности перед исполнением последующих шестнадцатых нот, и возникающем в связи с этим волнением. Использование двух слов и цезуры между ними, помогает разъединить эти два мотива, и спокойно справиться с трудностями.
Ещё один пример создания подтекстовки, пьеса Дионисио Агуадо «Вальс». В этом примере подтекстовки можно увидеть использование понятных для ребёнка образов объясняющих техническую сторону исполнения пьесы. Основной ритмический рисунок пьесы , в первых двух тактах, передаётся с помощью фразы «По-и-гра-ем, по-гу-ля-ем». Эти слова не только воспроизводят ритмический рисунок, но и объясняют аппликатурный перенос терции с последней доли первого такта в первую долю второго. Взяв это созвучие мы как-бы идём «гулять», перемещаемся на тон выше. В следующих тактах, 3 и 4, мы возвращаемся в первую позицию, о чём и повествуется в тексте «И ве-нём-ся мы до-мой». Сопровождение действий на грифе гитары словами помогает легко запоминать музыкальный текст. Во 4 такте мы приходим «домой», в тонический квартсекст, рисунок повторяющий начало пьесы. Второе предложение повторяет первое, с одним отличием, в последнем такте мы приходим в четверть на первую долю, в тексте этому соответствует утвердительное «Мы!» Первые два такта второй части пьесы, 9 и 10 такт, представляют собой секвенцию с использованием основного мотива пьесы. В тексте мы также продолжаем тему прогулки, и повествуем о том, куда же мы пойдём «гулять». «И на реч-ку, и на гор-ку», в 10 такте использован наглядный образ «горки» для облегчения запоминания аккорда соль мажор, который в этой аппликатуре действительно выглядит как горочка. Это интересный пример сочетания информационного содержания текста и образа аппликатурных форм. Дальше повтор про «речку», соответствующий репризе, в 12 такте замедление на словах «мы пойдём», в тоже можно объяснить особенностью движения, например что в горку идти трудно, поэтому получается медленно. Завершает пьесу полная реприза второго предложения первой части. Повторность формы является хорошим основанием для уверенного запоминания нотного текста.
Конечно мои примеры это лишь частный случай использования метода подтекстовки. Очень многое зависит от конкретных данных и особенностей учащегося, иногда имеет смысл даже немного менять текст в соответствии со вкусами разных детей. Ведь главное не забывать что ребёнок с удовольствием участвует в том что ему по настоящему интересно.
Можно выделить некоторые требования которым должна соответствовать подтекстовка:
Можно выделить некоторые требования которым должна соответствовать подтекстовка:
1. Ритмически точно соответствовать музыкальному тексту.
2. По возможности сохранять фразировку.
3. Максимально близко раскрывать характер исполняемого фрагмента.
4. Быть интересной и быстро запоминаться.
5. Обладать яркой образностью.
Создаваемый вспомогательный текст может представлять собой цельное стихотворение, это целесообразнее всего в небольших пьесах, используемых в первые годы обучения с маленькими учениками. В дальнейшем, со старшими ребятами достаточно прорабатывать таким образом фрагменты, имеющие решающий драматургический смысл, или представляющие техническую трудность, либо трудны к запоминанию. Написание подтекстовки требует от педагога внимания к психологическим особенностям детей в целом и конкретного ученика в частности.
Использование слов, образов близких и понятных детям существенно облегчает усвоения материала.
В работе над пьесой в первую очередь следует обратить внимание основной пульсации долей. Если пьеса написана в 4/4 то работаем с четвертями, если 3/8 то с восьмыми, и так далее. Ребёнок должен, отмечая ритм правой рукой, спокойно и ритмично проговаривать текст. Следующий шаг, игра в уже усвоенном ритме на открытых струнах, с проговариванием текста. Слова необходимо произносить вслух, для полного задействования всех логических связей, и для лучшего усвоения материала. Далее проигрывание логически завершённых отрезком нотного текста, со словами. Освоение всей пьесы целиком.
Такой творческий подход к созданию подтекстовки позволяет использовать небольшие стихотворения известных авторов, Агнии Барто, Генриха Сапгира, Самуила Маршака и других, в качестве ритмической основы для написания собственных учебных пьес. Наряду с использованием широко распространённых пьес классического репертуара.
Желаю успехов в работе!