Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил «важнейшей задачей формирование внутреннего и эмоционального мира ребенка, его духовно-нравственного облика; развитие способности не отрывать восприятие явлений жизни от их эмоционально-нравственной оценки, видеть мир целостно и не отделять самого себя от окружающей действительности»[1]. В этих условиях на первый план выдвигается художественно-эстетическая деятельность, как обладающая наибольшими развивающими возможностями, соответствующая природе детства, в которой полнее проявляется потребность ребенка в преобразовании. Формирование игровой деятельности дошкольников обстоятельно изучены Л. С. Выготским, считавшим «сюжетно-ролевую игру ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, определяющим развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону его ближайшего развития»[2]. Проблемой изучения творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности занимались Л.В. Артемова, Л.П. Бочкарева. Нами была поставлена цель, направленная на формирование эффективных способов культурной деятельности дошкольника, способствующих развитию внутреннего мира ребенка, повышению уровня его духовно – нравственного воспитания , гармоничного развития в процессе театрализованной деятельности. В ходе ее реализации решались задачи обучения старших дошкольников комбинированию, интерпретации и планированию замысла театрализованной деятельности; вербальным и невербальным видам общения; формирования умений передачи , интерпретации и импровизации роли; развития внимания, сопереживания, нравственных качеств личности; воображения, фантазии, речи; воспитания желания воспроизводить полученные впечатления. Концепция выстроена на идее А.Е. Антипиной о том, что «театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания»[3].
Анализ результатов первичной диагностики уровня развития актерских и зрительских умений старших дошкольников выявил недостаточно развитые умения воспитанников к импровизации, передаче образа, принятию роли, комбинированию замысла, а также умений досмотреть и дослушать до конца. Важным средством развития ребенка, а значит, и организации театрализованной деятельности, является развивающая предметно-пространственная среда, которая не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Мы рассматриваем предметно-пространственную среду как средство воспитания интереса к театрализованным играм, стимулятором самостоятельности и активности детей.
Центр театрализованной деятельности оборудован различными видами театра, костюмами, масками, аудиозаписями, шумовыми эффектами и др. Соблюдая принцип преемственности в освоении содержания образовательной программы, вся работа по формированию основных способов культурной деятельности выстроена в соответствии с возрастом детей. Начинать формирование элементарных образно-выразительных умений необходимо уже в младшем дошкольном возрасте. В среднем можно усложнять эти умения элементами художественно-образных средств. У старших дошкольников должны быть сформированы художественно-образные умения и творческая самостоятельность в передаче образа. Система работы, в ходе которой старшие воспитанники осваивали специальные умения, предполагает развитие мимики, жестов, движения, силы и тембра голоса, темпа речи для передачи образа героя, его эмоций, переживаний. Необходимо учитывать возрастную периодизацию и соблюдать этапы подготовки детей к участию в театрализованной деятельности. Только при условии реализации задач предыдущего этапа можно переходить к следующему. Умения в позиции «артист» развивают в определенной последовательности: от игр-имитаций отдельных действий(как прыгают зайчики, лисичка и зайчик пляшут полечку) к имитации цепочки действий(зайчик скачет, лисичка крадется, кошечка охотится и т.д.). Следующий этап - участие в ролевых диалогах героев народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок». После этих упражнений можно переходить к играм-драматизациям сказок о животных с несколькими персонажами: «Слоник, давай вместе жить..?», «Под грибом», «Чей нос лучше?» и т.д. Закрепить полученные навыки можно в театрализованных играх на занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности, таких как: «Любим играть в театр», «Работаем костюмерами», «Сочиняем сказку» и др. Помогают в развитии культурных способов действий использование театрализованной игры на музыкальном занятии: «Выбери себе героя», «Поем грустно - весело, быстро-медленно», «Подбираем музыку герою», «Сочиняем музыкальную сказку», «Готовим постановку на праздник», «Передаем разное настроение» и др. В театрализованной деятельности дети развивают умения взаимодействовать друг с другом: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д. Организуя театрализованную игру на занятии или в утренний и вечерний отрезки времени, необходимо помнить, что участие каждого ребенка в игре должно давать возможность педагогу не только объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, но и позволить каждому ребенку проявить в игре активность, индивидуальность, творчество. Были созданы специальные условия, помогающие реализовывать цель: организация совместной творческой деятельности, игр-имитаций, игр-импровизаций, хороводных и подвижных игр, просмотр спектаклей, семейные выходы в театр и др. Зрительские умения и навыки развивались в ходе просмотра спектаклей: «Приключения коровушки Моти и пастушки Федоры»(театр «Зазеркалье», Дзержинск); «Лесная сказка»(экологическая театральная студия «Курносики», Арзамас); «Как Иван Царевич Родину защищал»(театр Дома офицеров Н. Новгород) и др. Успешному решению поставленных в работе задач способствовала сложившаяся в моей педагогической практике система работы, основными компонентами которой стали совместная и самостоятельная театрально-художественная деятельность, взаимодействие со специалистами ДОУ, с родителями воспитанников , с социумом. Полученные детьми в ходе занятий практические способы культурной деятельности закрепляю через участие воспитанников вместе с родителями в постановках на праздниках. Наш опыт показывает, что участие родителей может быть самым разнообразным: изготовление костюмов, ширм, образное воплощение действующих лиц спектакля. В ходе такого взаимодействия устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, развивается адекватное восприятие действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, деловых и межличностных связей, и качественно меняется характер поведения, намерений, действий. Содержание образовательной программы предполагает тесную интеграцию всех образовательных областей.
Я использую возможности музыкальных занятий для решения задач формирования способов культурной деятельности старших дошкольников. В театрализованной игре возможны взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов музыкальной деятельности: двигательные упражнения могут сопровождаться пением, песня - игрой, слушание музыки переходить в музыкально-ритмическую игру. Атмосферу, которая создается в совместном участии в театральной постановке ребенка и педагога на праздниках, отличает доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, которые, в итоге, ведут к сотрудничеству и сотворчеству.
Анализ промежуточных результатов, направленный на экспертизу качества решения поставленных задач и реализации цели свидетельствует о наличии положительной динамики уровня качества освоения воспитанниками образовательной программы. Отмечается повышение способности старших дошкольников к творческому воображению и концентрации внимания, повышение качества овладения начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ребенку свободно вступать в контакт. Старшие дошкольники на этапе завершения дошкольного детства овладели доступными возрасту способами культурной деятельности, приобрели опыт эстетического восприятия действительности, освоили востребованные формы взаимодействия.
В перспективе предстоит работа по формированию целевых ориентиров старших дошкольников, направленных на формирование инициативы, самостоятельности ребенка, положительного отношения к миру его способности овладения ч новыми, более сложными способами культурной деятельности, что неизбежно повлечет за собой , улучшение педагогических условий и повышение уровня профессиональной компетентности, необходимого для решения новых, более сложных задач.
Использованная литература:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2014.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2014.