Согласно концепции модернизации проблема поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества является одной из первостепенных. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. В свою очередь, образовательные учреждения предоставляют обучающимся средней школы возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие ученика (предметные конкурсы, учебно-исследовательские конференции, сетевые взаимодействия, круглые столы, олимпиады и пр.).
Инновационный путь развития российского образования предъявляет новые требования и к работе учителя, в том числе к способам педагогического взаимодействия. Это и понятно почему. Ориентация ФГОС общего образования на реализацию парадигмы деятельностного развития - одна из важнейших особенностей введения нового образовательного Стандарта. А в качестве задачи школы выдвигается задача организации той образовательной среды, которая будет способствовать развитию личностной сущности учащегося [3].
Несомненно, с кардинальным изменением целей образования разрабатываются и внедряются в практику школы инновационные модели образования. Причем, обновление образовательного процесса происходит на основе технологий, направленных на личностно - ориентированное и персонифицированное обучение.
На сегодняшний день для работы с одарёнными детьми существует множество методов, авторских методик, спецкурсов и пр. В нашей же педагогической практике мы стараемся комбинировать проверенные и эффективные методики обучения биологии наряду с новыми интересными формами работы.
Одна из таких инновационных форм работы с одарёнными детьми – использование образовательных веб-квестов на уроках биологии и во внеурочное время.
Сегодня уже почти невозможно представить жизнь без интернета. Школа не осталась в стороне. Информационные технологии в современной школе помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой учащиеся являются вовлеченными, способными принимать больше ответственности за собственное обучение и конструирование собственного знания.
Немаловажно, что у одаренных детей, как правило, сильно развито стремление самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и углубленно, планировать процесс своего обучения. Отсюда следует, что целесообразным будет разрабатывать такие педагогические технологии, которые позволят учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы.
В современной педагогике квест - технология является сравнительно новой, но уже открывает огромные возможности для педагога как технология, направленная на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; как технология, которая поддерживает высокий уровень учебной мотивации у школьников. Согласитесь, изучение, овладение и применение на практике такой технологии очень актуальны.
Цель настоящей статьи состоит в раскрытии особенностей использования технологии веб-квест на уроках биологии и во внеурочное время при работе с одаренными детьми.
Современное теоретическое и практическое изучение вопросов, напрямую связанных с использованием образовательной веб-квест – технологии в учебном процессе, получило свое развитие в таких направлениях, как выделение типологии веб-квестов, структуры, информационного наполнения и др. [1, 2, 6, 7].
В литературе веб-квест (от англ. Quest - поиск, приключение) рассматривается как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы интернета. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест как мини - проект, основанный на поиске информации в Интернете, рассматривает В. Шмидт [1].
Стоит добавить, что, технология веб-квест позволяет построить так учебное занятие, когда учащиеся перестают быть пассивными объектами учебной деятельности, а превращаются в ее активных субъектов, роль учителя заключается не в передаче «готовых» знаний, скорее, он должен играть роль коуча, который понимает, что решение проблемы должно быть за исполнителем.
Таким образом, технология веб - квест в образовании представляет собой совокупность методов и приемов организации учебной деятельности учащихся, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации, используя ресурсы интернета.
Следует упомянуть, что концепция образовательного веб - квеста впервые была разработана в США Б. Доджем Т. Марчем [7].
Б. Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:
1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб - квесты;
3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ, планирование и проектирование, самопознание - любые аспекты исследования личности, компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, таинственная история, достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме, оценивание, научные исследования.
Что дает использование этой технологии?
Веб-квест способствует:
- поиску Интернет - информации, которую поручает учащимся учитель;
- развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
- развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса;
- поощрению учеников учится независимо от учителя;
- развитию исследовательских и творческих способностей учащихся;
- повышению личностной самооценки.
- поиску Интернет - информации, которую поручает учащимся учитель;
- развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации;
- развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса;
- поощрению учеников учится независимо от учителя;
- развитию исследовательских и творческих способностей учащихся;
- повышению личностной самооценки.
Структура веб - квеста:
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
3. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео - и аудионосителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб - сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.
4. Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.
5. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
6. Описание критериев и параметров оценки веб - квеста. Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.
7. Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.
Согласно представлениям Т. Марча, хороший веб-квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные точки зрения на проблему; обоснованное использование интернет - источников. Лучшие веб - квесты демонстрируют связь с реальной жизнью, их можно применять в разных дисциплинах или областях [7].
Итоговый результат самостоятельной работы учащихся воплощается в определенной позиции, в соответствии с которой школьники представляют информацию о различных группах простейших животных. Процедура самостоятельной работы, которую необходимо выполнить участникам веб-квест - проекта, включает следующие этапы: деление на группы, выбор лидера группы, изучение структуры веб - материалов, поиск и отбор необходимой информации в Интернете, оформление таблиц, создание презентаций.
Аннотированный список информационных ресурсов, которые будут необходимы для выполнения задания, представлен в виде электронных ссылок в Интернете.
Важным этапом использования технологии веб-квест является оценивание самостоятельной работы учащихся. Описание критериев и параметров оценки веб - квеста дается школьникам с момента объявления задания. Это мотивирует их деятельность на конкретный результат, стимулирует на достижение успеха. В качестве критериев оценки веб-квеста Б. Додж рекомендует использовать: оригинальность работы, ее исследовательский характер, качество аргументации, проявление навыков работы в микрогруппе, качество письменного текста, качество устного выступления [7].
Стоит отметить, что работа учащихся над прохождением веб-квестов делает учебный процесс более живым и интересным, а также развивает следующие навыки: использование информационных технологий для решения задач; самообучение и самоорганизацию; работу в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль); умение находить несколько способов решения проблемы, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор; навык публичных выступлений [2].
Сегодня в сети Интернет существуют специальные сайты для создания веб-квестов, на которых вы можете найти шаблоны для веб-квестов и подробную инструкцию по их созданию (пример наиболее популярного англоязычного сайта для создания веб-квестов -http://questgarden.com). Для использования и создания веб-квестов для обучения необходимы: доступ к компьютеру, средства подключения к Интернету и адрес электронной почты. Если вы решили создать веб-квест, то вам помогут следующие сайты: https://sites.google.com/site/internettehnologii/Home;
В своей педагогической деятельности активно использую веб-квесты на уроках биологии и во внеурочное время. К примеру, разработанный мною квест «Простейшие животные» поможет разобраться учащимся 7 класса с основными классами простейших животных, придаст обучающимся чувство ответственности за предоставляемый продукт, ощущение важности их работы. Подробно с этим веб-квестом можно ознакомиться в Интернете по адресу: biology2014berenkeeva.jimdo.com.
Несомненно, создание сайта для веб - квеста - процесс трудоемкий, но, работая над созданием веб-квеста, учитель совершенствует свою профессиональную компетенцию, пользовательские навыки работы с компьютером и сетевыми ресурсами.
Таким образом, результаты теоретического и практического исследования, можно представить в виде основных ключевых тезисов:
- Технология веб-квест в образовании наряду с другими компьютерными технологиями открывает новые возможности и в методике образования, и в освоении и совершенствовании знаний.
- Образовательный веб-квест направлен на выполнение разных функций: может выступать как средство открытия нового знания, может стимулировать поисковую активность учащегося; выступать формой проявления исследовательского обучения.
- Конструкт исследовательского содержания может быть представлен в следующем виде: проблемный вопрос, создание библио-квеста с полезными ссылками, формулировка гипотезы, рассмотрение истории вопроса, создание итога – отчета (презентация, видеосюжет, интерактивная таблица и т.д.).
Список использованной литературы
1. Быховский Я. С. Образовательные веб - квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
4. Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://WWW/eidos.ru/news/compet/htm.
5. Хуторской A.B. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
6. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995–1997. http://webquest. sdsu.edu/about_webquests.html.
7. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. http://webquest. sdsu.edu/taskonomy.html
1. Быховский Я. С. Образовательные веб - квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
4. Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://WWW/eidos.ru/news/compet/htm.
5. Хуторской A.B. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
6. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995–1997. http://webquest. sdsu.edu/about_webquests.html.
7. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. http://webquest. sdsu.edu/taskonomy.html