Войти / Зарегистрироваться

Конспект ОД «Знакомство с народными ремеслами Белгородского края»

Получить свидетельство
Автор: Бутикова Оксана Сергеевна

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.
Цель:
- познакомить детей  с народными промыслами Белгородской области;
- вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах;
- развивать любознательность;
- воспитывать любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям Белгородчины.
Предварительная работа: экскурсия в музей народной культуры, рассматривание иллюстраций, презентаций; разучивание пословиц.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель с куклой  в народном костюме встречает детей:
- Здравствуйте, добры молодцы и красны  девицы! Приглашаю вас  на экскурсию народной культуры. Рассмотрите  предметы в моей горнице.
Воспитатель: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты,
Чтоб ввести в волшебный мир нас преданий и добра,
Чтоб сказать, что на земле Белгородской есть
чудо – люди - мастера, различного ремесла!
- А знаете ли вы, что такое ремесло?
Ремесло - это изготовление изделий ручным способом.
В нашем крае жил и живет трудолюбивый народ. Какими только ремеслами не занимались люди. В старину всё делали своими руками. Недаром русская пословица гласит «Ремесло плеч не оттянет, а само прокормит». Ремёсла кормили, обували, одевали.
- Посмотрите, какой красивый костюм надет на кукле. Это народный костюм Белгородской области, сшитый мастером. Из чего он состоит?
Ребенок: Рубаха, сарафан, платок.
Воспитатель: Что значит слово «сарафан»?
Сарафан - это старинный вид одежды, который носили женщины. Их шили из домотканой шерсти, окрашенной в черный цвет.
- Ребята, женщины на Руси носили не только сарафан, (сарафан считался повседневной одеждой) часто на рубаху надевали юбку, которая называлась понёва. Понёвы были распашные – из частично сшитых полотнищ, а были глухие – сшитые полностью. Давайте найдём этот вид одежды у себя на картинках.
- Посмотрите, как украшали этот вид одежды (вышивкой, шнуром, блёстками). Понёвы были разного цвета, в обычные дни носили чёрные или синие понёвы, для праздника – красные.
- Ребята, а теперь давайте рассмотрим рубаху (находят на картинках) её шили из домотканого материала из конопли, украшались вышивкой рукава манжеты, по низу, вокруг шеи. У нас есть возможность поучаствовать в процессе украшения. Всё необходимое у вас на столе. Ещё раз посмотрите на эту рубашку, вспомните особенности орнамента нашего края (прямые линии, ромбы, розетки, волнистые линии) и украшайте бумажные шаблоны рубах. В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл. Например, красные круги – символ солнца, крест – это тоже символ солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие). На что похож этот знак? (воспитатель показывает волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды. Другой знак  – засеянное поле (квадраты, а в них точки), означает богатство и плодородие, ромб – символ земли, плодородия, цветы – символ богатства. Красиво получилось, такую богато украшенную рубаху надевали только в праздники. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, повязывая широким поясом. Вот так как на нашей кукле Пелагее.
- Посмотрите, какие ещё костюмы носили в старину. Рассматривание слайда с изображением Белгородских костюмов.
Игра на внимание.
- Посмотрите  внимательно на мой костюм, чего в нём не хватает?
- Пояса. Скажите, а можно ли было ходить без опояски? НЕТ.
- А почему?
- В старину без пояса могли ходить только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.
Воспитатель:
Игра «Разноцветные клубочки»
Предложить детям  собрать  клубочки разных цветов в корзинку.
- Назовите цвета клубочков. Мы в корзинку неспроста собрали клубочки таких цветов, потому что такими цветами украшали одежду наши предки.
- Знаете, что же они означают?
- красный и его оттенки - символизируют огонь, жизнь.
- зеленый - красота, доброта, цвет природы,
- белый - чистота, снег,
- черный - цвет земли, покоя,
- желтый - цвет солнца, тепла, света,
- синий - цвет неба, воды,
- фиолетовый – космос.
- А теперь давайте рассмотрим обувь. Обувь у мужчин и женщин была практически одинаковая - лапти. Их плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. На территории Белгородчины, носили, за редким исключением, так называемые «московские» лапти косого плетения с круглой головкой. Праздничная разновидность — «писаные» или, как их называли белгородские крестьяне, «дробненькие», «с венчиками», «с гарусом» лапти из мелких лык, в которых головка украшалась выплетенным узором. Летом носили чуни (оборочные лапти), плетеные,  или вязаные из конопляных веревок. Обувь шили также из кожи (башмаки, черевики), но их носили только богатые люди. Грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками, были практически одинаковыми – открытые, с круглым носом, наборным каблуком и петлей на заднике, в которую вдевалась обора для закрепления обуви на ноге.
Сапоги считались признаком достатка, и если таковые в семье имелись, то обувались в основном по праздникам. 
В конце XIX — начале XX века в село приходит кожаная обувь городского фасона: «румынки», «гусары», «щиблеты». Особенно были популярны «румынки» — высокие ботинки из мягкой кожи на шнуровке. Они береглись для самых праздничных дней, и только зажиточные сельчане могли позволить себе носить такую обувь в будни.
И девушки парни в праздники любили играть в игры, которые требовали находчивости, смекалки, ловкости и упорства, предлагаю вам поиграть в игру «Золотые ворота». Правила игры таковы: Двое водящих получают имена «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки. Проходят через эти ворота. Игроки, изображают ворота, поют:
Золотые ворота пропускают навсегда.
Первый раз – прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас! – и опускают руки.
Тот, кто оказался за воротами, остаётся у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: у «луны» или у «солнца». Задержанный,  отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом, все распределяются: кто – «к солнцу», а кто к «луне». Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание. Кто перетянет, та команда и выиграла.
- Русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье или на посиделки девушки не ходили без работы, руки всегда были заняты делом. Давайте вспомним поговорки о труде:
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Какие замечательные поговорки.
- Как вы думаете, откуда появились ремесла?
- Какие же ремесла были на Белгородской земле?
Наша область славилась и знатными гончарами из поселка Борисовка и Старого Оскола. Их работы легко отличить от других – они не чем не красится, не глазуруется.
- Посмотрите, пожалуйста, какое ещё ремесло было развито на Белгородской земле.
Наряду с гончарным промыслом, плетение из лозы является также традиционным. Поселок с давних времен славился своими мастерами по плетению корзин, ажурных оплеток для бутылей и посуды, подставок. Ремесленники трудились целый день. Это был тяжелый труд. Вот и я предлагаю отдохнуть.
После долгого сидения за своим ремеслом у мастера
- уставали глаза (быстро поморгайте, посмотрите вдаль)
- уставали руки (стряхните усталость)
- уставала спина (потянитесь, наклонитесь влево, вправо, вперед, назад)
- уставали ноги (сделайте несколько приседаний, стряхните усталость с ног)
- Посмотрите, какие красивые изделия делают современные мастера декоративно-прикладного искусства.
- А теперь я предлагаю вам представить, что вы  начинающие ремесленники. Выберите себе занятие по душе. Можете  заняться росписью, лепкой.
Самостоятельная деятельность детей.
- Сколько на Руси было мастеров-умельцев. Мы еще раз убедились, сколько труда было вложено в их изготовление, с какой любовью относились к своему труду наши предки. И мы сегодня тоже стали маленькими умельцами.
Рефлексия
Воспитанники обмениваются мнениями о занятии, выражают свои эмоциональные переживания.

Похожие публикации