Войти / Зарегистрироваться

К вопросу о применении качественных и количественных методов при изучении похоронно-поминальных ритуалов мусульман Республики Мордовия

Получить свидетельство
Автор: Агишев Руслан Ряфатевич

Актуальность. Проблема выбора методологического инструментария при изучении региональных особенностей похоронно-поминальных ритуалов мусульман в настоящее время приобретает особую значимость и обусловлена двумя основными обстоятельствами, связанными со спецификой заявленной темы и с методическими трудностями ее изучения.
Актуальность изучения региональной специфики похоронно-поминальных ритуалов мусульман обусловлена тем, что в мусульманском сообществе активно ведется дискуссия о природе так называемого традиционного Ислама, российского Ислама или народного Ислама [2,96], в рамках которых немаловажное значение играют виды и формы ритуальных практик. Именно вопрос каноничности или неканоничности погребальных обрядов приводит к разделению верующих в некоторых регионах на непримиримых оппонентов. Как отмечает Л. В. Сагитова, «для обращавшихся к региональной исторической традиции истина была в канонах предков», а для исламских неофитов — исключительно в арабской модели Ислама [12,104].
Тема каноничности похоронно-поминальных обрядов особо значима в реалиях Республики Мордовия в связи со следующим обстоятельством. В частности, в мусульманском сообществе республики, особенно, в последнее десятилетие, происходило усиление позиций адептов радикального ислама, ратующих за полное «очищение» местных мусульманских ритуалов от местных особенностей.
Актуальность изучаемых вопросов также обусловлена особой эмоциональной значимостью погребальных обрядов для верующих, что предъявляет специфические требования к форме и содержанию исследовательского инструментария, способного максимально объективно зафиксировать и оценить закрытые и «интимные» для широкого круга людей явления и процессы.
В рамках настоящей статьи предпринята попытка раскрыть особенности использования количественных и качественных методов получения первичной социологической информации о похоронно-поминальных ритуалах мусульман Республики Мордовия, изучение которых проводилось авторов в 2015 - 2018 гг.
Говоря об исследовании вопросов похоронно-поминальной обрядности мусульман Республики Мордовия, следует заметить, что на протяжении длительного периода времени указанная тема исследовалась, прежде всего, в контексте изучения этнокультурных традиций татар-мишарей Среднего Поволжья, в целом, и Мордовии, в частности. Последнее наложило свой характерный отпечаток на характер приемов и методов, использованных в рамках этнографических исследований культуры и быта татар-мишарей. 
Историография вопроса. Исследовательский интерес к татарам-мишарям возник во второй половине XIX в. Целым рядом ученых в этот период рассматривались вопросы развития материально-бытовой культуры этой группы татар (Н. Глебов, «О татарах Пензенской губернии» (Пенза, 1860)); переселения и расселения (В. Э. Красовский, «Алатырская старина» (Симбирск, 1899)); развития языка (Г. Ахмаров, «О языке и народности мишарей» (Казань, 1903)). В тоже время особенности исполнения религиозных, в первую очередь, похоронных обрядов исследователи обошли своим вниманием.
Среди работ советского периода, особенно первой половины XX в. внимание исследователей уделялось, в первую очередь, казанским татарам. Это «Материальная культура казанских татар (опыт этнографического исследования)» и «Казанские татары: этнографическое исследование дооктябрьского периода» Н. И. Воробьева. В этой связи, М. Г. Сафаргалиев подчеркивал, «... что быт, культура мишарей, изучаются, к сожалению лишь от случая к случаю» [13,64].
В конце 1950-х — начале 1960-х г. Татарский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР организовал в регионы Среднего Поволжья и Приуралья серию диалектологических и фольклорных экспедиций, в рамках которых наряду с обширным материалом по бытовой культуре (жилищу, хозяйственным постройкам, пище, утвари, одежде и т. д.) изучались и обряды жизненного цикла татар [1,9]. В ходе экспедиций применялся целый спектр методов сбора первичной информации: опрос первичных информаторов, эксперимент (соучастие исследователя в отдельных обрядах), наблюдение.
Особый интерес для понимания особенностей духовной и материальной культуры татар-мишарей, в том числе и их похоронно-поминальных практик, представляют работы известного специалиста в области татарской этнографии Р. Г. Мухамедовой, в особенности, ее монография «Татары-мишари: историко-этнографическое исследование» (1972 г.). Монография «остается непревзойденной, как по объему привлеченного фактологического материала, так и по уровню научного обобщения — без данной книги невозможно представить себе развитие татарской этнографии в целом» [14,34]. Р. Г. Мухамедова, рассматривая верования татар-мишарей Среднего Поволжья, также указывала на явное влияние домусульманских народных ритуалов в бытовавших похоронно-поминальных традициях в конце XIX — начале XX вв. Так, влияние религиозных представлений прослеживалось, по мнению автора, в широко распространенном культе предков и их могил, специфическом поминальном обряде, раздаче доли умершего и т. д. [11,95].
1980-е - 1990-е г. характеризуются ростом интереса к истории татар-мишарей. Исследователи обращают свое внимание на изучение демографических процессов в среде татар-мишарей, региональных различий в национальной одежде и украшениях, особенностей промысловой и ремесленной деятельности поволжских татар и т. д.
В тоже время тема похоронно-поминальных практик находит свое отражение лишь у отдельных исследователей. В частности, Р. К. Уразманова в монографии «Современные обряды татарского народа» наряду с традиционными свадебными обрядами рассматривает и похоронные ритуалы татар. Автор, отмечая ориентацию современных похоронных ритуалов на устоявшиеся десятилетиями правила («как надо», «как идет испокон веков»), предполагает близость их форм и содержания к более древним образцам — XVIII — XIX в. [16,116].
В 1985 — 1986 гг. в рамках изучения культуры и быта сельских жителей региона состоялась комплексная этнографическая экспедиция, совместно подготовленная Научно-исследовательским институтом языка, литературы, истории и экономики и Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева. В качестве одного из инструментов сбора информации исследователи применяли массовый опрос сельских жителей по широкому спектру социокультурных вопросов. В частности, оценивалась доля верующих, степень религиозности, в том числе и в национальном разрезе.
С конца 80-х гг. XX в. в региональном научном сообществе существенно возрастает интерес к изучению вопросов истории, культуры и быта татар МАССР (позднее Республики Мордовия). В проводимых исследованиях активно используется весь комплекс традиционных социологических методов. С использованием опроса и наблюдения М. М. Акашкин собирал полевой этнографический материал по свадебным обрядам татар-мишарей, Л. И. Никонова - по народной медицине.
В последнее десятилетие изучение традиций татар-мишарей, в том числе и их похоронно-поминальных практик, нашло свое отражение в исследовании тематики семейной обрядности республиканскими учеными. Это «Этнокультурные традиции татар-мишарей Республики Мордовия в системе их жизнеобеспечения» Л. Н. Щанкиной и «Семейная обрядность татар-мишарей мордовского края в конце XIX — начале XX в.» Аббас Али Хассона. В обоих исследованиях прослеживается мысль о сохранившемся и при этом незначительном влиянии доисламских представлений на похоронно-поминальные ритуалы татар-мишарей. В частности, Аббас Али Хассон отмечает, что «сакрализация железа и других оберегов, завешивание окон и зеркал, «путание шагов» давно уже переработаны в исламской трактовке и бытуют в соответствии с мусульманскими догматами» [1,22]. Л. Н. Щанкина указывает на существующие в погребально-поминальной обрядности татар-мишарей элементы предохранительной магии, когда на могиле покойника оставляли что-то железное [15, 22]. Следует отметить активное использование Л. Н. Щанкиной в исследовании социологическим методов. В 2002 — 2004 гг. в рамках полевых выездов в татарские села и деревни региона (38 поселений) проведеланы интервьюирования пожилых жителей поселений, сделаны фотографии и этнографические записи о жилище, одежде, питании, труде и отдыхе татар-мишарей [Там же, 5]
В рамках рассматриваемой тематики нельзя не отметить осуществляемый с 2013 г. масштабный общероссийский научный проект «Российские модели архаизации и неотрадиционализма», в рамках которого исследуются процессы стихийного, неосознанного массового обращения к архаическим культурным и социальным практикам и процессы неотрадиционализма. Применительно к Приволжскому федеральному округу исследователи отмечают религиозную архаизацию социокультурных практик татар, в частности, имеющих отношение к поминально-погребальным обрядам. Традиционные верования у татар, как указывают Ч. К. Ламажаа и А. Т. Бердин, инкорпорировались в мифологию, демонологию и наиболее архаичные элементы обрядовых практик, синтезированные мусульманской уммой [8, 42].
Анализ регионального опыта изучения истории, культуры и быта татар (исповедующих Ислам) Республики Мордовия позволяет говорить о том, что до настоящего времени особенности исполнения похоронно-поминальных ритуалов мусульман региона не являлись предметом специального исследования республиканских ученых, а изучались лишь в общем социкультурном контексте. В то же время сформировавшаяся длительная традиция проведения масштабных этнографических экспедиций в регионе помогла накопить ценный опыт применения разного рода социологических инструментов, как качественного, так и количественного характера. Это дает возможность сформулировать ряд методических и методологических рекомендаций, в соответствии с которыми автором на протяжении 2015 — 2018 гг. изучалась этническая и местная специфика похоронно-поминальной обрядности мусульман Республики Мордовия.
Нельзя не согласиться с А. Н. Готлиб, что выбор того или иного метода исследования, его сочетание с другими методами, определяется, в первую очередь, характером исследовательских задач, которые формулирует ученый [5, 17].
Цели и задачи исследования. В рамках исследования погребальных ритуалов мусульман региона автором ставилась следующая цель - изучение особенностей (региональных, районных, этнических и т.д.) исполнения похоронно-поминальных практик татар республики, исповедующих Ислам. В рамках поставленной цели решался целый ряд задач: оценка религиозного потенциала татар; выявление районных особенностей исполнения татарами погребальных практик в исторической ретроспективе; картографирование районов республики по степени распространенности определенных похоронно-поминальных ритуалов; изучение мест захоронения.   
Объектом исследования выступали похоронно-поминальные практики татар, исповедующих Ислам в регионе, предметом — конкретные особенности исполнения погребальных обрядов.
Формулирование гипотез исследования осуществлялось в рамках концепции Ч. К. Ламажаа «архаизация и неотрадиционализм российского общества», согласно которой в период продолжающейся трансформации российского общества параллельно протекают два процесса — стихийное, неосознанное обращение к архаическим культурным смыслам и социальным практикам и осознанное возрождение традиций этнической культуры для решения социокультурных проблем [7, 69]. Именно влиянием протекающих процессов архаизации и неотрадиционализма автор объясняет формирование в регионе оригинальных моделей практикования мусульманских ритуалов (в том числе и в погребально-поминальной сфере), ставших причиной раскола в мусульманской умме республики.
Широта и специфичность поставленных задач обусловили использование автором следующих методов сбора первичной информации: массовый формализованный опрос, глубинное интервью, наблюдение (в том числе и включенное) и биографический метод. Сочетание методов количественного и качественного характера, то есть следование стратегии «смешивания методов», в данном случае необходимо, так как «изучение сложных социальных феноменов и институтов требует комплексного подхода» [3, 23].
Массовый опрос респондентов. Для решения поставленных задач автору требовался значительный объем формализованных данных о мнении мусульман по этноконфессиональной тематике, в частности, доля верующих в общем объеме татар, принадлежность к определенным мазхабам, отношение к религиозным «новшествам» и т. д. Исследовательская ситуация осложнялась тем обстоятельством, что для проверки выдвинутых исследовательских гипотез, многие показатели общественного мнения необходимо было отслеживать на протяжении длительного хронологического периода.
Вследствие этого автором использовались данные массовых социологических исследований 2015 — 2018 гг., проведенных государственным казенным учреждением Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга» (далее ГКУ РМ «НЦСЭМ») по оценке уровня этноконфессиональной напряженности и межрелигиозной толерантности в регионе - «Социальный портрет татар Республики Мордовия» (2015 г., 500 опрошенных, 5% погрешность), «Состояние межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» (2016 г., 560 опрошенных, 5% погрешность), «Качество жизни жителей Республики Мордовия» (2018 г., 1000 опрошенных, 3% погрешность).
В результате был получен динамический массив данных о преобладающих в татарском сообществе этноконфессиональных установках, на основании которых можно было делать вывод о предпочтении определенных похоронно-поминальных практик. В то же время такой метод, как массовый опрос с формализованной анкетой задает жесткие рамки исследованию [6], что не позволяет в полной мере отразить особенности развития исследуемых проблем и процессов, в данном случае специфики погребальных ритуалов мусульман в республике.
Наблюдение. Автором применялись разные виды наблюдений. Для изучения специфики осуществления похоронно-поминальных ритуалов в разных районах использовались технологии включенного наблюдения. Для описания характерных черт мусульманских мест захоронения в поселениях использовалось технологии структуализированного наблюдения.
Ценность применения включенного наблюдения при изучении погребальных практик мусульман обусловлена тем, что указанный метод позволяет наиболее полно описать естественную ситуацию, точнее стать частью естественного эксперимента. В то же время включенное наблюдение не только и не столько дает исследователю ответы на определенные вопросы, сколько ставит перед ним дополнительные вопросы, ответы на которых могут быть получены лишь с помощью других методов [10, 112]. 
На протяжении 2016 — 2018 гг. автором были посещены 7 погребальных и поминальных церемоний, проводимых в соответствии с канонами Ислама. В то же время в ряде случаев были зафиксированы несовпадение некоторых элементов ритуалов, практикуемых в разных поселениях. В частности, отличия прослеживались не только в устоявшихся нормах и практиках (например, дозволенность или недозволенность проведения поминок), но и в незначительных деталях обряда (например, желательность украшения могилы цветами или нежелательность).
Структуализированное наблюдение в отличие от включенного, предполагает составление подробного плана исследования, в котором наиболее четко указаны элементы наблюдения и измерения.
Использование исследователем указанного метода обусловлено тем, что место ритуальных захоронений, как объект наблюдения, довольно легко делится на многочисленные четко фиксируемые и измеряемые элементы. Это размеры могил, высота земляной насыпи, количество надгробий со светскими элементами декора, наличие или отсутствие изгородей вокруг мест захоронения и т. д. Выделение одинаковых и стандартных единиц измерения, в свою очередь, позволило сформировать сравнимую между собой базу фотографических материалов мест захоронений. 
Учитывая особую эмоциональную значимость изучаемых вопросов для респондентов и необходимость получения более глубокой, в том числе и неформализованной информации, достаточно высокой остается значимость использования в исследовании качественных методов.
Углубленное интервью. Необходимость применения данного метода диктовалась целым рядом обстоятельств. Во-первых, особая эмоциональная значимость и специфичность темы предполагала именно индивидуальное интервьюирование информантов (мусульманские религиозные деятели, имеющие и не имеющие специального исламского образования), удовлетворяющих особым требованиям (знание процедуры и правил погребальных обрядов, личное участие в указанных ритуалах). Во-вторых, многие специальные вопросы ритуального характера, которые в мусульманском сообществе вызывают серьезные дискуссии, целесообразнее обсуждать в форме свободного личного (с глазу на глаз) общения исследователя и информанта.
В рамках подготовительной работы был составлен перечень экспертов, критериями отнесения к которым выступали следующие моменты: знание практики проведения погребального ритуала, личное участие, принадлежность к разным мазхабам. Соблюдение указанных критериев отбора позволило сформировать группу информантов, в которую входили и сельские / городские муллы со специальным образованием; и сельские / городские муллы без специального образования; и имамы духовных региональных управлений; и обычные верующие, в силу разных причин выполняющие в поселениях функции духовных лидеров.
Учитывая специфику поднимаемых вопросов, существующие различия в интерпретации тех или иных ритуалов, интервьюирование строилось по предварительному плану без жестко фиксированных вопросов. В результате исследование приобретает большую гибкость и, соответственно, возможность реагировать напрямую на интервьюируемого в процессе интервью [4, 21]. Последние моменты придают применяемому методу качественный характер и отличают его от метода интервью, используемого в количественных исследованиях.
Биографический метод. Использование биографического метода для изучения особенностей похоронно-погребальных практик мусульман в Республике Мордовия обусловлено следующим важным обстоятельством. В республике, как и в ряде других регионах с компактным проживанием татар-мусульман, в первые годы советской власти были ликвидированы мусульманские религиозные образовательные учреждения и, как правило, репрессированы носители профессиональных религиозных знаний — муллы. В частности, И. Р. Миннуллин отмечает, что в 70 — 80-е гг. XX в. «в республике осталось лишь одно татарское село, где на протяжении всего советского периода сохранялась преемственность передачи религиозных знаний от людей, имеющих религиозное образование» [9, 137].
В этой связи чрезвычайно важно в рамках исследования проследить жизненный путь тех татар республики, которые в годы советской и постсоветской России пользовались и пользуются непререкаемым авторитетом в качестве духовных лидеров.  На их примере можно изучать особенности передачи религиозных знаний по исполнению мусульманских обрядов. Важно отметить, что именно это, в значительной степени, способствовало сохранению исламской идентичности у татар региона.
Автором в исследовании привлекались различные источники получения сведения об информантах. Это и устные свидетельства, и материалы архивов, и статистические сведения колхозов, и газетные и журнальные статьи, и т. д. Следует заметить, что религиозная история татарского села советского периода крайне скудно представлена в архивах. Последнее существенно затруднило восстановление жизненного пути тех, кто являлись духовными авторитетами в определенных поселениях.
Выводы. Таким образом, предварительные результаты проводимого исследования похоронно-погребальных практик мусульман Республики Мордовия позволяют говорить об эффективности выбранной методической стратегии «смешивания методов». Методологический микс позволил с одной стороны учесть плюсы качественных методов исследования, а с другой стороны нивелировать минусы количественных. В то же время применение значительного числа методов (массовый опрос, углубленное интервью, наблюдение, биографический метод), растянутое в достаточно продолжительном периоде времени (на несколько лет), обострило проблему последовательности применения методов. Неверно выбранная последовательность методов (например, из-за финансовых, организационных и иных причин) может привести к потребности в проведении дополнительных исследований вследствие появления новых (в том числе и дискуссионных) данных.
 
Ссылки на источники
  1. Аббас Али Хассон Семейная обрядность татар-мишарей мордовского края в конце XIX –  начале XX в. : автореф дис. … канд. ист. наук: 07.00.07.Саранск, 2007. 22 с.
  2. Абдулагатов З. «Народный Ислам»: особенности социологического анализа // История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т.14. №3. С. 95-108.
  3. Большаков Н.  Сочетать, комбинировать, смешивать: качественные и количественные методы в современной исследовательской практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и  социальные перемены. 2017.  С. 21-29.
  4. Браймен А. Интервью в качественных исследованиях // Социология власти. 2007.  С. 15-32.
  5. Готлиб А. С. Качественное социологическое исследование и прогнозирование: «и невозможное возможно?» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017.  №3. С.12-20.
  6. Дроздова В. Особенности применения массового опроса как метода социологического исследования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 — URL: http://www.psychology.snauka.ru/2014/06/3172.
  7. Ламажаа Ч. Архаизация и неотрадиционализм: российские региональные формы  // Знание. Понимание. Умение. 2014. №3. С. 68-78.
  8. Ламажаа Ч., Бердин К. Приволжский федеральный округ: архаизация и неотрадиционализм в социокультурной жизни регионов округа  // Знание. Понимание. Умение. 2015. №2. С.40-50.
  9. Миннуллин И. Исламское возрождение в татарской деревне Мордовии в советский и постсоветский периоды  // Историческая этнология. 2016.  Т.1. №1. С. 116-145.
  10. Мудрик А. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2017.  Вып. 47. С. 109-116.
  11. Мухамедова Р. Татары-мишари: историко-этнографическое исследование. Москва: Наука, 1972.
  12. Сагитова Л. Традиционное и новое в Исламе: кейс Средняя Елюзань  //  Социологические исследования. 2012. №2. С. 104-114.
  13. Сафаргалиев М. К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях)  // Труды Мордовского НИИЯЛИ. Вып. 24. Саранск, 1963. С. 64-79.
  14. Сафаров М. История и этнография татар-мишарей в трудах Рамзии Гиниатовны Мухамедовой  // Фаизхановские чтения. Материалы девятой ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Фаизхановские чтения» / Под ред. Д. В. Мухетдинова. Нижний Новгород, 2014. С. 33-35.
  15. Щанкина Л. Этнокультурные традиции татар-мишарей Республики Мордовия в системе их жизнеобеспечения: автореф. … дис. канд. ист. наук: 07.00.07.  Саранск, 2004.
  16. Уразманова Р. Современные обряды татарского народа: (историко-этнографическое исследование). Казань: Татарское книжное издательство, 1984. 231 с.