Войти / Зарегистрироваться

Развитие художественного мышления младших школьников в общеобразовательной школе

Получить свидетельство
Автор: Шерекина Марина Витальевна

 
Художественное образование в общеобразовательных школах занимает одну из важных позиций на сегодняшний день. Это обусловлено тем, что эстетическое воспитание и понимание окружающей действительности отражается на всех этапах обучения современного школьника. Каждый общеобразовательный предмет включает в себя творческий подход к исполнению и реализации определенных задач. Художественное образование необходимо развивать на протяжении всего обучения школьника, в особенности, начиная с младшего школьного возраста. Начиная работу поэтапно, можно полноценно сформировать у учащихся собственный взгляд на мир, эстетику и искусство. Следовательно, необходимо обратить внимание на формирование художественного мышления младших школьников в общеобразовательной школе, для выявления особенностей современного художественного образования.
Мышление можно представить тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим. Художественное мышление -  высшая степень познания окружающей действительности. В отечественной педагогике и психологии многие специалисты исследовали проблему развития художественного мышления школьников. Леонтьев А. Н. рассматривал мышление, как высшую ступень познания.  Художественное мышление формируется с помощью развития психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность, креативность, синестезия, память, эмпатия, анализ и сопоставление, наличие личностно значимого стимула, обусловливающего позитивную мотивацию и динамику образного мышления, сензитивность, ассоциативность, волевые операции. Развивать такие направления необходимо не только с помощью практических задач, охватывающих индивидуальные творческие особенности школьника, но и понимание учениками особенностей теоретического аспекта развития художественного мышления. Например, развитие воображения, памяти или наглядно-образного мышления эффективнее рассматривать не только во время образовательного процесса, но и в процессе внеурочной деятельности школьников или досуга (посещение выставок, мероприятий, спектаклей, культурно-массовых мероприятий и т.д.)
Большой вклад в развитие художественного мышления школьников сделал Ж. Пиаже. Он разработал «операциональную» теорию. На стадии функционирования конкретных операций (примерно 8–11/12 лет) у ученика появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым школьник приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены лишь действием по аналогии (трансдукцией) и установлением ассоциативных связей [1, 32 с.]. Это говорит о том, что школьник начинает анализировать и сравнивать значимость полученных знаний, соотносить и использовать их по назначению.
Развитие художественного мышления младших школьников целесообразно проводить через изучение пейзажной живописи, как теоретически, так и практически. Это обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников, возможностями эффективной реализации данной методики в общеобразовательной школе. На первом уроке необходимо провести вводную беседу о пейзажной живописи, например, картины художников-пейзажистов 19 века. Изучение истории появления пейзажа и его разновидностей поможет младшим школьникам в эффективной реализации практических творческих заданий. История пейзажной живописи покажет разнообразие сюжетов, красоту окружающего мира, цветовые решения.
После изучения истории появления пейзажной живописи можно приступить к практической части. Неменский Б. М. предлагает в своих работах использовать нижеперечисленные методики проведения уроков. «Пейзаж родной земли». Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года. Задание: изображение российской природы (пейзаж). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
Формирование и развитие художественного мышления младших школьников целесообразно проводить через изучение пейзажной живописи, как теоретически, так и практически. Это обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников, возможностями эффективной реализации данной методики в общеобразовательной школе. При подготовке уроков по изобразительному искусству были рассмотрены методики Шкуратова М.А. и Лукашевича Ю.А. При рисовании пейзажа необходимо соблюдать последовательность выполнения рисунка.
Выполнение линейного рисунка:
1. Определите состояние и настроение природы, расположение линии горизонта.
2. Выполните карандашный набросок композиции, определите количество объектов и композиционных планов.
3. Выберите формат и расположите его в соответствии с композиционным замыслом.
4. Нанесите тонкими линиями общие очертания основных элементов композиции.
5. Уточните величину каждого элемента пейзажа, в зависимости от его композиционного расположения.
6. Уточните форму и пропорции объектов изображения.
7. Наметьте на объектах границы светотеневых градаций (блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень).
Следующим этапом является рисование в цвете. Необходимо соблюдать определенную последовательность, чтобы получить положительный результат, закрепить знания о выполнении работы красками и понять особенности смешения и нанесения красок.
Выполнение композиции в цвете:
1. Определите цветовое решение композиции (тёплый, холодный колорит).
2. Нанесите соответствующий цвет на участки композиции, которые отведены для изображения неба, леса, строений, деревьев.
3. Уточните тональные отношения и цвет всех элементов пейзажа.
4. Нарисуйте тонкой кистью мелкие детали композиции. [3, 99-100 с.]
Выполнение всех перечисленных требований поможет школьнику правильно выполнить задание, сформировать у него новые знания, что станет началом для формирования художественного мышления.
После рисования пейзажа ученики смогут реализовать самостоятельно тематический пейзаж на заданную тему. Неменский Б. М. предлагает изобразить состояния (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев. Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное [2; 120 с.]. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изучение пейзажной живописи поможет младшим школьникам в развитии и формировании художественного мышления, так как именно многообразие пейзажной живописи полноценно передает атмосферу сюжета, настроение в картине, особенности композиционного построения, что поможет школьнику не только в анализе творчества художников, но и формировании мировоззрения. В процессе рисования ученик научится передавать впечатления от окружающего мира, используя художественные законы, вырабатывая свою фантазию и видение на предметы природы. Следовательно, история и практическое выполнение пейзажных этюдов благотворно влияют на развитие младшего школьника, развивая художественное мышление.
Формирование и развитие художественного мышления учащихся является значимой и актуальной темой на сегодняшний день, особенно в младшем школьном возрасте. Младшим школьникам необходимо развивать художественное мышление для полноценного развития, а также, для комфортной коммуникации с одноклассниками и взрослыми. Художественное мышление является первоосновой для восприятия окружающего мира. Развиваясь и совершенствуясь, особенно начиная с младшего школьного возраста, можно воспитать не только ученика обладающим художественным мышлением, но и креативную, самостоятельно мыслящую и активную личность. Следовательно, современному педагогу необходимо учитывать этот факт и реализовывать педагогические идеи не только на основе доступных педагогических, психологических и научных трудов, но и самостоятельно добывать информацию, для эффективного развития младших школьников. В современном художественном образовании необходимо развивать художественное мышление, которое поможет школьнику на разных этапах обучения справляться с трудностями, решать задачи и делать собственные открытия и выводы. Правильная организация уроков поможет ученикам в полноценном развитии на уровне современного образовательного пространства.
 
Ссылки на источники:
  1. Костромина С. Н. Справочник школьного психолога. Изд.: Астрель. Москва. 2012 33с.
  2. Неменский Б. М. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Рабочие программы. Предметная линия учебников 1 - 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 5-е издание. Москва «Просвещение» 2015. 131с.
  3. Шкуратова М.А., Лукашевич Ю.А. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — Минск, 2015. — 176 с.

Похожие публикации