Войти / Зарегистрироваться

Трансформация традиционного воспитания в адыгской семье (исторический аспект)

Получить свидетельство
Автор: Дадова Залина Исмеловна

Серьёзные изменения произошли в обществе ещё в начале 20 века. Они затронули самые важные институты – семью, разные социальные группы, профессиональные общности.
Изменения ролевых функций, трансформация семьи привели к изменениям и серьёзным последствиям. Проблема с годами становится всё острее.
К сожалению, большая семья стала чем-то, связанным с прошлым, ушла в историю. Социокультурные изменения, а также политические процессы сильно повлияли на это.
В условиях традиционного общества никаких затруднений с самоидентификацией не было, и, естественно, данный вопрос не был предметом обсуждения. С разрушением привычной окружающей действительности, привычного социокультурного окружения и возник кризис идентификации. Изучение опыта прошлого на современном этапе приобретает особую актуальность в связи с проявляющимся всё чаще кризисом родительской идентичности. Современные тенденции, сложившиеся в последнее время в сфере организации воспитания детей, являются тому подтверждением. Результаты исследования проблемы, а также принятие мер в данном направлении на уровне государства (государственной политики) позволит прийти к эффективному результату. В любом случае, появится возможность по крайней мере уменьшить последствия проблемы формирования успешной родительской идентичности. Результаты исследований данной проблемы могут быть использованы при реализации различных программ, так или иначе связанных с воспитанием детей и молодёжи, при планировании и организации мероприятий, направленных на сохранение духовных и культурных ценностей, способствующих развитию и формированию личности, способной к самоидентификации и т.д.
Современные подходы к воспитанию в корне отличаются от тех, что были ранее, несколько десятков лет назад. В современной семье изменилось содержание ролей родителей. Изменилась традиционно мужская гендерная роль мужчины как родителя. То же можно сказать и о роли женщины в семье.
Формирование родительской идентичности происходит успешнее в тех семьях, где есть оба родителя, и они передают их позитивные образы.
Раньше воспитание детей осуществлялось на основе сложившегося опыта, передаваемого из поколения в поколение. Современные родители имеют «свою» теорию воспитания, которая и является ориентиром для них.
Изменилась гендерная роль мужчины как родителя, которая предполагает обеспечение ребёнка и в целом семьи финансово. Женская же роль предполагает заботу о ребёнке и уход за ним.
Вопрос родительской идентичности с годами стал актуальнее. Проблем и причин, порождающих их, существует множество. Их список можно продолжать и продолжать.
Как правило, раньше семьи были в основном многодетные. И когда появлялись свои дети, у матери уже имелся опыт воспитания младших братьев, сестёр, а также других родственников. Нельзя забывать, что семья, как правило. представлена была несколькими поколениями.
Роль родителя была чётко определена. Ответственность за воспитание ребёнка чётко дифференцировалась в зависимости от его пола. Передача родительского опыта в такой большой семье, чаще всего представленной тремя поколениями, начиналась до рождения ребёнка.
Дело воспитателей, в роли которых могли выступать не только родители, но и аталыки, родственники, состояло в воспитании человека в рамках традиций, обычаев.
«Любой наставник, занимающийся воспитанием детей внутри этноса (старший в семье, взрослый, представитель рода, родитель, аталык), несёт ответственность перед социумом, воспитательные потребности которого он решает» [1].
Для традиционного воспитания адыгской педагогики свойственны:
- формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим;
- формирование уважительного отношения к старшим, родителям, женщине;
- чистота взаимоотношений между полами.
Воспитание в адыгских семьях начиналось с раннего детства и велось пожизненно, носило непрерывный характер. Основой всего был личный пример родителей. Рождение ребёнка – самый счастливый момент в жизни людей, вне зависимости от этноса и вероисповедания.
С трансформацией семьи и появлением существенно новых моделей супружеской, семейной жизни, произошла трансформация роли родителей. Это, естественно, усложнило процесс родительской идентификации. На изменение привычных отношений в семье повлияли многие факторы: экономические, социальные, культурные.
Со стороны экономики необходимо отметить урбанизацию, разрушение общины, социальной стороны – изменение положения женщины и т.д.
Это всё затронуло все сферы жизни, в том числе и семью.
Возникло множество вопросов. Какого место человека в мире? Какого его назначение? И в каких отношениях он с миром?
Человек выбирает направление своего движения в развитии и выборе ценностных ориентаций. Какой выбор он произведёт в пользу общечеловеческих или общенациональных ценностей, это его решение.
Новые традиции, новые взгляды и мысли начинают в корне менять устоявшиеся традиции, обнажая перелом во внешней культуре.
«Только в семье и в образовательных учреждениях возможно решение данной проблемы достаточно эффективными способами. И одним из них является применение опыта знаний, накопленного в народной педагогике» [2, с.62].
Сейчас как никогда нужно продумать и проработать систему и способы воспитания поколения, которое будет соблюдать кодекс чести адыга. В соответствии с ним, девушка несёт в себе качества женщины (с присущей ей целомудрием), а парень обладает воистину мужскими качествами.
Если раньше в процессе воспитания культивировались такие качества для мальчиков как мужество и честь, для девушек – скромность и покорность, то сейчас наблюдается нивелирование градаций, установившихся веками.
Материнская забота и любовь родителей принимают иные очертания, изменились ценностные ориентиры молодых родителей.
Надо отметить, что немаловажное значение в процессе развития ребёнка играет учёт национальных особенностей воспитания и формирования национального самосознания.
Основой приобретения жизненного опыта, развития человека являлось усвоение культуры, кодекса чести, этикета, овладение опытом своего народа.
Соблюдение традиций народа, овладение общей культурой адыгов, чувство ответственности за благополучие своих родителей, их уважение лежало в основе воспитательной системы адыгов. И это отражается в пословицах и поговорках, которые вобрали в себя всё многообразие отношений, традиций и обычаев.
Сегодня перед и перед школой стоит ряд задач, требующих пристального внимания для решения обсуждаемой проблемы:
- воспитание любви к своей малой Родине;
- приобщение детей к жизни, быту и культурным ценностям адыгского народа;
- развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств учащихся;
А для реализации поставленных задач необходимо придерживаться следующей концепции воспитания:
- постановка личности школьника в центр всей учебно-воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребёнка.
«На основе истории, ценностей народа у подрастающего поколения необходимо развивать и формировать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну» [3, с.216].
Нельзя забывать и про основополагающие принципы воспитания. Сюда входят:
- общественная направленность;
- связь воспитания с жизнью и трудом;
- опора на положительное;
- гуманизация;
- личностный подход;
- единство воспитательных воздействий.
Молодым родителям необходимо знать о качествах, над которыми надо работать и делать всё возможное для их привития молодому поколению.
Педагоги должны осмыслить данную проблему и оказать детям помощь в получении приемлемых форм воспитания. Речь идёт об адаптации к сложившейся ситуации. Естественно, влияние на глобальные социальные процессы педагогам не под силу. Это подвластно только государству, которое путём принятия различных программ и т.п. способно хоть как-то изменить сложившиеся обстоятельства.
Только так можно минимизировать проблемы формирования успешной родительской идентичности, связанные с комфортными для детей и родителей формами воспитания и в целом семейной жизни.

Ссылки на источники:
  1. Кубашичева Л. Н. Человек и его воспитание в народной педагогике адыгов // Концепт. – 2014. – № 08 (август). – ART 14211. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2014/14211.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
  2. Дадова З.И. Традиционное воспитание как мера профилактики экстремизма и терроризма // Социально-политические науки. 2018. №3. С.62-64.
  3. Дадова З.И. О задачах по улучшению духовно-нравственного воспитания молодёжи // Теория и практика общественного развития. 2015. №9. С.215-217).
 

Похожие публикации