Цель методических рекомендаций – поделится представлениями об эффективном построении диалога ученика, педагога и родителей в условиях современного дополнительного образования.
Задачи рекомендаций:
а) определить роль вокальной общеразвивающей программы в контексте актуальных образовательных запросов;
б) выявить ряд ключевых моментов в методике преподавания вокала, требующих особого внимания педагога;
в) охарактеризовать вокально-речевые статусы детей разных возрастов и определить способы корректирующего воздействия педагога;
г) предложить авторскую разработку – диагностическую карту, - способствующую более точной оценки индивидуальных успехов обучающихся.
Задачи рекомендаций:
а) определить роль вокальной общеразвивающей программы в контексте актуальных образовательных запросов;
б) выявить ряд ключевых моментов в методике преподавания вокала, требующих особого внимания педагога;
в) охарактеризовать вокально-речевые статусы детей разных возрастов и определить способы корректирующего воздействия педагога;
г) предложить авторскую разработку – диагностическую карту, - способствующую более точной оценки индивидуальных успехов обучающихся.
Материалом для рекомендаций является научно-методический и педагогический опыт автора в сфере вокальной педагогики. Предлагаемый материал может быть полезен педагогам, работающим в разных вокальных направлениях - народном (фольклорном), эстрадно-джазовом, академическом. Возраст детей, на которых ориентировался автор рекомендаций, - 6-14 лет. Все сформулированные в рекомендациях принципы, приемы, формы работы апробированы в процессе занятий с обучающимися вокального объединения «Ключик» Дома детского творчества Омутнинского района.
Вокальное исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Занятия по вокалу по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам направлены на приобретение обучающимися основных вокальных умений и навыков, на освоение базовых принципов технической и художественной работы с вокальным произведением, на формирование навыка публичного выступления, на стимулирование интереса к самостоятельной творческой деятельности и приобщение к ценностям мировой художественной культуры.
Современная ситуация демонстрирует востребованность начального музыкального образования. Факт позитивного влияния систематических музыкальных занятий на физическое, психическое здоровье ребенка, его креативность является общепризнанным. Он учитывается родителями при планировании направленности дополнительного образования ребенка. С особым вниманием к оздоровительным возможностям занятий вокалом относятся родители детей, имеющих проблемы в функционировании дыхательной и сердечнососудистой систем. Количество детей, приходящих в учреждения дополнительного образования с целью получить общеэстетическое, духовно-интеллектуальное развитие, сегодня едва ли не больше, чем детей, которые хотели подготовиться к сценической деятельности. И об этом обстоятельстве следует помнить педагогам по вокалу, руководителям вокальных объединений и студий.
К обучающимся, не обладающим на стартовом этапе выраженными вокальными данными, но имеющим интерес к занятиям, педагог должен отнестись с таким же вниманием, как и к ярко одаренным детям. Опыт показывает, что «трудные» ученики могут вскоре проявить себя как очень перспективные юные артисты. Бывает так, что к занятиям приступает ребенок с крайне слабо выраженными данными, с отсутствием элементарных представлений о звуковедении, неправильным речевым дыханием. В этой ситуации педагогу следует позаботиться о выстраивании щадящего индивидуального графика, о корректном темпе развития, но при этом важно отмечать даже самое незначительное положительное изменение и поощрять ребенка, мотивируя его к продолжению занятий. Нередко после такого сдержанного старта у обучающегося «прорезается» довольно сильный, темброво интересный голос, появляется желание выступать.
Важным принципом, повышающим эффективность занятий, является открытость образовательного процесса. Родителей следует приглашать на уроки, если для ребенка присутствие членов семьи не является сковывающим фактором. К хорошим результатам приводит совместное творчество учеников и их родителей. Совместно подготовленный и исполненный публично вокальный номер - мощный стимул для повышения заинтересованности как детей, так и взрослых.
Работа педагога не может обходиться без постоянного расширения методических представлений. Практика требует от педагогов-вокалистов изучения не только тех источников, которые относятся непосредственно к методике преподавания вокала [1, 2, 3, 4, 5, 6], но и литературы по психологии [7], сценической речи [8], коррекции речевых и голосовых расстройств [9,10].
Положительно зарекомендовала себя идея системного взаимодействия приемов вокальной и театральной педагогики. Так, на начальном этапе работы с детьми с невыраженными вокальными данными использование элементов актерского мастерства и сценической речи приводит к значительным результатам: у обучающихся постепенно начинает проявляться тембровая окрашенность голоса, улучшается дыхание, формируются интонационные навыки. Интегративный подход очень эффективен также при решении частных проблем в работе с детьми с выраженными вокальными данными.
Работая с таким хрупким «инструментом», как детский голос, следует непременно учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах, даже если это вызовет некую замедленность в достижении поставленных творческих задач.
В 6 лет голосовой аппарат ребенка характеризуется следующим образом: тонкие связки, неполное их смыкание связок, малоподвижное небо, поверхностное дыхание. Заботясь о правильном формировании певческого (часто и разговорного) голоса, необходимо избегать громкого, форсированного звучания, слишком активного расширения диапазона. В 7-8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса. В это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. Гортань в данный период малоподвижна, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведет к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.
К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. При умеренном звучании наиболее полно проявляется характерный тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения: точное интонирование, основные элементы вокальной техники, правильная дикция и т.д. У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков - mp и mf.
У детей 11-14 лет активно развивается индивидуальный тембр, диапазон расширяется. Возраст 11-12 лет – предмутационный период, протекающий обычно без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, поэтому особенно необходимо внимание педагога к каждому ребенку. Замечено, что регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса. Как правило, у детей (подростков) в 13-14 начинается мутационный период. Чаще у девочек он проходит без тех значительных изменений, которыми характеризуется мутация у мальчиков-юношей. Но и девочки могут испытывать некоторый дискомфорт при пении, поэтому педагогу нужно быть внимательным к тем ощущениям, которые испытывают ученицы и грамотно реагировать на жалобы.
Специфика вокальной педагогики такова, что каждый урок – это и получение новых практических умений, и закрепление, повторение усвоенного ранее, и, по возможности, открытый показ (хотя бы для 1 товарища по творческому объединению). Каждое занятие должно восприниматься учеником и педагогом как маленький шаг вперед, взятие новой – пусть и совсем скромной - творческой высоты.
С каким бы увлечением ни шла работа на занятии, важно помнить, что вокал – деятельность, требующая активной работы органов дыхания, мышц, обеспечивающих движение ребер, диафрагмы. Это своего рода физическая тренировка, которая может вызвать естественную усталость у ребенка. Независимо от возраста, состояния здоровья и типа темперамента ребенка, внутри урока обязательно несколько 1-3-минутных перерывов: это отвечает требованиям гигиены детского голоса.
Если ребенок не имеет проблем со здоровьем и способен заниматься 45 минут, то педагог может реализовывать следующий алгоритм занятия:
Если ребенок не имеет проблем со здоровьем и способен заниматься 45 минут, то педагог может реализовывать следующий алгоритм занятия:
1. Дыхательные и артикуляционные упражнения
2. Распевание
3. Исполнение 1 произведения (предварительно и педагог, и ребенок выявляют моменты, которые требуют особого внимания: точное вступление после проигрыша, спокойное начало фразы после кульминации и т.п.)
4. Анализ исполнения
5. Повторное исполнение
6. Анализ повторного исполнения
7. Перерыв
8. Выполнение упражнений, апробация приемов, направленных на решение вокальных проблем в произведении
9. Повторение проблемных фрагментов 1-го произведения
10. Исполнение 2 произведения (предварительно и педагог, и ребенок выявляют моменты, которые требуют особого внимания)
Далее: пункты 11-17 по аналогии с пп.3-9
18. Речевая и пластическая работа по постановке номера
19. «Охлаждение» голоса
20. Обсуждение задания для самостоятельного осмысления
Важно иметь в виду, что звучание голоса зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому нередко некоторое время в начале урока необходимо потратить на оценку тонуса ребенка, его настроения и необходимую коррекцию.
Каким образом происходит оценка успешности образовательного процесса, успехов каждого ученика? Ответ на этот вопрос не столь очевиден. Одним из ключевых положений дополнительного образования является вариативность оценки. Поэтому данный образовательный институт не предполагает (пожалуй, даже исключает) единый критерий оценки. Безусловно, есть такие яркие формы проявления успешности, как уверенные выступления на публике, участие и победы в конкурсах. Но, возможно, еще важнее детальная диагностика актуальных возможностей (актуального статуса) ребенка на основе специфически музыкальных критериев. Для этого автором данного материала была разработана диагностическая карта.
Целесообразно проведение диагностики в начале, середине (январь-февраль) и конце учебного года. Диагностирование основывается на анализе основных характеристик голоса, музыкального слуха, артистичности. Для оценки каждого параметра используется 10-балльная система. Кроме балла педагогу следует делать также краткие комментарии. Ниже приводятся параметры, которые отражены в карте:
1. вуковысотный слух
2. Мелодика и эмоциональная окрашенность речи
3. Произношение (его чистота, отсутствие или наличие логопедических проблем, отсутствие или наличие акцента)
4. Эмоциональная отзывчивость на музыку
5. Интонирование
6. Тембровая характеристика голоса, объем
7. Диапазон
8. Вокальное звуковедение
9. Умение управлять силой голоса
Достаточным шагом считается улучшение параметра на 1 балл. В конце учебного года педагог проводит анализ всех трех карт (по итогам входящей, промежуточной и итоговой диагностики) и делает развернутое заключение. Эта работа очень помогает точной оценке развития обучающегося. Динамика изменений должна подсказать педагогу, как более эффективно выстроить драматургию образовательного процесса в следующем учебном году.
В отдельных случаях (в частности, при работе с детьми, имеющими медицинские показания к занятиям) может вестись дневник педагогических наблюдений, в котором - кроме рекомендаций врачей, результатов диагностики, кратких общих сведений о ребенке, полученных от родителей, - отражается работа обучающегося на каждом занятии.
Итак, работа педагога по вокалу – сложный, динамичный процесс, не всегда легко поддающийся планированию. Основываясь на индивидуальных особенностях ребенка, он часто требует гибкого корректирования изначально выбранной методики. Безусловно, каждый опытный специалист имеет собственную систему приемов, апробированный репертуарный список, но нередко новые ученики ставят принципиально иные задачи. Педагогу дополнительного образования следует принять это положение как стимул к активному развитию собственной методической концепции.
Ссылки на источники
1. Апраксина, О. Методика развития детского голоса: Учебное пособие - М., 1983. - 103 с.
2. Дмитриев, Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. – 366 с.
3. Добровольская, Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.: Музыка, 1987. - 47 с.
4. Кантарович, В. Гигиена голоса. – М.: Госуд. музыкальное издательство, 1955. – 81 с.
5. Стулова, Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.
6. Стулова, Г. Теория и методика обучения пению: Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2017. – 140 с.
7. Кирнарская, Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 с.
8. Петрова, А. Сценическая речь: Учебное пособие. – М.: Искусство, 1982. – 191 с.
9. Вильсон, Д. Нарушение голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. - 448 с.
10. Елецкая, О., Тараканова, А. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: учебно-методическое пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 160 с.