«Дети, конечно, не делаются художниками от
того, что в течение дошкольного детства им
удалось создать несколько действительно
художественных образов. Но в развитии их
личности это оставляет глубокий след, так
как они приобретают опыт настоящего
творчества, который в дальнейшем приложат
к любой области труда»
Н.П.Сакулина
Современному обществу нужны личности уникальные, деятельные, творческие; способные ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе.
Современному обществу нужны личности уникальные, деятельные, творческие; способные ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Вопрос о формировании творческой личности посредством изобразительной деятельности волновал меня с тех пор, как я стала углублённо заниматься изобразительной деятельностью. Но в течение долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренних, «своих рисунков». Несмотря на созданные в детском саду условия в работах детей не было творческого подхода. В чём причина? Как добиться того, чтобы каждый ребёнок (пусть один – в меньшей мере, а другой – в большей) стал творцом?
Анкетирование родителей, анализ программ высветило такую тенденцию, как обучение детей с постоянной демонстрацией образцов и заданных приёмов работы. Такой подход в обучении изобразительной деятельности привёл к тому, что в средней группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя; не видели цветового многообразия окружающего мира и т.д.
В такой ситуации возникла необходимость поиска эффективных путей средств и методов обучения детей изобразительной деятельности, использование инновационных подходов по данному направлению. В результате чего я сделала вывод, что воспитателю необходимы знания специфики детского творчества, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению им необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Результатом творческой деятельности дошкольников является субъективная новизна. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребёнок дошкольного возраста создаёт субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значима. В связи с этим определила методическую тему «Развитие творческой личности посредством изобразительной деятельности в условиях субъектно-личностного взаимодействия педагога с ребёнком».
Познакомившись с исследованиями Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, В. Н. Шацкой, Е. А. Флериной, А. А. Волковой, И. Я. Лернер, В. Г. Злотникова, Е. И. Игнатьева, Б. М. Теплова, А. Лилова занимавшихся исследованиями проблем детского художественного творчества позволили мне сформулировать педагогическую идею: Для развития творчества детям необходимо приобрести определённые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Определила цель своей работы – поиск путей эффективного педагогического взаимодействия с ребёнком, способствующего развитию самостоятельности и обеспечивающего творческую направленность в рисовании при использовании классических и нетрадиционных приёмов обучения. Для реализации поставленной цели выдвинула задачи:
- отработка инновационных форм занятий, реализация педагогических технологий;
- развитие способностей и умений детей самостоятельно получать знания, систематизировать и получать их на практике;
- оптимизация психологической, образовательной и физической нагрузки для сохранения здоровья воспитанников, дифференциация и индивидуализация обучения.
Выше перечисленные задачи позволили определиться в выборе проблемных блоков – инновационные формы обучения, практико – ориентированное образование, здоровьесберегающие технологии.
Для того, чтобы разбудить фантазию ребёнка, его творчество, развить ассоциативное мышление подключила к « Программе воспитания и обучения в детском саду» (авторы М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова) технологию ТРИЗ (авторГ.Альтшуллер), так как данная технология предлагает новые способы рисования отличающиеся от классической.
В условиях вариативности разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми внесла изменение в планирование педагогического процесса по рисованию, которое осуществляю с учётом имеющейся базы, выбранных методик, программы, технологий, социокультурных и региональных особенностей. Региональный подход в изобразительной деятельности находит место в отборе содержания. Предпочтение отдаю ближайшему окружению, как природному, так и созданному человеком; знакомству с людьми, внёсшими вклад в культуру города, края, страны. Учитываю местные традиции, характерное для региона народное искусство - это знакомство с Урало-сибирской и Обвинской росписями, Пермской деревянной скульптурой, керамической посудой и камнерезным искусством Кунгура и др. Встречи детей в мастерской художников нашего города Л.Плесовских, И.Червякова позволяют мне реализовать функции изобразительного искусства – познавательную, воспитательную, эстетическую на примере развития изобразительного искусства родного края. Развитие творчества невозможно без активизации у детей таких психических процессов как восприятие, воображение, образное мышление, составляющих основу творческих способностей. Приобщая детей к созидательному опыту людей посредством искусства, окружающей действительности (включая природу), и художественно – творческих видов деятельности, я тем самым, развиваю способность детей приобретать изобразительные навыки, умения разными способами, а в дальнейшем применять их на практике. /Стремление и умение по своей инициативе применять в разных условиях усвоенные приёмы, последовательность изображения, изобразительные конструкции без дополнительного графического показа; самостоятельное использование изобразительных средств для создания выразительного образа, реализации своих впечатлений, эмоционально – эстетического отношения к содержанию/.
Реализуя на практике новые подходы к планированию образовательного процесса, в структуру перспективного плана включила взаимодействие со специалистами – музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, логопедом, что позволяет реализовать принцип интеграции, который способствует гибкому установлению режима дня в различных видах деятельности и снижению нагрузки на детей. Скоординировала действия персонала ДОУ в выполнении задач эстетического воспитания.
Для реализации цели внесла изменение в обучение, а именно: отказалась от прямого показа способов, последовательности изображения; так как усвоив определённый способ действия на основе подражания и соответствующий способ мышления дети трудно переориентируются на творческие преобразования, замысел, комбинирование или поиск способов, техники исполнения, без чего невозможно создание выразительного образа, чего требует и чем характеризуется творчество.
Развитие детского творчества осуществляю через использование разнообразных форм работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии в мастерскую художника, краеведческий музей, организация выставок, посещение выставок и занятий в школе искусств им. Старкова, участие в городских акциях, конкурсах детского творчества на пожарно-спасательную тематику, «Давай раскрасим вместе мир!», «Любимая посуда», «От внуков с любовью» и др.
Работа по развитию творческих способностей проходит в три этапа, на каждом из которых использую специфические методы и приёмы руководства.
Первый этап возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тему предстоящего изображения определяет сам ребёнок или я, (конкретное решение оставляю за ребёнком).
Второй этап – процесс создания детьми изображения. На данном этапе я задаю лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребёнок овладевает способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.
Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. По окончании занятия все рисунки выставляются на специальном стенде. У каждого ребёнка есть возможность посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть своё произведение среди других, сравнить. Дети выбирают изображения, которые им больше всего понравились и обосновывают свой выбор.
Важнейшим условием развития творчества является восприятие. К сожалению, многие ребята не способны самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта и моя задача – помочь им в этом. Для этого мы с детьми наблюдаем за явлениями природы, их изменениями, например, за состоянием неба в разную погоду, при разном освещении солнца, обращаю внимание на то, как набухают почки на деревьях, как искрится на солнце снег и др. Такого рода работу отношу к разным объектам. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Образное эстетическое восприятие детей обогащаю эпитетами, образными выражениями, поэтическими строками, например, «Лес, словно терем расписной…», «Облака белогривые лошадки…»и др.
Для изобразительной деятельности малыша и последующего его обучения в школе необходимо развитие образного мышления. Для этого я использую загадки, через игры учу детей находить общие и различающиеся признаки объектов, учу узнавать объект по описанию, анализировать зрительный образ и др.
Осуществление художественно – творческой деятельности невозможно без развития воображения. По определению Б.М.Теплова «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий…». Воображение не развивается само собой, его необходимо развивать, поэтому развиваю его у детей разными средствами: с помощью упражнений, прибегая к устному народному творчеству (потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки). В изобразительной деятельности на занятии предлагаю детям нарисовать, вырезать и наклеить картинку по произведениям фольклора, например, придумать иллюстрации к сказке, изобразить царевну – лягушку, волшебный дворец. При этом ребёнок должен наделить необычными чертами знакомый образ птицы, дома, человека. В целях развития воображения использую игры – упражнения типа «Что это такое?», «На что это похоже?». Рисую на доске, например, круг и предлагаю детям определить, что это такое, а затем нарисовать названный предмет. Чем больше предметов дети вспомнят, а затем изобразят, тем лучше. Такие темы как «Сказочное дерево», «Волшебный лес», «Сказочные человечки» и др. вызывают у детей интерес и желание изображать, придумывая нечто необычное.
Творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями как классического, так и народного изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство). Это открывает перед детьми новый мир – мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов, что приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности, развитию творческих способностей.
Развитие самостоятельности и творчества проходит через разные типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения; занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия; творческие занятия. Формируя творческие способы выражения даю детям задания поискового характера с опорой на приобретённый уровень образного видения. Особенностью поисковой деятельности является детское экспериментирование. Экспериментируя, дети получают новые сведения о том или ином предмете, а также создают новый продукт. Оригинальный результат является основным мотивом детского экспериментирования. Такая деятельность строится самим ребёнком, что очень важно для самодвижения, саморазвития личности. В развитии творческих способностей детей использую такой приём как «говорящие рисунки», где различные истории, происходящие в жизни человека, нарисованы. Эту игру вначале провожу с детьми, познакомив их с условиями и правилами. Затем такие рисунки использую как загадки детей друг к другу: один рисует историю, а другой, прочитав, может рассказать её содержание. Использование игровых приёмов и методов позволяет мне зарядить детей положительными эмоциями и чувствами. На творческих занятиях создаю условия для применения полученного познавательного опыта в незнакомой ситуации, в применении их на практике. Проведение занятий в нетрадиционной форме (занятие – удивление, занятие – радость, занятие – открытие, занятие – загадка); обучение детей разным способам рисования (кляксография, фотокопия, размытый рисунок, набрызг и др.) вызывают живой интерес у детей, развивают способность к самостоятельному получению знаний, создают психологический комфорт, способствуют применению знаний на практике.
Занятия по изобразительной деятельности провожу в группе, на улице (в тёплую погоду). Работу строю на основе дифференцированного и индивидуального подхода, через использование здороьесберегающих технологий, «Игровые технологии обучения» (автор И.Паршукова), обновление форм и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами детей, использование интегрированных циклов, отбора наиболее эффективно материала. Преобразование предметной среды в целях обеспечения самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Давая соответствующие поручения при выполнении какого либо задания, принимаю во внимание следующие факторы: желание ребёнка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнять необходимые операции, обеспечивая тем самым комфортные условия для каждого ребёнка. Более сильным детям даю сложные задания, а слабым – подбираю индивидуальные задания а пределах их зоны ближайшего развития, тем самым осуществляю дифференцированный подход в обучении. Стараюсь создать на занятии живую непринуждённую атмосферу. В процесс занятий включаю образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые (фокусные) ситуации, когда в результате разных проб (с красками, ножницами, печатками и др.) возникает неожиданный для ребёнка результат, а также использую нестандартные приёмы создания изображения. В целях предотвращения утомления детей на занятиях использую физминутки, которые позволяют чередовать работу статического характера с активным отдыхом. Включаю в акты запоминания возможно большее число органов чувств: зрение (модели, образы), слух, тактильное, осязательное, способствующие глубокому познанию предметов. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает мне не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Стараюсь всякий раз создать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Систематически организую выставки детского творчества: в групповой комнате, в вестибюле. При этом выставляю произведения всех детей. Детские работы украшают зал к различным праздникам и досугам. Такие выставки радуют и детей и родителей.
В группе создала условия для изобразительной деятельности детей: разнообразие изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, восковые мелки, уголь и др.). Бумага разного формата, формы, цвета. Трафареты и печатки. Репродукции картин известных художников. Тематические подборки картинок, фотографий, слайдов. Развивающие игры, понятийные модели, учебно дидактические пособия, изделия мастеров народных промыслов России. Созданные разнообразные условия по изобразительной деятельности способствуют интенсивному развитию детского художественного творчества.
Работа по изобразительной деятельности не будет эффективной без взаимодействия с родителями. Из наиболее важных направлений в работе с семьёй считаю изобразительную информацию и совместную деятельность с детьми. Оформляю для родителей демонстрационные ширмы, тематические витрины. Провожу собрания, консультации, круглые столы, дискуссии, деловые игры, анкетирование. Совместные мероприятия: праздники, экскурсии в музей, походы на выставки создают атмосферу эмоционально – насыщенной, активно – поисковой, совместной деятельности воспитателя, детей, родителей.
Для определения эффективности работы проанализировала свою педагогическую деятельность. В результате целесообразно сконструированной развивающей среды, построенной с учётом разно уровневого развития воспитанников, использования новых технологий, разнообразных форм и методов работы с детьми и родителями обеспечило позитивное продвижение каждого ребёнка. Дети овладели не только умениями передавать форму, строение предмета, движение, подобрать нужный цвет, материал для создания изображения, но и использовать специфические средства выразительности для создания образа, самостоятельно придумать замысел, реализовать его. Появилось стремление наиболее полно выразить задуманное. Об этом говорят данные диагностики. Увеличился процент детей с самостоятельным выбором замысла, его оригинальным изображением, внесением чего – то нового в свой рисунок.
Опыт работы был обобщён на педагогическом совете в МАДОУ «Детский сад 35» в мае 2014году. Надеюсь, что он может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, учителям начальных классов.
Список используемой литературы.
1. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1981
2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве М., 1965
3. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание советского школьника. // Художественное воспитание советского школьника.М,, 1947
4. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М,, 1961
5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М., 1981
6. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961
7. Теплов Б.М. психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М,, 1947 Вып.11.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М.,1990
9. Н.А.Ветлугина. Художественное творчество и ребёнок. М., Педагогика, 1972
10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., Мнемозина, 1995
11. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М., Педагогическое общество России, 2005
12. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., Мозаика – синтез 2005
13. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. М.. Педагогическое общество России, 2002
14. Комарова Т.С.,Филлипс О.Ю. эстетическая развивающая среда в ДОУ. М., Педагогическое общество России, 2005
15. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М., Педагогическое общество России, 2005