Войти / Зарегистрироваться

Методическая разработка семинарского занятия по учебной дисциплине «Культурология»

Получить свидетельство
Автор: Пенионжек Евгения Владимировна

Время: 2 часа
Методическая разработка подготовлена начальником кафедры общей психологии и гуманитарных дисциплин УрЮИ МВД России, кандидатом философских наук, доцентом Пенионжек Е.В
Учебно-воспитательные цели семинарского занятия:
Рассмотреть ценностные составляющие культурного наследия западноевропейской культуры для формирования способности готовить научные обзоры и публикации (обучающая цель).
Представить этапы формирования западноевропейской культуры как важной составляющей европейской культуры, формируя способность применять методы науки в решении профессиональных задач(развивающая цель).
Сформировать представления о формах культурного наследия Европы, формируя способность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям для толерантного восприятия социальных различий, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (воспитательная цель).

 

План проведения семинарского  занятия

Вводная часть занятия
Основная часть занятия
1-й  учебный вопрос. Культура Средневековья.
2-й учебный вопрос. Культура эпохи Возрождения.
3-й учебный вопрос. Культура эпохи Нового времени.
Заключительная часть занятия

Дидактические материалы и материально-техническое обеспечение семинарского занятия
Схемы с ключевыми понятиями.
Проектор.
Ноутбук.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Пенионжек Е.В. Культурология: учебное пособие. Екатеринбург, 2014. 111 с.
  2. Пенионжек Е.В. Культурология: учебное наглядное пособие. Екатеринбург, 2015. 135 с.
  3. Пенионжек Е.В. Культурология: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2016. 220 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Борев Ю.Б. Эстетика. В 2 т. Смоленск, 1997.
Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.
Культурология: учебник / Н.Д. Амаглобели, В.Ю. Бельский, А.Д. Золкин и др.; Под ред. А.Л. Золкина. – М., 2007. 498 с.
Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф.О. Айсина, И.А. Адреева, С.Д. Бородина и др.; Под ред. А.Н. Марковой. М., 2007. 600с.
Кравченко А.И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко. М., 2007. 288 с.
Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Екатеринбург, 2012.135 с.
Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. М., 2017. 272 с.
Организационно-методические рекомендации по организации и проведению семинарского занятия
Занятие проводится в интерактивной форме. Основной метод – беседа как диалогический метод устного изложения учебного материала преподавателем и активизации познавательной деятельности обучающихся, в процессе которой возможно проведение вопросно-ответной дискуссии по проблемным вопросам.

Вводная часть занятия: организационные моменты занятия.
Вступительная часть занятия – 5– 10 минут.
Каждый из учебных вопросов – от 20  до 25 минут. Продолжительность каждого из докладов  в рамках 2-ого и 3-его учебных вопросов – около 10 минут.
Тестирование в виде активной формы обучения – 10 минут.
Заключительная часть занятия – 5 минут.

1-й  учебный вопрос.
Культура Средневековья.
По первому вопросу обучающиеся для формирования профессиональных компетенций на пороговом уровне должны ясно представлять  становление ценностей Средних веков. Средневековое искусство как ярчайший феномен культуры – художественные ценности как сочленение духовного и материального – опиралось на идею сверхчувственного, божественного происхождения красоты. Критерием художественного творчества считалось символическое уподобление материального, чувственного сверх­чувственному абсолютному, Богу. Религиозность пронизывала все стороны жизнедеятельности иерархично устроенного общества, где велось преследование еретиков и проповедовалось христианское милосердие, происходили богословско-схоластические споры на фоне массового невежества народа, выказывалось пренебрежение к человеческой личности, но неустанно возвещалась забота о спасении души. Философия и наука как феномены культуры находились под строгим контролем церкви, а значит, и государственной власти. Образование целиком имело религиозный характер и было направлено на церковные нужды. Правовые кодексы в обязательном порядке предусматривали наказания за «преступления против веры». Религиозный, мистический характер средневекового искусства определял анонимность его шедевров и невозможность определить личностные рамки векторного развития цивилизационных процессов.
Знаковость искусства была связана с понимани­ем структуры мира, его разделенностью на мир земной и небесный. Предметом искусства был исключительно божественный мир, понимаемый как высшее духовное начало в человеке и в природе. Образы средневекового искусства отличались ярко выраженной экспрессивностью, насыщенностью ощущением возвышенного.
Дополнительный вопрос для формирования профессиональных компетенций на базовом уровне: чем характеризуется символизм искусства Средних веков?
Символическое изображение христианских идей приводило к иррациональности, дематериализации искусства. Всякий, даже самый мелкий, предмет, размещенный в рамках художественного произведения, указывал на конкретную причину, символизировавшую высшую духовную категорию. Художественные образы, взаимодействуя между собой, образовывали сложную систему толкования. Мыслимые образы трансформировали реальность в пластичное в произведении искусства, составляя гармонию земного и небесного, уравновешивая духовные и материальные начала. Именно поэтому средневековая культура в рамках формирования цивилизационных процессов была достаточно длительным периодом, где материальное еще не отрывалось от своего духовного содержания.
Вывод по первому вопросу: Исходной позицией для создания художественных произведений являлась духовная установка отношения к чувственно воспринимаемому миру как символу, знаку более высокой, божественной реальности. Ориентация личности на возвышенно-идеальное божественного мира нашла наиболее пол­ное художественное соответствие в храмовой архитектуре и иконописи, а также в церковной музыке (в церковном пении, мессах, хоралах). Устремленность человека в высший мир обрела зримое материально-пространственное выражение в формах готических соборов, но главным образом это проявилось в иконописи посредством живописных особенностей символики цвета, композиционных особенностей.

2-й учебный вопрос. Культура эпохи Возрождения
Обучающиеся для формирования общекультурных компетенций должны знать, что эпоха Возрождения, начавшись в XVI в., породила особый период культурного развития, который завершил свое развитие уже в XVII столетии. Собственно, термин «Ренессанс», что означает возрождение, впервые появляется в размышлениях итальянских историков в XVI в., предпринимавших попытки осознать критичность своего времени. Искусствовед Дж. Вазари писал о возрождении традиций античного изобразительного искусства в живописи, скульптуре и архитектуре после времени расцвета зачастую исключительно иконописи в Средние века. Обращение к Античному наследию не сводилось только к его изучению или подражанию. Обращение к Античности оформило переходный период к новому ценностному содержанию культуры в эпоху Нового времени, которое воспроизводится и по сей день.
Для формирования профессиональных компетенций на пороговом уровне обучающиеся должны подготовить, заслушать и обсудить доклады по следующим темам:
1. Титанизм и гуманизм Ренессанса: обратная сторона.
2. Северное Возрождение как культурная эпоха.
В ходе обсуждения выступлений должны быть актуализированы аспекты того, что опираясь на материалистическую ветвь античной философии, Ренессанс возвел на исключительно новый уровень изучение человека, утверждая ценность антропологизма. Человек признавался высшим существом мира, ответственным за свои поступки и деяния исключительно перед Богом. Человек был выше даже по отношению к ангелам, существам божественного мира. Человек был подобен Богу в качестве со-творца, т. е. сотрудничающего с Богом. Человек, по мнению деятелей эпохи Возрождения как искренних приверженцев христианской веры и католической церкви, был способен видеть и творить красоту, так же как и, собственно, Бог. Высоко оценивая деятельность человека, мыслители представляли человеческую сущность в творческой свободе субъекта, направленной на преобразование окружающей действительности. Личная ответственность человека перед Богом представлялась им как высшая степень ответственности человека, принадлежащего к культуре, овладевшего ее ресурсами. Достоинство человека определялось его образованностью, реализуемой в этой творческой свободе.
Основанием антропологизма стала гуманистическая позиция деятелей Ренессанса. Понятие «гуманизм» появилось в среде итальянских художников в XV в. как заимствованное из общественной мысли римской античности, при этом не совпадающее с ним. Итальянские гуманисты противопоставили богословию – studiadivina – познание жизни человека, studiahumana. Познание вещей такого рода, считали они, совершенствует человека, способствует повышению уровня нравственности, т. к. направлено, по своей сути, на изучение человеческой деятельности, а значит, собственно культуры. Гуманисты стремились уделить внимание живым ценностям, реализуемым в деятельности человеческой личностью со всеми, без исключения, проявлениями позитивного и негативного. Утверждая эстетику вседозволенности, гуманисты видели равную ценность духовной и телесной красоты человека, его разума и человеческого заблуждения, его воли и страстей, измеряя все масштабом творческих достижений, ориентировали искусство на воспроизводство реальной действительности.
Необходимо отметить, приверженцы гуманизма представляли собой не все общество Европы, а только немногочисленную группу ученых и художников. Гуманистическая культура Возрождения была элитарной, воспроизводилась только в среде образованной знати и оставалась чуждой широким массам населения, продолжающим воспроизводить средневековую культуру. Это позволило появиться такой черте Ренессанса, как титанизм. Титанами Возрождения называли великих живописцев, скульпторов, архитекторов, которым при создании произведений искусства, казалось, были подвластны как законы человеческого общества, так и силы природы. Результатом разрушения доминирующей в обществе строгой аскетической морали Средневековья было падение уровня нравственности и даже разгул преступности, причем не только в мирской среде, но и среди духовенства. Эпоха Возрождения – это время широкого распространения различных ядов в целях отравления, это время возникновения дуэлей.
Произведения искусства формально были ориентированы на средневековую каноничность, однако содержательно прославляли уже не религиозные сюжеты, но живые ценности человека. Так, например, итальянский художник Леонардо да Винчи, изображая конкретных земных женщин, вносил в свои произведения ценность прославления материнства. Бытовая культура того времени также претерпевала изменения, связанные с принципом выражения и оправдания всего человеческого в праздниках, игре, веселье, в полнокровной реальной жизни, что, например, можно видеть в произведениях Э. Роттердамского, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле. И это происходило в условиях усиления действий инквизиции католической церкви по преследованию инакомыслящих, введения цензуры и индекса запрещенных книг, усиления позиций доминиканского ордена, основания ордена иезуитов в противовес набирающему силу процессе секуляризации во всех сферах общественной и частной жизни. Мироощущение человека определялось пантеистическими мотивами, переживанием соединения духовно-божественного с материально-природным. Поэтому на первый план выходит такой вид искусства, как живопись, и в некотором роде скульптура, которые акцентируют внимание на чувственно-прелестных образах в противовес аскетизму Средних веков.
Дополнительный вопрос для формирования профессиональных компетенций на базовом уровне: чем характеризуется значимость Реформации для европейской культуры?
Значительней на повседневной жизни большей части населения стран Европы сказались последствия Реформации – народного движения, направленного против католической церкви в XVI в. и приведшего к возникновению протестантизма, ответвления христианской религии. Протестуя против сложной культовой практики католицизма, в частности, против индульгенций (прощения грехов от имени Бога при внесении определенной платы), Мартин Лютер в Германии и Жан Кальвин в Швейцарии стремились трансформировать христианской учение в более близкое для человека, при этом не основываясь на идеях гуманизма. Библия была переведена на национальные языки Европы, заложив основы многоязычности эпохи Нового времени. Реформация стала своеобразным повторением пути гуманизма для всего населения Европы, протестовавшего против элитарности ценностей как католической церкви, так и гуманистов, которые отрицали престиж церкви, возможность регламентации ею сферы искусства, а также возвышали роль науки в жизни человека.
Вывод по второму вопросу: Искусство Возрождения, благодаря антропоцентрическому мировоззрению, акцентируя внимание на основном, значимом именно для человека, стремилось к синтезу ценностей Античности и Средневековья, представляя собой диалог культур, вместивший в себя опыт освоения, переработки, соединения в единое целое элементов различных культур.

3-й учебный вопрос. Культура эпохи Нового времени
Обучающиеся для формирования общекультурных компетенций должны знать, что эпоха Нового времени – это время создания принципиально новых ценностей культуры сквозь призму научного мировоззрения. Этот феномен культуры прошел длительнейший этап своего становления, окончательно завершившийся к началу XVII столетия. Появилось стремление воспроизводить ценности не согласно общепризнанному авторитетному мнению, а создавать новое, подтвержденное практическими отношениями знание. Исходя из метаценности научности знания, сформировались современные проявления таких культурных феноменов, как мораль, этикетные нормы и система образования. Вопросы о природе начинают подвергаться научному рассмотрению. Выделение сущности прекрасного характеризовалось изучением специфики художественного творчества. Чувственная оценка постепенно становится предметом разумного анализа, что выражается в первую очередь в сформированной «новой» ценности – ценности рационализма. Основой познания объективной действительности стал разум. Причем не сверхъестественного характера разум, а человеческий разум, который опирается на рационально проведенный эксперимент, логические доводы. Поиск истины становится делом науки, направленной на преобразование общества и стремившейся преодолеть старые порядки, формируя новые знания как значимое для изменения социальных отношений. Развитие знаний, рост образования стали движущей силой общественного развития в эпоху Нового времени, где постепенно общественная мысль становилась независимой от религии.
Для формирования профессиональных компетенций на пороговом уровне обучающиеся должны подготовить, заслушать и обсудить доклады по следующим темам:
1. «Новые» культурные ценности в эпоху Нового времени.
2. Европейская культура XIX века: модерн и декаданс.
В ходе обсуждения выступлений должны быть актуализированы аспекты того, что рационалистический характер культуры Нового времени утвердил ценность многоязычности Европы. Средневековая латынь, единственно доминирующая в письменных документах, уступила место национальным языкам, оформилась в научном плане их грамматика, стали складываться основы орфографии и пунктуации. Лексика национальных языков обогатила европейскую культуру традициями, опытом народного творчества и одновременно сделала достижения официальной культуры доступными для народа. Такое взаимопроникновение ценностей в национальных культурах стало базой для развития общеевропейской культуры, единой в своем многообразии.
Производство стало индустриализированным, произошел значительный рост городского пространства, изменился образ жизни горожан – получила развитие предпринимательская культура. Практицизм пронзает экономические, политические, правовые, нравственные принципы общественной жизни. Совершенные формы организации общества обосновываются исходя из практических запросов общества.
Ценности утилитаризма – полезности – проникают в капиталистическую систему хозяйствования со свойственными ей формами экономических и политических отношений. Возрастает значимость крупного машинного производства, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Это способствует развитию системы образования, выполняющей утилитарные запросы промышленного производства. Образование становится доступным широким слоям населения. Грамотность становится общей культурной нормой для каждого человека, занятого общественно полезным трудом. При этом протестантские идеалы личной ответственности человека перед Богом и людьми за исполнение земных обязанностей способствуют проникновению утилитаризма в формирование добросовестного отношения к труду, семье, собственности. Динамичность, активность, нацеленность на получение выгоды становятся значимыми культурными нормами поведения человека.
Дополнительный вопрос для формирования общекультурных компетенций на продвинутом уровне: что становится реакцией на «новые» ценности?
В искусстве заявляет о себе понятие художественного направления, что характеризует, во-первых, развитие эстетического знания, а во-вторых, расширение сферы однотипных художественных образов в различных видах искусства. Доминирующими направлениями искусства в эпоху Нового времени стали классицизм и пришедший ему на смену реализм. Искусство, пропагандирующее ценности «нового», ориентируется на широкий круг публики, читающей художественные произведения, посещающей театры, концерты, выставки. При этом, стремясь выразить индивидуалистическое отношение человека к переменам, заявляют о себе сентиментализм и романтизм, показывая реакцию человека на «новые» условности общественного бытия. Перспективное развитие общества зачастую не дает возможности самореализации каждой личности. Ценности иррационализма, пессимизма формируют критику современного общества, выразившуюся в явлении декаданса. Кризис мировоззренческого характера привел к разочарованию в идеалах «новых» ценностей, спровоцировал утрату общезначимых социальных, нравственных, эстетических ценностных ориентиров. Поэтому социально значимыми видами искусства в эпоху Нового времени становятся литература и театр, способные наиболее прямо выражать мировоззренческие идеи.
Вывод по третьему вопросу: Контакт и взаимодействие культур были одними из решающих условий научного прогресса в эпоху Нового времени, где принципы научности знания стали рассматриваться как окончательные истины проверки действительного опытным путем. Это, в свою очередь, повлияло на формирование качественно иного уровня технической культуры, ориентированной в своем развитии на ценности практицизма, утилитаризма, индивидуализма.

Тестирование для определения уровня сформированности общепрофессиональных компетенций проводится на основании раздаточного материала по 2-м вариантам, обучающиеся отвечают на 3 вопроса: соответственно, определяется уровень – пороговый, базовый или продвинутый. Проверка осуществляется в парах. 

Вариант 1

Вариант 2

Назовите общие черты средневековой европейской культуры?
а) символизм, иерархизм, бесписьменность;
б) эстетизм, иерархизм, символизм, гуманизм;
в) символизм, иерархизм.


Что такое Реформация?
а) народное движение, направленное против православной церкви и приведшее к иконоборческим войнам в VIII веке;
б) народное движение, направленное против католической церкви и приведшее к возникновению в  XVI  веке протестантизма;
в) народное движение, направленное против общины Мухамеда и приведшее к возникновению в VIII  веке шиизма.


Назовите принципы европейской культуры Нового времени.
а) принципы практицизма, утилитаризма;
б) принципы гуманизма, утилитаризма;
в) принципы гуманизма, иерархизма.

Назовите общие черты культуры эпохи Возрождения?
а) символизм, иерархизм, гуманизм;
б) эстетизм, символизм, гуманизм;
в) антропологизм, гуманизм.


Какой была культура Европы Нового времени?
а) многоязычной;
б) доминировала латынь;
в) доминировал французский язык.





Какие принципы провозглашает  философия и искусство XIX  века?
а) принципы рационализма, пессимизма;
б) принципы иррационализма, пессимизма;
в) принципы гуманизма, рационализма.

Заключительная часть занятия

Таким образом, искусство Нового времени характеризует художественный процесс, где явно выражены все изменения мира, изменения явлений реальности. Но и мир предъявляет искусству свои требования. В разные времена европейской культуры художественным основанием создания художественного произведения являлись традиции и собственно материал произведения искусства. Художественный процесс западноевропейской культуры находится под прямым влиянием исторических реалий, научных воззрений, философских поисков, религиозных взглядов и иных материальных и духовных факторов.  При этом ценности общественной и индивидуальной жизни этапов развития европейской культуры выражают стремление к преобразованию мира. В завершение этого процесса освобожденные наукой от догм христианства ценности морали, этикета и образования корректируются ценностями либерализма, утверждавшего свободное продвижение человека к поставленной цели в соответствии с сохраненными христианскими ценностями и идеалами.

Задание на самоподготовку: ответить на вопросы:
1. Каковы ценности культуры Средних веков?
2. Каковы ценности культуры эпохи Возрождения?
3. Каковы последствия Реформации для европейской культуры?
4. Каковы ценности культуры эпохи Нового времени?
5. Какими художественными направлениями характеризуются ценности эпохи Просвещения?
6. Чем характеризуется декаданс как явление культуры XIX века?
7. Чем характеризуется разрыв с традициями миметического искусства в конце XIX – начале XX веков?

Тема следующего занятия: «Культура стран Востока: особенности и типы культур».

Учебные вопросы:

  1. Культура Индии.
  2. Культура Китая и Японии.
  3. Культура мусульманских стран.

Темы докладов:
  1. Культура Индии и культура Китая: общее и различное.
  2. Культура Японии: самобытные традиции.
  3. Культура Византии и культура мусульманских стран.