Цели: познакомить учащихся с техникой рисования головы человека; учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Оборудование: методические таблицы «Пропорции лица», «Повороты головы».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение.
– Где расположена линия глаз?
– Какое расстояние между глазами?
– Как найти ширину носа?
– Как найти длину носа и рта?
3. Сообщение нового материала.
Сегодня на уроке вы узнаете о том, как правильно выбрать позу для портретируемого, чтобы подчеркнуть его достоинства и скрыть какие-либо недостатки лица, познакомитесь с основными приемами рисования головы.
Виды портрета по повороту головы
– фас;
– профиль;
– три четверти.
Виды портрета
– погрудный;
– поясной;
– в полный рост.
При рисование головы лучше всего располагаться от нее примерно на расстоянии двух метров. Это, с одной стороны, позволит охватывать ее одним взглядом, с другой – расстояние смягчит, скрадет несуществующие мелкие детали, которые только затемняют восприятие общей формы. Кроме того, следует выбирать такую точку зрения, с которой голова смотрится наиболее пластически выразительно.
Главные оси при построении изображения лица – вертикальная (профильная линия) и горизонтальная (линия глаз). Эти оси являются прямыми линиями только в строго фронтальном положении лица. При любом движении головы – повороте или наклоне, даже самом легком, обнаружится, что эти осевые линии являются дугами или овалами, опоясывающими голову.
Показ таблицы.
При рисовании головы, как бы она ни была наклонена или повернута, в первую очередь надо проследить положение этих осей – они всегда нас правильно сориентируют и помогут установить взаимное положение частей, правильно связать их в одно целое.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
1. Сначала внимательно изучается модель, по возможности со всех сторон, и улавливаются, чувствуются особенности данной головы, её отличия от идеальной.
2. Затем легким касанием карандаша намечается общая форма головы, её поворот, оси.
3. Определив скрещением двух осей главную опорную точку – переносье, рисуют голову, находя положение других опорных точек. Эти косые опорные точки определяют общую форму головы вне зависимости от того, полный человек или худой, молодой или старый. Особенно важны после переноса височные впадины, ограничивающие лоб с боков, скуловые выступы под ними, глазные впадины и углы нижней челюсти (под ушами). Намечают местоположение глаз, носа, рта и т.д.
4. Рисунок правой и левой половин головы надо вести одновременно, пользуясь парностью глаз, скуловых и височных костей и других деталей.
В процессе рисования необходимо постоянно проверять правильность своего рисунка, время от времени сравнивая положение и величину различных частей головы друг с другом, например, глаз относительно ушей, ушей относительно носа и т.п. Рисуя, все время надо сохранять чувство общей формы, не увлекаться деталями: преждевременная разработка мелких деталей лишит рисунок цельности. Отступление от главного правила рисования – последовательного продвижения от общего к частному и затем снова к общему – превратит рисунок в набор плохо связанных деталей.
Постепенное наполнение рисунка тоном ведет к зрительному изменению размеров его светлых и темных частей, первоначально набросанных только контурами (обычная зрительная иллюзия, когда темное воспринимается как меньше), требует от рисующего пристального внимания к пропорциям и постоянного исправления рисунка.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА С НАТУРЫ
– зрительное ознакомление с объектом изображения с самых различных точек;
– определение точки зрения (места), с которой будете рисовать;
– анализ условий освещения как формообразующего фактора;
– нахождение положения рисунка на листе с помощью маленьких набросков;
– последовательная поэтапная работа над самим рисунком.
ЗАПОМНИТЕ!
Работа должна вестись в постоянном сравнении и уточнении.
5. Практическая часть. Выполнить набросок головы (поворот по выбору), можно с натуры.
6. Подведение итогов.