В последние годы в системе дошкольного образования особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту количества детей с речевыми нарушениями. Большинство детей, посещающих логопункт, имеют недоразвитие фонематических процессов.
Термин «фонематическое восприятие» был определен Д.Б. Элькониным как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Нарушение фонематического восприятия мешает детям в нужной степени овладеть словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи и приводит к постепенному отставанию от возрастной нормы.
На своих занятиях, помимо работы по преодолению фонетического недоразвития речи, большое внимание я отвожу работе, направленной на развитие фонематического восприятия. Учитывая возрастные особенности детей, наиболее эффективными оказываются игровые методы и приемы работы.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, я подбираю и модифицирую игровые методы и приемы. Это позволяет решить сразу несколько задач:
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в занятии;
– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
– повысить познавательную активность и работоспособность детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– плавно регулировать поведенческие и эмоциональные трудности детей.
Логопедические игры помогают сделать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательным.
Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. Способность узнавать и различать неречевые звуки можно развивать с помощью следующих игр и упражнений:
• «Повтори за мной» – ребенку предлагается прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.
• «Что слышно?» – детям нужно послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем педагог просит рассказать, что они слышали.
• «Угадай, что звучит?» – логопед за ширмой воспроизводит звучание каких-либо предметов (барабан, колокольчик и др.), дети должны узнать звучащий предмет и отчетливо произнести его название.
Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. На этом этапе работы использую такие игры, как:
• «Подбери рифму» – логопед произносит слова, близкие по звучанию: кошка-ложка, ушки-пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию.
• «Испорченный телефон» – логопед произносит шепотом три слова одному ребенку, а он по цепочке передает другим детям.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Для осуществления этой работы я использую такие игры и упражнения:
• Назвать в слове первый (последний) звук.
• Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного О, И).
• «Цепочка» – логопед называет слово. Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает своё слово, начинающееся с этого звука.
Это далеко не полный перечень игровых приемов, используемых мною на логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия, устойчивости внимания и соматического состояния детей. А польза их использования несомненна.
Таким образом, очевидно, что углубленная работа по развитию фонематического восприятия с использованием игровых приемов вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников и качество их подготовки к школе.