Войти / Зарегистрироваться

Мотивация учебной деятельности на уроках изобразительного искусства

Получить свидетельство
Автор: Булдакова Людмила Александровна

Главная цель преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе – общеразвивающая.
Одна из ведущих задач – развивать творческие способности ребенка средствами изобразительного искусства. Описание данной работы может быть полезным учителю, воспитателю, руководителю ИЗО кружка и факультатива ДПИ. Цель работы – это не только знакомство с языком искусства и не просто овладение умениями и навыками творческой работы с художественным материалом. Самое важное для нас сейчас состоит в том, чтобы превратить школьные часы, дни годы учебы в радостные и счастливые мгновения.
Педагоги-практики справедливо упрекают академическую науку, за то, что она слишком много внимания уделяет теории обучения изобразительному искусству. Многотомные труды мало, чем помогают учителю, который оказывается один на один с классом. Неудивительно поэтому, что педагогу порой важно услышать живой авторский рассказ о конкретном опыте работы с детьми, чем получить усредненные рекомендации.
В настоящее время проект «Новая школа» стратегия 2020 – указывает нам на то, что на первом месте должно быть духовно-нравственное воспитание школьника, но для педагогов изобразительного искусства, работающих по программе Б.М. Неменского, это не стало открытием т.к. задачей каждого урока у нас является духовно-нравственное развитие личности. В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы. Многие, не утруждая себя и своих учеников, пускают эту работу на самотек, считая, пусть каждый школьник проявляет свои творческие способности, как может. Между тем творческой работой ученика надо руководить, ее надо направлять.
В своей работе я использую методы, приемы и упражнения по развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроте мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
Практические методы:
Упражнение «нарисуй музыку» (предлагается после темы «Влияние цвета на человека»). «Звонкие» звуки – «яркие», «тихие» – приглушенные цветные пятна, «певучие» – острые, скачущие линии и т.п. (см. приложение №1) и упражнение на нахождение изображения в пятнах (чернильных, гуашевых, акварельных и т.д.). Капаем краску на лист бумаги, придавливаем другим листом, разворачиваем и находим образ на отпечатке, «что спряталось в 
   

Приложение №1 «Вальс»

Приложение №1 «Танго»

   

Приложение №2 «Что спряталось в пятнышке»

Приложение №3 «Раздувание капельки туши»


В программе Б.М. Неменского эти два упражнения даны и вызывают неподдельный интерес у учащихся.
1) Упражнение с раздуванием капельки туши (см. приложение №3). Использую на уроке, когда рисуем зимний лес или ветку дерева. Берем трубочку или пустой стержень и дуем на капельку туши в разные стороны.
2) На чистый лист наносят рисунок кистью, обмакнутой в чистую воду. На воду посыпают марганцовку. Вступая в реакцию марганец «травит» бумагу – получается изображение в тоне, отличающееся интересной текстурой (см. приложение №4).
3) Работа по мокрому листу тушью, пером. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Техника сложная, но очень эффектная. Нужно найти образ в получившихся пятнах (см. приложение №5).
4) Упражнение с обыкновенной ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец опускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы или дорисовывают по воображению (см. приложение №6).
5) Изображение рисуется обычной свечкой на листе. Затем зажженной свечкой коптится все нарисованное, и копоть убирается ватой. Белые штрихи и линии получаются с помощью ластика, стирая, что надо и где надо. Упражнение выполняется во внеурочной работе. Или на чистом листе рисуем свечкой и покрываем акварелью.
   

Приложение №4 «Травление марганцем»

Приложение №5 «Работа по мокрому листу тушью»

 

 

Приложение №6 «Упражнение с нитью»

 

Метод наблюдения
Изображение круга в разных положениях относительно линии горизонта. На уроке ребятам предлагаю старые диски и вместе наблюдаем изменения овала при перемещении предмета на вытянутых руках – на уровне глаз, ниже и выше уровня.
Метод беседы
В начальном звене занятия можно провести в форме игры-путешествия в пространство произведения изобразительного искусства. Старайтесь во время игры «задействовать» все органы чувств ребенка: зрение, слух, ощущения. Путешествовать можно по морям, по горам, по лесам, во времени года и т.д. Допустим, выбираем «Осеннее путешествие» по репродукциям Бродского «Опавшие листья», Остроухова «Золотая осень», Левитана «Золотая осень», «Сумерки. Стога». «Выходим» в открытую дверь репродукции Бродского, затем в пейзаж остроуховского леса, а потом попадаем на берег речки Левитана и возвращаемся поздно вечером в левитановских «сумерках». Вопрос учащимся: «Кто желает нарисовать пейзаж, по которому мы путешествовали?». Взяв краски, путешествие продолжается на листе бумаги. В конце урока у каждого будет красоваться свой осенний пейзаж. На занятии мы смотрели, переживали, чувствовали, фантазировали, играли, но не только свои переживания по поводу произведения изобразительного искусства мы запечатлели в рисунках, но и тем самым осмыслили, закрепили полученные во время игры опыт, чувства, знания.
Метод стимулирования интереса
Переживание (сопереживание), как метод освоения материала, например, стихотворение «Верность» (см. приложение №12) по анималистической теме урока.

Приложение №12

Верность

И ночь, и день, и снова ночь и день.
Сквозь бурелом по замкнутому кругу
Плутал смертельно раненный олень
И за собою вел свою подругу.
Тревожно вскинув гордые рога
Почти забыв, что грудь его пробита.
Глотая хрип, сбивая в кровь копыта
Он уводил подругу от врага.
Он молча падал и опять вставал.
И долго слушал чуткими ноздрями
Железный запах близкого ствола
Который где-то за ветвями замер.
упало небо и скрестив пути
Две молнии закат перехлестнули,
Олень рванулся и перехватил
Летящие в его подругу пули.
Качнулись, вздрогнув, гордые рога
И рухнули под зябкою сосною.
И долго-долго споря с тишиною
Металось эхо, падая в снега.

Есть у моря свои законы
                                               Г. Поженян

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки.
Море может быть то зеленым
С белым гребнем на резкой складке,
То без гребня – свинцово-сизым
С мелкой рябью волны гусиной.
Просто светлым и просто синим.
Чуть колышимым летним бризом.
Море может быть голубое
И порою в дневном дозоре
Глянешь за борт – и над тобою
То ли небо, а то ли море.
Но бывает оно и черным
Черным мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным
Поднимаюшимся, горбатым,
В белых ямах, в ползучих кручах,
Переливчатых, неминучих
Распадающихся на глыбы.
В светлых полосах мертвой зыби ...

Метод познавательной игры:
1) Игра «3апоминайка» – запомни и перечисли предметы, лежащие на столе, или запомни и нарисуй предмет по памяти.
2) Игра Леонардо да Винчи «глазомер» – на доске рисую палочку мелом, на своих местах ученики отмечают «на глаз» этот размер на карандаше, подходят и сверяют свои размеры с размером палочки, нарисованной на доске. (могут быть нарисованы горизонтальные, вертикальные, наклонные линии).
Метод театрально-творческий
1) Учащимся предлагается «сыграть» кого-нибудь, изменить свой собственный образ действий (непременным условием является то, что учителю необходимо знать законы театрального искусства, его язык, т.е. средство общения, с помощью которого происходит то самое преображение).
2) Куклы в начальной школе на уроке помогают в объяснении и закреплении материала, а мини-сказки задают проблему, которую с творческим интересом стараются решить ребята в течение урока.
Метод контроля и самоконтроля
1)  С устного контроля начинаю каждый урок. Это дает лучшие результаты к концу года.
2)  Исправление работ друг у друга – нахождение ошибок.
Метод обсуждения
Этот метод один из важных составляющих хода урока. В обсуждении дети вместе с учителем приходят к мнению, какие сочетания цветов гармоничны, а какие напряжёны и т. д.
Метод «беседы одной картины»
Берется только одна репродукция картины, о ней и ее авторе собирается интересный материал и подается необычно, включая сюда все средства: наглядные и технические.
Пример – «Мона Лиза. Джоконда» Материал для беседы был взят из журнала «Художник», а также книги Мережковского «Леонардо да Винчи». Ребята готовятся заранее 5–6 человек. Свет гаснет. На экране появляется портрет великого художника и «идут» сведения о нем, ребята рассказывают кратко, о том, что это был не только великий художник, но и всесторонне развитый и талантливый человек. Затем на экране высвечивается «Джоконда», и звучит песня «Мона Лиза». После песни учащиеся несут классу информацию о жизни Леонардо в тот период, когда он писал Джоконду. Беседа заканчивается песней «Мона Лиза». Ребята старших классов с интересом прослушивают все, что подготовили для них ребята среднего звена. Чтобы избежать сбоя беседы, речь «один на один» можно записать, а ребята будут имитировать ее с микрофоном.
Метод моделирования
Изготовление модели – фигуры человека. Модель выполняется из картона или плотной бумаги. Все пропорции соблюдаются. Модель движется за счет проволочек расположенных в сгибах суставов.
Работа с детьми со слабым художественным и общим развитием.
Особой заботой для общеобразовательной школы являются дети со слабым художественным и общим развитием. Когда ребенок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Однако помощь надо осуществлять ненавязчиво – «я нарисую так, а ты как?», «я начну, а ты продолжи», «я нарисую только деталь, а ты все остальное», «я изображу предмет в одном направлении, а ты в другом» и т.п. При этом важно, чтобы педагогический прием стимулировал деятельность ребенка и не вызвал отчуждения. Учитель всегда должен помнить о ценности продукта детского творчества, и, не перехваливая работу, подмечать в ней что-то особенное и значительное.
Для детей, слабо владеющих средствами художественного изображения, предлагаю технику «декупаж», открывающую широкие возможности. Исчезает страх перед чистым листом. Аппликативная форма работы позволяет ученику двигать отдельные фрагменты и элементы, консультироваться в случае сомнений, прежде чем решение примет окончательный вид. В начале занятий в технике «декупаж» (аппликация из цветной бумаги по цветному фону) тематика упражнений носит отвлеченный характер, например, легкая и тяжелая, статичная и динамичная формы, в дальнейшем тематика упражнений становится более конкретной:
1) Тема «Памятники Великой Отечественной войны» (см. приложение №7). Дети выполняют это упражнение-технику их геометрических фигур.
2) Техника «картофельного штампа» (см. приложение №8). Штамп дети изготавливают дома – помогут родители по описанию:
«На небольшом по размеру картофеле вырезаем орнамент: срезаем верхнюю часть картофеля, рисуем карандашом орнамент на срезе, вырезаем его. Главное – выполнить очень ровный срез на картофеле. Нужно приготовить 2 картофелины с разными орнаментами.» На уроке покрываем краской и приступаем к «штамповке» рисунка на бумагу или материал и получаем ритм или чередование элементов. Начинаем с более простых фигур – ромб, цветок.
3) Техника «граттаж» (процарапывание рисунка по навощенной бумаге) (см. приложение №9). Лист бумаги белый или подсвеченный акварелью натирается свечкой (воском), в тушь добавляется немного шампуня и этим составом покрывается лист, а затем иглой или тонкой палочкой по эскизу процарапывается рисунок.
 
   

Приложение №7 Техника «Декупаж»

Приложение №8 Техника «картофельного штампа»

 

 

Приложение №9 Техника «Гроттаж»

 

4) Техника «коллаж» – рисунок составляется из кусков ткани и наклеивается на бумагу клеем ПВА (см. приложение №10).
5) И новая техника «квиллинга» – в переводе с английского «птичье перо» или искусство бумажного кручения. (см. приложение №11) Возникло в Европе в конце 14 начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. Искусство скручивать на палочку длинные и узкие полоски шириной 3–7мм в спиральки и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Предлагаю сделать цыпленка.
Цвет бумаги – желтый, красный, белый.
‒ Бумажные спирали склеиваем клеем ПВА
‒ Придаем им самые различные формы
‒ Приклеиваем к яйцу из-под киндер-сюрприза, и получится цыпленок
6) Техника крупой так же очень интересует ребят (манка, рис – «Зимний город», греча – «Собачка пудель» – на эскиз клеем ПВА крепим крупу.

   

Приложение №10 Техника «Коллаж»

Приложение №11 Техника «Квиллинг»

Многообразие форм работы помогает детям «искать себя в материале» – кто-то больше «график», кто-то «живописец», кто-то «скульптор» и т.п. Безусловно, каждый выразит себя в наиболее предпочтительной технике исполнения. Многие работы, выполненные на уроке и кружке «Юный художник», часто становятся предметом гордости ребят, т.к. работы украшают школьные коридоры, кабинеты, а также используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда.
Подводя итог сказанному мне хочется напомнить о том, что, формируя ответственное отношение к учению, через развитие творческих способностей учащихся, учитель должен выработать правильную методику работы с детьми. И тогда мы увидим не шаблонное, серое, ежедневно одинаковое существование по заведенному порядку, а будет живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поиска и находок жизнь каждого ребенка, переступившего порог школы «а новая цель образования – «духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России», выполнится с успехом!
Список литературы
1. Ершова А.П. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками» – М: Просвещение, 1991, стр. 3, стр. 128.
2. Журнал «Искусство в школе» № 3, 1996г., стр. 42.
3. Колокольников В.В. «Рисование в педагогическом училище» Ленинград: «Учпедгиз», 1961г., стр. 78–79.
4. Интернет: новая техника «квиллинга», Т. Проснякова 17.07.2008г.
5. Стандарт «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского 1–9 классы – М: Просвещение, 2005г.
6. Шпикаова Т.Я «Изобразительное искусство в 3 классе» пособие для учителя – М.: Просвещение, 1985г., стр.30.



Похожие публикации