Войти / Зарегистрироваться

Фотопроект "Удивительная симметрия"

Получить свидетельство
Автор: Левина Надежда Васильевна

Содержание
1. Введение
2. Симметрия
Асимметрия
Диссимметрия
3. Симметрия у животных и человека.
Заключение
Список использованной литературы
 
1. Введение
Симметрия… является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

Г. Вейль

 

Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло оно в связи с изучением живого организма, а именно человека, и употреблялось скульпторами ещё в V веке до н. э. Слово «симметрия» греческое. Оно означает «соразмерность», «пропорциональность», одинаковость в расположении частей. Его широко используют все без исключения направления современной науки. Об этой закономерности задумывались многие великие люди. Например, Л.Н.Толстой говорил: «Стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия понятна глазу? Что такое симметрия? Это врождённое чувство. На чём же оно основано?» Действительно, симметричность приятна глазу. Кто не любовался симметричностью творений природы: листьями, цветами, птицами, животными; или творениями человека: зданиями, техникой, – всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии.
Симме́три́я (др.-греч. συμμετρία – «соразмерность»), в широком смысле – неизменность при каких-либо преобразованиях.
Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте).
Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
Цели проекта:
- рассмотреть виды и типы симметрий;
- проанализировать как и где используется симметрия;
- рассмотреть, как симметрия влияет на внешний вид человека
Задачи:
- Прочитать соответствующую литературу;
- Узнать, как понимали симметрию древнейшие учёные;
- Познакомиться с основными видами симметрии и использованием их в различных областях жизни и деятельности человека;
- Рассмотреть с помощью программы Adobe Photoshop влияние симметрии на внешность человека.
2. Симметрия
Слово «симметрия» имеет двойственное толкование. В одном смысле симметричное означает нечто весьма пропорциональное, сбалансированное; симметрия показывает тот способ согласования многих частей, с помощью которого они объединяются в целое. Второй смысл этого слова – равновесие. Еще Аристотель говорил о симметрии как о таком состоянии, которое характеризуется соотношением крайностей. Из этого высказывания следует, что Аристотель, пожалуй, был ближе всех к открытию одной из самых фундаментальных закономерностей Природы – закономерности о ее двойственности.
Следует выделить аспекты, без которых симметрия невозможна:
1) объект – носитель симметрии; в роли симметричных объектов могут выступать вещи, процессы, геометрические фигуры, математические выражения, живые организмы и т.д.
2) некоторые признаки – величины, свойства, отношения, процессы, явления – объекта, которые при преобразованиях симметрии остаются неизменными; их называют инвариантными или инвариантами.
3)изменения (объекта), которые оставляют объект тождественным самому себе по инвариантным признакам; такие изменения называются преобразованиями симметрии;
4) свойство объекта превращаться по выделенным признакам в самого себя после соответствующих его изменений.
Важно подчеркнуть, что инвариант вторичен по отношению к изменению; покой относителен, движение абсолютно.
Таким образом, симметрия выражает сохранение чего-то при каких-то изменениях или сохранение чего-то, несмотря на изменение. Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные типы симметрии.
Асимметрия
Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии.
С точки зрения математических понятий асимметрия – лишь отсутствие симметрии. Однако обширная категория приемов компо­зиции отнюдь не покрывается этим негативным определением. В архитектуре – симметрия и асимметрия – два противоположных метода закономерной организации пространственной формы. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывает­ся разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их распо­ложения заменяется зрительным равновесием. Асимметричные композиции в процессе развития архитектуры возникли как воплоще­ние сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как ре­зультат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то вре­мя как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооруже­ния, имеющие симметрию данного типа.
Соподчиненность частей – основное сред­ство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется не только в соотно­шении размеров, расстановке силуэтных и пла­стических акцентов, но в направленности сис­темы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром.
Асимметричная композиция может склады­ваться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы – симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример – листья и дерево в целом). Эрехтейон на Акрополе в Афинах относятся к числу наиболее гармоничных зданий с асим­метричной композицией. Особенности его объемно-пространственного построения были вызваны и сложностью назначения – храм посвящен сразу двум божествам – Афи­не и Посейдону, и необходимостью поставить сооружение на точно определенном месте со сложным рельефом. Основной объем здания вытянут с восто­ка на запад и завершен с восточной стороны шестиколонным портиком. К этому объему по сторонам западного фасада примыкают обращенный на юг портик кариатид и глубокий четырех колонный портик, обращенный к северу, вместе формирующие ось, перпендикулярную оси симметрии главного объема.
Диссимметрия
Абсолютная симметрия в крупных и слож­ных сооружениях, строго говоря, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяю­щей характер композиции симметричной схе­мы. Нарушенную, частично расстроенную сим­метрию мы называем диссимметрией.
Диссимметрия – явление, широко распро­страненное в живой природе. Она характерна и для человека. Человек диссимметричен, не­смотря на то, что очертания его тела имеют плоскость симметрии. Диссимметрия сказыва­ется в лучшем владении одной из рук, в несим­метричном расположении сердца и многих дру­гих органов, в строении этих органов. Диссимметрии человеческого тела подобны и отклонения от точной симметрии в архитек­туре. Обычно они вызываются практической необходимостью, тем, что многообразие функ­ций не укладывается в пределы жестких зако­номерностей симметрии. Иногда такие откло­нения дают основу острого эмоционального эффекта. Уничтожение даже мелкой детали в симме­тричной композиции немедленно нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе. Любое отклонение становится привле­кающим внимание и беспокоящим акцентом.
3. Симметрия у животных и человека. Симметрия является жизненно важным признаком, который отражает особенности строения, образа жизни и поведения животного. Симметричность формы необходима рыбе, чтобы плыть; птице, чтобы летать. Так что симметрия в природе существует неспроста: она еще и полезна, или, иначе говоря, целесообразна. В биологии центр симметрии имеют: цветы, медуза, морские звезды и т. д. Наличие форм симметрии прослеживается уже у простейших – одноклеточных (инфузории, амёбы). Тело человека построено по принципу двусторонней симметрии. Мозг разделён на две половины. В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга. Левое полушарие контролирует правую сторону мозга, а правое – левую сторону. Мы провели исследование, в которых видно, как симметрия влияет на внешний вид человека и окружающую нас среду.

Проведенные исследования показали, что половинки лица человека устроены одинаково. На каждой по глазу, уху, полноса, полрта, полушарию мозга. Но, тем не менее, левая и правая половинки развиваются по-разному. И это отмечается в различности морщинок, деформаций. Так же установлено, что левая половинка более серьезно выглядит, чем правая, отвечающая за веселье. В результате работы получились два похожих человека. Но не одинаковых. То, что сделано из левой, более грустное, постарше. Из правых получится не совсем ровное лицо. Оси глаз скошены. Ну и, конечно, жизненные отметины – шрамы, царапины. В итоги мы выяснили, что лицо человека симметрично, если подразумевать содержание половинок, но несимметрично, если подразумевать формы этих половинок.
Также исследования показали, что симметричное лицо человека более привлекательно. Также исследователи утверждают, что лицо с идеальными пропорциями является признаком того, что организм его обладателя хорошо подготовлен для борьбы с инфекциями. Обычная простуда, астма и грипп с высокой вероятностью отступают перед людьми, у которых левая сторона в точности похожа на правую. И в одежде человек тоже, как правило, старается поддерживать впечатление симметричности: правый рукав соответствует левому, правая штанина – левой. Пуговицы на куртке и на рубашке сидят ровно посередине, а если и отступают от нее, то на симметричные расстояния. И вместе с тем порой человек старается подчеркнуть, усилить различие между левым и правым. В средние века мужчины одно время щеголяли в панталонах со штанинами разных цветов (например, одной красной, а другой черной или белой). Но подобная мода всегда недолговечна. Лишь тактичные, скромные отклонения от симметрии остаются на долгие времена.
Заключение
С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Существует множество видов симметрии как в растительном, так и в животном мире, но при всем многообразии живых организмов, принцип симметрии действует всегда, и этот факт еще раз подчеркивает гармоничность нашего мира.
Список использованной литературы:
Г. Вейль Симметрия, М., 2007
Шубников А. В., Симметрия. (Законы симметрии и их применение в науке, технике и прикладном искусстве), М. – Л., 1978
Кокстер Г. С., Введение в геометрию, М., 1966
Л. В. Тарасов. Этот удивительно симметричный мир. Москва. Просвещение, 1982.