Войти / Зарегистрироваться

Поверь в себя – рисуй!

Получить свидетельство
Автор: Ященко Наталья Александровна

Детский рисунок имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать в процессе преподавания. Объёмные формы при изображении на плоскости теряют глубину, пропорции предметов имеют относительный характер. Сильная сторона детских рисунков – наивная искренность образов и выразительная декоративность, а также – цвет. Как наилучшим образом проявить эту сильную сторону? Казалось бы, преподавание настолько любимого детьми предмета, как «Изобразительное искусство и художественный труд», задача довольно простая. Но зачастую именно из-за этой обманчивой простоты учебный процесс может не доставлять должной радости ни педагогу, ни ученику. Учитель жалуется на недостаток таланта у детей, родители – на учителя, ученики теряют интерес к работе. И, как следствие, изобразительное искусство причисляют к «второсортным предметам», на занятии дети занимаются постоянным рисованием на «свободную тему». А ведь добиться того, чтоб предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» был, как ему и должно, полноправным членом семьи важных предметов, достаточно просто. Содержащиеся в этой статье напоминания о теоретических «прописных истинах» и практические советы по подбору и сочетанию художественных материалов помогут тем, кто хоть раз встретился с означенной выше проблемой: создать на уроках комфортные условия для развития творческой личности. А учителя, которым выпало счастье не сталкиваться с подобными проблемами в своей педагогической деятельности, смогут «освежить» и в очередной раз систематизировать свои знания, возможно, почерпнуть что-то для себя новое. Говоря о теории, прежде всего необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности имеют для детей, особенно для дошкольников, в первую очередь развивающее значение, и только потом становятся предметом обучения. Не так важно, насколько «красивым», отвечающим общепринятым представлениям, будет результат работы ребёнка, важнее – что происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие душевные струны затронуты в этот момент. Настоящему педагогу и художнику (а также и родителю, поскольку он является для ребёнка самым первым учителем и помощником) необходимо бережно относиться к детским рисункам, развивать у детей уважение как к своим собственным, так и к чужим работам.
При работе с детьми, особенно младшего дошкольного возраста, недопустима жёсткая критика («Ты рисуешь, как маленький!», «Я же сказал, как надо делать!»). Нельзя открыто сравнивать работы детей, прилюдно активно выявлять их несовершенства («У Вани самый хороший рисунок!», «У тебя дом не похож на настоящий!»). При анализе детских работ однозначная формулировка «хорошо», «плохо» и другие, ей подобные, не подходят, так как они слишком грубы и поверхностны. Они не дают возможности обсудить особенности рисунка. Всегда у ребёнка что-то изображено верно, а что-то в той же работе может не удаться. Гораздо эффективнее и грамотнее мягко и ненавязчиво обращать внимание ребёнка на ошибки. Прежде следует обязательно похвалить и лишь потом сделать замечание, придав ему форму интересного совета, предложения: «Миша, какая у тебя красивая мышка получилась! Если ей нарисовать глазки – она будет ещё лучше!» вместо: «Миша, ты неправильно рисуешь мышку! Ты забыл нарисовать ей глаза!» Недопустимо заставлять ребёнка заниматься против его желания. Если желание рисовать отсутствует и ребёнок отказывается заниматься наотрез, пусть просто посмотрит, как работают другие, примет участие в обсуждении рисунков. Такое «активное наблюдение», скорее всего, вызовет у него желание присоединиться к коллективу, поможет, не получив отрицательных эмоций, рано или поздно включиться в процесс. Но, безусловно, если такое поведение становится нормой, а ребёнок так и остаётся наблюдателем, следует начать искать причину нежелания: выяснить у родителей, поговорить с психологом. Большое место в процессе обучения изобразительному искусству занимает показ. Он не только помогает ребёнку увидеть процесс возникновения линии, формы, силуэта, но и служит ориентиром для дальнейших действий. Отсутствие визуальных материалов – одна из основных проблем занятий по изобразительному искусству и художественному труду. Несмотря на многообразие методических пособий во многих детских садах, студиях и центрах, педагоги жалуются на недостаточное материальное обеспечение, и как следствие – отсутствие необходимых пособий и раздаточного материала. Но ведь так просто принести в школу открытки, календари, какие-то цветные буклеты, которые сейчас часто бесплатно раздают прямо на улице, бросают в почтовый ящик, вырезать что-то из журналов и из них, своими силами и бесплатно, создать методический фонд. Обязательно нужно много рисовать в пояснительных целях на доске или прикреплённом к доске листе – тогда можно обойтись и без специальных наборов репродукций и плакатов, которые и стоят дорого, и редко встречаются в продаже. Совместные действия педагога и детей – «сотворчество» – являются перспективным методом обучения. Взрослый показывает свою неподдельную заинтересованность ребёнком и его работой – это не только создаёт хорошие тёплые отношения между педагогом и учениками, но помогает быстрее осваивать изобразительные навыки и умения. «Сотворчество» формирует умение действовать коллективно, развивает коммуникативные способности детей. Зачастую общего показа иллюстративного материала не хватает для полного понимания ребёнком смысла задания и метода его выполнения, и тогда «сотворчество» становится единственным возможным способом обучения.
При работе с дошкольниками, а также со старшими детьми, не имеющими хорошей предварительной подготовки, лучше всего избирать способ работы краской (и гуашью, и акварелью) послойный: вначале полностью делается фон (небо и земля в пейзаже, драпировки в натюрморте), потом краске дают подсохнуть и рисуют вторым слоем главные детали (деревья и дома в пейзаже, вазы, цветы в натюрморте). Всегда вначале рисуется общее, и только потом детали – это выражение дидактического принципа «от простого к сложному». А как часто мы видим, что ребёнок, карандашом наметив на большом листе крохотную зверушку, принимается раскрашивать её и, не дождавшись высыхания, пытается добавить вокруг небо и землю, или интерьер. Краски смешиваются, текут, остаются пробелы – в общем, работа испорчена. Нужно объяснить ученику, что рисование – это как обед, когда всё самое вкусное, сладкое – потом. На занятиях лепкой и аппликацией удобнее вначале сделать все детали изображения или объекта, в процессе работы неоднократно проверяя их качество, и только в конце занятия собрать их вместе: слепить и приклеить. Это значительно упрощает понимание задачи, увеличивает скорость исполнения, помогает ребёнку легче осмыслить процесс деятельности. Для работы гуашью необходимы жёсткие кисти – щетина. Мягкие кисти – белка, колонок, пони – берут слишком много воды и имеют малую упругость, что не подходит при работе с такой плотной краской. Да, мягкие кисти иногда используют, например, профессиональные мастера росписи по дереву, но для достижения особых целей, и имея достаточный опыт. Для работы акварелью, напротив, не подходят жесткие кисти – они берут слишком мало воды, и как следствие, акварель плохо разводится, и «подушечки» красок портятся от прикосновения жесткой щетины. Нужны мягкие кисти (белка, колонок, пони). Следует также иметь и полужесткие кисти, изготовленные из синтетики. Они пригодятся для качественной проработки мелких деталей, ведь мягкие кисти лишены упругости, а жесткие – сформированного кончика, а зачастую требуется именно такое сочетание – упругий, но аккуратный кончик кисти. Для аппликации из бумаги нужно брать клей-карандаш, так как ПВА делает тонкую цветную бумагу слишком мокрой – происходит её деформация. Для аппликации из сыпучих материалов (песок, манная крупа), наоборот, необходим ПВА, так как клей-карандаш просто не сможет приклеить эти материалы к бумаге. Фломастеры, карандаши должны быть хорошего качества, не пересохшие, с целым грифелем, поддающимся легкому затачиванию. Ластик не должен размазывать карандаш – этим грешат почти все красивые полупрозрачные и цветные изделия. Лучше всего зарекомендовал себя матовый, обычно белого цвета, так называемый ластик со слоном. Бумага для рисования гуашью должна быть плотной (ватман). Специальная «акварельная» бумага для акварели подходит и для гуаши, но не наоборот – на скользкую поверхность ватмана акварель ложится плохо. Краски гуашевые: из отечественных самый стойкий, сохраняющий после высыхания цвет, пигмент имеет марка «Мастер-класс», подходит марка «Луч». Крайне нежелательно использование марки «Гамма» из-за низкого качества цветовых пигментов и разбела (добавления белил в основной цвет), превышающего норму. Например, яркий, насыщенный синий при высыхании превращается в белёсый голубой, а на его поверхности могут появиться белые пятна либо белый налёт – следствие сильного разбавления краски белилами. Краски акварельные также лучше выбирать отечественного производства: любой марки, но обязательно с пометкой «медовые». Нежелательно использование сухих акварельных красок типа «таблетки» (подушечка краски не в специальной выемке, а приклеена на картон), особенно китайского производства. Такие краски плохо растворяются и практически не дают цвета на бумаге. Пластилин нужен насыщенных цветов, имеющий хорошую пластичность. Рекомендуется пластилин марки «JOVI», как наиболее мягкий, но при этом держащий форму. Подходит отечественный пластилин марки «Луч», но при покупке обязательно убедиться в том, что он достаточно гкий и не застыл от времени. Пластилин типа «Пчёлка» и флуоресцентный слишком мягок, он «не держит» форму изделия. Цветная бумага и цветной картон должны быть ярких, насыщенных цветов, картон должен иметь матовую нескользкую поверхность – к такой легче приклеить и пластилин, и бумагу, и другие материалы. Необходимо создать ребёнку комфортные условия для творчества. Для занятий потребуются клеёнка, защищающая рабочее место, защитная одежда: фартук, лучше с рукавами, либо фартук и нарукавники. Нужна тряпка для вытирания кистей: излишки воды и краски снимают с кисти именно тряпкой, а не трудоёмким отжиманием о край баночки или обильным полосканием. Помните, творческое развитие не может быть осуществлено под бесконечные наставления в духе «не запачкайся». Эти на самом деле очень простые и для понимания, и для выполнения теоретические и практические советы обязательно помогут вам получить одну из самых больших человеческих радостей – радость от хорошо сделанного дела. И я искреннее рада за тех педагогов и родителей, которые, ознакомившись с этой статьёй, не нашли в ней для себя ничего нового, значит, они уже давно на верном пути – благородном и невероятно интересном пути приобщения ребят к миру изобразительного искусства.