Войти / Зарегистрироваться

Взаимодействие специалистов ДОУ при инклюзивном образовании детей с ОВЗ (ТНР)

Получить свидетельство
Автор: Давлетбаева Елена Ивановна

При воспитании в общеобразовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке разрабатывается раздел программы «Содержание коррекционной работы».
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы ОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
Предусматривается построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом, реализация которого невозможна без взаимосвязи с принципом интеграции образовательных областей.  Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей.
Существенные изменения претерпевает и календарно-тематическое планирование специалистов, осуществляющих коррекционное образование детей с ОВЗ. Это в полной мере относится к подходам в планировании учителя-логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает качественную совместную работу специалистов.
Хочется обратить ваше внимание на то, что в ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Новый документ ставит во главу угла личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства.
Решение коррекционно-развивающих задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и в образовательном взаимодействии с семьёй.
Коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения и осуществляется всеми специалистами, ее содержание – это психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на коррекцию и компенсацию отклонений в их физическом и психическом развитии.
В содержании коррекционно-развивающей работы отражено взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ, которые участвуют в разработке и реализации коррекционных мероприятий, в том числе учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре и музыкальных руководителей. Аспекты этого взаимодействия рассмотрим более подробно.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руководителяи инструктора по физической культуре представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения такой интегрированной деятельности развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда, музыкального руководителяи инструктора по физической культуре осуществляется по трем направлениям, (вы их видите на экране):
1. диагностическое;
2. коррекционно-развивающее;
3. информационно-консультативное.
Осуществляя взаимодействие следует:
1. Учитывать структуру речевого нарушения;
2. Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
3. Учитывать уровень формирования общей культуры, наличие качеств, приобретенных в процессе коррекционно-развивающей деятельности.
И логопед, и музыкальный руководитель, и инструктор по физической культуре предъявляют единые требования к проведению интегрированных занятий с детьми, руководствуясь следующими принципами:
Принципы построения совместной коррекционно-развивающей деятельности следующие:
- Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.
- Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
- Принцип всестороннего воздействия
- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре при проведении коррекционно-образовательной работы. Это – оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционно-развивающие

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
1. постановка диафрагмально-речевого дыхания;
2. укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
3. формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
4. коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
5. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
6. совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
7. обучение умению связно выражать свои мысли;
8. обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
9. развитие психологической базы речи;
10. совершенствование мелкой моторики;
11. Участие учителя-логопеда в режимных моментах.

Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
1. 
слухового внимания и слуховой памяти;
2. оптико-пространственных представлений;
3. зрительной ориентировки на собеседника;
4. координации движений;
5. умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
6. темпа и ритма дыхания и речи;
7. орального праксиса;
8. просодики;
9. фонематического слуха.

Инструктор по физической культуре:
Развитие и формирование:
1. слухового, зрительного, пространственного восприятия;
2. координации движений;
3. общей и мелкой моторики;
4. закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
5. речевого и физиологического дыхания;
6. формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
7. работа над мимикой лица.

Эффективность коррекционной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда музыкального руководителя и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Формы и виды взаимодействия учителя-логопеда музыкального руководителя 
и инструктора по физической культуре

- Планирование взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктора по физической культуре на учебный год.
- Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
- Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
- Выступление музыкального руководителя и инструктора по физической культуре на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения, выполнения координирующих упражнений и т.д. для профилактики нарушений речи.
- Использование на музыкальных и физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа и др.
На интегрированных занятиях широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».
Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых). Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.
Рассмотрим на конкретных примерах, как решаются педагогические задачи в процессе проведения интегрированных занятий:

Коррекционные задачи

Логопед

Инструктор ФИЗО

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

- Упражнения с различным дидактическим материалом.
- Пальчиковые игры

- Пальчиковые игры.
- Упражнения на развитие координации движений.

- Игра на детских музыкальных инструментах.
- Танцевальные движения.
- Театр с использованием кукол бибабо.

Развитие мимики

- Массаж лица.
- Гимнастика мимических мышц.

- Произвольное формирование определенных мимических поз.
- Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в логоритмических упражнениях.

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

- Скороговорки.
Упражнения на поддувание.
- Дифференциация ротового и носового дыхания.
- Выработка нижне-диафрагмального дыхания.

Упражнения на дыхание в процессе занятия (бег, прыжки, эстафеты и т.п.).

- Использование музыкальных духовых инструментов.
- Распевки.
- Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

- Звуковая гимнастика.
- Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Движения с речью

- Хоровое пение.
- Движения с речью
- Развитие артикуляции под музыку.
- Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

- Чтение стихотворений с выделением фонем.
- Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
- Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.
- Формирование контроля за речью, через акустический контроль.

Музыкально-ритмические движения.

- Использование попевок.
- Хоровое и индивидуальное пение.
- Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

- Упражнения с зеркалом.
- Артикуляционная гимнастика.
- Чистоговорки.
- Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп /рук, ног, головы, корпуса/ во время артикулирования.

- Разучивание и пение песен.
- Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматичес-кого строя речи

- Формирование навыков словообразования и словоизменения.
- Преодоление аграмматизма

Проведение спортивный развлечений с использованием инсценировок, головоломок и т.п.

- Разучивание текстов песен.
- Драматизация.
- Музыкальные спектакли, инсценировки.
- Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Пополнение словаря спортивной терминологией.

- Пополнение словаря музыкальной терминологией.
- Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие монологической и диалогической речи

- Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря.
- Формирование навыков составления диалога.
- Развитие у ребенка желания говорить.
- Воспитание навыков овладения монологической речью.

Развитие у ребенка желания говорить: являясь ведущим подвижной игры, капитаном команды в эстафетах и т.п.

- Драматизация.
- Кукольный театр и куклы бибабо.
- Музыкальные спектакли
Разучивание текстов песен.

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Подвижные и спортивные игры.

Развлечения.

Участие детей в музыкальных представлениях

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем. Добиться стойкого положительного результата в коррекционной работе с детьми всегда сложно, но вполне осуществимо, если изменить форму и содержание непосредственно образовательной деятельности, использовать интегрированные виды ее организации и проведения.
Таким образом, введение стандарта дошкольного образования создает уникальную возможность повысить эффективность коррекционно-образовательной процесса в ДОУ, а интегрированный подход является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья.
С введением ФГОС уже сегодня формируются предпосылки для того, чтобы изменить ситуацию в нашем дошкольном образовании в лучшую сторону, когда во главу угла будет поставлена не обученность детей формальным знаниям, умениям и навыкам, а общее развитие ребенка.
А это зависит и от нас с вами, ведь работа педагога – это творчество и искусство.

учитель-логопед Е.И. Давлетбаева.


Похожие публикации