Хорошо, легко поётся,
Если звук свободно льётся.
Если ж выжимается –
Исполнитель мается.
Коль голосовые складки
Запирают продых в схватке,
То в ответ гортань зажмётся –
Звук свободно не польётся.
И в режиме дискомфорта
Давятся, кричат на форте.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкально – эстетическое воспитание является одной из главных составляющих процесса формирования духовной культуры подрастающего поколения. Музыкальное искусство способствует развитию у детей художественного вкуса, а пение (как сольное, так и хоровое) является самым доступным видом исполнительской деятельности, осуществляющими их музыкально – эстетическое воспитание.
Пение – это наиболее распространенная форма детского музыкального воспитания. Самое первое звено в пении – это сольное пение. Именно поэтому очень важно уделять сольному пению достаточно внимания, это важный этап развития голоса. Не заложив основы в работе со своим голосом, хороших результатов не добьёшься. Детские впечатления прочны и создают фундамент в дальнейшей работе со своим голосом. Пение в детстве является существенным вкладом в становлении вокалиста.
Голос – инструмент, данный каждому от природы. Умение владеть этим инструментом (основы постановки голоса) необходимо детям, поющим в хоре, в ансамбле и на уроках сольфеджио.
На ошибках учатся во многих сферах деятельности. И это считается правильным. В пении не так. У певца нет видимых «клавиш». Нарушенный механизм рефлексов вслепую не исправишь.
В отличие от хоровых занятий каждому певцу уделяется индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности.
ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА:
- получить основы в постановке голоса, обогатить духовный потенциал ребенка, воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении.
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА:
- расширение музыкального кругозора учащихся через ознакомление с репертуаром различных эпох, направлений и жанров;
- воспитание и развитие вокально-технических навыков и навыков пения;
- развитие певческого устойчивого дыхания на опоре;
- усовершенствование навыков точного интонирования, певучести, плавности голоса;
- выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;
- развитие музыкально-эстетического вкуса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 0.5 часа (из «Предмета по выбору») с 1-го по 7-й классы.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной деятельности применяются следующие формы контроля:
- экзамены – в декабре и мае;
- участие в конкурсах - региональных, городских и общешкольных;
- участие в отчётных концертах отделения и школы;
- выступления на концертах;
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Вокал, как и все предметы хорового направления, способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты.
Начинать урок следует с лёгкого массажа головы, ушей, лицевых мышц (гимнастика по методике Емельянова), пальцев – массаж взбадривает, улучшает кровоснабжение, активизирует внимание. По времени это должно быть не более 1 – 2-х минут. Далее желательно применение элементов дыхательной гимнастики (методика Стрельниковой). После этого приступать уже к «звуковому» распеванию.
Урок вокала условно можно поделить на 2 раздела: распевания и непосредственно работы над произведением.
Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:
- приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;
- с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки.
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен.
Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.
Основные методические принципы распевания:
- выстроенность от простого к сложному;
- развитие вокальных навыков, необходимых для текущей работы;
- материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний;
- дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;
- в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;
- все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
- любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.
В отличие от работы со взрослыми певцами, с детьми следует работать с большой отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им воспитателем, учителем и другом одновременно, но не допуская панибратства. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности. Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость детского организма, а особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:
- не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;
- проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;
- не допускать в работе резкого, форсированного пения;
- внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его тесситурных особенностей;
- при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от присутствия на занятиях.
В работе с детьми рекомендуется вводить профессиональную терминологию, для этого завести словарь, куда записывать новые понятия. Для проверки знаний можно провести викторину с применением записи, например, смешанного хора, детского, мужского, солистов и т.д.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен:
- учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);
- учитывать степень вокальной подготовленности учащегося;
- включать в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен и др.). Это только с 3 -4-го класса или в зависимости от возраста учащегося. Важно, чтобы ребёнок понимал содержание песен, которые он исполняет.
- включать произведения а сарреllа, начиная уже со второго класса, т.к. произведения а сарреllа благоприятно воздействуют на развитие слуха.
- включать в репертуар песни на других языках (для развития детей).
- наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста ребёнка.
В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой форме.
Примерный перечень игр:
- «Пальчиковые игры»;
- «Сломанный телевизор»;
- «Угадай-ка, кто такой»;
- «Вопрос – ответ»;
- «Мы - художники» и др.
Большую роль в становлении певца – артиста играет организация концертных выступлений, которые нужно планировать заранее. Преимуществом является то, что это не коллектив, а один человек, следовательно, гораздо легче выехать в любой район города. Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.
Необходимо также работать с детьми над произведениями а сарреllа, т.к. именно этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то, что он поёт, первоначальная задача каждого педагога.
Занятия вокалом предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением. Кроме того, современные условия концертной деятельности требуют умений в работе с микрофонами.
1 КЛАСС
Годовые требования: ученик должен проработать в классе в каждое полугодие5- 6 произведений. На экзамен в декабре и мае выносится 2 произведения.
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Знакомство с основными правилами пения:
1. Знакомство с основными правилами пения:
- певческая установка (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы);
- организация работы певческого дыхания (вдох, задержка, выдох);
- постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке»);
- формирование и произношение гласных звуков (округление, выравнивание).
2.Работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой).
3.Развитие навыков звуковедения. Преимущественно работа над кантиленой (Legato).
4.Работа над устойчивой интонацией.
5.Работа над эмоциональностью.
6.Работа над фразами.
Примерный музыкальный материал:
- Абрамов А., сл. Л. Дымовой «Мы дарим маме песенку».
- Баневич С., сл. Н. Светохиной «Котик Рыжик».
- Ботяров Е., сл. М. Пляцковского «У меня свои заботы», «Поросёнок».
- Дубравин Я., сл. В. Суслова «Незнайка».
- Иванников В., сл. И. Черницкой «Вкусная находка», сл. О. Фадеевой «Самая хорошая».
- Заруба А., сл. Л. Яковлева «Зуб».
- Казачок Л., сл. Г. Граубина «Мамой быть трудней».
- Калинников Вас., сл. неизв. автора «Мишка».
- Конвенан И. «Кролик», «Собачки», «Барашек», «Курочка», «Облака», «Лошадка», «Белка», «Зверята».
- Кравченко Б. «Поросята», сл. Б. Кукина «Петька», «Вот какие башмачки».
- Крупа-Шушарина С. «Дебют кошки и мышки».
- Кудряшов А., сл. И. Яворовской «Что рисую маме».
- Кулемина Т., сл.Т. Собакина «Печальные сосиски».
- Курбатова «Песенка про крота».
- Левкодимов Г., сл. И. Черницкой «Летний дождь», сл. А. Кондратьева «Кто с тобою рядом».
- Львов – Компанеец Д., сл. Л. Дымовой «Кто придумал песенку?».
- Макарова К. «Чупа - Чупс», «Ай-ай-ай».
- Осетрова – Яковлева Н., сл. В. Суслова «Пуговица».
- Островская Т., сл. В. Орлова «Цапли и капли».
- Парцхаладзе М. «Улитка».
- Попатенко Т., сл. Н. Найдёновой «Песенка про маму».
- Ракитский С., сл. Т. Барановой «Пылесос», «Младших обижать нельзя».
- Реброва Г., сл. В. Викторова «Мамин праздник».
- Савельев Б. «Из чего наш мир состоит?», «В доме 8 дробь 16».
- Савельев Ю. «К бабушке», «Ах, какое солнышко».
- Синенко В., сл. Д. Филимонова «Кобра», сл. С. Михалкова «Два барана».
- Славкин М., сл. Е. Каргановой «Ладушки - ладошки».
- Смирнов С., сл. Б. Заходера «Спящий Лев»; сл. Е. Авдиенко «Удивительный слон».
- Соколов Н., сл. С. Рунге «Когда с тобою рядом верный друг».
- Соколова И. «Чистоплотный Васька».
- Соколова О.«Наш подарок маме».
- Струве Г. «Пестрый колпачок», сл. А. Барто «Я часто краснею», «Здравствуй, лето», сл. Ф. Лаубе «Кулакова», сл. К. Ибряева «Мы теперь ученики».
- Тиличеева Е., сл. М. Долинова «Восьмое Марта».
- Тихонов Б., сл. В. Берестова «Мальчишки».
- Усачёв А. «Как кричит крокодил».
- Хромушин О., сл. М. Садовского «Новый бант».
- Шаинский В. «Песенка про папу», Сл. С. Козлова «Дождь пойдёт по улице».
- Юдахина О., сл. Г. Новицкой «Гномик».
2 – 3 КЛАСС
Годовые требования: ученик должен проработать в классе в каждое полугодие6 произведений. На экзамен в декабре и мае выносится 2 произведения.
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ:
- Контроль за певческой установкой (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы);
- Продолжение работы над певческим дыханием (вдох, задержка, выдох); постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке»); формирование и произношение гласных звуков (округление, выравнивание) на более сложном музыкальном материале;
- Понятие позиция, умение петь в разных позициях.
- Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (Legato); освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).
- Введение в программу народных песен.
- Расширение голосового диапазона.
- Работа над эмоциональностью.
- Работа над динамикой, увеличение градации форте и пиано.
- Введение в работу несложных партитур а сарреllа.
Примерный музыкальный материал:
- Антонов Ю., сл. М. Пляцковского Две песни из музыкальной сказки «Приключения кузнечика Кузи». «Жарафрика», «Песенка Мурёнки».
- Ботяров Е., сл. М. Пляцковского «Мама всё поймёт».
- Валь Э., сл. Е. Ушана «Непохожий Верблюжонок».
- Гладков Г., сл. Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».
- Гладков Г., сл. Дж. Чиарди, перев. Р. Сефа «Мистер Жук».
- Гладков Г., сл. В. Лугового «Песня – спор».
- Дубравин Я., сл. М. Пляцковского «Про Емелю».
- Ефимов В., сл. В. Новикова «О ленивом червячке».
- Ермолов А., сл. В. Кузьминой «Тигрёнок».
- Журбин А., сл. П. Синявского «Планета детства», «Смешной человечек».
- Зацепин А., сл. Л. Дербенёва «Волшебник – недоучка».
- Казачок Л., сл. Ю. Принцева «Деловые ребята».
- Красин С., сл. Г. Ходырева «Валенки».
- Кривцев В., сл. А. Иванова «Песенка кота».
- Крупа-Шушарина С., сл. И. Яворовской «Июль», «Весенний экспромт», «Пасха в гости к нам пришла».
- Крылатов Е., сл. Ю. Энтина «Ябеда - корябеда».
- Левкодимов Г., сл. В. Степанова «Муравей».
- Матвеев М., сл. Е. Руженцева «Глупый поросёнок», «Как лечили бегемота».
- Островский А. «Песенка про носы».
- Песков Н., сл. Б. Салибова «Урок плавания».
- Пинегин А., сл. А. Усачёва «Барабашка», «И придёт жираф», «Лукоморье», «Шоколадная страна».
- Портнов Г. «Мышка», «Кенгуру», «Весёлый старичок».
- Савельев Ю. «Расти, малыш».
- Синенко В., сл. М. Садовского «Колыбельная».
- Сл. и муз. Е. Зарицкой «Хлопайте в ладоши».
- Сл. и муз. Макаровой К. «Гном», «Купите мне…», «Андрейка».
- Сл. и муз. Марченко Л. «Бегемот».
- Сл. и муз. Ю. Савельева «Расти, малыш».
- Сорокин Ю., сл. А. Шлыгина «Секрет».
- Соснин С., сл.К. Ибряева «Песенка Незнайки».
- Тиличеева Е., сл. Л. Румарчук «Мамин праздник».
- Тугаринов Ю., сл. М. Вальгиркина «Оленёнок».
- Тухманов Д. , сл. М. Пляцковского «Медвежливая песенка», «Песенка о хвостах»; сл. П. Синявского «Если б не было хвостов».
- Усачёв А. «Ехал поросёнок на рассвете».
- Шайдулова Г., сл. Е. Каргановой «Сороконожка».
- Шахов Г. «Гаммы и футбол».
- Шнайдер С., сл. Е. Быстрицкой «Новогодняя хороводная».
- Юдахина О., сл. В. Ключникова «Радуга».
4 – 5 КЛАСС
Годовые требования: ученик должен проработать в классе в каждое полугодие6 произведений. На экзамен в декабре и мае выносится 2 разнохарактерных произведения.
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ
- Контроль за певческой установкой; контроль за расслаблением мышц (избежание зажатости) во время пения.
- Осознанное пение на дыхании, опоре.
- Работа над сглаживанием переходных звуков (переход от регистра к регистру).
- Добиваться свободного, непринуждённого звучания.
- Работа над чёткой подачей слова.
- Постепенность в овладении мастерством пения, в усложнении учебного репертуара.
- Введение в программу учащихся вокализов, которые предназначены для выработки технических навыков.
- Введение в программу учащихся несложных романсов русских композиторов.
- Расширение голосового диапазона на основе более сложного музыкального материала.
- Работа над эмоциональностью, фразировкой, динамикой.
- Введение несложных песен на английском языке.
- Оптимизация тембра, т. е. достижение наилучшего звучания голоса.
Примерный музыкальный материал:
- Абт. Вокализы под редакцией Г. Тица.
- Аверкин А., сл. Н. Берендгофа «В летний полдень».
- Аедоницкий П., сл. З. Кисляковой «Песенка про буквы».
- Англ. н.п. «Lavender’s Blue», «Punchinello».
- Балакирев М., сл. М. Лермонтова «Слышу ли голос твой…».
- Ботяров Е., сл. П. Синявского «Волшебное сочинение», сл. И. Ульвицкой «До чего ж мы любим лето».
- Ботяров Е., сл. Э. Успенского «Рыжий, рыжий, конопатый».
- Витлин В., сл. Р. Амусиной «Троечник».
- Гладков – Юнгин Гр., сл. А. Кушнера «Песня о картинах».
- Гурилёв А., сл. А. Кольцова «Грусть девушки».
- Гуртова И., сл. Ю. Михайленко «Робот».
- Даргомыжский А., сл. А. Пушкина «Юноша и дева».
- Добрынин В., сл. Л. Дербенёва и В. Дюкова «Добро пожаловать».
- Дубравин Я. «Старинный фрегат», сл. В. Гина «Мы в доме одном живём», сл. В. Суслова «Песня о земной красоте».
- Дунаевский И., сл. М. Янковского и Л. Левина «Песенка Кэто».
- Дунаевский И., сл. В. Винникова, В. Крахта и В. Типота «Песенка Пепиты».
- Дунаевский М., сл. Н. Олева «Непогода».
- Иванов О., сл. А. Поперечного «Печки – лавочки».
- Иршаи Е., сл. М. Яснова «Горести - печалести».
- Кадомцев И., сл. П. Синявского «Весёлая песенка».
- Казенин В., сл. Ф. Лаубе «Песенка братьев».
- Каччини Дж. «Ave Maria».
- Кельми К., сл. М. Пушкиной «Замыкая круг».
- Крутой И., сл. С. Дозорцева «Трио».
- Крылатов Е., сл. Ю. Энтина «Где музыка берёт начало?», «Хоть глазочком заглянуть бы…», сл. Н. Просторовой «Школьный романс».
- Кудряшов А., сл. И. Яворовской «Вовка с нашего двора», «Весёлый фломастер», «Лето», «Котята», «Гав – гав», «Близняшки», « Наша бабушка».
- Листов К., сл. А. Суркова «В землянке».
- Минков М., сл. В. Татаринова «Отчего, почему?»
- Орик Ж., сл. П. Вайян – Кутюрье «Сахарный турист».
- Парцхаладзе М., сл. В. Семернина «Барабанщик - воробей».
- Паулс Р. «Зимний гость».
- Пахмутова А., сл. Н. Шемятенковой «Песенка о смешном человечке».
- Пинегин А., сл. А. Усачёва «Зимняя сказка».
- Плешак В., сл. Ю. Погорельского «Экипаж – одна семья».
- Пожлаков С., сл. Г. Горбовского «Волшебный дождь».
- Попатенко Т., сл. М. Ивенсен «Урок».
- Птичкин Е., сл. М. Пляцковского «Не дразните собак».
- Разин А., сл. М. Пляцковского « Музыкальный сверчок».
- Сидельников Л., сл. З. Петровой «Песенка Болтовни».
- Сидельников Л., сл. З. Петровой «Песенка Лени».
- Синенко В. «Полон музыки весь свет».
- Сл. Е. Стюарт «Волшебная палочка».
- Сл. П. Синявского «Пряничная песенка».
- Сл. Э. Успенского «Третья песенка Дядюшки Ау».
- Сл. и муз. И. Резника «Шаляй – Валяй».
- Сл. и муз. Б. Савельева «Танцуйте сидя!».
- Сл. и муз. О. Яценко «Учителя».
- Соловьёв – Седой В., сл. Е. Долматовского «Если бы парни всей земли…».
- Taylor Jane «Twinkle, Twinkle».
- Тугаринов Ю., сл. М. Садовского «Это мамин день».
- Тугаринов Ю., сл. В. Степанова «Ласточкин дом».
- Чайковский Б., сл. Д. Савельева «Песенка поросёнка Хрюка».
- Чайковский П., сл. А. Плещеева «Легенда».
- Чернышов В., сл. М. Матусовского «Десятый класс».
- J. W. Elliott. Pussy cat.
6 – 7 КЛАСС
Годовые требования: ученик должен проработать в классе в каждое полугодие6 произведений. На экзамен в декабре и мае выносится 2 - 3 произведения.
1 полугодие: народную песню, вокализ, песню современного композитора.
2 полугодие: песню а сарреlla или романс и арию.
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ТРУДНОСТИ
- Введение в репертуар несложных романсов русских и зарубежных композиторов.
- Введение несложных арий (на русском языке).
- Введение русской народной песни.
- Понятие силы звука, резонаторное пение. Не допускать форсировки звука.
- Пение с мягкой атакой, с придыхательной.
- Вырабатывать полётность звука.
- Оптимизация тембра, т. е. достижение наилучшего звучания голоса.
- Многократная отработка мягкости, звонкости, певучести голоса.
- Связь обучения и сценических выступлений.
- Прогнозирование исполнительской перспективы.
Примерный музыкальный материал:
- Абт Ф. Вокалд-изы под ред. Г. Тица.
- Баснер В., сл. М. Матусовского «Берёзовый сок».
- Бах И. С. Ред. О. Комарницкого, сл. Т. Комарницкой «Осень».
- Беленко А., сл. С. Серовой «Вдохновение».
- Варламов А., сл. А. Кольцова «Так и рвётся душа».
- Варламов А., сл. А. Фета «На заре ты её не буди».
- Гаврилин В., сл. А. Шульгиной «Мама».
- Гендель Г. Ф., перевод О. Лепко «Ария».
- Гендель Г. Ф., перевод М. Бородоевской «Ария Альмиры».
- Глинка М. «Жаворонок».
- Дубравин Я., сл. В. Суслова «Я рисую», «Россия Россией останется».
- Дубравин Я., сл. М. Пляцковского «Поеду к бабушке в деревню».
- Ефимов Т., сл. Я. Смелякова «Мать».
- Залесский В., сл. А. Пушкина «Зимняя дорога».
- Зейдлер Г. Вокализы.
- Колмановский Э., сл. К. Ваншенкина «Алёша».
- Конконе Дж. Вокализы.
- Кюи Ц. «Царскосельская статуя».
- Липатов В., сл. С. Есенина «Письмо к матери».
- Медведовская Е., сл. Е. Каргановой «Я хочу, чтоб птицы пели».
- Молчанов К., сл. Г. Полонского «Журавлиная песня».
- Никитина С., сл. Д. Сухарёва и Ю. Визбора «Александра».
- Пахмутова А., сл. Н. Добронравова «Надежда».
- Петров А., сл. Г. Шпаликова «Я шагаю по Москве».
- Р.н.п. Обр. В. Гартебельда «Ванечка, приходи…».
- Р.н.п. Обр. И. Шишова. «Научить ли тя, Ванюша».
- Р.н.п. Обр. В. Волкова «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Над полями да над чистыми».
- Р.н.п. «Уж я старого, седого захотела просмеять».
- Р.н.п. Обр. Колосова «То не ветер ветку клонит».
- Савельев Б., сл. М. Пляцковского «Мир вам, люди!».
- Табачников М., сл. Г. Гридова «Мама».
- Френкель Я., сл. Р. Гамзатова, перев. С аварского Н. Гребнева «Журавли».
Список используемой литературы:
- Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005.
- Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. – М., 1953.
- Береснёва Р. С. Развитие гармонического слуха. Первоначальное освоение двухголосного пения в младшем хоре. – Чита, 2006.
- Варламов А. Е. Вокальная педагогика. - М., 1953.
- Вербов А. м. Техника постановки голоса. – М., 1961.
- Вербовая Н. П., Головина О.М. Искусство речи. – М., 1977.
- Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
- Далецкий О. Методика вокала. - М., 2002.
- Козырева Г. Г., Якобсон К. А. Словарь по хороведению. – Красноярск, 2002.
- Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. – СПб., 2004.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. – М., 2000.
- Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
- Струве Г. Хоровое сольфеджио: метод. Пособие. – М., 1982.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса. – М., 1992.
- Стулова Г. П. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. – М., 1988.
- Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. – СПб., 2005.
- Чесноков П. И. Хор и управление им. – М., 1961.
- Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.