Приемы звукоизвлечения и штрихи – основа музыкальной выразительности при игре на балалайке. Критерием правильно выбранных приемов и штрихов является хорошее звучание инструмента. В ходе обучения учащийся должен освоить целый ряд приемов игры и штрихов, (основные приемы и штрихи расположены по принципу возрастающей степени трудности).
1) Арпеджиато – обозначается волнистой чертой перед аккордом. Это прием скольжения подушки большого пальца правой руки по струнам от низкого к более высокому звуку. Остальные пальцы находятся на корпусе инструмента.
2) Щипок большим пальцем – пиццикато одинарное – пальцы охватывают корпус балалайки у пятки грифа, и большой палец ударяет по одной из струн только вниз. После удара по струне палец фиксируется на панцире (1 струна) или на 1,2 струнах.
3) Удар большим пальцем – в нотах обозначается буквой «Б» над аккордом. Звук извлекается быстрым движением большого пальца по всем струнам вниз. Удар возможен с участием кисти и без нее.
В процессе освоения оптимальной посадки и постановки рук особую роль играют названные выше три приема игры.
4) Бряцание – один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз – v, удар вверх - ^. Бряцание одинарный удар по всем струнам указательным пальцем. Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и вверх одинаковых по силе. Бряцание используется в пьесах, которым не свойственна певучесть и кантиленность.
Виды исполнения бряцания:
а) непосредственное чередование ударов вниз и вверх;
б) смещение сильных долей на слабые; удар вниз по струнам, вверх - только по первой струне; удар большим пальцем по первой струне вниз, а указательным – по всем струнам.
При бряцании кисть свободна и согнута в запястье, предплечье несколько помогает кистевому движению.
1) Арпеджиато – обозначается волнистой чертой перед аккордом. Это прием скольжения подушки большого пальца правой руки по струнам от низкого к более высокому звуку. Остальные пальцы находятся на корпусе инструмента.
2) Щипок большим пальцем – пиццикато одинарное – пальцы охватывают корпус балалайки у пятки грифа, и большой палец ударяет по одной из струн только вниз. После удара по струне палец фиксируется на панцире (1 струна) или на 1,2 струнах.
3) Удар большим пальцем – в нотах обозначается буквой «Б» над аккордом. Звук извлекается быстрым движением большого пальца по всем струнам вниз. Удар возможен с участием кисти и без нее.
В процессе освоения оптимальной посадки и постановки рук особую роль играют названные выше три приема игры.
4) Бряцание – один из ведущих приемов игры, обозначаются: удар вниз – v, удар вверх - ^. Бряцание одинарный удар по всем струнам указательным пальцем. Звук происходит посредством равномерных бросков кисти вниз и вверх одинаковых по силе. Бряцание используется в пьесах, которым не свойственна певучесть и кантиленность.
Виды исполнения бряцания:
а) непосредственное чередование ударов вниз и вверх;
б) смещение сильных долей на слабые; удар вниз по струнам, вверх - только по первой струне; удар большим пальцем по первой струне вниз, а указательным – по всем струнам.
При бряцании кисть свободна и согнута в запястье, предплечье несколько помогает кистевому движению.
5) Двойной щипок – двойное пиццикато. Это поочередные удары по струне большим и указательным пальцами вверх и вниз . Это один из основных приемов. Движение кисти остается таким же, как и при бряцании, но амплитуда движения уже другая. Возможны два варианта исполнения:
а) большой палец находиться немного впереди указательного – так легко играть на первой струне, но значительно труднее на других;
б) указательный палец находиться впереди большого – такое положение пальцев более удобно при игре на всех струнах.
Во время исполнения учащийся должен видеть внутреннюю сторону ладони. Все пальцы, кроме указательного и большого, полусогнуты и не прижаты к ладони.
6) Дробь – перебор, обозначается сокращенно «Др» и волнистой чертой перед аккордом. Извлечение звука происходит за счёт поочередных ударов по струнам сверху вниз и снизу вверх. Прием имеет четыре разновидности:
а) большая дробь – в нотах обозначается «Б. Др» и волнистой вертикальной чертой перед аккордом. Звук извлекается посредством поочередных ударов ногтей пальцем от мизинца к указательному, завершается ударом большого пальца;
б) малая дробь – обозначается «М.Др» и волнистой чертой перед аккордом. Звук извлекается так же , как и в большой дроби, но без участия большого пальца. При исполнении «Б.Др» и «М.Др» пальцы прижаты друг к другу, а затем следуют поочередные удары пальцев по струнам (от мизинца);
в) обратная дробь – обозначается в нотах вертикальной, волнистой чертой и ударом вверх. Представляя собой поочередные удары подушечками четырех пальцев (без большого). Дробь начинается с указательного пальца и кончается мизинцем, при этом пальцы разомкнуты, а суставы пальцев фиксированы. Дробь осуществляется кистевым движением с небольшим участием предплечья;
г) непрерывная дробь – обозначается так же волнистой вертикальной чертой перед аккордом. Прием исполнения в двух вариантах:
а) большой палец находиться немного впереди указательного – так легко играть на первой струне, но значительно труднее на других;
б) указательный палец находиться впереди большого – такое положение пальцев более удобно при игре на всех струнах.
Во время исполнения учащийся должен видеть внутреннюю сторону ладони. Все пальцы, кроме указательного и большого, полусогнуты и не прижаты к ладони.
6) Дробь – перебор, обозначается сокращенно «Др» и волнистой чертой перед аккордом. Извлечение звука происходит за счёт поочередных ударов по струнам сверху вниз и снизу вверх. Прием имеет четыре разновидности:
а) большая дробь – в нотах обозначается «Б. Др» и волнистой вертикальной чертой перед аккордом. Звук извлекается посредством поочередных ударов ногтей пальцем от мизинца к указательному, завершается ударом большого пальца;
б) малая дробь – обозначается «М.Др» и волнистой чертой перед аккордом. Звук извлекается так же , как и в большой дроби, но без участия большого пальца. При исполнении «Б.Др» и «М.Др» пальцы прижаты друг к другу, а затем следуют поочередные удары пальцев по струнам (от мизинца);
в) обратная дробь – обозначается в нотах вертикальной, волнистой чертой и ударом вверх. Представляя собой поочередные удары подушечками четырех пальцев (без большого). Дробь начинается с указательного пальца и кончается мизинцем, при этом пальцы разомкнуты, а суставы пальцев фиксированы. Дробь осуществляется кистевым движением с небольшим участием предплечья;
г) непрерывная дробь – обозначается так же волнистой вертикальной чертой перед аккордом. Прием исполнения в двух вариантах:
№1) указательный палец движется снизу вверх, следом идет большая дробь вниз,
№2) указательный палец движется от первой к третьей струне вверх, затем исполняется малая дробь сверху и большой палец выполняет прием арпеджио, но в быстром темпе (восьмая – четверть – восьмая).
7) пиццикато левой рукой – в нотах обозначается «+» над или под нотой и имеет два звукоизвлечения:
а) если нота находиться по написанию ниже предыдущей, связана с ней лигой, звук извлекается сдергиванием пальцев вниз со струны движением к ладони;
б) если нота находится по написанию выше, звук извлекается сдергиванием пальца левой руки вниз со струны на месте извлекаемого звука. От силы сдергивания зависит сочность звука.
8) Тремоло – тремя диагональными линиями на штиле ноты или аккорда. Исполняется быстрым чередованием ударов по струне кистью правой руки . Звук извлекается за счёт ударов указательного пальца, как при бряцании, только чаще. Различают три вида тремоло:
а) игра по трем струнам;
б) игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), первая глушится;
в) тремоло по одной струне (первой), указательный палец выполняет функцию медиатора, положение пальцев, как при приеме бряцании.
9) Глиссандо – обозначается волнистой чертой от звука к звуку. Глиссандо – это скольжение от звука к звуку, в конце глиссандо звук исполняется более частым тремоло.
10) Портаменто – обозначается волнистой чертой между нотами. Это быстрый скользящий переход от звука к звуку, обычно используется в скачкообразном, залигованном движении мелодии. Портаменто похож на глиссандо, но более труден в исполнении, сила звука во время скольжения уменьшается.
№2) указательный палец движется от первой к третьей струне вверх, затем исполняется малая дробь сверху и большой палец выполняет прием арпеджио, но в быстром темпе (восьмая – четверть – восьмая).
7) пиццикато левой рукой – в нотах обозначается «+» над или под нотой и имеет два звукоизвлечения:
а) если нота находиться по написанию ниже предыдущей, связана с ней лигой, звук извлекается сдергиванием пальцев вниз со струны движением к ладони;
б) если нота находится по написанию выше, звук извлекается сдергиванием пальца левой руки вниз со струны на месте извлекаемого звука. От силы сдергивания зависит сочность звука.
8) Тремоло – тремя диагональными линиями на штиле ноты или аккорда. Исполняется быстрым чередованием ударов по струне кистью правой руки . Звук извлекается за счёт ударов указательного пальца, как при бряцании, только чаще. Различают три вида тремоло:
а) игра по трем струнам;
б) игра по двум унисонным струнам (второй и третьей), первая глушится;
в) тремоло по одной струне (первой), указательный палец выполняет функцию медиатора, положение пальцев, как при приеме бряцании.
9) Глиссандо – обозначается волнистой чертой от звука к звуку. Глиссандо – это скольжение от звука к звуку, в конце глиссандо звук исполняется более частым тремоло.
10) Портаменто – обозначается волнистой чертой между нотами. Это быстрый скользящий переход от звука к звуку, обычно используется в скачкообразном, залигованном движении мелодии. Портаменто похож на глиссандо, но более труден в исполнении, сила звука во время скольжения уменьшается.
11) Вибрато – для его получения слегка надавливают ладонью правой руки в запястье на струны за подставкой инструмента, одновременно большой палец извлекает звук приемом пиццикато. Вибрато так же исполняется указательным пальцем. Вибрато во время исполнения тремоло достигается колеблющим движением кисти и пальцем левой руки, при этом первая струна смещается поперек грифа, изменяется ее натяжение.
12) Гитарный прием – употребляется при исполнении аккордов: сначала следует щипок 3 струны большим пальцем, затем одновременно указательным – второй струны, а средним – первой струны. Третья струна играет роль баса, а вторая и третья - роль аккомпанемента. Разновидности гитарного приема:
а) равномерный перебор по трем струнам;
б) равномерный щипок трёх струн;
в) гитарное тремоло.
13) Флажолет – обозначается кружком над нотой. Звук извлекается путем легкого прикосновения подушечки пальца левой руки к струне над металлической полоской и быстрого отстранения пальца от струны после удара по ней пальцев правой руки. Натуральные флажолеты извлекаются на 5-м, 7-м, 12-м, 17-м, 24-м ладах. Исполнение искусственных флажолетов ввиду их большой технической сложности в школе не рекомендуется.
12) Гитарный прием – употребляется при исполнении аккордов: сначала следует щипок 3 струны большим пальцем, затем одновременно указательным – второй струны, а средним – первой струны. Третья струна играет роль баса, а вторая и третья - роль аккомпанемента. Разновидности гитарного приема:
а) равномерный перебор по трем струнам;
б) равномерный щипок трёх струн;
в) гитарное тремоло.
13) Флажолет – обозначается кружком над нотой. Звук извлекается путем легкого прикосновения подушечки пальца левой руки к струне над металлической полоской и быстрого отстранения пальца от струны после удара по ней пальцев правой руки. Натуральные флажолеты извлекаются на 5-м, 7-м, 12-м, 17-м, 24-м ладах. Исполнение искусственных флажолетов ввиду их большой технической сложности в школе не рекомендуется.
Штрихи.
В музыкальной школе изучаются три основных штриха: деташе, легато, стаккато.
В музыкальной школе изучаются три основных штриха: деташе, легато, стаккато.
1) Деташе – один из основных элементов техники правой руки балалаечника. Исполняется этот штрих приемом тремоло, при этом аккорды не соединены друг с другом лигой. В случаях, когда необходимо выделить какой либо аккорд или звук, над нотой или под ней ставится горизонтальная черточка.
2) Легато – исполняется непрерывным тремоло. Как правило, любая лига заканчивается прекращением тремоло, причем последняя нота или аккорд несколько укорачивается и мягко снимается.
3) Стаккато – короткое отрывистое извлечение звука. После удара по струне следует мгновенно уменьшить силу давления пальца на лад, чтобы струна отделилась от лада и прекратила свое звучание. Применяется стаккато только в медленных и умеренных темпах. Обозначается оно точкой над нотами.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А. Дорожкин «Самоучитель игры на балалайке»
2. П. Нечепоренко, В.Мельников «Школы игры на балалайке»
3. Сост. В.Глейхман «Хрестоматия балалаечника» 1-3 класс.