Войти / Зарегистрироваться

Игровые методы обучения на занятиях хореографии с детьми дошкольного возраста

Получить свидетельство
Автор: Колядина Ирина Васильевна

Игра старше культуры, ибо культура предполагает наличие человеческого общества, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Психология и физиология давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых.
Каковы же биологические функции игры?
Это выход избыточной жизненной силы; подчинение врождённому инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьёзным делом; упражнения в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний.
Каждый из нас наблюдал в природе и среди домашних питомцев, как ведёт себя котёнок или щенок. Они играют. Но так ли это? Не совсем. Просто через игру детёныш животного осваивает основные двигательные и поведенческие навыки, которые в дальнейшем станут основой его жизни.
То же самое происходит и с человеком. В раннем детском возрасте, исходя из особенностей психомоторной реакции детского организма, игра занимает главенствующую роль в развитии ребёнка.
Перед глазами малыша по мере формирования его сознания и личности в целом открывается богатейший мир красок, форм, движений. Его захватывает волна за волной новая информация и сосредоточить внимание на чём-то отдельном или тем более охватить её целиком ребёнок зачастую бывает не в состоянии, что приводит к развитию непостоянства, рассеянности внимания, зачастую раздражительности и как следствие агрессии. И вот здесь на помощь педагогу приходит такая форма обучения, как игра.
 
ЧТО ДАЁТ ИГРА ДЕТЯМ?
  • Игра даёт свободу. Игра не задача , не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  • Игра даёт выход в другое состояние души, снимает то жёсткое напряжение, в котором пребывает ребёнок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
  • Игра даёт порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество очень ценно в нашем нестабильном и беспорядочном мире.
  • Игра создаёт гармонию. Формирует стремление к совершенству.
  • Игра даёт возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после игры.
  • Игра даёт физическое совершенствование.
  • Игра даёт развитие остроумия, поскольку процесс игры обязательно предполагает возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.
  • Игра даёт развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.
  • Игра даёт радость общения с единомышленниками.
  • Игра даёт умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире. Даёт психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности.
 
Особенностью занятий хореографией является обучение детей танцу, т.е. комплексу сложнокоординированных движений под музыку. Сочетание моторных функций с умением слушать музыку, различать такие понятия  как ритм, темп, такт становится серьёзной преградой в процессе обучения. Многократное повторение типовых движений может быть отвергнуто ребёнком в силу его психических особенностей, неустойчивости внимания, отсутствия интереса или мотивации своих действий.
Игровые формы обучения, как никакая другая технология способствует  использованию различных способов мотивации.
Мотив- направленность ребёнка на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением к ней.
Каковы же мотивы у ребёнка дошкольника?
  1. Широкие познавательные мотивы- интерес к знаниям.
  2. Учебно-познавательные мотивы - интерес к способам приобретения знаний и умений.
  3. Мотивы самообразования- простая форма- интерес к дополнительным источникам знаний.
  4. Позиционные социальные мотивы- желание ребёнка получить , главным образом , одобрение педагога.
Одной из форм развития мотивации является применение различных видов игр.  К ним относятся:
  • Ролевые игры: " цветы и бабочки", " угадай зверушку", " весёлый ковбой" и т. д.  Основным моментом в этих играх является момент распределения ролей. оно не должно зависеть от пола ребёнка, его физических особенностей, уровня развития. При распределении ролей нужно делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить- авторитет, неактивным -проявить активность, недисциплинированным- стать организованным. Детям, чем-то себя скомпрометировавшим- вернуть потерянное положение в коллективе, новичкам, ребятам , сторонящимся других детей- проявить себя. сдружиться со всеми.
  • Следующий вид игры- игра путешествие.Путешествовать можно по сказкам , странам, мультфильмам. Отличительной чертой этого вида игр является активность воображения. Чтобы сыграть роль сказочного героя или персонажа мультфильма , более точно передать колорит национального танца, ребёнок должен мысленно представить себе мир , где обитает его герой, и перенестись туда вместе с ним. Для оптимального решения задачи вхождения ребёнка в образ используются элементы костюмов, различные атрибуты, игрушки и т. д.
  • Командные игры- ещё один вид игр , используемых на занятиях хореографии. С помощью этих игр решаются такие задачи, как сплочение детского коллектива, межполовые взаимоотношения, выявление лидеров, активация пассивного звена детей.
 
При всех своих положительных сторонах игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Игра должна быть изюминкой в пироге , которым является непосредственно образовательная деятельность. Поэтому игры не должно быть очень много. Дозированное использование и правильное распределение в схеме занятия игровых моментов - основное слагаемое успеха образовательного процесса.
Поскольку хореография это культура движения. она тесно связана с таким понятием , как музыкальность. занятие проходит под музыкальное сопровождение. Разнообразие современной, классической и народной музыки даёт возможность привносить в однообразный процесс повторения элемент новизны. Танцевальная игра под яркую музыку делает занятие интересным, запоминающимся, оставляет у ребёнка желание к повторению.
 
Современные исследования показали положительный результат применения игровых форм обучения в развитии двигательных навыков у детей. Сравнение результатов уровня общего развития детей показало, что дети , занимающиеся хореографией с использованием игровых форм обучения, значительно лучше усваивают предлагаемый материал воспитателями и другими педагогами. Родители также отметили значительные успехи в других сферах деятельности этих детей.
 
ЛИТЕРАТУРА.
  1. Беспалько В.П. "Слагаемые педагогической технологии" М. Педагогика 1989г.
  2. Маркова А.П. " Формирование мотивации учения" М.Просвещение 1990г.
  3. Пидкасистый П. И. " Технология игры в обучении" М. Просвещение 1992г.
  4. Выготский Л. С. " Воображение и творчество в детском возрасте" М.Просвещение 1991г.
  5. Эльконин Д. Б. " Символика и её функции в игре детей". "Дошкольное  воспитание" 1966г. № 3
  6. Образцова Т. Н. " Музыкальные игры для детей" М. Лада 2005г.
  7. Малкина-Пых И.Г. " Психосоматика" М. Эксмо 2004г. 

Похожие публикации