В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование го0товности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].
Таким образом, в рамках новых образовательных стандартов реализуются новые принципы к организации обучения, которые направлены на раскрытие способностей каждого ребёнка, формирование личностных характеристик выпускников, а также готовности к жизни в современном быстроменяющемся мире, требующем гибкости, новизны, оригинальности мышления при принятии решений. Творчески мыслящему человеку легче адаптироваться в новых условиях, находить подходы к преодолению возникающих затруднений и достигать более высокой производительности труда [2].
Раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся способствует использование методов научного творчества в процессе обучения школьников различным предметам, что позволяет не учить предмету, а учить предметом [3].
Современная система технологий научного творчества насчитывает более 30 методик (принципов, теорий) научного творчества, среди которых получили широкое применение теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера (ТРИЗ), система непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной, система заданий открытого типа В. В. Утёмова [4].
Особенность НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.
Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе обучения школьников различным предметам обеспечивает реализацию интегративного подхода и позволяет осуществить поиск высокоэффективных творческих решений задач различной сложности [4].
Эффективность отдельных приёмов ТРИЗ доказана в ходе экспериментальной работы по применению ТРИЗ в преподавании традиционных учебных дисциплин, таких как физика (А. Гин), литература (Ю. Мурашковский, О. Алешина), биология (И. Андржевская), естествознание, математика (В. В. Утёмов, П. М. Горев) и др. [6].
Наряду с этим, методы научного творчества являются важным инструментом при обучении школьников искусству. Эффективность их использования в образовательном процессе показывает опыт решения противоречивых художественных задач в живописи и графике с позиций ТРИЗ, представленный в трудах С. И. Флореску. Стефан Иванович проявлял известную смелость перед противоречиями в искусстве, умело разрешая его парадоксы [5].
В статье представлены механизмы применения ТРИЗ в обучении учащихся основной школы изобразительному искусству. Структура креативного урока «Искусство Древней Греции. Вазопись» включает в себя блоки. Каждый блок занятия реализует свои задачи и имеет оригинальное содержание.
Блок 1 (мотивация)обеспечивает удивление учащегося, пробуждает его интерес к занятиям и развивает любознательность.
Учитель показывает школьникам изображения и предлагает определить, изучению какого искусства периода посвящен данный урок (рис. 1).
Ученики определяют, что все представленные виды искусства принадлежат эпохе Древней Греции.
– Искусство Древней Греции оказало значительное влияние на последующие поколения. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры. Сегодня на уроке мы поговорим об античной расписной керамике. Выполним работу на греческих сосудах в технике «граттаж».
Блок 2 (творческого разогрева). Давайте переместимся в седьмой век до нашей эры, в период греческого искусства под названием «Греческая архаика». Этот период в истории Греции открывает нам много нового и интересного, это скульптурные изображения человеческой фигуры, где мужская – «курос», а женская – «кора». Мраморные рельефы с изображениями гимнастических игр, различные виды ваз, украшенные орнаментом.
Итак, необходимо выполнить задание «Дорисуй орнамент» на заранее подготовленных полосках с недорисованным орнаментом по мотивам росписи древнегреческих ваз с помощью кистей и красок (рис. 2).
Блок 3 (теоретический блок 1) содержит программный материал учебного занятия и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера:
«О, Греция!
Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!»
Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создавали искусство, понятное не только эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека – гражданина.
Блок 4 (блок примеров 1)
Слово «керамика» произошло от названия афинского предместья Керамик, где работали искусные гончары. Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.
Керамика была спутницей всей жизни каждого античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину, и была наградой победителю на играх. В ней хранились семейные припасы. Греческие сосуды были самой различной формы. Вспомните и перечислите разновидности ваз и их назначения (рис. 3)
Рис. 1. Исскуство Древней Греции:
а) греческая архитектура; б) греческая скульптура (Мирон); в) греческая живопись; г) греческая вазопись; д) театр Диониса; е) музыкальные инструменты древних греков: авлос, лира, кифара, и древнеримская букцина.
Рис. 2. Заготовки для конкурса «Дорисуй орнамент»
Рис. 3. Разновидности ваз Древней Греции:
а) кратеры; б) лекифы; в) амфоры; г) килик; д) гидрии; е) канфар; ж) ольпа; з) киаф; и) скифос.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).
Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.
Амфоры (остродонные сосуды) – для хранения оливкового масла и вина.
Килик – изящные вазы для пития.
Гидрии – сосуды для наливания воды.
Канфар –сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис.
Ольпа – кувшин для хранения благовонных масел и вина.
Киаф – сосуд с одной ручкой, использовавшийся на симпосиях для зачерпывания вина.
Скифос –керамическая чаша для питья на низкой ножке с двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос также называют кубком Геракла. Изображения скифоса часто встречаются на древнегреческих вазах [7].
Блок 5 (теоретический блок 2)
Греческая керамика предназначалась для постоянного использования, но несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью (рис. 4).
Рис. 4. Роспись керамических сосудов
На вазах можно выделить орнамент и картинку – сюжетную роспись.
В росписи ваз древние греки различается несколько видов техники с использованием специального состава, так называемого «черного лака».
Ребята, скажите, чем на ваш взгляд отличается техника выполнения двух этих ваз? (рис. 5)
Рис. 4. Виды техник по росписи ваз:
а) чернофигурная; б) краснофигурная.
Ученики отвечают, что на одном сосуде – черные фигуры, на другом – красные.
Учитель. Значит, какие бывают греческие вазы чернофигурные и краснофигурные.
Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины.
Учитель: Если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины (красновато-коричневый) – такую роспись называли краснофигурной.
Таким образом, на примере росписей ваз мы рассмотрели живопись Древней Греции.
Блок 6 (интеллектуальная разминка) представляет систему заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся [4].
Скажите, ребята, что чаще всего изображали древние греки в росписи ваз?
Ученики: Сюжеты из легенд и мифов, сцены повседневной жизни.
Учитель: Прочитаем отрывок из поэмы Гомера:
...Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Ректор, как видно, лишается сил)...
А вот Артемида, богиня охоты,
их меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей,
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры...
А это... А это....
Но мы описать, и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Итак, кто изображен в центре греческих сюжетов в росписи ваз?
Ученики. Человек и боги, которые были наделены всеми человеческими слабостями. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Боги Олимпа часто снисходили к бедному человечеству и принимали участие в его судьбе.
Следующее задание «О ком идёт речь» заключается в том, что вам нужно определить, к какому богу соответствует то или иное описание, взятое из отрывков из произведения Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
«Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого колебателя земли, брата громовержца Зевса. Властвует над морями он, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем….». (Посейдон)
«Глубоко под землей неумолимый, мрачный брат Зевса. Полно мрака и ужасов его царства. Никогда не проникают радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в его печальное царство…….». (Аид)
«Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость, нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет во время рождения ребенка….». (Гера)
«Всем дает она жизнь. Она заботиться обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Вечно юная, прекрасная как ясный день эта богиня. С луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях……». (Артемида)
«Неистовый бог войны, сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Его сердце радуют только жестокие битвы….». (Арес)
«Никто не может избежать ее власти, даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащий на ее прекрасной голове, она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности…». (Афродита)
Блок 7 (содержательная часть) состоит в практическом применении полученных знаний – приобретении опыта создания художественного образа, опыта работы различными художественными материалами.
Главной задачей искусства для древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство. Творимая искусством идеальная красота рождает в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию.
Каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. Далее мы приступим к выполнению практического задания.
Изобразите, заранее выбрав форму, античную вазу. Подумайте, для чего она могла бы служить, и согласно этому придумайте сюжет для ее украшения. В какой технике она будет смотреться интереснее – краснофигурной или чернофигурной?
Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися.
На этом наше занятие завершается. Для подведения итогов проведем экспресс-выставку работ «Античная керамика» с их защитой.
Заключительное слово учителя. Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.
Древнегреческая вазопись – особый вид изобразительного искусства Древней Греции, являющийся своеобразной иллюстрацией всей эллинской культуры. Она даёт представление о рисовальном искусстве греков и их живописи, содержит важные сведения о верованиях и быте народа.
Сегодня на уроке мы узнали:
- Какие виды вазописи в Греции существовали?
- Познакомились с керамическими изделиями. Какими? (ответ учеников)
- Выполнили практическую работу. Давайте ещё раз полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.
Далее учитель просит детей закрыть глаза, вспомнить прошедший урок. Попросить поднять правую руку тех, кому урок понравился, левую – тех, кому было скучно.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897).
- Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG (Germany), 2012. – 186 с.
- Итогова статья – Утемов ВВ. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
- Флореску Р. С. Штефан Флореску: буковинский «монах» в искусстве Молдовы. — Кишинёв: Полиграфический комбинат, 2006. — 132 с., Серия: «Художники-изобретатели в искусстве Молдовы ХХ-ХХI веков», ISBN 978-9975-901-04-8.
- ТРИЗ-педагогика. Использование ТРИЗ в обучении школьников математике. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG (Germany), 2012. – 124 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8