Перед педагогами, преподающими технологию остаются проблемные вопросы: «Как дать возможность каждому школьнику развивать свои творческие способности?», «Как удержать внимание и интерес школьника к изучению материала на протяжении всего урока?». Найти ответы на эти вопросы нам поможет целостная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ. Креативная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ, призвана обучить педагога технологиям, способствующим развитию творческих способностей учащихся [2].
Что же такое НФТМ-ТРИЗ?
НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ: формирование творческой личности учащихся [2].
А творческая личность – это личность, обладающая системным мышлением, способная решать творческие задачи любого уровня творчества.
На чём основана система НФТМ-ТРИЗ
На поисково-познавательной деятельности учащихся.
На что направлена система НФТМ-ТРИЗ?
На развитие фантазии и творчества воображения и управление ими [2].
Использование на уроках технологии ТРИЗ, позволяет учителю создавать для школьников интересные задания. Выполняя эти задания, ученик вынужден творить, общаться с одноклассниками, родителями, создавать, фантазировать, раскрывать свои способности. Ученик не просто повторяет за учителем предложенные варианты, а сам добивается результатов, сам находит пути решения проблем. Чтобы добиться успешного результата учитель продумывает задания на каждом этапе урока [2].
В данной статье представлена разработка урока технологии по теме «Ткани из растительных волокон».
Структура креативного урока отличается от традиционного урока и включает в себя блоки.
Блок 1 (мотивация) – этот блок представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов – сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.
Блоки 2 и 6 (содержательная часть) – блоки содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.
Блок 3 (психологическая разгрузка) – блок представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.
Блок 4 (головоломка) – данный блок представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.
Блок 5 (интеллектуальная разминка) – блок представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.
Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) – этот блок обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.
Блок 8 (рефлексия) – блок обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока.
Цель урока:
- Обучающая – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
- Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
- Воспитывающая – способствовать развитию интереса к предмету; развитию патриотических качеств (на примерах изобретений)
- Практическая – научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.
Методы обучения: Беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные, практический.
Ход урока
Блок 1. Мотивация
Учитель
Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды - на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь тканей тоже очень много.
И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.
А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: Нет!
А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
Я вам предлагаю подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.
Блок 2. Содержательная часть 1
Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться.
Запишите в тетради тему урока «Ткани из растительных волокон».
Зарисуйте схему учебник стр.5 в тетрадь.
(Учащиеся записывают тему урока и зарисовывают схему в тетрадь, затем учитель знакомит их с целью урока).
В конце урока вы должны узнать:
- Что значит ткань растительного происхождения?
- Как и из чего их получают?
- Узнать структуру ткани.
- Скажите, как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?
- Ответ: Волокна, которые получают из растений.
- Правильно! А известны ли вам такие растения?
(ученики называют растения, учитель записывает их на доске, дополняет надпись картинками)
- Хлопок
- Лен
- Крапива
- Конопля
- Джут
- Кенаф
(можно заранее написать названия растений на бумаге, и прикреплять на доске в той последовательности, в которой будут называть дети)
Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.
А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани. Давайте подробнее в этом разберемся. У вас на столах лежат коллекции. Возьмите коробку, на которой написано «Хлопок». (Ученики рассматривают коллекцию. Учитель на доске воспроизводит этапы получения хлопковой ткани. Дети записывают основные этапы получения ткани в тетрадь). Затем учитель знакомит с исторической справкой получения хлопчатника.
Историческая справка о производстве хлопчатника.
Хлопок – выходец из Египта. Мумия, которую нашли археологи, относящаяся к 2500 г до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.
В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а «дитя солнца», как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло [3].
Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которая в переводе означает хлопок. В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали. Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины 11 текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново-Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани [3].
А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет – что это? (это вата)
Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен. (Рассматривают коллекцию и записывают основные этапы в тетрадь, учитель знакомит с историей производства льна.)
Историческая справка об использовании льна.
Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов [3].
А какие хорошие ткани получаются изо льна!
В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы [3].
Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани – то ромашка, то ветки рябины, то петухи [3].
А вот такие рубахи из льняного полотна, которое изготавливали в домашних условиях, шили ваши прабабушки (учитель показывает рубахи из самотканого льна). И сегодня, у каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях.
Сначала древние люди научились не ткать, а плести - из веток, тростника, травы. Может сами додумались, а может, подсмотрели у птиц?
Стали выращивать хлопок, и учились его очищать. Необходимо отделить волокна от семян. Вначале была вот такая машина в Индии, а позже американцы изобрели такую очистительную машину.
Сейчас хлопковые поля убирают комбайном.
Ткань получают из ниток. Сами волокна короткие, а нити получаются длинные. Получение нитей – это прядение. В начале пряли вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. А это прядильная машина. Приводилась в движение при помощи водяного колеса. Изобрели их в 1791 году в Англии. Но еще за десять лет до этого подобную прядильную машину изобрел русский ткач Радион Глинков. На таких станках работали в 80х годах 20 века на Брянском камвольном комбинате. А потом учились переплетать нити или ткать. На таких станках работали ткачи Древнего Рима. Это механический станок в Англии. На современном станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы [3].
Устроен станок интересно.
Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей.
Итак, запишите в тетрадь:
Ткань получают путем переплетения ниток.
Полотняное переплетение - переплетение ниток через одну.
Основа - нить, идущая вдоль ткани.
Уток - нить, идущая поперек ткани
Кромка - не осыпающийся край ткани.
Блок 3. Психологическая разгрузка
Сядьте ровно. Поднимите руки вверх. А теперь представьте, что это льняные и хлопковые стебли. Представим, что подул ветер и наши стебельки наклоняются сначала влево, потом вправо. (движения руками). А теперь положите вытянутые руки на парту и представьте, что стебельки стали переплетать (движения руками, напоминающими переплетение косы). Молодцы!
Блок 4-5
Я для вас подготовила задания. За правильные ответы на вопросы буду выдавать жетоны. Кто наберет больше жетонов, может быть спокоен: на острове он не пропадет.
Загадки
1. Голубой глазок, золотой стебелек,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает. (лен) [4]
2. В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает. (хлопок) [4]
Анаграммы
Решите анаграмму и исключите лишнее слово.
Етнхлогояи, оволико, лхпоко,рпжяа,рпдянееи,ктнаь,елн,туко,соонав,тоедкла,
Ктчасевто [4].
(технология, волокно, хлопок, пряжа, прядение, ткань, лен, уток, отделка, ткачество) [4].
Метаграммы
1.С буквы В – можно ткань получить,
С буквы Т - тесто замесить. (волокно, толокно)
2. С буквы С – по ткани вдоль кромки идет,
С буквой Б – кто- то на празднике в ней щегольнет (основа-обнова).
3.С буквы У – основу переплетает.
С буквы С – вода по нему стекает (уток-сток).
4.С буквой Ж – результат прядения.
С буквой Х - автор этого «творения» (пряжа-пряха).
Вставьте буквы
1. В_ _ ОК_О
2. Т_ _НЬ
3. О_ Д _ Л _ А
4. Т _ Х _ О _ _ ГИ _
5. _ СН _ ВА
6. Х _ О _ _К
7. УТ _ К
8. _ К _ Ч _ С _ _ О
9. Л _ Н
10. П _ ЯЖ _
(волокно, ткань, отделка, технология, основа, хлопок, уток, ткачество, лен, пряжа) [4].
Блок 6. Содержательная часть 2
А теперь мы выполним практическую работу.
(Для выполнения работы на партах у учеников лежат:
форма отчета в виде таблицы, лупа, образец ткани, желательно льняной, так как на ней хорошо заметна разница между нитками основы и утка. На ткани следует стрелкой указать направление нити основы.)
Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка «Порядок выполнения работы:
- Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).
- Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.
- Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?
- Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?
- Какая нить тянется больше, а какая меньше?
- Все ответы запишите в таблицу.
(под таблицей приклеивают образцы)
Проверяют здесь же и оценивают.
Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно [3].
Есть три способа определения нити основы:
А) по кромке
Б) по растяжению
В) по звуку
(учитель показывает на образцах, записывают в тетрадь)
А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.
(образцы ткани размером 20 + 20 без кромки)
И еще один маленький вопрос мы должны решить.
(Учитель показывает подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу)
Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?
(Учащиеся должны ответить, что часть лоскутов прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной)
Как определить лицевую сторону?
(учащиеся сами пробуют ответить. Учитель только направляет их ответы)
Запись в тетради:
Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.
Вот и вся информация.
Блок 8. Рефлексия
Учитель: Итак, наш урок подошел к концу, давайте подведем итог нашей работы.
Продолжите фразы, которые я буду начинать говорить.
1. На уроке я работал…
2. Своей работой на уроке я…
3. Урок для меня показался…
4. За урок я узнал…
5. Мое настроение…
Постановка домашнего задания.
Вы уже знаете, что наиболее простой способ переплетении - полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из ниток двух цветов (учитель показывает этапы выполнения. Это будет ваше творческое задание.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212с .
- Е. В.Старикова, Г. А. Корчагина Дидактический материал «Кулинарные работы и обработка ткани»,издательство «Просвещение» 1996 - 96с.
- Павлова О. В. Викторины, семинары, конкурсы, игры. Неделя технологии в школе. Издательство «Учитель». 2007 – 127 с.