Войти / Зарегистрироваться

Креативный урок по технологии «Аксессуары и мода»

Получить свидетельство
Автор: Прохорова Ольга Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования представляет модель школы, в которой на смену знаниевой парадигме образования, целью которой являлось усвоение знаний детьми, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой является развитие личности любого ребёнка [1].
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт. Одна из самых основных задач учителя – активизация познавательной деятельности учащихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач, что способствует развитию творческого мышления и необходимых креативных личностных качеств.
Современному обществу нужны личности образованные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни. «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Т. Эдисон
Творчество – это двигатель всех дел обучающегося. К тому же, творческие дела на самом деле являются коллективными, т. к. планируются, готовятся, совершенствуются и обсуждаются совместно. При этом вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, сопереживать, корректировать свое поведение. А главное – творческие дела помогут найти и поддержать в каждом обучающемся хорошее, увидеть личность в каждом из них.
Сегодня образование определяется как процесс и результат становления личности человека. Профессиональное становление охватывает значительную часть онтогенеза человека – с начала формирования профессиональных намерений (14–17 лет) до завершения профессиональной жизни (55–60 лет). Формирование и развитие творческой личности, адекватной постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, социально-экономическим условиям и содержанию деятельности, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека – от рождения до конца жизни [2].
Каждый человек должен творить в области своих интересов и на уровне своих возможностей. Только такой труд, который интересен, может стимулировать творческий подход к приобретению знаний обучающегося, и даст положительные результаты обучения.
Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.
НФТМ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских (творческих) задач (автор Г. С. Альтшуллер). Это дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений.
Блок 1. Мотивация.
Мотивация по системе ТРИЗ предлагает стимулировать учащихся на получение знаний через удивление, которое будет способствовать любознательности, а, следовательно, развитию творческого потенциала [3]. Это позволяет пробудить первоначальный интерес к уроку за счет определенной необычности его начала.
Блоки 2 и 6. Содержательная часть.
Содержательная часть программы курса на основе системного объединения с другими блоками направлена в целом на развитие творческого воображения и фантазии учащихся и обеспечивает пропедевтику такой серьезной науки, как теория решения изобретательских задач (автор Г. С. Альтшуллер).
Здесь следует учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми.
Содержательная часть включает в себя изучение определённой темы и должна обеспечить формирование системы технологических знаний.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Во время урока необходимо уделять время для психологической разгрузки, что, по мнению физиологов, психологов, будет способствовать не только снятию эмоционального и умственного, но и мускульного напряжения [3].
Для психологической разгрузки можно воспользоваться:

  • релаксирующими упражнениями и музыкой,
  • несложными физическими упражнениями, подражающими выполнения операций технологического процесса.
  • спортивно-эмоциональными играми, например, в пантомиме.

При проведении психологической разгрузки следует учитывать контингент обучающихся, их эмоциональный настрой.
Блок 4. Головоломки.
Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что, в конечном счете, развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.
Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР).
Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. В этом блоке можно использовать задачи открытого типа. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходится преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет. Поэтому, можно говорить об эффективности, оптимальности и оригинальности выбранного решения [2].
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.
Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП) продолжает и углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие и др. В виртуальной среде чрезвычайно активизируется работа зрительного канала учащихся, через интерес и потребность решения проблемы мыслительного плана происходит приобщение к работе с компьютерной техникой. Выполнение заданий в рамках КИП способствует развитию воображения, мышления, внимания, памяти, приобретению навыков по выявлению закономерностей.
Блок 8. Резюме.
Последним блоком в структуре креативного занятия является резюме. На этом этапе преподаватель подводит краткие итоги занятия и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение о занятии. Как вариант он просит учащихся оценить само занятие. Рефлексия учащихся проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка своих ресурсов: могу ли я данную задачу.
Приведенный ниже урок отредактирован с учетом концептуальных основ и дидактических принципов педагогической системы НФТМ-ТРИЗ.
Цели урока: познакомить учащихся с предметами, дополняющими костюм – аксессуарами, с краткой историей возникновения и эволюции основных аксессуаров с технологическими условиями и навыками создания аксессуаров к одежде своими руками.
Задачи:

  • Обучающая – расширить кругозор учащихся; научить учащихся творчески и со вкусом подходить к подбору аксессуаров своего костюма, приемам правильной работы и безопасной работы с инструментами, уметь применять их на практике.
  • Развивающая – развивать творческие способности, внимание, память, воображение, мыслительную деятельность, чувство формы, цветоощущение, трудолюбие.
  • Воспитывающая – способствовать развитию интереса к предмету, аккуратность, воспитывать художественный и эстетический вкус, положительное отношение друг к другу, взаимопомощь

Методы обучения:

  • беседа, практические методы, методы проблемного обучения.

Ход занятия

Блок «Мотивация»
Учитель: На занятиях по конструированию и моделированию одежды мы с вами занимаемся изготовлением одежды. Шьем фартуки, юбки, блузы, платья…
– Скажите, пожалуйста, а чем все изделия отличаются друг от друга? (ответы учеников фактурой ткани, покроем, размером…)
– С помощью каких деталей, дополнений изделию можно придать особый вид, создать индивидуальный образ? (ответы учеников: Воротник, манжеты, отделки, шарфы и др.) А вы знаете, как одним словом можно назвать эти дополнения? (ответы учеников: Все мелкие детали, предметы, дополняющие костюм, называются аксессуарами.)Можем ли мы сформулировать тему нашего урока? (Да)
Итак, тема нашего занятия: «Аксессуары и мода» (запись в тетрадь).
Знакомства с целью и задачами: Сегодня на занятии мы познакомимся с основными видами аксессуаров, познакомимся с их краткой историей. Научимся различать и правильно применять в одежде (соответственно стилю одежды, типу фигуры, возрасту, индивидуальным особенностям человека). Самостоятельно выполним аксессуар, декорирующий ваш костюм.
Блок «Содержательная часть1»
Аксессуар – слово французского происхождения и обозначает мелкую деталь, дополнение к какому-нибудь предмету (запись в тетрадь).
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны аксессуары в одежде? (Ответы учащихся.) Аксессуары используются для украшения одежды, костюма; с помощью аксессуаров можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и даже скрыть некоторые недостатки; защита от непогоды.
Учитель: Какие вам знакомы аксессуары?
Правильно: Всё перечислить, наверное, невозможно, потому что с течением времени и под влиянием моды одни аксессуары исчезают другие появляются. Их очень много, у каждого есть определенное предназначение. Бусы, ожерелья, шарфы, ремни, косынки, часы, сумки и др. – вот неполный перечень аксессуаров. Предположите, когда человек начал украшать свое тело, свою одежду?
Учитель: Историки утверждают, что украшения человек придумал раньше, чем свою одежду. Первобытные народы и племена разукрашивали свои тела с помощью глины, земли, соков растений.
Вопрос: Почему человеку хотелось украшаться? Ваши предположения
Учитель: Я думаю, что источником вдохновения послужила сама природа. Наблюдая за птицами, животными, деревьями и цветами человеку, как частичке этой природы, тоже хотелось каких-то перемен в своей внешности. Цветы на дереве, цветущий луг, оперение птиц, мягкие, пушистые животные – вот источники вдохновения.
Вопрос: Из чего человек делал свои украшения?
Учитель: Правильно, человек украшал свое тело бусами из косточек рыб, животных, из травинок и цветков. До сих пор сохранились такие украшения у некоторых племен Австралии, Африки, Южной Америки…
Прослеживая историю культуры древних египтян, можно сказать, что и эти народы придавали большое значение украшениям.
Менялись эпохи, шли года, менялась мода, что уходило в прошлое, а что – актуально и сейчас.
Выступление учениц. (презентации сделанные учащимися)
Серьги – украшение для ушей; встречается у всех народов древности, от египтян до римлян. Серьгами приписывалась сила амулета, предохраняющего от болезней, поэтому носили их не только женщины и дети, но и мужчины. Правда, в Древней Греции и Риме серьги носили только женщины, поскольку серьга в ухе мужчины была обычно признаком рабства. Материалы для серег используются самые разнообразные: серебро, золото, пластмасса, бамбук и м. др.
Браслеты: первоначально мужское и женское украшение, которое носили на запястье или выше локтя. У германских воинов он служил символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XVII века браслет становится исключительно женским украшением.
Колье – ожерелье с драгоценными украшениями, подвесками. Эти украшения больше подойдут к вечернему, праздничному наряду
Брошь – украшение лацкана на жакете или вечернее платье.
Бижутерия подходит практически всем стилям и возрастам (исключение, разве, только что в деловой одежде, где лучше использовать тоненькую шейную цепочку из золота);
Но главное – знать меру: из-за чрезмерного увлечения «побрякушками» женщина может быть похожа на новогоднюю елку.
Бант – остается одним из самых любимых атрибутов дамского платья с незапамятных времен, поскольку способен оживить и украсить любую хламиду.
Цветок – человек научился использовать для украшения одежды одно из самых тонких, дивных и нежных творений – цветок.
Перчатки – украшение и средство защиты рук. Были уже известны в Древнем Египте. Египтянки и римляне защищали перчатками руки во время работы и еды.
Кожаные рукавицы или рукавицы из железных колец были частью охотничьего, или воинского снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства богато украшали золотом, серебром, драгоценными камнями.
Дамы дарили свою перчатку кавалеру в знак своей особой расположенности.
Перчатки украшались драгоценными камнями, мехом, вышивкой, позже – кружевами.
Сегодня перчатки являются неотъемлемой частью мужской, женской, детской одежды. Подбирать перчатки желательно в одной гамме с пальто, курткой, костюмом, головным убором, обувью.
Галстук – декоративный элемент одежды. Галстук поистине многолик. Его носят банковские служащие, без него немыслим костюм бизнесмена, он один из любимых аксессуаров женщин. Его предшественник - шейный платок - впервые был замечен у древних римлян. С его помощью пытались защитить себя от холода, а не украсить одежду. Галстук надевают к рубашке, с блузой. Может иметь деловой, строгий характер или быть нарядным дополнением. В этом случае его делают из легких, шелковых или блестящих тканей.
Шарф – еще одно дополнение к одежде. В России первыми людьми, надевшими шарф, были офицеры. Это произошло в середине XVIII века. Вскоре и эту деталь мужского костюма захватили женщины.
Шарф – это не только предмет для согревания шеи, но и один из важнейших аксессуаров одежды. Шарфы бывают разные по стилю, должны соответствовать одежде.
Необходимо помнить, что для строгого делового костюма – подходят сдержанные тона. Яркие цвета, со смелыми рисунками придают костюму, платью легкомысленный вид.
Так, объемное кашемировое пальто «не терпит» слишком тонких тканей шарфов, а к костюму из изящной ткани никак не подходит шарф из шерсти
Зонт – устройство, предназначенное для защиты человека от дождя или от солнечных лучей. Зонт существовал ещё в XI веке до н. э. Именно это время считается временем изобретения зонта. Родиной зонта считают Китай или Египет. В России зонты появились в конце 18 века. Интересные факты: первые зонтики предназначались именно как защита от солнца, а не от дождя. На первый взгляд может показаться, что слово «зонтик» – уменьшительно-ласкательное от слова «зонт». Но сначала в русский язык вошло именно слово «зонтик» (от нидерл. zonnedek – «навес от солнца») и лишь потом сформировалось слово «зонт».

Рис. 1.

Блок «Психологическая разгрузка». Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
Блок «Интеллектуальная разминка» В 21 веке одежда стала намного проще, удобнее, демократичнее. Однако аксессуары не вышли из моды.
Рассмотрите журналы мод и назовите модные аксессуары
Вопрос: Нужно ли уметь правильно подбирать украшения? Ваше мнение
Основные принципы подбора украшений мы с вами определим:

  1. Украшений не должно быть много.
  2. Все выбранные украшения должны отвечать особенностям фигуры. Людям с короткой (недостаточно вытянутой шеей) нельзя носить короткие бусы, а только длинные, которые, заодно, придадут стройность фигуре. Правда, при условии, что ноги не слишком коротки; в этом случае надо отдать предпочтение бусам средней длины.
  3. В идеале украшения должны составлять комплект (или гарнитур), если такой возможности нет, то тогда они должны быть в одной цветовой гамме, и выполнены из одинаковых материалов (запись в тетрадь).

Мозговой штурм: Игра «Стилист». Работа в группах
- А теперь представьте себя стилистами.
Внимательно рассмотрите эскизы костюмов и найдите три эскиза костюмов, к которым никаких аксессуаров добавлять не надо, а вот к другим трём можно и добавить что-нибудь для акцента (нужно дорисовать на эскизе). Проявите свою фантазию и обоснуйте свой выбор.
Задание: Подобрать подходящий аксессуар, объяснить, почему именно этот аксессуар вы выбрали.
Демонстрация изделий и аксессуаров и объяснение выбора учащимися
Блок «Содержательная часть 2»
Цветы
С полей несётся голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюблённой,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.

Сестра цветов, подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони А. Фет

Изготовление аксессуара «Цветок» (25 минут) Т.Б. и технологическая карта по изготовлению цветка.
Технологическая карта изготовления броши «Цветок»
Материалы и инструменты:
1. Лоскуток ткани 30 -40 см, шириной 7-10 см
2. Булавки, иголки , нитки
3. Термоклеевой пистолет
4. основа для броши.
5. Фетр 3-5 см

Таблица 1
 
 
Психологическая разгрузка во время практической работы Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Блок «Резюме»: Наш урок подошёл, оцените свою работу по изготовлению броши.
Что получилось?
Что узнали нового на уроке?
Выставление оценок.
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от17 декабря 2010г.№1897)
  2. УтемовВ.В.. Зиновкина М.М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ//Коцепт- 2013-Современные научные исследования. Выпуск 1-ART 53572-URL://e-koncept.ru/2013/53572.htm
  3. УтемовВ.В.. Зиновкина М.М., Горев П.М Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. Учебное пособие- Киров АНОО» Межрегиональный ЦИТО» 2013- с.212

Похожие публикации