Войти / Зарегистрироваться

Мастерская кожевенного ремесла

Получить свидетельство
Автор: Коршикова Ольга Юрьевна

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы
Художественная обработка кожи – широко распространённый на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская кожевенного ремесла» имеет художественно-эстетическую направленность. Настоящая программа предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей, социального и культурного самоопределения, творческой самоактуализации личности воспитанников через овладение практическими умениями и навыками работы с кожей.
Программа предусматривает освоение простых технических приёмов работы с разными видами кожи, с использованием несложных инструментов, для изготовления предметов бижутерии, элементов декорирования одежды, композиций, настенных панно и сувениров. В программу включены ознакомительные занятия по дизайну, истории и видам декоративно-прикладного искусства, истокам развития народных традиций.
При освоении данной программы у воспитанников формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность. Художественная деятельность детей находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.
 
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна заключается в том, что программа синтезирует два направления: освоение языка художественной выразительности (создание художественных композиций из кожи), а также языка декоративно-прикладного искусства (народный кожевенный промысел).
Педагоги-психологи отмечают, что работа с кожей особенно интересна, она приучает детей быть внимательными и ответственными, ведь приходится работать со спичками и свечой, с шилом, булавками, пинцетом. А так же, при работе с кожей воспитанники прилагают намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развиваются мышцы, массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов и улучшается самочувствие. Кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.
Актуальность программы состоит в том, что творческая деятельность воспитанников по работе с кожей создает своеобразно эмоционально наполненную среду увлечённых детей и педагогов, в которых осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность данной программызаключается в том, что она отвечает потребности общества и образовательным стандартам в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников.
Программа ««Мастерская кожевенного ремесла»» включает в себя изучение и овладение художественными приёмами работы с кожей.
 
1.3.Цель и задачи программы
Цель программы состоит в том, чтобы дать детям возможность проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного творчества в процессе постижения мастерства художественной работы с кожей.
В соответствии с обозначенной целью решаются следующие задачи:
Обучающие: познакомить с историей народных кожевенных промыслов; обучить основным приёмам и навыкам работы с кожей; обучить основным принципам построения декоративной композиции и основам цветоведения; научить самостоятельному совершенствованию и применению полученных знаний и умений в практической деятельности.
Развивающие: развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха в декоративно-прикладном творчестве; развитие творческого потенциала личности воспитанника; развитие познавательной активности и способности к самообразованию; развитие умения контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности; развитие стремления к творческой самореализации средствами декоративно-прикладного творчества (работа с кожей); развитие толерантного мышления.
Воспитывающие: формирование ценностных ориентаций воспитанников (Истина, Добро, Красота, Гуманизм, Родина); формирование уважительного отношения к чужому труду; воспитание социально–психологического чувства удовлетворения от изделия, сделанного своими руками; воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину – Оренбуржье.
 
1.4. Отличительные особенности данной общеобразовательной программы
В процессе разработки данной программы были проанализированы: образовательная программа творческого объединения «Мир кожи» (Т. В. Анджапаридзе, г. Щелково, Московская область), а также «Декоративная обработка кожи» (А. А. Ерошкина, г. Нижневартовск), курс «Художественная обработка кожи» (С. М. Злоказова, г. Москва), авторская программа «Художественная обработка кожи» (О. А. Вонсович, г. Екатеринбург).
Отличие программы ««Мастерская кожевенного ремесла»» от выше названных состоит в следующем:
  • по цели: программа ««Мастерская кожевенного ремесла»» направлена на творческое раскрытие детей в области декоративно-прикладного творчества (художественная работа с кожей); образовательная программа творческого объединения «Мир кожи» Анджапаридзе Т.В. направлена на создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной работе с кожей – одному из видов декоративно-прикладного творчества;
  • по содержанию: программа ««Мастерская кожевенного ремесла»» предусматривает прохождение детьми двух этапов изучения и овладения художественными приёмами работы с кожей по годам обучения: 1-ый год – обучающий, 2-ой год – активный деятель(репродуктивный). Программа «Мир кожи» Анджапаридзе Т.В. включает в себя три уровня: базовый курс «Сувенирная лавка», основной курс «Марья – искусница», специальный курс «Мастер – класс»;
  • по ожидаемым результатам: освоение программы ««Мастерская кожевенного ремесла» отслеживается по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника. В программе «Мир кожи» Анджапаридзе Т.В. ожидаемый результат отсрочен во времени. Конечный результат – это повышение уровня общей осведомленности и познавательной активности, самооценки и межличностных отношений, творческого развития ребенка в целом.
 
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 13-15 лет (школьного возраста). В первый год обучаются дети 13-14 лет, второй – 14-15 лет.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Реализация программы очень важна для определения сферы увлечений детей 13-15 лет. Среди интересов выделяются склонности к какой-то определённой области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию. Необходимо учитывать и новую позицию детей данного возраста в системе общественных отношений, осознание новой роли и овладение ими нравственным опытом в индивидуальной или совместной творческой деятельности, направленной на достижение цели, имеющей значение для всего коллектива.
 
1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа ««Мастерская кожевенного ремесла»» рассчитана на два года обучения, 360 учебных часов, из которых:
  • · первый год обучения – 144 часа; это начальный этап, на уровне исполнительской, обучающей деятельности, предполагает знакомство воспитанников с декоративно-прикладным творчеством, особенностями используемого в работе материала; обучение навыкам использования основных инструментов, освоение простейших технологических приёмов работы с кожей. Этап способствует развитию интереса к сотворчеству в коллективе. Воспитанники приобретают первичный опыт в представлении своих работ на выставках;
  • · второй год обучения – 216 часов; на данном этапе предполагается овладение специальными знаниями, умениями и навыками, более углубленное изучение технологии обработки кожи, изготовление сложных изделий с применением различных материалов (кожи, замши, меха, бисера, фурнитуры и др.), формируется более устойчивая потребность в занятии данным видом творчества, участие в выставках более высокого уровня;
 
1.7. Концепция программы
В основе программы лежат следующие ключевые идеи, на которые опирается весь учебно-воспитательный процесс.
Идея фольклорности заключается в художественной коллективной творческой деятельности и культурной общности воспитанников, которая реализуется в теме «Виды и жанры национального искусства (народные обычаи, обряды, прикладное искусство)». Содержание данной темы предполагает изучение народных фольклорных праздников встречи весны, зимы, осени и подготовка к ним (изготовление аксессуаров, подарков и сувениров из кожи для проведения игрищ и забав).
Идея сочетания теории и практики. Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала: освоение языка художественной выразительности (цветоведение, композиция, стилизация), а также языка декоративно-прикладного искусства (декоративные композиции из кожи).
Идея разновозрастного образования. Среди детей разного возраста ребёнок последовательно и гармонично переживает своё взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на младших, он может видеть, каким он был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, они – главные помощники педагогу. Старшие воспитанники обладают опытом, который они передают младшим. Со временем воспитанник постепенно осваивает все сложные действия и теперь уже сам помогает педагогу, он сам может прийти младшим на выручку. И это ощущение созревает в самом ребёнке. Ребёнок получает опыт.
Идея интеграции учебной и поисково-исследовательской деятельности. Основной творческой задачей каждого ребенка является создание собственной модели или композиции. Работа начинается с поисковой деятельности детей. Сбор информациив музее, библиотеке постепенно формирует у детей устойчивый интерес к самостоятельному поиску знаний. Собранный материал оформляется и систематизируется.
Идея восхождения. Ребёнок проходит весь путь от разработки эскиза до создания и демонстрации собственной авторской модели. Во время обучения кроме формирования специальных знаний и умений в детях происходят личностные изменения, расширение кругозора, формирование эстетического вкуса, повышается духовный и нравственный уровень, уверенность в себе. За время обучения происходит восхождение воспитанников к общечеловеческим ценностям, таким как: Красота, Добро, Истина, Отечество.
 
1.8. Режим и формы занятий
Занятия учебных групп проводятся:
1-й год – 2 занятия в неделю по 2 часа;
2-й год – 3 занятия в неделю по 2 часа;
Занятия проводятся по 2 академических часа с 10-минутными перерывами каждый час.
Основными формами образовательного процесса являются: практико-ориентированные учебные занятия; творческие мастерские; экскурсии в музеи и выставочные залы; тематические праздники, конкурсы, выставки; семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учётом его возможностей); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма); групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др мероприятиям).
 
1.9. Ожидаемые результаты и способы их проверки
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития воспитанника.
В структуре планируемых результатов определяются ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков воспитанники овладевают на уровне:
- актуального развития (исполнительская компетентность – репродуктивная работа с кожей хорошо освоенная и выполняемая практически автоматически);
- зоны ближайшего развития («перспективные действия» - находящиеся ещё в стадии формирования, что лежит в основе дальнейшего развития детей в области декоративно-прикладного творчества).
Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий художественной работы с кожей, опыт деятельности по получению новых знаний в области декоративно-прикладного творчества (кожаной пластики), его преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов декоративно-прикладного творчества, лежащей в основе современных направлений: дизайн, стилизация и т.д.
Проверка результатов проходит в форме игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.); собеседования (индивидуальное и групповое); опросников; тестирования; проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Метапредметные результаты овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования декоративно-творческой деятельности при работе с кожей, замшей, мехом, бисером, фурнитурой и др.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: занятия-конкурсы на повторение практических умений, занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребёнком), отчетные выставки объединения, участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня. Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребёнка, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность российской, гражданской идентичности.
Для оценки сформированности и развитости личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребёнка в объединении, деловые качества воспитанника) используется: простое наблюдение, проведение ролевых игр, опросники, анкетирование, психолого-диагностические методики. Диагностика проводится по окончании первого полугодия и в конце учебного года. Результаты педагогического мониторинга заполняет педагог в карте индивидуального развития
 
1.10. Формы подведения итогов реализации программы
После первого года обучения по дополнительной общеобразовательной программе ««Мастерская кожевенного ремесла»» каждый воспитанник готовит презентацию своих лучших работ, выполненных за отчётный период обучения в виде несложной композиции на выставке-конкурсе «Я –Подмастерье». На итоговое занятие приглашаются родители, выпускники прошлых лет. В конце второго года обучения проводится выставка-конкурс «Я – Мастеровой», на которую также приглашаются родители, выпускники прошлых лет и воспитанники первого года обучения.
В завершении обучения по программе ««Мастерская кожевенного ремесла»» проводится заключительная выставка «Я – Мастер», на которую приглашаются родители, выпускники прошлых лет и воспитанники первого года обучения. По итогам работы за весь период обучения вручаются благодарственные письма родителям лучших выпускников.
 
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
2.1. Первый год обучения

Наименование раздела/ темы

Количество часов

всего

теория

практика

1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

2

1

1

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

40

16

24

2.1.

Древние корни народного искусства

2

1

1

2.2.

История обработки кожи

2

1

1

2.3.

Как подготовить старую кожу для работы

4

1

3

2.4.

Организация рабочего места. Инструменты и приспособления

6

2

4

2.5.

Приёмы работы с кожей

2

1

1

2.6.

Соединение деталей

6

3

3

2.7.

Приёмы декоративной обработки кожи

8

4

4

2.8.

Термообработка кожи. Брелок для ключей «Ящерка»

4

1

3

2.9.

Плетение по перфорации

6

2

4

3.УКРАШЕНИЯ ИЗ КОЖИ

39

12

27

3.1.

Кулоны «Вишенка», «Смородинка»

2

1

1

3.2.

Кулон с «шишечками»

3

1

2

3.3.

Брелок для ключей «Лист»

4

1

3

3.4.

Кулон чёрный овальный с мехом и подвесками

4

2

2

3.5.

Украшения для ёлки

4

1

3

3.6.

Мастерская Деда Мороза

6

1

5

3.7.

Кожаная бижутерия

4

1

3

3.8.

Панно для кухни «Вишни», «Виноград»

6

2

4

3.9.

Брошь «Роза» для мамы

6

2

4

  1. 4.                  ПОДАРОЧНЫЙ

19

6

13

4.1.

Футляр для ключей «Сердечко»

2

1

1

4.2.

Брелок «Медвежонок». Игрушка тильда

8

2

6

4.3.

Игрушка «Слон» - крючок для ключей

5

2

3

4.4.

Рюкзачок для подруги

4

1

3

5. ВЕСНОВКИ

42

9

33

5.1.

Сороки – закличка весны. Жаворонки

2

1

1

5.2.

Заколка «Бантик»

4

1

3

5.3.

Первоапрельские чудеса-кудеса (день шутки и смеха)

2

1

1

5.4.

Пасхальная неделя

6

1

5

5.5.

Салфетка ажурная

6

1

5

5.6.

Девичий праздник - Ляльник. Плетение венка

2

-

2

5.7.

Ваза, украшенная веткой винограда

8

2

6

5.8.

Розы в вазе. Букет из 3 цветов

6

2

4

5.9.

Работа по выбору

6

-

6

6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Я ПОДМАСТЕРЬЕ»

2

-

2

ИТОГО

144

44

100

 
2.1.1Содержание разделов программы 1-го года обучения
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. В рамках этого раздела воспитанники знакомятся с рождением и развитием кожевенного ремесла, изучают исторические факты (раскопки гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V в. до н.э.); с развитием способов выделки кожи и основными этапами выделки (дубление, обезволашивание) по древнеегипетским барельефам и рисункам.
Воспитанники осваивают основные отличия натуральной кожи от кожзаменителя и приемы реставрации старой кожи и подготовки её к работе практически. Получают необходимые навыки работы с инструментами и приспособлениями для работы с кожей и с учётом правил техники безопасности. Знакомятся с основными приёмами декоративной обработки кожи.
Реализация раздела предполагает обязательные ознакомительные экскурсии в Краеведческий музей города.
УКРАШЕНИЯ ИЗ КОЖИ. В данном разделе воспитанники учатся и отрабатывают основные простейшие приёмы работы с кожей посредством изготовления кожаной бижутерии по готовым лекалам и шаблонам с использованием разных видов кожи, отрабатывают навыки пользования инструментами, приспособлениями, учатся правильно оформлять готовое изделие.
Раздел содержит воспитательные беседы по культуре поведения, истории родного края, народным промыслам и др.
ПОДАРОЧНЫЙ ОТДЕЛ. В данном разделе воспитанники изучают виды соединительных швов, а так же крой более сложных деталей. Отрабатывают навыки работы с пробойником и резаком. Учатся использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данном виде творчества; знакомятся с правилами ухода за изделиями из кожи.
ВЕСНОВКИ. Данный раздел приобщает воспитанников к русской народной культуре через проведение весенних праздников игр и забав: «Сороки», «Чудеса-Кудеса», «Ляльник». Праздник в традиционной культуре всегда знаменовал начало «нового времени». К празднику готовились, изготавливая обрядовые украшения, отребуты и предметы, и украшали ими жилище.
 
2.2.Второй год обучения

Наименование раздела/темы

Количество часов

всего

теория

практика

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

2

1

1

2. ОСЕНИНЫ

61

20

41

2.1.

Сентябрь-рябинник. Народные приметы и забавы

5

1

4

2.2.

Кожа – материал для рукоделия

6

2

4

2.3.

Подготовка кожи к работе

4

2

2

2.4.

Кройка заготовок. Шерфование. Конструирование

2

1

1

2.5.

Соединение деталей

4

2

2

2.6.

Именинные дни «День Ангела»

2

-

2

2.7.

Оплётка

4

1

3

2.8.

Переплетение нитей

2

1

1

2.9.

Октябрь - свадебник

2

-

2

2.10.

Отделка кожаных изделий

12

4

8

2.11.

Термо- и влагообработка

12

3

9

2.12.

Выжигание. Золочение. Аппликация

6

3

3

3. МИР РАДОСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ

56

15

41

3.1.

Симфония цвета. Осенний колорит

4

2

2

3.2.

«Матрёнин день»

4

1

3

3.3.

Панно в технике аппликация «Завтрак»

8

2

6

3.4.

Новогодняя игрушка «Звезда»

8

2

6

3.5.

Работы по самостоятельному замыслу

8

2

6

3.6.

Панно «Деревенька моя»

12

3

9

3.7.

Искусство первобытных людей «Петрогриф»

12

3

9

4. ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ ИЗ КУСОЧКОВ КОЖИ

91

26

65

4.1.

Ключницы

5

2

3

4.2.

Кошелёк-кулон

7

2

5

4.3.

Кошелёк для мамы

8

2

6

4.4.

Бумажник с кошельком

8

2

6

4.5.

Очечник с плетением

6

2

4

4.6.

Кулон-футляр для ручки

4

1

3

4.7.

Интерьерная игрушка «Тильда кот»

11

2

9

4.8.

Обереги

4

1

3

4.9.

Салфетки

8

2

6

4.10.

Ваза для цветов

8

2

6

4.11.

Шкатулка с драпировкой

10

3

7

4.12.

Картина «Пейзаж у озера»

12

5

7

  1. 5.                  ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Я - МАСТЕРОВОЙ»

6

-

6

ИТОГО

216

62

154

 
2.2.2 Содержание разделов программы 2-го года обучения
ОСЕНИНЫ. В этом разделе воспитанники продолжают знакомиться с русскими народными праздниками осени, народными приметами, обрядами и забавами. Проводятся праздники «Рябинник», «День ангела», «Матрёнин день». При изготовлении обрядовых украшений воспитанники изучают виды декоративной обработки кожи, технологические особенности термической обработки кожи, золочение, выжигание. В рамках этого раздела воспитанники получают более глубокие и детальные сведения об истории применения кожи человеком (одежда, обувь, посуда, жилища, музыкальные инструменты, транспортные средства, военное снаряжение), устойчивые знания техники безопасности с инструментами и электроприборами а так же знакомство с программой на учебный год.
МИР РАДОСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ. В рамках этого раздела воспитанники знакомятся с основами цветоведения (дополнительные и основные цвета цветового круга). Работают с линейным и цветовым эскизом. Выполняют работу в технике аппликации из кожи. Знакомятся с техникой «петроглиф» (техника первобытного наскального рисунка), выполняют панно в этой технике. Воспитанники самостоятельно разрабатывают эскизы, изготавливают шаблоны и отрабатывают навыки самостоятельного поэтапного выполнения изделия. Раздел предполагает активное участие в выставках и конкурсах различного уровня.
ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ ИЗ КУСОЧКОВ КОЖИ. В этом разделе воспитанники учатся экономичному подходу к материалу, его рациональному использованию. Узнают секреты мастерства при работе с кожей, используя уже имеющиеся знания различных видов швов (соединительных и декоративных), секреты сочетания материала различной фактуры. Учатся самостоятельно находить цветовые решения изделий.
3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
3.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
Тема 1.1. Введение в общеобразовательную программу
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Презентация творческого объединения ««Мастерская кожевенного ремесла»». Правила поведения на занятиях. Техника безопасности. Материалы, инструменты, требуемые для занятия. История зарождения кожевенного ремесла.
ПРАКТИКА: Экскурсия в творческое объединение ««Мастерская кожевенного ремесла»», посещение выставки творческих работ выпускников и воспитанников 2-ого года обучения, просмотр фотоматериалов и работ воспитанников объединения. Изготовление брелока «Черепашка» по заготовленным деталям.
Раздел 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Тема 2.1. Древние корни народного искусства
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: История возникновения народных промыслов.
ПРАКТИКА: Экскурсия в музей.
Тема 2.2. История обработки кожи
(1 час теории,1 час практики)
ТЕОРИЯ: Древние произведения искусства из кожи и дальнейшее развитие ремесла.
ПРАКТИКА: Дубление – обработка шкур.
Тема 2.3. Как подготовить старую кожу для работы
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Способы окрашивания кож.
ПРАКТИКА: Глубокое окрашивание, растительными красителями (отвар дубовой коры, коры ивы, концентрированный раствор марганцовокислого калия)
Тема 2.4. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления
(2часа теории,4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Оборудование мастерской и своего рабочего места. Умение планировать рабочее время. Разнообразие инструментов для работы с кожей (пробойники, шило, резак, ножницы «зигзаг», клей, пила, лобзик)
ПРАКТИКА: Отработка навыков использования инструментов для работы с кожей.
Тема 2.5. Приёмы работы с кожей
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Ознакомить со свойствами кожи. Реставрация кож.
ПРАКТИКА: Крой деталей, шерфование - это приём утончения  краёв кожи.
Тема 2.6. Соединение деталей
(3 часа теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Шитьё вручную, техника выполнения двухигольного шва. Разновидности соединительных швов.
ПРАКТИКА: Выполнение швов на кусочке кожи. Беседа «Осенины. Народные приметы».
Тема 2.7. Приёмы декоративной обработки кожи
(4 часа теории, 4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Оплётка одинарным стежком, «венецианским», двойным стежком, перекрёстным, петельным стежком.
ПРАКТИКА: Выполнение оплёток на образцах кожи. Творческое задание придумать «фантазийный» стежок и выполнить его на образце.
Тема 2.8. Термообработка кожи. Брелок для ключей «Ящерка»
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Знакомство с разнообразием видов черепах. Последовательность выполнения брелока.
ПРАКТИКА: Изготовление шаблонов. Выкраивание деталей из кожи, термообработка панциря черепашки, соединение деталей. Роспись готового брелока акриловыми красками. Коллективный просмотр готовых изделий, обсуждение работ.
Тема 2.9. Плетение по перфорации
(2 часа теории,4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Орнамент как основа для перфорации. Различные способы плетения по перфорации (с дополнительным ремешком, «корзиночка», мережка)
ПРАКТИКА: Прорисовка орнамента, пробивание отверстий пробойником, продёргивание шнурка.
Раздел 3. УКРАШЕНИЯ ИЗ КОЖИ
Тема 3.1. Кулоны «Вишенка», «Смородинка»
(1 час теории,1 час практики)
ТЕОРИЯ: Цветовой круг. Родственные цвета. Неординарность решения в цвете. Цвет, его значение.
ПРАКТИКА: Подбор кусочков кожи в цвете. Выполнение шаблона деталей. Вырезание деталей из кожи. Термообработка деталей. Склеивание деталей. Оформление готового кулона (срезы деталей тонировать краской).
Тема 3.2. Кулон с «шишечками»
(1 час теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Линейное построение шаблонов геометрического вида. Техника выполнения «шишечек».
ПРАКТИКА: Подбор материала, Последовательное изготовление кулона.
Беседа «Уроки бережливости- этому надо учиться»
Тема 3.3. Брелок для ключей «Лист»
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Декоративное и реалистичное изображение предметов. Стилизация. Разнообразие пород деревьев и листьев.
ПРАКТИКА: Карандашный набросок стилизованных листочков. Изготовление шаблонов деталей. Поэтапное изготовление брелока. Беседа «Добро и зло».
Тема 3.4. Кулон чёрный овальный с мехом и подвесками
(2 часа теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Народное декоративно-прикладное искусство. Соотношение красоты и пользы. Кулон в стиле народов Севера. Контрастные цвета. Украшение изделия деревянными бусами, бисером.
ПРАКТИКА: Изготовление  шаблонов и поэтапное изготовление кулона.
Тема 3.5.Украшения для ёлки
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Как встречают Новый год в других странах. Восточный календарь.
Значение и трактовка наступающего года.
ПРАКТИКА: Изготовление новогоднего сувенира «Сапожок». Украшение кабинета. Игры на воздухе «Снежки».
Тема 3.6. Мастерская Деда Мороза
(1 час теории, 5 часов практики)
ТЕОРИЯ: Резиденция Деда Мороза. Зимние сказки бабушки Агафьи.
ПРАКТИКА: Изготовление еловой ветки и игрушки «Колокольчик»
Тема 3.7. Кожаная бижутерия
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Различные техники выполнения бижутерии (обмотка, обтяжка, перфорация) подбор узора для перфорации.
ПРАКТИКА: Поэтапное изготовление кулона. Катание на коньках.
Тема 3.8. Панно для кухни «Вишни», «Виноград»
(2 часа теории, 4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Декоративное искусство. Стилизация. Цветовой круг. Плоскостное изображение.
ПРАКТИКА: Эскиз работы в цвете. Подбор материала. Изготовление шаблонов с эскиза. Вырезание деталей из кожи, тепловая обработка деталей. Приклеивание деталей на основу. Оформление работы в раму.
Тема 3.9. Брошь «Роза» для мамы
(2 часа теории, 4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Симметрия центральная и осевая. Фактура кожи. Изготовление розы.
ПРАКТИКА: Поэтапное изготовление броши. Мини выставка «Мастерилка» работ воспитанников.
Раздел 4. ПОДАРОЧНЫЙ
Тема 4.1. Футляр для ключей «Сердечко»
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Праздник «День святого Валентина», история праздника.
ПРАКТИКА: Поэтапное выполнение футляра. Оформление футляра по своему эскизу.
Тема 4.2. Брелок «Медвежонок». Игрушка тильда
(2 часа теории, 6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Как живут медведи в природе. Разные виды медведей. Медведь в стиле примитивной куклы «тильда».
ПРАКТИКА: Разработка эскиза. Изготовление шаблона по своему рисунку. Поэтапное выполнение брелка на телефон.
Тема 4.3. Игрушка «Слон» - крючок для ключей
(2 часа теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Интерьерная игрушка. Беседы об искусстве, примитивизм как стиль .
ПРАКТИКА: Поэтапное выполнение игрушки.
Тема 4.4. Рюкзачок для подруги
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Основы изготовления рюкзака. Беседа «Что такое дружба».
ПРАКТИКА: Изготовление рюкзачка по этапам. Украшение изделия. Обсуждение готовых работ. Диспут, обсуждение статьи «Смерть предательнице».
Проведение праздника «От всей души»
Раздел 5. ВЕСНОВКИ
Тема 5.1. Сороки - закличка весны. Жаворонки
(1 час теории,1 час практики)
ТЕОРИЯ: Занятие праздник «Жаворонушки». Игры и забавы, песенные заклички весны.
ПРАКТИКА: Изготовление по готовым шаблонам «жаворонков»
Тема 5.2. Заколка «Бантик»
(1 час теории,3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа Русские народные весенние игры и состязания.
ПРАКТИКА: Изготовление заколки по готовым шаблонам.
Тема 5.3. Первоапрельские чудеса–кудеса (день шутки и смеха)
(1 час теории,1 час практики)
ТЕОРИЯ: Как на Руси появился праздник шутки и смеха. Весёлые розыгрыши, шутки.
ПРАКТИКА: Изготовление «Колокольчика» по своему эскизу.
Тема 5.4. Пасхальная неделя
(1 час теории, 5 часов практики)
ТЕОРИЯ: Пасхальное воскресенье. Старинные традиции.
ПРАКТИКА: Изготовление пасхальных яиц в технике наклеивания встык.
Отделка некоторых деталей пробойником.
Тема 5.5. Салфетка ажурная
(1 час теории, 5 часов практики)
ТЕОРИЯ: Построение узора в круге.
ПРАКТИКА: Разработка растительного узора в круге. Работа пробойниками и резаком. Изготовление салфетки.
Тема 5.6. Девичий праздник – Ляльник. Плетение венка
(2 часа практики)
ПРАКТИКА: Праздник проводится с выходом на луг или поляну. Собираем венки, плетём веночки. Проведение весенних забавы (подвижные игры). Обряд заканчивается весёлой трапезой.
Тема 5.7. Ваза, украшенная веткой винограда
(2 часа теории, 6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Тёплые и холодные тона, дополнительные цвета, оттенки. Последовательность изготовления вазы в технике обтяжки встык.
ПРАКТИКА: Выполнение эскиза вазы. Поэтапное изготовление сувенира.
Тема 5.8. Розы в вазе. Букет из трёх цветов
(2 час теории, 4 часа практики)
ТЕОРИЯ: РОЗА- Царица цветов. Какими бывают розы. Что символизируют.
ПРАКТИКА: Изготовление трёх роз по готовым шаблонам.
Тема 5.9. Работа по выбору
(6 часов практики)
ПРАКТИКА: Выбор самостоятельных творческих работ. Выполнение творческих работ. Итоговое тестирование и анкетирование в конце первого года обучения.
Раздел 6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Я - ПОДМАСТЕРЬЕ»
Тема 6.1. Итоговое занятие
(2 часа практики)
ПРАКТИКА: Выставка работ для родителей.
 
3.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема 1.1. Вводное занятие
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Встреча старых друзей. Правила поведения на занятиях. Ознакомление с общеобразовательной программой на учебный год. Правила поведения на занятиях с целью сохранения здоровья, жизни. Правила Т.Б.
ПРАКТИКА: Беседа на тему «Как я провёл лето». Игра на знакомство «Вернисаж».
Раздел 2. ОСЕНИНЫ
Тема 2.1. Сентябрь – рябинник. Народные приметы и забавы
(1 час теории, 4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Сентябрь - Золотое лето. Народные праздники и приметы в сентябре.
ПРАКТИКА: Карандашный набросок панно «Рябинка».
Тема 2.2. Кожа – материал для рукоделия
(2 часа теории. 4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Факторы, влияющие на кожу. Виды кожи. Раскрой шкуры: наиболее плотная эластичная кожа со спины и боков (чепрак); более тонкая и слабая кожа с шеи (вороток); кожа с брюха еще более мягкая и неравномерная (пола).
ПРАКТИКА: Подбор материала (цвет, выделка) для панно «Рябинка», подготовка основы картины. Осенние игры и состязания на свежем воздухе «Карусель», «Растеряхи».
Тема 2.3. Подготовка кожи к работе
(2 часа теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Ознакомить с тремя способами дубления кожи. Структура кожи.
ПРАКТИКА: Выполнение дубления на примере куриной лапки. Изготовление шкурки.
Тема 2.4. Кройка заготовок. Шерфование. Конструирование
(1 час теории,1 час практики)
ТЕОРИЯ: Конструирование лекал кошелька. Совет мастера: «Не имеет смысла добиваться полного соответствия частей кроя путём долгих измерений и зарисовок. Ножницами вы достигните того же эффекта быстрее и точнее». Приёмы кроя.
ПРАКТИКА: Изготовление лекала кошелька. Выкраивание деталей из кожи.
Тема 2.5. Соединение деталей
(2 часа теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Технология выполнения соединительных швов: шитьё вручную - тамбурный шов.
ПРАКТИКА: Выполнение шва вручную. Виды швов. Разметка шва при помощи измерителя. Соединение деталей кошелька.
Тема 2.6. Именинные дни «День Ангела»
(2 часа практики)
ПРАКТИКА: Проведение праздника в народном стиле.
Тема 2.7. Оплётка
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Сыромятная оплётка – одна из самых древних кожевенных техник. Изделия в этническом стиле. Способы вырезания шнурка.
ПРАКТИКА: Вырезание шнурка, отделка края кошелька сыромятной оплёткой. Советы мастера: как можно вырезать длинную полоску из маленького лоскутка. Как выровнять вырезанную полоску. Как скрыть соединение оплётки.
Тема 2.8. Переплетение нитей
(1 час теории, 1 час практики)
ТЕОРИЯ: Познакомить с основными приёмами плетения из кожи: плоское плетение, круглое плетение.
ПРАКТИКА: Выполнение плетения на верхнем клапане кошелька. Советы мастера: плоское плетение старайтесь плести плотнее, при использовании изделия оно будет меньше растягиваться. При цветном плетении лучше выбрать два родственных оттенка, чтобы избежать кричащих сочетаний.
Тема 2.9. Октябрь - свадебник
(2 часа теории)
ТЕОРИЯ: Народные, свадебные обряды «Шуточная свадьба».
Тема 2.10. Отделка кожаных изделий
(4 часа теории, 8 часов практики)
ТЕОРИЯ: Приёмы осуществления отделки кожаных изделий. Знакомство с техникой - батик.
ПРАКТИКА: Практическое выполнение на образцах кожи различных накладок. Роспись кожи в технике батика. Совет мастера - отделке батиком подлежат только кожи натурального цвета или кожи, окрашенные в бочках. Браслет, выполненный в технике обтяжки. Жмурка (драпировка) осенних листочков. Картина «Осенние листья».
Тема 2.11. Термо- и влагообработка
(3 часа теории, 9 часов практики)
ТЕОРИЯ: Простейший приём – «жарение». Техника папье-маше для основы маски.
ПРАКТИКА: Последовательное изготовление бутыля с маской. Советы мастера: Кожа при нагревании плавится, старайтесь не пережечь, чтобы не испортить изделие Виды техник применённых в изделии - обтяжка, термообработка, жмурка.
Тема 2.12. Выжигание. Золочение. Аппликация
(3 часа теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Аппликация – как способ создания художественных изображений путём наложения кусочков кожи. Виды кож наиболее подходящих для аппликации.
ПРАКТИКА: Поэтапное выполнение панно «Сидит кошка на окошке». Выставка работ воспитанников.
Раздел 3. МИР РАДОСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ
Тема 3.1.Симфония цвета. Осенний колорит
(2 часа теории, 2 часа практики)
ТЕОРИЯ: Цветовой круг. Цветовая выкраска осеннего колорита. Впечатления после пребывания в осеннем лесу. Стихи русских поэтов об осени.
ПРАКТИКА: Работа с красками, поиск колорита. Окраска кожи.
Тема 3.2. «Матрёнин день»
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Как на Руси отмечали этот праздник. Проведение праздника.
ПРАКТИКА: Изготовление обрядового кулона «пенёк»
Тема 3.3. Панно в технике аппликация «Завтрак»
(2 часа теории, 6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Объяснение  этапного выполнение панно.
ПРАКТИКА: Выполнение наброска в цвете. Обсуждение вариантов цветового решения. Подбор материала (кожи) по выделке. Изготовление деталей панно, тепловая обработка (по необходимости и замыслу автора). Приклеивание деталей на основу. Оформление панно в раму, золочение.
Тема 3.4. Новогодняя игрушка «Звезда»
(2 часа теории,6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Диспут «Мой самый любимый праздник Новый Год». История появления праздника на Руси. Посещение выставки музея ИЗО «Этот «сладкий» Новый Год»
ПРАКТИКА: Изготовление игрушки с использованием различных техник отделки кожи (обтяжка, жмурка, декоративная оплётка).
Тема 3.5. Работы по самостоятельному замыслу
(2 часа теории,6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Советы мастера. Использование ранее усвоенных приемов работы в создании авторского изделия. Продумывание этапов работы.Помощь педагога по необходимости. Беседа «Добро и зло».
ПРАКТИКА: Поэтапное выполнения изделия по своим наброскам. Подготовка к Городской выставке технического творчества «Векторы творчества».
Тема 3.6. Панно «Деревенька моя»
(3 часа теории, 9 часов практики)
ТЕОРИЯ: Законы композиции. Цветовой круг. Цвет и его значение Холодные и тёплые цвета. Художники пейзажисты.
ПРАКТИКА: Набросок в цвете «Деревенька моя». Поэтапное выполнение картины.
Тема 3.7. Искусство первобытных людей «Петрогриф»
(3 часа теории, 9 часов практики)
ТЕОРИЯ: Искусство палеолита, мезолита, неолита. Петроглифы. Экскурсия в музей им. Пушкина. Слайд шоу о первобытном искусстве.
ПРАКТИКА: Выполнение в технике петроглиф. Нанесение рисунка по технологии батика. Оформление работы в рамы с помощью шнуровки. Участие в городской выставке «Край родной»
Раздел 4. ПРИЯТНЫЕ МЕЛОЧИ ИЗ КУСОЧКОВ КОЖИ
Тема 4.1. Ключницы
(2 часа теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Модели ключниц: цельнокроеная и ключница с подвижным ремешком. Мода и аксессуары.
ПРАКТИКА: Разработка лекало по своему рисунку. Поэтапное изготовление ключницы, (с применением техники «оплётки»). Самооценка готового изделия.
Тема 4.2. Кошелёк–кулон
(2 часа теории, 5 часов практики)
ТЕОРИЯ: История праздника «Святого Валентина». Традиционные подарки «Валентинки». Развитие творческой инициативы воспитанников. Дополнение и выбор отделки кошелька элементами из пройденного материала.
ПРАКТИКА: Самостоятельная творческая работа. Поэтапное выполнение работы. Сборка и оформление готового изделия. Подготовка к Городской выставке – конкурсу «Творенье детских рук прекрасно»
Тема 4.3. Кошелёк для мамы
(2 часа теории, 6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Традиция праздника 8 марта. Разновидности выкройки кошелька. Конструирование деталей, цельнокроеного кошелька с двумя клапанами. Технология сборки кошелька.
ПРАКТИКА: Подбор кожи, выкраивание, по лекалу деталей кошелька. Отделка клапанов декоративными элементами (изученными ранее).
Тема 4.4. Бумажник с кошельком
(2 часа теории, 6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Искусство изготовления сувениров. Знакомство с лучшими традициями русского народа. Экскурсия в салон народных ремесел.
ПРАКТИКА: Определение приемов работы, цветовой гаммы. Анализ работ воспитанниками.
Тема 4.5. Очечник с плетением
(2 часа теории, 4 часа практики)
ТЕОРИЯ: Понятие эстетического вкуса: достаточность излишество, художественное чутье. Практика определения формы и назначения будущего изделия, поиск рисунка
ПРАКТИКА: Создание изделия по собственному замыслу. Выполнение эскиза. Отработка шаблонов и выкройки. Сборка и оформление изделия
Тема 4.6. Кулон-футляр для ручки
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: Украшение из кожи. Способы изготовления украшений из кожи с учетом свойств и видов кожи. Украшение выжиганием.
ПРАКТИКА: Самостоятельное, поэтапное выполнение изделия. Работа с прибором для выжигания. Отбор работ на выставку. Анализ работ воспитанниками. Организация выставки.
Тема 4.7. Интерьерная игрушка «Тильда кот»
(2 часа теории, 9 часов практики)
ТЕОРИЯ: История возникновения игрушки «тильды» слайд шоу видов игрушки, разнообразие материалов и традиционное исполнения изделия (ткани, шерсть, кожа). Выполнение эскиза. Отработка шаблонов и выкройки.
ПРАКТИКА: Поэтапное изготовление и оформление игрушки (золочение).
Тема 4.8. Обереги
(1 час теории, 3 часа практики)
ТЕОРИЯ: История культуры русского народа. Язычество. Обереги.
ПРАКТИКА: Создание изделия по собственному замыслу. Выполнение эскиза Тепловая обработка и сборка деталей, оформление изделия. Анализ работ.
Тема 4.9. Салфетки
(2 часа теории, 6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Анализ образцов салфеток. Орнаментальные мотивы. Символика узоров. Выбор декора. Цветовое решение.
ПРАКТИКА: Зарисовка схем. Выполнение  салфетки на основе изученных приёмов. Сборка и оформление.
Тема 4.10. Ваза для цветов
(2 часа теории, 6 часов практики)
ТЕОРИЯ: Декоративное и реалистичное изображение предметов. Эскиз вазы. Прорабатывание этапов выполнения вазы.
ПРАКТИКА: Подбор кожи, этапное выполнение, сборка и оформление изделия. Анализ работ.
Тема 4.11.Шкатулка с драпировкой
(3 часа теории, 7 часов практики)
ТЕОРИЯ: Народные ремесла и промыслы. Эскиз. Шаблоны и выкройки.
ПРАКТИКА: Выполнение каркаса шкатулки из картона, использование ранее изученных приёмов (обтяжка, жмурка (драпировка), термообработка деталей).
Тема 4.12. Картина «Пейзаж у озера»
(5 часов теории, 7 часов практики)
ТЕОРИЯ: Пейзаж как жанр. Историческая справка. Пейзаж в произведениях известных художников. Цветовая палитра. Цветовое решение. Выбор декора
ПРАКТИКА: Подбор материала. Изготовление шаблонов деталей картины. Наклеивание деталей на основу. Оформление работы в раму.
Раздел 5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Я – МАСТЕРОВОЙ»
Тема 5.1. Итоговое занятие «Я – мастеровой»
(6 часов практики)
ПРАКТИКА:Отбор работ на выставку. Анализ работ воспитанниками. Самоанализ. Организация выставки. Проведение отчётной выставки. День открытых дверей для родителей, вручение благодарственных писем родителям.
 
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Результат реализации программы ««Мастерская кожевенного ремесла»» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объёму и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
  • ·  Оборудование: столы для ручных работ; стол для электроплиты; стулья; шкафы для хранения изделий; электроплита с закрытой спиралью; электровыжигатель; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.
На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещённости люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.
  • ·  Инструменты и приспособления:набор ножниц (маленькие – маникюрные, большие – для работы с кожей, ножницы для бумаги, ножницы «зигзаг»); пробойники, полупробойники; нож для бумаги; шило; пинцет; молоток; плоскогубцы, наперсток; кусачки; линейка металлическая, угольник; штрих, гуашь, акриловые краски для кожи; карандаши, гелиевые ручки, фломастеры; альбомы для рисования; картон; клей «Мастер», ПВА; кожа разной выделки; рамки, лак, свечи, спички, молоток, кусок фанеры, проволока разного диаметра, мешковина (бортовка, ткань), скрепки, блестки, бутылки разных форм, баночки.
  • ·  Прикладной материал: ткани различной фактуры и расцветки; мех натуральный и искусственный; синтепон; поролон; остатки обоев, фурнитура (шнуры, тесьма, сутаж, атласные и капроновые ленты; кружева или плетёное кружевное полотно и т.д.); стеклярус, бусины, пайетки, бисер, стразы клеевые, заклепки, кнопки, пуговицы.
Серьезного внимания требуют инструменты, которые по весу и размеру должны соответствовать возрастным возможностям воспитанников и находится на своих рабочих местах.
Оформление кабинета должно нести обучающую, развивающую, воспитательную, информационную нагрузку.
  •  Методическое оснащение: методические плакаты (большая часть которых создается силами воспитанников совместно с педагогом); стенды с образцами материалов, инструментов; стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами; справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов, картотека с эскизами-образцами для первых учебных работ и с вариантами эскизов по каждому из заданий; фонд кинофильмов, диапозитивов, диафильмов, слайдов, компьютерных
альбомов-презентаций по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями воспитанников, а также по технологии работы с кожей; образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях), авторские работы педагога; раздаточный материал (шаблоны, схемы, эскизы, образцы).
Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие обучающимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают воспитанникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Кроме этого, повышается интерес к работе, и наглядно прослеживается связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.
   Для самостоятельной работы программа рекомендуется систематизация дидактического материала по всем основным темам. Материал должен иметь доступную форму восприятия.
В рабочем кабинете, по возможности, должна быть постоянно действующая выставка-демонстрация работ воспитанников. Дети видят результаты своего труда, учатся анализировать, делать оценку своего труда и участников коллектива.
В группе должно быть не более 15 человек. С таким количеством воспитанников можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу обучающихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что группа не перегружена детьми.
Так же необходимо следить за выполнением правил техники безопасности (приложение 6.2.), так как деятельность объединения связана с использованием электрических плит и свечей (при термообработке кожи).
С правилами безопасности труда педагог знакомит кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них, дополняя объяснением безопасных приёмов выполнения каждой технологической операции. Эти правила оформлены и размещены на видном месте, чтобы ребята могли видеть их постоянно. С первого занятия вводится самообслуживание по уборке учебного кабинета и рабочего места воспитанника.
Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлечённой, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства ребята нередко забывают, что нужно отдохнуть. Поэтому, через определённые промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, проводя гимнастику для  глаз и физкультурные минутки (приложение 6.2.).
Знакомство новичков с историей объединения «Волшебный мир кожи» рекомендуется начинать с экскурсии и показа выставки работ воспитанников, альбомов и стендов, где собираются материалы и результаты участия воспитанников в выставках и конкурсах и т.д.
Основной формой организации работы является занятие, содержание которого не ограничивается только информацией, имеющейся у педагога и обучающихся. Оно включает в себя опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, ценностям), опыт взаимодействия и общения всех участников деятельности.
В работе по изготовлению любого изделия можно выделить два основных этапа:
  • на первом создается схематическое изображение будущей работы и подбор необходимых материалов,
  • на втором происходит претворение его в изделие.
Первый этап зависит, в первую очередь, от творческих усилий обучающегося, второй – не возможен без базовых технологических знаний.
Оба этапа равнозначны в создании итоговой творческой работы ребёнка.
На первом этапе выполнение работы затруднительно без овладения такими составляющими изобразительной грамоты, как цветоведение, основы композиции, стилизация; знание особенностей материала. На втором этапе выполнение работы требует знания особенности технологии работы с кожей.
Хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теорию выделяется в среднем 20% рабочего времени в форме инструктажа или тематических бесед с демонстрацией наглядных пособий.
При объяснении первого задания необходимо акцентировать внимание не только на конечном результате работы, важно ясно и четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед воспитанниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки кожи. Когда ясна последовательность этапов исполнения изделия, меньше ожидаешь подсказки, больше проявляешь самостоятельность.
На первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определённой степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы не было слепого копирования, необходимо сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества. Работа по образцам – один из этапов творческого роста воспитанников. Обучающиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, понимание художественных и технологических возможностей обрабатываемого материала, особенностей композиционных решений декора. Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет обучающимся усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике.
После работы по образцам начинается самостоятельная работа воспитанников. У различных возрастных групп прослеживаются определённые интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций ложатся сюжеты учебного материала по литературе, бесед по изобразительному искусству, сюжеты прочитанных книг, просмотренных спектаклей, кинофильмов, эстетически воспринятые предметы и явления природы, окружающей жизни.
В тех случаях, когда ребёнок теряется, не зная, что выразить в своей композиции, можно рекомендовать ему несколько тем на выбор. Эффективную помощь может оказать демонстрация наглядного материала. Задача педагога – ориентировать обучающихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий.
В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется проводить с воспитанниками выходы на природу, на улицы города. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая красоту природы, архитектуры города воспитанники проникаются чувством любви к родному краю. Работая над темой исторического характера, желательно просмотреть книги, журналы, а возможно, и кинофильмы, относящиеся к данному периоду, познакомиться с бытовыми предметами, одеждой, утварью в исторических или краеведческих музеях. Цель творческих работ – внимательное наблюдение жизненного материала, его глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого воображения.
В содержание учебно-воспитательного процесса обязательно должны быть включены экскурсии, которые дают возможность познакомиться с художественными традициями народов, населяющих Оренбуржье, и творчеством современников, увидеть связь поколений и преемственность традиций. Обязательными являются экскурсии в Музей.
Кроме учебных занятий и экскурсий программа предусматривает вспомогательные формы работы («круглые столы», дискуссии, конкурсы, выставки, фольклорные праздники и ярмарки), а также систему досуговых мероприятий, способствующих развитию детского коллектива (Дни именинника и т.п.). Часть мероприятий проводится совместно с родителями воспитанников.
Программа ««Мастерская кожевенного ремесла»» предполагает реализацию таких разделов как «Осенины», «Весновки», которые знакомят детей с русскими народными традициями, фольклорными праздниками, обычаями и обрядами. В эти разделы входит изучение и проведение календарных праздников, игр и забав. Важна прикладная направленность этой темы. Изготовление народных обрядовых изделий из кожи (фигурок, открыток, оберегов, украшений и др.) оставляет у детей ощущение праздника, сопричастности к истории, традициям своего народа. В завершении курса обучения по данным разделам программы проводятся ярмарки изделий воспитанников, что способствует популяризации данного вида творчества, укреплению, в некоторой степени, материальной базы объединения, а также обучению детей рыночно-экономическим отношениям.
Для выполнения некоторых работ требуется длительное время, конечный результат которых весьма далек. Чтобы дети не потеряли интереса к работе, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, проводить мини-выставки изделий одного дня. В этом случае воспитанники видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы ребят, развивается их творческое мышление, речь, формируются навыки анализа и самоанализа. Большая роль при этом принадлежит педагогу, который направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в оценку воспитанниками положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.
Помимо проведения выставок по окончании изучения каждого раздела программы рекомендуется устраивать итоговую выставку по каждому году обучения. Членами жюри, могут стать наиболее авторитетные воспитанники. Умелая организация выставки творческих работ является одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Предполагается не только вручение дипломов и сертификатов, но и возможно материальное вознаграждение воспитанника за успешную трудовую и творческую деятельность – книга по искусству, подарочный набор инструментов для художественной обработки кожи и др.
 
 
 
 
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5.1 Список литературы, использованной при написании
общеобразовательной программы
  1. Андрианова, Т. Н. Художественная обработка кожи / Т. Н. Андрианова. – СПб. : Питер, 2012. – 80 с.
  2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 352 с.
  3. Браиловская, Л. В. Арт-дизайн : красивые вещи «hand made» / Л. В. Браиловская. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 249 с. – ISBN 5-222-05829-8.
  4. Вакулина, Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Теория, история, практика : учеб. пособие / Е. Г. Вакулина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 397 с.
  5. Вихорева, О. А. Дополнительное образование детей: теория и практика : монография / О. А. Вихорева; научн. ред. Е. А. Мартынова. – Челябинск:  Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. – 179 с.
  6. Волкова, Н. В. Аксессуары из кожи / Н. В. Волкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 221 с.
  7. Головинова, Г. Н. Настольная книга педагога дополнительного образования детей. Справочник / Г. Н. Головинова, С. В. Карелина. – М. : УЦ «Перспектива», 2012. – 192 с.
  8. Горушкина, С. Н. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства / С. Н. Горушкина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 304 с.
  9. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество / А. А. Грибовская. – 2-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2011. – 160 с.
  10. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.
  11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2014. – 223 с.
  12. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л. В. Варава. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
  13. Дополнительное образование детей : учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. – 2-е изд., стер. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
  14. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Выпуск 2 / Сост. А. Г. Лазарева. – М. : Илекса, 2005. – 296 с.
  15. Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Выпуск 3 / Сост. З. И. Невдахина. – М. : Илекса, 2007. – 416 с.
  16. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 352 с.
  17. Иванова, В. Я. Материаловедение изделий из кожи / В. Я. Иванова. – М. : Инфра-М, 2014. – 208 с.
  18. Козлова, Т. В. Основы художественного проектирования изделий из кожи : учебник / Т. В. Козлова. – М. : Просвещение, 1987. – 232 с.
  19. Котова, Т. В. Изделия из кожи своими руками / Т. В. Котова. – М. : АСТ, 2013. – 120 с.
  20. Курандина, Н. И. Стильные изделия из кожи / Н. И. Курандина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 64 с.
  21. Козлова, Т. В. Основы художественного проектирования изделий из кожи / Т. В. Козлова. – М. : Просвещение, 1975. – 192 с.
  22. Кожа в интерьере: дизайн / Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2012. – 176 с.
  23. Маркелова, О. Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. Конспекты занятий / О. Н. Маркелова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 184 с.
  24. Луковски, И. Изделия из кожи / И. Луковски; пер. с венг. Л. Е. Капитоновой. – М. : Эксмо, 2011. – 104 с.
  25. Объемные картины из кожи : учеб. пособие / А. Г. Ивлева, Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 160 с.
  26. Объемные картины из кожи: цветочные композиции / Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 160 с.
  27. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна : учебник / И. А. Розенсон. – СПб. : Питер, 2013. – 253 с.
  28. Рунге, В. Ф. История дизайна, науки и техники : учеб. пособие / В. Ф. Рунге. – М. : Архитектура-С, 2012. – 432 с.
  29. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства / Л. Р. Маилян. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 220 с.
  30. Шабалина, Н. М. Развитие центров народных художественных ремесел русского населения на Южном Урале (вторая половина XIX – середина XX вв.) : автореферат дисс. … канд. ист. наук : 07.00.02 / Н. М. Шабалина. – Челябинск, 2004. – 27 с.
 
5.2Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих
образовательную деятельность педагога
  1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 г. (с изм. от 30.12.2008 г.).
  2. Декларация прав ребенка.
  3. Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 06.09.2013 г. № 1698/506-V-ОЗ
  4. Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г.).
  5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03.04.2012 г.)
  6. Концепция развития дополнительного образования (распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 04.02.2010 г. № Пр-271).
  8. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  9. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751 «Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г.».
  10. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.»
  12. Постановление Правительства Оренбургской области от 30.04.2013 г. № 348 п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере образования Оренбургской области» на 2013-2018 годы».
  13. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 г. № 553 пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы».
  14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  15. Программа развития МОАУДОД «Дворец пионеров» на 2011-2015 гг.
  16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. № 2148-р «Об утверждении Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 гг.».
  17. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.4.1251-03).
  18. Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  19. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».
  20. Устав МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска».
  21. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
 
5.3 Список литературы, рекомендованный педагогам
  1. Ананина, Т. В. Художественные изделия из кожи / Т. В. Ананина. – М. : Издательство РУДН, 1994. – 128 с.
  2. Анджапаридзе, Т. В. Образовательная программа творческого объединения «Мир кожи» / Т. В. Анджапаридзе // Дополнительное образование. – 2004. – №7. – С. 41-43.
  3. Бегун, Т. А. Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет. Программа кружка рукоделия / Т. А. Бегун. – СПб. : КАРО, 2008. – 80 с.
  4. Белякова, О. В. Новая жизнь старой кожи / О. В. Белякова. – М. : Проф-Издат, 2009. – 96 с.
  5. Браиловская, Л. В. Арт-дизайн : красивые вещи «hand made» / Л. В. Браиловская. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 249 с.
  6. Копотева, Г. Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г. Л. Копотева, И. М. Логвинова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 99 с.
  7. Кумейко, Ю. Н. Формы взаимодействия с семьей в системе ДО / Ю. Н. Кумейко, Н. В. Мишенина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - №4. – С. 46-48.
  8. Махмутова, Х. И. Текстиль и кожа / Х. И. Махмутова. – М. : Эксмо-Пресс, 2011. – 80 с.
  9. Многоликая кожа / Т. В. Ананина, Е. В. Левина. – М. : Тандекс, 1992. – 134 с.
  10. Основы художественного ремесла / под ред. В. А. Барадулина, О. В. Танкус. – М. : Просвещение, 1978. – 225 с.
  11. Севастьянова, Н. Н. Изделия из кожи и меха / Н. Н. Севастьянова. – М. : Астрель, 2010. – 32 с.
  12. Прианте, М. Декоративно-прикладное творчество. Лаборатория фантазии и изобретательности / М. Прианте; пер. С. В. Зонова. – М. : Арт-Родник, 2012. – 384 с.
  13. Сергеева, О. Л. Декоративно-прикладное творчество в структуре культурного пространства / О. Л. Сергеева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2012. - № 3. – С. 74-76 .
  14. Тутынина, Н. С. Диагностические материалы по изучению особенностей личности детей / Н. С. Тутынина // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - №1. – С. 10-14.
  15. Фришман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие / И. И. Фришман. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
 
5.4. Электронные ресурсы
  1. Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ» http://методкабинет.рф/index.php/publications/dopobrazovanie.html
  2. Информационный портал «Дополнительное образование» http://dopedu.ru/
  3. МАУ «Ресурсный научно-методический центр» г. Оренбурга http://www.oren-rc.ru/news/
  4. Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
  5. Министерство образования Оренбургской области http://www.minobr.orb.ru/
  6. Образовательный портал Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко «Внешкольник.ru» http://vneshkolnik.ru/
  7. Региональный портал образовательного сообщества Оренбуржья http://www.orenport.ru/
  8. Российский общеобразовательный портал http://zakon.edu.ru/
  9. Сайт МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска» http://dvorec56.ru/
  10. Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании «Внешкольник.РФ» http://dop-obrazovanie.com/
 
5.5 Список литературы, рекомендованный учащимся
  1. Ананина, Т. В. Художественные изделия из кожи / Т. В. Ананина. – М. : Издательство РУДН, 1994. – 128 с.
  2. Андрианова, Т. Н. Художественная обработка кожи / Т. Н. Андрианова. – СПб. : Питер, 2012. – 80 с.
  3. Белякова, О. В. Новая жизнь старой кожи / О. В. Белякова. – М. : Проф-Издат, 2009. – 96 с.
  4. Вакулина, Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Теория, история, практика : учеб. пособие / Е. Г. Вакулина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 397 с.
  5. Волкова, Н. В. Аксессуары из кожи / Н. В. Волкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 221 с.
  6. Жадько, Е. Г. Посиделки с рукоделием: копилка свежих идей / Е. Г. Жадько. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 256 с.
  7. Жук, С. М. Основы рукоделия. Книга для детей / С. М. Жук. – М. : Харвест, 2011. – 128 с.
  8. Клюшина, А. С. Оригинальные изделия из кожи своими руками. Секреты изготовления / А. С. Клюшина. – М. : Центрполиграф, 2012. – 128 с.
  9. Котова, Т. В. Изделия из кожи своими руками / Т. В. Котова. – М. : АСТ, 2013. – 120 с.
  10. Нестерова, Д. В. Рукоделие. Энциклопедия / Д. В. Нестерова. – М. : АСТ, 2011. – 160 с.
  11. Новая коллекция объемных картин / Т. О. Скребцова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2013. – 176 с.
  12. Севастьянова, Н. Н. Орнаменты и декоративные мотивы / Н. Н. Севастьянова. – М. : Астрель, 2011. – 32 с.
  13. Тысяча идей для рукоделия. Выбери нужную идею за одну минуту / Отв. Ред. Т. Н. Карпенко. – М. : Астрель, 2012. – 320 с.
  14. Чибрикова, О. В. Поделки из кожи своими руками / О. В. Чибрикова. – М. : Эксмо, 2012. – 64 с.
 
5.6.Список литературы, рекомендованный родителям
  1. Аверин, В. О. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В. О. Аверин. – СПб. : Питер, 2011. – 115 с.
  2. Александров, Е. П. Переходный возраст / Е. П. Александров // Воспитание школьников. – 2009. - №5. – С. 37-40.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Наука, 2013. – 342 с.