Войти / Зарегистрироваться

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках Искусства (Музыки)

Получить свидетельство
Автор: Никитина Ирэна Владиславна

Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования считается развитие личности учащихся, а под новым образовательным результатом в настоящем документе понимаются как познавательные(учебные) результаты, так и результаты, касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе образования – система ценностных отношений и ориентировок, их гражданская позиция, уровень социализации. Фактически учитель на уроках создает условия, в которых становится возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в разных ситуациях (социальных, познавательных), т. е. развитие компетентности учащихся. В основной школе главным результатом образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной учебной и социально-творческой деятельности; подготовка к основанному на предметных знаниях и осознанному выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей [1].
Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебных действий определяется их отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Основой УУД является общение со сверстниками, учителями, родителями. Интеллектуальный уровень развития ребенка будет виден в универсальных учебных действиях. У детей, наученных и умеющих думать, мыслить и рассуждать будет сформирован высокий уровень УУД [4].
Развитие учебных и познавательных мотивов в школе требует от учителя организации следующих условий:
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;
- обеспечение учащихся необходимым материалом, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества (работа парами, групповая и т. д.)
Показатели сформированности УУД
1 . Понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем.
2. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале.
3. Степень развернутости.
4. Форма выполнения различных учебных действий.
5. Самостоятельное выполнение задания.
6. Различие способа и результата действий.
7. Умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
8. Умение планировать работу еще до ее начала.
9. Адекватность и дифференцированность самооценки.
10. Умение оценивать смысл и значимость учебной деятельности для себя самого, расход сил и времени, вклад собственных усилий, понимание причины ее успеха или неуспеха.
Назначение учебного предмета Искусства «Музыка» в реализации данного подхода заключается в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия через содержание самого предмета «Музыка» и различных способов организации музыкально-образовательной деятельности [2; 3].
Формирование личностных УУД на уроке музыки.
Результаты
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
- Формирование личностного смысла постижения искусства.
- Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.
- Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. 
- Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и
реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования.
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных.
- Развитие духовно-нравственных и этических чувств.
Формирование познавательных УУД на уроке музыки.
Результаты
- Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности.
- Ориентированность в культурном многообразии окружающей
действительности, участие в жизни микро – и макросоциума.
- Овладение способностью к реализации собственных
творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
- Применение знаково-символических и речевых средств для
решения коммуникативных и познавательных задач.
- Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез,
обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.
Формирование регулятивных УУД на уроке музыки.
Результаты .
- Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий.
- Понимание их успешности или причин неуспешности.
- Умение корректировать свои действия.
Формирование коммуникативных УУД на уроках музыки
Результаты
- Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
- Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Ниже приведены примеры типовых заданий для формирования универсальных учебных действий на уроках Искусства.
 
Личностные УУД.
Задание 1.
Заполните таблицу. Какое значение имеют в нашем языке следующие слова и словосочетания:
Таблица 1
 

 Слово

 или словосочетание

Понятие

 Происхождение

слова

1

Сфинкс

 

 

2

Цербер

 

 

3

Химера

 

 

4

Ехидна

 

 

6

Рог изобилия

 

 

7

 Находиться под эгидой

 

 

 
Цель: Освоение общемирового культурного наследия, ориентация в системе ценностей и их иерархии.
Возрастная группа13-14 лет
Учебная дисциплина: Искусство
Форма работы: индивидуальная
Задание 2.
А) Воспроизвести миф, который был положен в основу данной картины и скульптур («Миф о Пане и его флейте»)
Б) Назвать других художников, скульпторов и их творения на этот сюжет.
(М. Врубель, Джордж Барнард, Античная статуя в Лувре)
 
 
Рис. 1. М. Врубель «Пан»(1899г) Третьяковская галерея. Москва
 
 
Рис. 2. «Великий бог Пан»
 
– бронзовая скульптура Джорджа Барнарда(1863-1938)., расположенная около кампуса Колумбийского университета в Манхэттене, Нью-Йорк (Модерн, 1907год, бронза на гранитном основании).
 
Рис. 3. Античная статуя древнегреческого рогатого бога Пана (Лувр, Париж)
 
Цель: Формирование у учащегося активной позиции в учебной деятельности, превращение его в подлинного субъекта учебной деятельности.
Возрастная группа14-15 лет
Учебная дисциплина: Искусство
Форма работы: индивидуальная
 
Познавательные УУД.
Задание 1.
Назвать стили дизайна. На фотографиях А) и Б) в каждом стиле найти и описать 5 признаков, характеризующих данный стиль.
А)
 
 
Рис. 4. Версаль - архитектурно-парковый ансамбль (1623-1830); Ландшафтный парк Версальского дворца - работа Андре Ленотра.
Б)
 
Рис. 5. Стиль Барокко 17век (Дизайн в стиле барокко)
 
Цель: Формирование умения наблюдать, классифицировать, использовать разные источники информации, делать выводы и умозаключения.
Возрастная группа: 13-14 лет
Учебная дисциплина: Искусство
Форма работы: индивидуальная и работа в парах.
Задание 2
На схеме А) показать группы инструментов симфонического оркестра.
 
 
а)                                                                      б)
Рис. 6. а) группы инструментов симфонического оркестра; б) части рояля
 
Схема а) - Струнно-смычковые, духовые медные и деревянные, ударные, сольные инструменты.
На схеме Б) указать названия частей рояля.
(Рама, откидная часть крышки, демпфер, клавиатура; педаль; струны)
Цель: Формирование способностей к самоуправлению своей деятельностью, потребности в межличностном общении, в познавательной и творческой деятельности.
Возрастная группа: 10-11 лет
Учебная дисциплина: Искусство
Форма работы: работа индивидуально, в малых группах.
 
Коммуникативные УУД.
Задание 1.
Решить кроссворд по теме: «Мир Музыки»
 
 
Рис. 7.
 
По горизонтали:
1. Музыкально-драматическое произведение (часто с комедийными элементами), в котором пение чередуется с танцами и диалогами. (Оперетта.)
5. Клавишный струнный музыкальный инструмент. (Фортепиано.)
7. Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. (Скрипка.)
8. Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. (Музыка.)
9. Вид музыкальных (художественных) произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными или стилистическими признаками. (Жанр.)
По вертикали:
1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. (Опера.)
2. Стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом или голосами. (Песня.)
3. Смычковый музыкальный инструмент, средний по регистру и размерам между скрипкой и контрабасом. (Виолончель.)
4. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (Романс.)
5. Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами. (Флейта.)
6. Артист, играющий на музыкальном инструменте. (Музыкант.)
Цель: Формирование умения, готовности и способности выстраивания диалогаразвитие коммуникативной компетентности.
Возрастная группа: 11-12 лет
Учебная дисциплина: Искусство
Форма работы: работа учащихся в парах, в группах.
Оценивается правильность ответов и время, затраченное на решение кроссворда. 
Задание 2.
«О чем говорят «звучащие» картины?» Назвать картину художника и музыкальное произведение (задания из урока - КВН по - пройденному материалу - М. П. Мусоргский – сюита «Картинки с выставки», картины художника Виктор Гартман)
 
Рис. 8.
 
Цель: Создание учебной мотивации к пробуждению познавательного интереса, стремление к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с другими детьми
Возрастная группа: 9-10 лет
Учебная дисциплина: Искусство
Форма работы: работа в группах (командах)
Оценивается правильность ответов команды, организованность, время, потраченное на подготовку.
 
Регулятивные УУД
Задание 1.
Тема «Преобразующая сила музыки»
Тест на общемузыкальные темы (виды и жанры музыки, композиторы, музыкальные инструменты)
Составить 10 вопросов – тестов по 4 варианта ответов на каждый вопрос.
Пример приведен в таблице (правильный ответ – отмечен).

Цель: формирование регулятивныхуниверсальных умений – способность справляться с поставленной задачей; расстановка приоритетов; контроль и управление временем

Возрастная группа:12-13 лет

Учебная дисциплина: Искусство(Музыка)

Форма работы: работа в парах.

Задание 2.

Описать картину художника Кармонтеля Луи (Франция, 1777)

«Леопольд Моцарт со своими детьми»(Leopold Mozart and his Children Wolfgang Amadeus and Maria Anna)

Согласно схеме «Как анализировать произведение живописи».

 

 

Рис. 9.

 

Цель: Сформировать цель и действия, необходимые для осознанной саморегуляции – целеполагания и целеосуществления.

Возрастная группа: 12-13 лет

Учебная дисциплина: Искусство (музыка)

Форма работы: индивидуальная и работа в парах.

Примеры задания УУД
Преподавание музыки на принципах развивающего обучения.
Тема урока — «ТАНЕЦ»
Детям было дано задание простучать остинатный ритм «ти-ти-та» (две восьмые – четверть) под музыку «Итальянской польки» С. В. Рахманинова. Необходимо добиться слаженного исполнения ритмического рисунка на музыкальных инструментах, смены динамики, попадания хлопками на сильные доли, ускорения и замедления темпа и т.д. Цель всего этого действия – передать характер польки. Здесь формируется познавательные и коммуникативные УУД. Все заняты, всем интересно, дети стараются. Ведь ребенок знакомится и овладевает понятиями и вступает в сотрудничество со сверстниками.
Как известно, коренное и самое существенное отличие учебной деятельности от всякой другой (особенно от учебной «работы») в том, что она протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления и для нее характерно такое преобразование материала, которое вскрывает в нем внутренние существенные связи и отношения. Их выявление позволяет детям проследить происхождение самого знания, осуществить «открытие истины». Такое творческое преобразование материала протекает как процесс реального и мысленного экспериментирования с целью проникновения в сущность всякого музыкального явления, события, факта, прослеживания в нем взаимосвязи общего и частного. Имелось ли в приведенном примере все это? Да и возможно ли эти «высокие критерии» перенести на такой незначительный для постижения искусства прием?
Все дело в том, что этот прием как раз очень характерен для уроков музыки: именно с пропеванием мелодий, с игрой на детских музыкальных инструментах, с исполнением музыки в движении и многочисленными прихлопами и притопами и это обычно связывается собственно с деятельностью ребенка.
- Но что же все таки, делал ребенок?
- Пел, топал, играл, стучал, пританцовывал...
- Что он узнал и на каком уровне протекало его мышление?
- Узнал, что размер польки как вида танца — двухдольный- 2/4, определил сильную долю в такте, а если еще и сравнил польку с маршем на предмет сходства и различия — то усвоил определенное теоретическое музыкальное знание.
- А о чем он думал и что при этом переживал? Наверное, боялся, что не попадет в долю, следил за своей партией, старался играть вместе со всеми, назвал характерные черты марша и польки, выбрал инструмент подходящий характеру музыки и пытался сыграть громко - тихо, быстро - медленно?
При выборе музыкального инструмента формируются познавательные, коммуникативные знания.
Ребенок постоянно делал в основном то, что просил его читель, т. е. старался хорошо и правильно выполнить «учебное задание». А переживал всего лишь удовлетворение от реализации своей потребности взять в руки инструмент и что-то сыграть на нем.
А если с самого начала, но сделать по-другому — когда учитель совсем ничего не показывает? Дети взяли инструменты в руки, чтобы сырать польку, попробовали. Что у них получилось? А что же нужно сделать, чтобы получилась полька? И вот тут в ответах детей нужно уловить хотя бы намек на то, что сначала надо узнать, как в музыке появилась полька и танец вообще. После этого состоялся разговор о природе явления: о том, почему человек начал танцевать (выражать себя в разных движениях) — это его человеческая потребность. И вот здесь уже легко перейти к тому, что условия жизни (ситуации) у человека бывают разные, эмоциональные состояния его могут быть тоже различны, – значит человек и выражает себя в движении в разных ситуациях по-разному: в различных темпах, ритмах, характере движений (резкие—плавные) и т. д.
В рассуждениях (а они достаточно краткие) дети сами приходят к выводу: полька — это определенное эмоциональное состояние человека, которое лучше всего поддается выражению в том-то и том-то. И это состояние, обычно связанное с радостным ощущением жизни, конечно, не могли не увековечить композиторы всех эпох. И С. В. Рахманинов в том числе.
Вот теперь и начинается непосредственно исполнительское творчество детей, выражающееся как конкретизация того или иного эмоционального состояния в языке музыки. И сама готовность к исполнению первых звуков — уже есть творческий акт!
Этот пример наглядно демонстрирует, как внешняя занятость ребенка на фоне общения с учителем под «сопровождение» музыки, когда всем радостно и интересно, как яркий (но внешний) результат затмевает процессуальность этого действия, в которой только и может быть отражена сущность детского развития. Конечно, здесь присутствует репродуктивный процесс.
Анализ работы УУД
Результаты УУД можно определить во многих направлениях. Отметим главные из них.
1. Урок с использованием УУД показывает: чем меньше ребенок, тем он ближе к истокам, началам человечества, тем рельефней у него проявляются генетические родовые свойства человеческой психики, не отягощенные различными штампами восприятия и азами «беспомощной выученности». Младшие школьники интуитивно схватывают сходство и различие фрагментов по обобщенной интонации. В этом проявляется главнейшее свойство человеческой психики — способность целостно воспринимать явление в интегративном единстве интеллектуальной и эмоциональной оценок.
2. Результаты заставляют задуматься об исключительно важном, ключевом моменте для содержания музыкального образования уже в практическом плане: с чего начинать изучение музыки в начальной школе? С элементарных песенок и инструментальных миниатюр, которые уже апробированы в практике и потому есть в любых сборниках, как «доступные возрасту», или с самого начала воспитывать у детей полноценный опыт восприятия музыки глубокой, серьезной, т. е. классической музыки, которой достоин современный ребенок? Кстати — о психологии современного ребенка. Доказано, что он представляет собой «всезнайку», готового ответить на любой вопрос, но при малейшем затруднении сразу теряет к вопросу интерес. Размышляя, не может дальше развить свое суждение (не умеет «продлить» мысль).
Естественно, что самая первая проблема, с размышлений над которой ребенок начинает музыкальное образование в школе — это «Как создается музыка». Современный школьник знает, что композитор сочиняет музыку, поэт — стихи, художник рисует картину и т. д. Но что за этим стоит, его пока мало интересует. Обычный ответ — «музыку сочиняет композитор» — чаще всего устраивает и ученика, и учителя, и проблема фактически снимается, так и не развернувшись.
С этим и призван бороться метод моделирования художественно-творческого процесса: каждый ребенок ставится в позицию композитора, отвечающего для себя на вопросы, которыми и мучается композитор - творец: о чем и как я хочу сказать своей музыкой, почему именно это важно для меня, и важно ли это для них?
 
Ссылки на источники
  1. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.№1897)
  2.  Е. Д.Критская, Г. П.Сергеева, программа «Музыка. 1-4 кл», М., Просвещение, 2011г.
  3. В. В. Алеев, Т. И. Науменко, программ «Музыка 1-8 кл», М., Дрофа, 2014г.