Цели и задачи урока:
- Развитие навыков слушания и осмысления классической музыки.
- Закрепить навык слушания текста на фоне музыки.
- Расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагментом Симфонии №3.
- Закрепить сложившееся у учеников представление о героическом образе в музыке Бетховена.
- Показать, как музыка и живопись идут к созданию образа матери.
- Развитие нравственной гармоничной личности.
- Формирование музыкальной культуры.
- Приобщение учащихся к "золотому фонду" классической и современной музыки.
Музыкальный материал:
- "Романс морских офицеров» (стихотворение А.Вознесенского "Сага") музыка А.Рыбникова.
- Симфония №3 "Героическая" Л.Бетховен (1ч. гл. тема; 2ч. 1-я тема (траурный марш)).
- "Колыбельная" А.Спендиаров.
- "Молитва" музыка А. Петрова, слова Э.Рязанова.
- Песня "Звонкие голоса" слова и музыка К.Костина.
Дополнительный материал:
- Портреты Л.Бетховена.
- Фотографии дома-музея Л.Бетховена.
- Листочки с текстом романса А.Рыбникова.
- Портрет А.Рыбникова.
- Репродукция иконы Богоматерь Казанская.
- Репродукции картин И.К.Айвазовского, Рафаэля, Леонардо да Винчи.
Технические средства:
- Музыкальный центр.
- Аудиокассеты с записями произведений.
- Фортепиано.
Ход урока:
1.Организацияучащихсянаурок.
2.Исполнениепесни "Звонкиеголоса".
Во время исполнения произведения выдерживать нужный ритм, темп, правильно исполнять мелодию, не забывать о чётком произнесении окончаний.
3.Беседасучащимися:
-Напомните, пожалуйста, тему урока ("Музыкальная драматургия").
-Дайте определение понятию "музыкальный образ".
-Что относится к музыкальному языку? ( Интонация, форма, ритм, лад, тембр, динамика, мелодия.)
Хорошо, молодцы.
-Тема сегодняшнего урока: «Разнообразие музыкальных образов». Эпиграфом к уроку я взяла стихотворение Ф.Тютчева:
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой...
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Сегодня на уроке мы познакомимся с несколькими образами: драматическим, героическим и образом матери в музыке. Будем внимательно вслушиваться в характер музыкальных образов. А чтобы лучше их понять, мы должны определить смысл, содержание, жизненную основу музыкальных произведений, выявить, что и как в них отображается.
4.Мини – лекция:
Убедительным примером драматических образов в музыке может служить опера Алексея Рыбникова "Юнона и Авось". «Современная опера», как ее назвал сам композитор, опирается на глубокие традиции классической музыки и использует все новые достижения современного музыкального языка.
Это новый жанр оперы — рок - опера, которая соединяет в себе черты классической оперы, мюзикла и рок-музыки.
Что в рок - опере от мюзикла?
1.Обращение к литературным первоисточникам (А.Вознесенский), спасающее от банальности.
2.Переплетение романтического (любовь графа Резанова и Кончитты) и трагического (рок, судьба).
3.Соединение современной и классической музыки.
4.Переплетение «вечных тем» со злободневными проблемами.
5.Манера пения, близкая к бытовому исполнению. Исполнение как бы « между прочим» (ритмическая неточность, мелодическая неточность – «невыпевание мелодии», хрип, крик).
6.Зрелищность, картинность, эффектность постановки.
-Теперь проанализируем образный строй оперы.
В рок - опере "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова две судьбы - два образа. Судьба графа Николая Петровича Резанова - это образ, олицетворяющий верность долгу и служение Отечеству. Судьба дочери губернатора Сан-Франциско Кончитты - светлый образ верной возлюбленной.
Развитие образов судьбы главных героев продолжается в "Романсе морских офицеров" (стихотворение А.Вознесенского "Сага"). Рефреном романса служат две фразы: «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу». Обратите внимание на видоизменение фраз в романсе (запись текста романса перед вами):
1 куп.
Ты меня никогда не забудешь
Ты меня никогда не увидишь (Резанов)
2 куп.
Я тебя никогда не забуду
Я тебя никогда не увижу (Кончитта)
3 куп.
Возвращаться плохая примета
Я тебя никогда не увижу (Резанов)
4 куп.
Я тебя никогда не увижу
Я тебя никогда не забуду (Кончитта)
3 и 4 куплеты - смысловая кульминация - смерть помешает графу увидеться со своей возлюбленной, она же будет ждать графа 35 лет, после чего даст обет молчания и уйдет в монастырь.
В сцене прощания эта мысль звучит определенно, т.к. рефрен разделяется:
ГРАФ: Я тебя никогда не увижу.
КОНЧИТТА: Я тебя никогда не забуду.
Слушание произведения.
Но в судьбе Н.П.Резанова есть одно таинственное предчувствие, которое вселил в него "взгляд Казанской Божьей Матери".
В сцене молитвы есть такие слова:
Меня по свету гонит страшный бред.
Душой я болен с отроческих лет,
Когда на мне остановился взгляд
Казанской Божьей Матери!
Увидел в ней не Вседержительницу Деву,
А женщину с вишнёвыми глазами.
Хотелось защитить ее, спасти!
Образ матери.
С ним мы встречаемся во многих произведениях искусства.
Образ небесной заступницы и образ земной женщины - матери одухотворён нежностью во всех произведениях - лицо ее прекрасно. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон придают ей звучание покоя и вечности.
-Какие слова помогут нам нарисовать образ матери? ( Достоинство, величие, благородство, мир, тишина, простота, радость, красота, спокойствие, любовь.)
-Хорошо, всё правильно, вы подобрали верные слова. А вот какие слова о матери нашла я:
Я верю, что женщина - чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если "любимая" - слово святое,
То трижды священное - "женщина - мать"!
Л.Рогожников.
Звучит "Колыбельная"А.Спендиарова.
-Мать была важным и любимым человеком в жизни хорошо известного вам композитора Людвига Ван Бетховена. Во многом благодаря матери композитор стал тем, кем он стал. Ещё один образ, с которым мы сегодня познакомимся – героический.
5.Проверкаподготовкиличностно – ориентированныхзаданий.
-Ярким примером здесь нам послужит музыка героического композитора - Людвига ван Бетховена. Почему он назван героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать некоторые моменты из его жизни.
Выступают учащиеся (выбранные с учётом компетентности и поведенческих особенностей) с сообщениями о жизни Бетховена.
Первый ученик:
-Музыкальная Европа ещё была полна слухами о гениальном чудо – ребёнке Моцарте, когда в Бонне, в семье музыканта придворной капеллы родился Людвиг ван Бетховен. Обнаружив у сына незаурядный талант, отец заставляет его часами просиживать за клавесином. В 8 лет маленький Бетховен дал первый свой концерт в Кёльне. В 13 он был зачислен на работу, как помощник органиста. В 1787 г. в Вене, в присутствии Моцарта, Людвиг играет свои произведения. Но стать его учеником Бетховену не удалось: тяжёлая болезнь, а потом и смерть матери вынудили Людвига вернуться домой, чтобы принять на себя заботу о двух младших братьях.
Второй ученик:
Он служит в оперном театре, даёт уроки, много работает и выступает. Позже в Вену он возвращается прославленным пианистом и композитором.
В 27 лет, в зените славы Бетховена настигло страшное бедствие – глухота! Вот он уже не в силах скрывать свою болезнь от людей. Его отчаянье достигло, казалось, предела. К нему приходят мысли о самоубийстве. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой,- писал композитор друзьям.- Только оно, искусство, меня удержало».
Третий ученик:
«Судьба! Я схвачу тебя за глотку, совсем согнуть меня тебе не удастся!»- эти слова стали девизом его жизни. В дни кризиса была задумана и написана Третья симфония, которая открыла новый период в его творчестве.
Личная жизнь композитора не удалась, но вся сила нерастраченной любви нашла отражение в его творчестве и в душах почитателей его таланта.
В последний путь Бетховена провожало около 10000 человек.
6.ЧтениефрагменталекцииД. Б. Кабалевского.
-Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг…
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе людей…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Звучит фрагмент 3-ей симфонии Бетховена (около минуты громко, потом звук делается тише). Чтение текста продолжается:
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни. Борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненый «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченные вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия – от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство…
(Усилить звук и дать учащимся дослушать фрагмент из 3-ей симфонии Бетховена до конца).
-Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года…
7. Итогурока.
-С какими музыкальными образами вы познакомились? (драматический, героический, лирический, образ матери.)
Домашнее задание. Написать, какие чувства и эмоции возникли у вас на уроке.
Литература.
1.Амонашвили Ш.А. Антология гуманной педагогики. Кабалевский. М., 2005.
2.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., «Академия», 2002.
3.Васина – Гроссман В.А. Книга о музыке и музыкантах: маленькая энциклопедия.- М.: Детская литература, 1986. – с. 102 – 105.
4.Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества. Вып. 1.- М.: Музыка, 1980.- с. 17- 28.
5.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2001.- 224 с..
6.Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2001.