Войти / Зарегистрироваться

Применение программ-тренажеров в учебном процессе

Получить свидетельство
Автор: Токарев Сергей Федорович

Применение программ-тренажеров в учебном процессе
Современные требования к методике преподавания и организации урока подразумевают достаточно высокий уровень владения средствами информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Школы оснащаются интерактивными досками, мобильными комплектами компьютерных классов, средствами интерактивного голосования и другим электронным оборудованием. Комплекты учебников для начальной школы сопровождаются параллельным мультимедийным курсом.  Данное оборудование предназначено для повседневного использования на уроках, а не только на показательных (и не только учителем информатики). Почти все оборудование и программное обеспечение требует предварительной установки и настройки.  Поэтому процент использования таких средств обучения на обычных уроках крайне низок. И выручают учителя в данной ситуации все те же бумажные карточки-задания. А секрет их жизнеспособности заключается в отсутствии этапа предварительной подготовки перед использованием  на уроке.
Если удастся сократить до минимума время на запуск интерактивных средств обучения, тогда мы получим ту же «незаменимую» карточку-задание, но только более интеллектуальную и отвечающую требованиям времени.
Решение данной проблемы видится в создании программ-тренажеров, не требующих установки на компьютер и работающих без программных оболочек (плееров). В качестве примера можно привести очень удачную на мой взгляд flash игру на сайте: http://ergosolo.ru/games/keyboard/. Это очень хороший онлайновый тренажер, в котором надо на время растащить «мышкой»  разбросанные по полю алфавитные клавиши по своим местам. Но если скорость интернета не позволяет комфортно работать всем учащимся, тогда надо сначала скачать flash для запуска без интернета на рабочих местах. Игра запустится только в проигрывателе  flash файлов, который надо предварительно установить. Или в браузере, который тоже просит иногда поменять настройки, что и вызывает панический страх у многих учителей. Все это значительно затрудняет его применение на уроке.
Выход я нашел в написании небольших  программ - тренажеров и их компиляции в EXE формат. Эти программы очень маленькие по размеру, не требуют установки и работают без программ-посредников на собственном интерфейсе. Они состоят из одного файла, который можно запустить прямо с флэшки или скопировать на рабочий стол компьютера.
Примером такой программы является контрольный тренажер собственной разработки «Набираем слова». Размер EXE файла 128 Кбайт. В окне программы только одна кнопка и инструкция для пользователя.     
  

Перед началом использования программы клавиатура переворачивается кнопками вниз,  а вся дальнейшая работа выполняется «мышкой» или непосредственно на интерактивной доске. Алфавитные клавиши в окне не подписаны, но их расположение соответствует реальному положению клавиш на клавиатуре. Учащиеся по памяти нажимают на клавиши, пытаясь набрать слово-образец, расположенное в верхней части окна. Перевернутая клавиатура и случайный набор слов при каждом запуске исключают списывание.
 

В центральной части окна расположен блок проверки результатов работы, а по окончании набора десятого слова выставляется оценка. Цветная схема результативности позволяет учителю со своего рабочего места контролировать весь процесс работы, не перемещаясь по классу и не отвлекая детей от решения задачи.
 

В результате: подготовка программы к запуску и подведение итогов работы не требуют специальных навыков работы с ПК. Это в свою очередь влечет за собой повышение продуктивности и насыщенности урока.