Войти / Зарегистрироваться

Сборник дидактических игр и упражнений с программированным заданием

Получить свидетельство
Автор: Рубеко Наталья Алексеевна

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных  превращаются  в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребёнка и  взрослого. Взрослые – главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребёнка.
Предлагаемая система игр и упражнений направлена на подготовку детей 5-7 лет к школьному обучению, к основам информатики.  Рекомендуемые игры с элементами программирования развивают у  детей познавательную активность, активизируют мыслительную деятельность, формируют умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Игры учат детей планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Развивают самостоятельность и активность, способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых  усилий для выполнения поставленных задач.
В сборник вошли следующие виды программированных заданий: кодирование, шифрование символами, сигнальный круг, перфокарты. Игры и игровые задания предлагаются в виде таблиц, схем, карточек.
Игры основываются на усвоенных ранее темах по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте.
При правильной организации и проведении указанных игр удаётся добиться высоких результатов в интеллектуальном развитии детей,  в формировании учебных навыков и умений.

Игра «Сигнальный круг»

Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания детей по ознакомлению с окружающим миром.

Описание. Из картона белого цвета вырезаются два круга диаметром  20см; один круг-основа, второй-сектор (из круга вырезан один сектор); на формате А4 рисуется круг диаметром 20см, на нём программа - заданий по лексическим темам, отгадки на загадки; всё это закрепляется: на основу накладывается программа – заданий сверху – сектор, по середине закрепляется шурупом. Педагог загадывает загадку, дети крутят сектор и находят правильный ответ. Эту игру можно использовать по всем лексическим темам. Материал в игре съёмный, поэтому его можно часто менять.

Инструкция: внимательно послушать загадку и найти отгадку.

Проверка: у детей в секторе картинка – отгадка на загадку.

Игра «Отгадай слово»

Цель: учить читать слова, где буквы и слоги кодированы цифрами.

Описание.  Расставить цифры по порядку, выписать соответствующие им буквы (слоги), прочитать слово. 

Игра «Расшифруй слово»

Цель: закреплять умениявыделять первый звук в слове, читать  слова, где буквы кодированы картинками.

Описание. В ряд последовательно располагаются картинки с изображением предметов. Требуется из названия каждой картинки выделить первый звук, затем их соединить и произнести зашифрованное слово. Например: собака, огурец, мяч (сом); медведь, ящик, черепаха (мяч); сапоги, огурцы, корова (сок).

Ребусы

Цель: развивать логическое мышление, внимание, гибкость мыслительных процессов, умение разгадывать ребусы.

Описание: слово шифруется с помощью букв, цифр и картинок. Буквы используются сами по себе, с ними ничего делать не надо. Если в ребусе стоит цифра или картинка, значит, нужно использовать слово, обозначающее данную цифру или предмет, изображенный на данной картинке. Это слово следует соединить с имеющимися буквами (в том же порядке, как они изображены в ребусе), после чего должно получиться зашифрованное слово.  Если возле картинки или цифры стоит апостроф, значит, в слове-названии, которое к ней относится, должна быть отброшена одна буква; если апостроф стоит перед цифрой или картинкой, то отбрасывается первая буква, а если после этой цифры или картинки, то последняя.

Анаграммы

Цель: развивать внимание, гибкость мыслительных процессов, умение разгадывать анаграммы.

Описание.  Детям предлагается картинка и расположенные возле неё цифры. Нужно мысленно переставить буквы слова, обозначающего изображенный на картинке предмет, в том порядке, в каком стоят цифры. Например, (кот-ток, нос-сон, пила-липа и т.д.). Также можно предложить детям из слов, записанных на доске, составить другие слова, используя те же буквы. Например, арфа-фара, кума - мука,  лиса-сила и т. д.).

Упражнение «Прочитай слово»

Цель:  учить читать слова по стрелкам, которые указывают нужную букву.

Описание: в качестве шифра используется указатель направления поиска букв в виде стрелок. Детям предлагаются карточки с изображением букв и указанием последовательности их прочтения (начало слова обозначено красной точкой). Прочитать зашифрованное слово.

Упражнения на представление звуковой  информации в графическом виде.

Диктант по клеточкам

Цель:  развивать сенсомоторную координацию, учить рисовать предмет под диктовку  по клеткам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция: тот, кто правильно напишет диктант, узнает предмет (корабль).

 

 

Точка – начало диктанта.

Диктант: 2 клетки вниз; 8 клеток влево; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вниз; 2 клетки вправо; 1 клетке вверх; 2 клетки вправо.

Упражнение « Нарисуй предмет по стрелкам»

( Кодирование направления движения стрелками).

Цель: рисование предмета по клеткам  по движению стрелок.

Инструкция: каждая стрелка показывает направление движения в одну клетку. От точки рисуем заданные стрелочки.

Игра «Бусы»

Цель: учить детей расшифровывать слова по цветовому коду, расширять знания о животных.

Описание. Показать детям бусы, в которых зашифрованы животные  наших лесов, Севера,  Жарких стран. Чтобы их расшифровать, нужно посмотреть

какая буква  какому  цвету  соответствует и прочитать слово.

Упражнение  «Реши примеры по цветовому коду»

Цель: учить детей решать примеры по цветовому коду.

Описание: детям предлагается карточка с примерами, наверху карточки указан  ряд чисел рядом с которыми клетки разного цвета. Дети, решив пример, получают ответ. Затем, находят в какой цвет раскрасить полученное число.

Игра «Делаем зарядку»

Цель:  учить детей выполнять физические упражнения с помощью карточек-цифр, на которых схематичная  поза человека показывает упражнение, цифра – дозировку этих упражнений.

Описание. Взрослый предлагает детям выполнить  физкультминутку.  Показывает карточку с цифрой 1 и говорит, что упражнение «мах ногой с одновременным поднятием рук», надо выполнить 1 раз и т. д.

Игра  «Зашифрованные слова»

Цель: учить детей  расшифровывать слова по коду, развивать внимание, память, мыслительные процессы.

Описание. Взрослый показывает  карточки с геометрическими фигурами и говорит, что это зашифрованные слова, которые надо прочитать. А чтобы не было ошибок, предлагает посмотреть на общую полоску, где показано, какая буква какому значку соответствует (например, букве У – круг, букве О - овал и т.д.),   затем предлагается  прочитать слова.

Игра «Отгадай картинку»

Цель: учить детей по значкам (фигурному шрифту)  угадать,  что лежит в конвертах.

Описание: На каждом конверте нарисованы значки. Дети, глядя на ключ – подсказку, читают слова, после чего достают из конверта картинку и ставят её на доску.

Игра «Говорящие часы»

Цель: учить детей читать слова, где буквы закодированы цифрами.

Описание: на циферблате – буквы и цифры.  Каждой букве соответствует своя цифра. Взрослый составляет слова из трёх, четырёх, пяти букв. Показывает карточку с написанным на ней числом  (число дети не называют). Дети называют слово, которое зашифровано этим числом. Обратный вариант игры. Учитель называет слово, дети находят соответствующие им цифры и из них составляют число, которое можно записать тремя, (четырьмя, пятью) цифрами, в зависимости от того, какое слово было записано.

Игра «Огород»

Цель:  учить детей расставлять картинки с овощами, которые растут в огороде,  в соответствии с шифром.

Описание: на панно в кармашки вставлены карточки со значками (фигурный шифр). Детям предлагается, глядя на расшифровку, поставить в кармашки соответствующие картинки с овощами.
Игра «Расставь на дорожке картинки»

Цель: учить детей расставлять картинки в соответствии с шифром (фигурный шифр).

Описание: детям предлагаются дорожки со значками (полоски бумаги с 6-7 значками). Дети, глядя на шифр, расставляют нужные  картинки.

Игры с правилами (алгоритмами)

Игра «Выращивание дерева»

Цель: познакомить детей с правилами (алгоритмами, которые предписывают выполнение практических действий в определённой последовательности.

Описание. Детям предлагается вырастить дерево. Это не обычное дерево. На нём растут квадраты, прямоугольники, круги, треугольники. Но растут не как-нибудь, а по определённому правилу. Стрелки указывают, что за чем растёт. После разъяснения правила начинается игра. Один из играющих кладёт на стол какую-нибудь фигуру, другой – полоску (стрелку) и следующую фигуру в соответствии с правилом. Так продолжается до тех пор, пока либо дерево в соответствии с правилом перестанет расти, либо у игроков кончатся фигуры.

Игра «Вычислительные машины»

Цель: формировать навыки устных вычислений, создавать предпосылки для подготовки детей к усвоению таких идей информатики, как алгоритм, блок-схема, вычислительные машины.

Описание. В игре принимают участие двое детей.  Один из участников выполняет роль вычислительной машины, другой предлагает машине задачу. Вычислительная машина представляет собой блок-схему с пустым входом и выходом и указанием тех действий, которые они выполняют, например,  прибавление единицы. Один из участников задаёт на входе машины какое-нибудь число, например 3, размещая в желтый кружок карточку с соответствующей цифрой, то другой участник, выполняющий роль вычислительной машины, должен положить на выход (красный кружок) карточку с результатом, т.е. числом 4. Вычислительная машина постепенно усложняется.

Пособие «Перфокарта»

Перфокарты – это вид программированных заданий, позволяющий проверить знания детей, сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Перфокарты – это лист бумаги, разграфлённый в вертикальном и горизонтальном направлениях. По горизонтали нарисованы «вопросы», по вертикали – предполагаемые ответы.

Инструкция: внимательно рассмотреть карточку; назвать предметы, расположенные в верхней части листа; соотнести правильно (подходящие по смыслу) предметы верхней части с предметами нижней части с помощью условного знака.

Проверка:

 самостоятельно – с помощью дешифратора (это прозрачная плёнка с прорезями, при наложении прозрачной плёнки на ответ ребёнка в «окошках» должен стоять «+» или  «.».);

парами – дети проверяют задания друг друга;

фронтально – педагог вывешивает правильно выполненную перфокарту на доску, дети проверяют на месте.

Пособие «Перфоконверт»

В основе работы с этим пособием лежит умение представить себе объекты и их преобразования, дети действуют не с самими предметами, а с их образами. Это пособие – хороший  помощник в формировании наглядно-образного мышления.

Перфоконверт представляет собой конверт из плотной бумаги размером 17х9 см с двумя рядами вырезанных круглых отверстий радиусом 1,3 см (на лицевой стороне), в каждом ряду по 4 отверстия.        

 В конверт вставляется чистый лист бумаги с таким расчётом, чтоб верхний край листа находился вне его (на этой выступавшей полоске пишется имя ребёнка, работающего с конвертом). Берётся обыкновенный тетрадный лист, разрезанный пополам, половинка листа как раз подходит для нашего перфоконверта, на каждое новое задание вкладываются новые листы.

Например, даётся задание: обозначить крестиком живые предметы, а точкой – неживые (съедобные - несъедобные, летает – не летает т.п.);  взрослый диктует слова, а дети рисуют значки в отверстиях конверта (количество слов соответствует количеству отверстий), правильность выполнения задания проверяется очень быстро: помимо традиционного прохождения по рядам, можно вынуть все листы из конвертов детей, сложить их  в стопочку, сверху положить свой листок с правильными обозначениями и все точки (это в данном задании) проколоть шилом. Сразу видно, кто сколько  ошибок сделал. Можно дать возможность детям самостоятельно проверить работу и исправить ошибки: дать образец – карточку с правильными обозначениями.

Задания с использованием перфоконвертов можно использовать на всех видах занятий.