Войти / Зарегистрироваться

Гравирование на мелованной бумаге

Получить свидетельство
Автор: Леонтьева Ольга Александровна

Ученикам, имеющим базу знаний и навыков, можно предложить по сложности простую и доступную технику – гравирование на мелованной бумаге. Ваше внимание привлекут предельная доступность техники и эффектный результат, простота материалов и инструментов. 
Графическая работа не требует станка. При желании ее можно делать очень большого размера, так как материал ее доступен, обработка относительно проста. Гравирование по мелованной бумаге лаконично и своеобразно, обладает особенными средствами выражения.
Подготовка к работе
Для работы требуется: мелованная бумага светлых оттенков, гравировальная игла либо острые инструменты, масляная или акриловая краска, масло растительное, палитра, щетинистые, колонковые кисти, салфетки и ватные палочки для нанесения краски. Рабочий стол необходимо укрыть целлофаном или газетами.
Мелованная бумага
Существует несколько типов мелованной бумаги, например, одно или двукратного мелования. Мелованная бумага, глянцевая или матовая, толщиной приближающаяся к картону. Используется для печати литературы, содержащей как картинки, так и текст. В изобразительной деятельности широко применяется черно-белый рисунок на мелованной бумаге, живопись alla prima на мелованной бумаге.
В своей работе с детьми я использовала оборотную сторону глянцевых календарей, дипломов. Бумага имеет пигментированный клеевой верхний слой, нанесённый на бумагу, содержащую в себе целлюлозу или древесную массу. Обычно мелованную бумагу продают фирмы, специализирующиеся по продажам бумаги для типографий, поэтому лучше обратиться в типографию, купив там небольшую партию. Ватман или бумага для рисования не годятся.
Стадии работы
С детьми 8-10 летнего возраста можно композицию нарисовать сразу на листе мелованной бумаги (дети такого возраста пока не готовы к долгосрочным эскизам, зачастую долгосрочная работа утомляет их). От ребенка требуется аккуратность и точность движений. Карандашная линия слабо видима на бумаге, от сильного нажима бумага деформируется, образуются нежелательные бороздки в которые затем попадёт краска.

На фотографиях показано начало работы. Краска втёрта в лист для того, чтобы ученик увидел как необходимо процарапывать, какой толщины и глубины должны быть процарапанные линии.
Следующим этапом работы будет «гравирование» по намеченному контуру рисунка, процарапывая гладкую поверхность бумаги до шершавого слоя. Роль резца в нашем случае выполнят иглы, острые предметы, гвоздики прикрепленные скотчем к кистям и карандашам. С их помощью процарапываем рисунок контурных линий и заштриховываем пятна силуэтов. Царапать надо для получения «офортной» линии, получая как бы «вытравленную», как будто это офортную линию. Линия и штрих - одни из главных средств выразительности в графике. Контуры рисунка по характеру должны быть разными, в зависимости от задумки автора: тонкая или толстая, целая или прерывистая до точек, рваная, извилистая и т.п.. Для этого можно в небольшой кусок работы втереть краску – тогда ребёнку станет понятнее какой должна быть глубина и ширина линии.
Задание дает представление о технике сухой иглы, а также открывает широкие возможности для детского творчества.

Упражнения на формате А4, тема: «Животные».
С помощью штрихов различной толщины – дети показывают шерсть животного, складки на его коже. (На выполнение этих работ потребовалось 2 урока, но обе работы требуют доработки – дополнение рисунка мелкими детялями).
Следующим этапом станет завершение композиции. В первом задании с зайчиком ребёнку было предложено добавить капустное поле и втереть в него краску другого оттенка. На другой работе можно добавить разноцветные узоры на коврике, травку, раскрасить животного, окружение.
Способы нанесения краски.
В процарапанные иглой углубления краску лучше всего втирать. Мы делали это губкой для мытья посуды или ватным тампончиком. Это самый ответственный момент. Дело в том, что краска наносится тонким слоем и должна втирается круговыми движениями. Кистью — получается слишком толстый слой краски. На гладкой поверхности краска не задерживается в желобках линии, превращаясь в темный контур. Придерживайте лист бумаги рукой. Если лист большой, то движения руки не должны быть размашистыми, иначе лист деформируется, а в худшем случае разорвётся в тех местах, где линии выцарапы глубоко. Масляные краски желательно предварительно «подсушить», выдавив на бумагу и оставив на несколько часов, чтобы после изготовления работы на оттиске не осталось маслянистых пятен

Элементы изображений можно создавать в несколько уровней. Если хочется неторопливой и вдумчивой работы. Для этого воспользуйтесь масляными красками. У них процесс высыхания растягивается на несколько дней - у вас будет сколько угодно времени на исправление и доделывание композиции. При нанесении краски активно используется тональный контраст и пятно, фактурность изображению можно придать поролоном или губкой. Где-то краска наносится кистью, где-то втирается пальцем или тампоном.
С детьми старшего возраста можно выполнить подмалевок. Выполнить заливку колером акварельной кистью больших локальных участков композиции. Колер готовится из красок акрила разведённый водой. Для прилипания краски к основе листа можно добавить несколько капель жидкого мыла.
Затем небходимо дать работе просохнуть. На следующем занятии удаляем лишний слой краски, протирая светлые участки рисунка кистью или салфеткой. Остаться должны полутона. Если есть места, где бумага не протирается, смачиваем салфетку растворителем или маслом, создавая тональную растушку и переходы тонов, нюансы, процарапыванием до нижнего слоя. Выразительные работы получаются, когда линия и штрих сочетаются с общим тоном работы (серым, голубым, желтым, зеленоватым и т. п.) и создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.
Подготовка необходимого по цвету колера из масляных красок.
Для главных объэктов используем насыщенный плотный цветовой тон, для второстепенных – более светлый тон, используя 3-4 цветовых оттенка в композиции. Разнообразить цветовую палитру необходимо еще и для того, чтобы показать пространство, сделать акценты, выделить главное и т.д.
Работы учащихся 8-10 летнего возраста. На выполнение этих заданий отводилось намного больше времени, формат работ А4 и более. В тех местах где необходимо ватным тампоном краска вбивалась сверху резкими движениями, там где нужно было снять слой краски пользовались тампоном смоченным растительным маслом или наждачной бумагой.
 
Работы учащихся на темы:
«Сказочный герой» , «Война 1812 г.», «Мой город»

Рождественская В. 9 л. «Парад Победы 1812 года»
Базорова Е., 9 л. «Победитель»
Гордова А., 10 л «Дамы и гусары»
Юскаева А., 8 л. «Мой двор»
Балакина А., 9 л. «Ушедшее время»
Байков А., 9 л. «Комсомольский район»
Хохлова М., 9 л. «Я Водяной, я Водяной…