Войти / Зарегистрироваться

Совершения профессиональной деятельности педагога музыкального направления

Получить свидетельство
Автор: Миронова Анна Александровна

1. Введение Эстрадный номер — отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов. Является основой эстрадного искусства — "Его Величество номер" — говорил Н. Смирнов-Сокольский. Последовательность, "монтаж" номеров составляет суть концерта, театрализованной программы, эстрадного спектакля. Первоначально понятие "номер" использовалось в прямом смысле, определяло порядок следования артистов друг за другом: первый, второй, пятый… в эстрадной (или цирковой) программе (также чередование отдельных сцен в опере — "номерная опера", в балете). Для артиста, выступающего на эстраде, номер — маленький спектакль со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Короткометражность номера (не более 3-4 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Для постановки номеров привлекаются режиссеры, а иногда композиторы, хореографы, художники, в том числе художники по костюму, свету. В сценарии номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой. Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности. Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцим. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой. Следующим требованием для номера является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия. У каждого музыкального жанра есть своя форма существования. В оперном театре это спектакль — целостное, развернутое, художественно завершенное произведение. Для симфонического, духового оркестра, оркестра народных инструментов, камерных ансамблей и солистов такой формой является концерт, включающий в себя исполнение одного или нескольких произведений. Для музыкальной эстрады — тоже концерт, но особого рода. Его основой являются музыкальные номера разных жанров и стилей. Например, когда поют в сопровождении оркестра русских народных инструментов — это академический концерт, а в сопровождении инструментального ансамбля тоже народных инструментов — эстрадный. Такое, различие определяется спецификой исполнения, характерной для каждого жанра. Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям. Эта черта музыкальной эстрады имеет исторические корни. Еще скоморохи на народных гуляньях вступали в прямое общение со слушателями. В настоящее время непосредственное общение со зрителем стало более сложным и многозначным. У очень точно и интересно эту мысль выразил А. Алексеев в книге "Серьезное и смешное". На эстраде, в отличие от академического концерта, "вы все время чувствуете, что это не для вас говорят, а с вами разговаривают...". Эта черта исполнительского искусства — будь то музыкальный фельетон, куплеты, песня, инструментальная пьеса — определяет сущность и отличие эстрадного номера от академического исполнения. Когда солист-инструменталист, вокалист подходит к краю эстрады, поет песню или играет музыкальную пьесу –– это не просто исполнение, а глубоко личное, задушевное обращение к сидящим в зале, ко всем сразу и к каждому в отдельности. Эстрада очень тесно связана с театром, формы произведений театра и эстрады различны. Если в первом, как отмечал А.Анастасьев, это - спектакль, то в искусстве эстрады - номер, который, по выражению Ю.Дмитриева, "является основой эстрадного искусства". Режиссура эстрадного номера, концентрирует все составляющие постановки номера и в работе с автором текста, и с композитором, и с балетмейстером, и с художником, и с актером. Эту аксиому приходится повторять, так как с сожалением надо отметить, что почти не сформулированы и совсем не обобщены даже основные аспекты теории и практики работы режиссера над эстрадным номером. "О работе режиссера внутри номера говорилось, по-моему, мало, - справедливо отмечала, к примеру, Н. Завадская. - Между тем она необходима артисту, даже если он обладает всеми профессиональными навыками". Любые, даже самые выдающиеся профессиональные навыки артиста эстрады становятся бессмысленным набором трюков, реприз и других выразительных средств, если они не приведены к общему знаменателю целостного художественного образа, что и является одной из основных составляющих профессии режиссера вообще. И нет никаких причин считать эстрадный номер исключением из этого правила.
2.Теоретическая часть Своими корнями эстрада уходит в далёкое прошлое, прослеживающееся в искусстве Египта, Греции, Рима; её элементы присутствуют в представлениях странствующих комедиантов-скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглёров (Франция), франтов (Польша), маскарабозов (Средняя Азия) и т.д. Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, клоунская пантомима, жонглирование, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, весёлых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, впоследствии явились предшественниками конферанса. Всё это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. В Росси истоки эстрадных жанров проявились в скоморошьих забавах, потехах и массовом творчестве народных гуляньях. Их представителями являются  деды-балагуры с непременной бородой, веселившие и зазывавшие публику с верхней площадки балагана, петрушечники, раешники, вожаки "учёных" медведей, актёры- скоморохи, разыгрывающие "скетчи" и "репризы" среди толпы, играя на дудках, гуслях, сопелях и потешая народ. Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развивая как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т.д. Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы:
-концертная эстрада (ранее называвшаяся "дивертисментная") объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;
-театральная эстрада (камерные спектакли театра миниатюр, театров- кабаре, кафе-театров или масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой);
-праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали и т.д.).
Выделяют еще такие:
I.ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
I.I. МЮЗИК-ХОЛЛЫ
Если основой эстрадного представления является законченный номер, то обозрение, как и всякое драматическое действие, требовало подчинения всего происходящего на сцене сюжету. Это, как правило, органически не сочеталось и приводило к ослаблению одного из компонентов представления: либо номера, либо характеров, либо сюжета. Так произошло при постановке "Чудес ХХХ века" - пьеса распадалась на ряд самостоятельных, слабо связанных эпизодов. Успех у зрителей имели лишь балетный ансамбль и несколько первоклассных эстрадно-цирковых номеров. Балетный ансамбль в постановке Голейзовского исполняли три номера: "Эй, ухнем!", "Москва под дождем" и "30 английских герлс". Из советских артистов, как всегда, большой успех имели Смирнов-Сокольский и частушечницы В.Глебова и М.Дарская.
В сентябре 1928 года состоялось открытие Ленинградского мюзик-холла.
I.II. ТЕАТР МИНИАТЮР - театральный коллектив, работающий преимущественно над малыми формами: небольшими пьесами, сценками, скетчами, операми, опереттами наряду с эстрадными номерами (монологами, куплетами, пародиями, танцами, песнями). В репертуаре преобладают юмор, сатира, ирония, не исключается и лирика. Труппа малочисленна, возможен театр одного актера, двух актеров. Лаконичные по оформлению спектакли рассчитаны на сравнительно небольшую аудиторию, представляют некое мозаичное полотно.
II. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.
Конферансье – конферанс бывает парный, одиночный, массовый. Разговорный жанр построенный по законам "единства и борьбы противоположностей", то есть перехода от количества к качеству по сатирическому принципу.
Эстрадный монолог - бывает сатирическим, лирическим, юмористическим.
Интермедия – комическая сцена или музыкальная пьеса шутливого содержания, которая исполняется как самостоятельный номер.
Скеч – маленькая сценка, где стремительно развивается интрига, где простейший сюжет построенный на неожиданных забавных, острых положениях, поворотах, позволяющие возникать по ходу действия целому ряду нелепостей, но где все как правило кончается счастливой развязкой. 1-2 действующих лица (но не более трех).
Миниатюра – в эстраде это наиболее популярный разговорный жанр. На эстраде сегодня популярный анекдот (не изданный, не печатный- с греч.) – это краткий злободневный устный рассказ с неожиданной остроумной концовкой.
Каламбур – шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по звучанию слов на обыгрывании звукового сходства равнозначных слов или сочетаний.
Реприза – самый распространенный короткий разговорный жанр.
Куплеты – одна из наиболее доходчивых и популярных разновидностей разговорного жанра. Куплетист стремится высмеять то или иное явление и высказать отношение к нему. Должен обладать чувством юмора.
III. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
Под термином "джаз" принято понимать:
а) вид музыкального искусства, основанного на импровизационности и особой ритмической интенсивности,
б) оркестры и ансамбли, исполняющие эту музыку. Для обозначения коллективов используются также термины "джаз-банд", "джаз-ансамбль" (иногда с указанием количества исполнителей - джаз-трио, джаз-квартет, "джаз-оркестр", "биг-бенд").
IV. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
Вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередко решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен ("театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора.
Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Есть своя композиторская группа и среди эстрадных музыкантов. Это Антонов, Пугачева, Газманов, Лоза, Кузьмин, Добрынин, Корнелюк и др. Прошлая песня была преимущественно композиторской, нынешняя - "исполнительская".
Сосуществуют множество стилей, манер и направлений - от сентиментального китча и городского романса до панк-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня - это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур.
Главным музыкальным жанром является песня: народная, лирическая, эстрадная, городской романс.
3. Основное содержание
Работая в жанре детской эстрады, перед каждым педагогом всегда стоит основная задача – грамотный выбор репертуара. Будь это песня для индивидуального исполнения, дуэта или ансамбля.
Рассмотрим, к примеру, работу над сольным номером. Это тоже неотъемлемая и важная часть нашей работы. Ведь привитие каждому ребёнку музыкального и эстетического вкуса через песню  – залог успеха ансамбля и  всего коллектива в целом.
Итак. Подбираем репертуар. Казалось бы, чего проще  - ведь мы живём в современном мире, наполненном информацией, новыми веяниями во всех направлениях искусства, постоянно  обновляемом и в музыкальных жанрах,  и в эстраде в том числе.  Включай телевизор, интернет. Выбирай. Пой – не хочу!  На любой вкус масса предложений и выбора.
И вот тут перед нами становится та самая проблема выбора. Как, предлагая ребёнку, самостоятельно или вместе с родителями, выбрать песню для себя или для коллектива, не обидеть  его музыкальные предпочтения и вкус? И вместе с тем привить ему культуру? Элементарную культуру слушания и выбора музыкального произведения. Да. Именно произведения.       Ведь песня для нас должна являться маленькой музыкальной историей.
Теперь давайте рассмотрим наши с вами требования. Какой должна быть эта песня?
Ну, во-первых, она  должна соответствовать возрасту исполнителя, и быть доступной своим содержанием его пониманию во всех смыслах.  Мелодией, мелодикой и текстом. Конечно, смешно слушать, когда маленький ребёнок поёт о большой безответной любви. Наша с вами задача не только показать все вокальные возможности исполнителя, но и представить его достойно. Поэтому, текстовой смысл, по крайней мере, должен быть либо уже им пережит,  либо доступен и близок ребёнку. И самое главное - вокальная музыка и аранжировка. Голос ребёнка должен соответствовать вокальной теме. Вплоть до тембральной окраски. Помните, что вашему слушателю должно быть комфортно. Он должен сопереживать исполнителю, а не переживать за каждую взятую ноту.  И, конечно, надо помнить, что каждая новая песня – это для нас новая обучающая ступень. Она должна быть сложнее предыдущей, интереснее и раскрывать новые исполнительские качества маленького вокалиста. Наш совет в начале творческого пути обращаться к так называемым «ретро» песням. Во-первых, они в большей степени соответствуют всем выше перечисленным требованиям. Во–вторых,  это возможность объединить интересы детей и родителей. Ну и самое главное – они всегда востребованы и являются неотъемлемой частью любого концерта или тематического мероприятия
Итак, выбор сделан, и мы переходим к нашей непосредственной работе над песней.
Замечательно, если на руках у вас все материалы – аудиозапись предыдущего исполнителя, текст и аранжировка (минусовая фонограмма). При знакомстве с песней, мы в первую очередь стараемся понять её смысл, идейное содержание. Внимательно разбираем текст, расставляем смысловые акценты и слушаем. Насколько музыка и мелодия может нам помочь раскрыть и усилить эмоциональное содержание в исполнении. Грамотное музыкальное сопровождение, в данном случае – аранжировка  это не приложение к исполнителю, а его неотъемлемая часть. Исполнитель и музыка – один организм. И  мы очень большое внимание уделяем прослушиванию фонограммы. На любом «доигрыше» и проигрыше акцентируем внимание. Почему звучит именно это инструмент? Как музыкальное проведение отображает смысл предыдущей вокальной фразы? Повторим эту мелодию. Чем она отличается от основной темы?  Ребёнок должен всё слышать и внутренне воспринимать. Только в этом случае появится нужный, его собственный,  эмоциональный жест, а  не показанный педагогом. В нашей работе нельзя допустить ни малейшей «фальши». Ни в жесте, ни в движении, ни в интонации и интонировании. Работа над мелодией и чистотой её исполнения  идёт параллельно, и если возникают трудности с голосоведением – каждая музыкальная фраза прорабатывается отдельно.
Теперь перейдём к форме. Каждая песня – это мини-спектакль. У неё есть свой жанр, стиль и художественные задачи. Где должны быть начало, развитие, кульминация и финал. Всё это должно уложиться в три минуты. И главную роль в этом спектакле играет маленький вокалист, цель которого – порадовать и удивить зрителя.
Очень важно, чтобы ребёнок мог справиться со всеми  задачами, которые вы перед ним ставите. Не перегружайте его. Если вы чуть завышаете ему планку, мягко варьируйте его эмоциональным состоянием и настроением на данный момент. Ведь он постоянно растёт, вращается в социуме, обучается и обогащается всюду. Дайте возможность ему самому создать художественный образ. Поверьте, результат такого опыта иногда раскрывает ученика с очень неожиданной для вас, в хорошем смысле, стороны. А это может дать вам новое видение содержания, новый образ. И старая, забытая песня может стать более интересной и современной. Это тонкая грань. Важно не допустить пошлости, вульгарности ни в движении, ни в жесте. Всё должно быть выдержано в выбранном вами стиле.
Одно из важных составляющих вашего номера – внешний вид солиста. Важно, чтобы костюм не мешал образу, а дополнял и подчёркивал его. Конечно, идеальный вариант, если он сшит специально для  номера профессиональным художником по костюмам. Поверьте, даже качество ткани, её фактура, цвет очень важны. Ведь ребёнок выходит на сцену, где свет софитов может, как подчеркнуть особенности костюма, так и унизить его достоинства. Вокалисту должно быть удобно и комфортно.
Он должен чувствовать себя уверенно и ничто не должно сковывать его движения и эмоции. А зритель должен получить моральное и эстетическое удовлетворение. Всё должно быть готово задолго до выступления. На репетиции в костюме «шлифуется» всё.
Культура поведения и культура звука – это уже воспитательные задачи. Избегайте форсирования и небрежности в подаче музыкального материала. Это очень длительный и трудоемкий процесс. Постепенно «впеваясь» в материал, ребёнок становится уверенней, крепнет как вокально, так и эмоционально. Даёте ему время, особенно если предстоит участие в значимом для вас концерте или конкурсе.  Как бы он ни был хорош на занятиях, помните, что самый большой стресс у человека вызывает публичное выступление. Вам поможет только время и практика небольших показов вашего номера другим солистам и родителям, а это  – самый требовательный зритель.
4. Заключение
ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО  (от фр. estrade — помост, возвышение) — синтетический вид сценического искусства, объединяющий малые формы драмы, комедии, музыки, а также пение, худож. чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму, акробатику, жонглирование, иллюзионизм и т. д. Несмотря на свою интернациональную природу, сохраняет народные корни, которые придают ему особую национальную окраску. Зародившись в эпоху Возрождения на уличных подмостках и начав с клоунады, примитивных фарсов, скоморошества, Э. и. в разных странах эволюционировало по-разному, отдавая преимущественное предпочтение то одним, то др. жанрам, тем или иным образам-маскам. В эстрадных программах возникших позднее салонов, кружков и клубов, в балаганчиках, мюзик-холлах, кафешантанах, кабаре, театрах миниатюр и на сохранившихся эстрадных садово-парковых площадках преобладают жизнерадостный юмор, острословные пародии и шаржи, едкая общежитейская сатира, заостренная гипербола, буффонада, гротеск, игривая ирония, задушевная лирика, модные танцевально-музыкальные ритмы. Отдельные номера полифонической пестроты дивертисмента нередко скрепляются на эстраде конферансом или несложным сюжетом, а театры одного или двух актеров, ансамбли (балетные, музыкальные и пр.) — оригинальным репертуаром, собственной драматургией. Эстрадное искусство ориентируется на самую широкую аудиторию и опирается прежде всего на мастерство исполнителей, на их технику перевоплощения, умение создавать лаконичными средствами эффектную зрелищность, яркий характер — чаще комедийно-отрицательный, чем положительный. Обличая своих антигероев, обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию в действительности. Для эстрадного искусства типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательными функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Последнего качества лишен порожденный буржуазной массовой культурой шоу-бизнес. Почти всем оперативным "маленьким", "легким" разновидностям, включая распространенные "капустники", свойственны сравнительно короткие сроки существования, быстрая амортизация масок, что зависит от исчерпанности актуальности темы, реализации социального заказа, смены интереса и потребностей зрителей. Будучи одним из наиболее подвижных видов искусства, в то же время более древних искусств, эстрадное искусство подвержено болезни штампования, снижения художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их в кич. На развитие сильное влияние оказывают такие "технические" искусства, как кино и особенно телевидение, часто включающее в свои программы эстрадные представления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы эстрады обретают не только большую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. изобразительно-выразительных средств экранных искусств), яркую зрелищность.
В системе зрелищных искусств эстрада сегодня прочно занимает обособленное место, представляя собой самостоятельное явление художественной культуры. Популярность эстрады в самых широких и разнообразных зрительских слоях заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие негативных аспектов в профессиональных, эстетических и вкусовых достоинствах эстрадных произведений. Массовость аудитории эстрады в прошлом и настоящем, ее разнородность, необходимость сочетания в эстрадном творчестве развлекательной и воспитательной функций, - предъявляет специфические требования к создателям произведений эстрадного искусства, накладывает на них особую ответственность.
Только вместе и сообща, объединив ваше творческое мышление и видение, знания и навыки вашего ученика,  активную поддержку родителей, может получиться маленький музыкальный шедевр. Дерзайте! Творите! Удачи и побед!

5. Список использованной литературы
 Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Кобэр В. Гвоздь программы: Пер. с нем. Л., 1928. С. 232-233;
Станишевский Ю. Номер и культура его подачи // СЭЦ. 1965. № 6.
Конников А. Мир эстрады. М., 1980.
Смирнов-Сокольский Н. Эстрада перед конкурсом. //Советское искусство. 1939, 24 сентября.
Уварова Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983;
Аркадий Райкин. М., 1986.; Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004.
Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986; Многоликая эстрада. М.,1995.
 
                           

Похожие публикации