Цель урока: Воспитывать полифоническое слушание, продуманно подбирать музыкальный материал, постепенно возрастающий по сложности, учить пользованию простыми и рациональными способами работы над полифонией.
Задачи: Привить необходимые теоретические знания, исполнительские навыки, формировать устойчивый интерес к фортепианной исполнительской деятельности.
Добиться слышания и проведения обоих голосов, сочетания различных движений двух рук.
Добиться слышания и проведения обоих голосов, сочетания различных движений двух рук.
Для начала я прошу ученика сыграть гамму Соль мажор.
Объясняю ученику, что гамму надо сыграть ясным певучим звуком, слежу, чтобы повороты кисти были мягкими и гибкими. Так же слежу за качеством звука, ритмически ровным звучанием легато, за мягким и спокойным движением рук и пальцев.
Объясняю ученику, что гамму надо сыграть ясным певучим звуком, слежу, чтобы повороты кисти были мягкими и гибкими. Так же слежу за качеством звука, ритмически ровным звучанием легато, за мягким и спокойным движением рук и пальцев.
Ученица играет в медленном темпе, стараясь добиться ровности звучания. Особенно обращаю внимание на первый палец, требуя заблаговременного и гибкого подкладывания первого пальца.
У ученика немного не получается.
Для этого делаем упражнения на подкладывание первого пальца. Затем прошу ученицу сыграть аккорды. Объясняю, что надо брать все звуки с упругой опорой в кончиках пальцев. Следить за плавным переносом руки и погружать пальцы до самого дна.
Далее ученица играет арпеджио.
Объясняю, чтобы кисть слегка повышалась при движении от первого к пятому пальцу, кисть должна плавно двигаться вдоль клавиатуры с тем, чтобы первый палец (в обратном движении пятый палец) всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию. И обязательно должно быть крещендо к вершинке. В конце прошу сыграть гамму в быстром темпе, показать технику.
У ученика немного не получается.
Для этого делаем упражнения на подкладывание первого пальца. Затем прошу ученицу сыграть аккорды. Объясняю, что надо брать все звуки с упругой опорой в кончиках пальцев. Следить за плавным переносом руки и погружать пальцы до самого дна.
Далее ученица играет арпеджио.
Объясняю, чтобы кисть слегка повышалась при движении от первого к пятому пальцу, кисть должна плавно двигаться вдоль клавиатуры с тем, чтобы первый палец (в обратном движении пятый палец) всегда вовремя оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию. И обязательно должно быть крещендо к вершинке. В конце прошу сыграть гамму в быстром темпе, показать технику.
Переходим к полифонии. Ученица подготовила и прочитала стихотворение посвященное И. С. Баху.
Мне дорог Бах...
Ну, как бы вам сказать
Не то, чтоб нынче музыки не стало
Но вот такого чистого кристалла
Еще вам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей
Какая всеобъемлющая страсть
Какая удивительная повесть
О брошенной в века Судьбе моей.
Он не искал - минутно позабавить
Напевами утешить и пленить
Мечтал о высшем: этот мир прославить
И бездной духа в звуках оживить
Господь не подвергал себя решениям
Но Бах – не бог, и может потому
Он лучше знает: мир не совершенен
О, как предать гармонию ему!?
Далее я знакомлю ученицу с биографией И. С. Баха
Четыреста лет назад в Тюрингии, в одном маленьком германском городке Эйзенахе жил булочник. И была у него большая страсть в жизни – музыка. Эту любовь он передал своим сыновьям. Одним из них был И. С. Бах. Почти все они стали музыкантами. Только он добился громкой известности, славы. Только ему суждено было стать великим композитором. Кроме того он был блестящим органистом и скрипачом, у него был прекрасный голос. У него был замечательный голос. Иоган был скромен, трудолюбив и беззаветно любил музыку. Его первым учителем был папа – скрипач, городской музыкант. Но на его долю выпало немало взгод.
В 10 лет мальчик остался круглой сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Он играл на скрипке, органе, клавесине. Своими успехами Бах не хвастался. Когда его спрашивали, как он добился такого совершенства, он отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же. Бах всегда стремился, чтобы его ученики играли мягко и плавно.
Во времена Баха принято было играть вытянутыми а не закругленными пальцами, кроме того первый палец в игре не участвовал. Бах создал свою собственную технику игры. Он требовал от своих учеников, чтобы они немного закругляли пальцы, а так же использовал первый палец, подкладывая его в случаи необходимости, как теперь делаем мы. Большинству произведений Баха присуще полифонический склад.
В 10 лет мальчик остался круглой сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Он играл на скрипке, органе, клавесине. Своими успехами Бах не хвастался. Когда его спрашивали, как он добился такого совершенства, он отвечал: «Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же. Бах всегда стремился, чтобы его ученики играли мягко и плавно.
Во времена Баха принято было играть вытянутыми а не закругленными пальцами, кроме того первый палец в игре не участвовал. Бах создал свою собственную технику игры. Он требовал от своих учеников, чтобы они немного закругляли пальцы, а так же использовал первый палец, подкладывая его в случаи необходимости, как теперь делаем мы. Большинству произведений Баха присуще полифонический склад.
Полифония в переводе с греческого означает многоголосие. Причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.
Учитель: А ты знаешь что такое менуэт?
Ученик: Менуэт это старинный французский танец, движение танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами между самими танцующими, а так же по отношению к окружающим зрителям.
Учитель: Менуэт Баха звучит в умеренном темпе. Его мелодия отличается изяществом.
Бах написал свои менуэты для того, что бы научить своих учеников красивому и певучему методу исполнения.
Ученик играет менуэт.
Учитель просит сыграть отдельно каждый голос, а играя двумя руками отчетливо выявить вступление каждого голоса. Можно разделить исполнение между учеником и учителем.
В партиях обеих рук надо добиваться певучего и связного звучания.
Каждый голос мелодически самостоятельный, поэтому все голоса мелодичны и напевны. Одним из основных средств мелодического развития в полифонии является имитация. Имитация в переводе с латинского означает «Подражание». В музыке это прием поочередного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему с некоторым опозданием, повторяя ту же мелодию.
Почти всегда основную мелодию разнообразной по интонациям, ритму, штрихам ведет верхний голос, нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую отдельные моменты имитации.
Звуки необходимо выпевать, дослушивать.
И в конце учитель просит ученика показать в менуэте где была имитация.
Урок закончен.