«Конечно, высшее выражения творчества до сих пор
доступны только немногим избранным гениям
человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни
творчество есть необходимое условие существования, и
всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена
йота нового обязано своим происхождением творческому
процессу человечества». Л. С. Выготский
доступны только немногим избранным гениям
человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни
творчество есть необходимое условие существования, и
всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена
йота нового обязано своим происхождением творческому
процессу человечества». Л. С. Выготский
Урок изобразительного искусства в 3 классе.
Тема урока «Сказочно-былинный жанр живописи. Мой любимый сказочный персонаж».
Целью системы образования является не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и всестороннее развитие личности, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В связи с переходом отечественной системы образования на ФГОС второго поколения усилилась потребность в совершенствовании методов и приёмов работы, которые позволят развить в учащихся индивидуальность, самостоятельность мышления, способность к решению сложных жизненных задач нестандартными методами [1]. Помощником в решении этих задач может служить инновационная педагогическая система НФТМ-ТРИЗ профессора М. М. Зиновкиной. ТРИЗ – это научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач. Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ: обеспечение становления, т. е. формирования и развития, творческой личности обучаемого. А творческая личность – это личность, обладающая системным мышлением, способная решать творческие задачи любого уровня творчества. Система НФТМ-ТРИЗ основана на поисково-познавательной деятельности учащихся, начиная с самого раннего детского возраста [2, 3]. Побуждение ребёнка к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности, к реализации своих способностей. [2]. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, способствующие развитию творческой активности школьников. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение в системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы. Ведь они таят в себе огромный творческий потенциал, дают много возможностей для самовыражения, саморазвития, а в комплексе с другими учебными предметами оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка.
Уроки изобразительного искусства способствуют развитию образного, пространственного и абстрактного мышления, воображения и фантазии, логического мышления. А ведь эти качества интеллекта являются условием для творчества в любом виде деятельности человека. Главная задача учителя искусства – помочь ребёнку развить это творческое начало и его самостоятельную продуктивную деятельность [1]. Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, необходимо вводить в структуру урока специальные задания творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Это могут быть различные познавательные ситуации, игры, головоломки, интеллектуальные разминки. Решение творческих задач чаще всего решаются коллективно, т. к. планируются, готовятся, совершенствуются и обсуждаются совместно. При этом вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, сопереживать, корректировать свое поведение. А главное – помогают найти и поддержать в каждом обучающемся хорошее, увидеть личность в каждом из них. Развитие творческих способностей происходит на уроке и в процессе практической деятельности, которая предполагает вариативность решения и может быть представлена различными видами (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т. д.). Всё это позволяет повысить мотивацию обучения и в полной мере реализовывать художественно-творческие способности и интересы учащихся. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создаётся какой-либо общественно-значимый продукт, но сам процесс творчества и его результат имеют значение для личностного развития ребёнка и являются фундаментом его успешной жизнедеятельности в будущем [1]. Логика построения данного урока обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим [4].
Блок 1. Мотивация
На доске репродукции картин (два пейзажа, два портрета, один натюрморт. Одна репродукция – сказочно-былинный жанр, дети с этим жанром не знакомы).
Рис. 1. |
Рис. 2. |
Рис. 3. |
Рис. 4. |
Перед тем как мы с вами начнём урок, напомните какие жанры живописи вы знаете. (дети отвечают – пейзаж, натюрморт, портрет) Сегодня мы с вами будем работать в группах по 4 человека. Открывается доска на которой висят репродукции. Учитель: На доске перед вами репродукции картин (задание группам) определите к каким жанрам живописи они относятся, работает вся группа, отвечает один человек, готовность группы определяется по поднятым рукам. Учащиеся легко определяют жанры, а со сказочно-былинным жанром путаются, называют портретом. Учитель: «Давайте вспомним определение жанра портрет. Дети: Это изображение человека. Учитель: А кто же изображен здесь. Дети: Это Буратино, это сказочный персонаж. Учитель: Можем ли мы эту репродукцию отнести к известным нам жанрам живописи. Дети: Нет, не можем, это другой жанр живописи. Учитель: Посмотрите на эти репродукции («Три богатыря» Васнецов, «Баба Яга» Билибин, «Спящая царевна» Васнецов и др.) на этих репродукциях изображены сказочные персонажи или действия из сказки. Задание группам – сформулируйте как может называться этот жанр живописи, для ответа надо выбрать другого человека от группы. Дети дают название жанру – сказочно-былинный.
Блок 2. Содержательная часть
Главная задача этого блока – систематизировать знания учащихся о пропорциях, о изображении задуманного сказочного персонажа, анализ формы и цвета. Учитель: При рисовании портрета человека необходимо соблюдать пропорции, иначе человек будет выглядеть уродливо. При рисовании сказочного персонажа иногда наоборот некоторые части утрируют, то есть преувеличивают, например, нос у Буратино. На доске показываются изображения сказочных героев. А иногда сказочные герои объединяют в себе качества и человека, и животного. Приведите пример (Русалочка, эльфы). Очень много художников, которые работают в этом жанре – сказочно- былинном. Самые знаменитые – это Васнецов и Билибин (показ картин этих художников).
Блок 3. Психологическая разгрузка
Крутим мельницу вперёд, (вращение рук)
А теперь наоборот. (вращение в другую сторону)
Ноги врозь, на пояс руки – наклоняться будем ну-ка!
Подтяни к груди колено и попробуй устоять!
Научитесь непременно равновесие держать!
Блок 4. Головоломка
Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что, в конечном счёте, развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание. Задание группам – перед вами картина, разделенная на части – пазлы, вам необходимо собрать не только картину, но и из разных букв собрать название этой картины. (Предлагаемые детям картины (Васнецов «Аленушка», «Богатыри») разрезаны на фрагменты, название разделено на буквы, конверты с фрагментами картин и буквами у каждой группы). Группа, которая закончит поднимает руки.
Блок 5. Интеллектуальная разминка
Задание группе – показать сказочного персонажа, остальные группы пробуют отгадать. Задумывает персонаж вся группа, а показывает тот, кто ещё не выходил от группы к доске.
Блок 6. Содержательная часть (практическая часть)
Практическая часть задания на уроках изобразительного искусства – это, пожалуй, наиболее любимая и ожидаемая детьми часть занятия, именно в практической части и наиболее полно и ярко проявляется творческий потенциал ребёнка, его отклик на теоретическую часть урока. Учитель предлагает учащимся изобразить сказочный персонаж, сначала в карандаше, затем – красками.
Блок 7. Компьютерная (музыкальная) поддержка
Работа над заданием выполняется под музыку.
Мусоргский «Утро на Москве–реке», Чайковский «Вальс цветов».
Блок 8. Рефлексия (резюме)
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, Подразумевающий возможность реализации личностных качеств. Развитие способностей к самоуправлению в творческой деятельности осуществляется через рефлексию. Рефлексия в школьном возрасте проявляется с двух сторон: как оценка задачи, которую надо решать, и как оценка собственных ресурсов.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Предлагаю устроить выставку из ваших работ.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Кто запомнил имя художника, который написал эти картины (Васнецов)?
– Кто помнит названия этих картин?
– А сейчас по моей команде, не глядя на товарищей, покажите на пальцах оценку, которую вы бы дали своей группе за участие на уроке.
– А себе?
Предлагаю, после школы, когда придёте домой, посмотрите свои книжки-сказки. Запомните художника-иллюстратора, а может кто-то из вас принесёт нам на следующий урок свою любимую красивую книжку со сказками.
Рис. 5.
Ссылки на источники
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
- Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.
- Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Искусство, 1987.