Войти / Зарегистрироваться

Разработка урока информатики в 5 классе по теме «Координатная плоскость»

Получить свидетельство
Автор: Кострицина Ирина Владимировна

УУД на этапах
Личностные УУД:
– формирование навыков самоорганизации;
– формирование навыков письма урока;
– развитие грамотной речи;
– умение применять знания на практике;
– развитие логического мышления и пространственного воображения;
– действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:
– поиск и выделение необходимой информации;
– актуализация сведений из личного опыта;
– формирования навыков определения координат тела в пространстве;
– формирование понятий «Координатная плоскость», «координатная ось», «метод координат».
Коммуникативные УУД:
– формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;
– умение сдерживать эмоции;
– умение работать в парах;
– развитие диалогической речи.
Регулятивные УУД:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– структурирование знаний.
Необходимое оборудование и материалы: Мультимедийный кабинет: 10 ноутбуков, интерактивная доска Smartboard, локальная сеть, принтер, проектор, подключение всех ПК к Internet.
ПО (программное обеспечение) для ПК: интерактивная презентация «Театр», презентация «Угадай зверька. Мышка», презентация «Сокровища Флинта», программа Paint.
Передача готовых знаний о мире – далеко не главная задача в воспитании ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому в школе всё больше внимание должно уделяться развитию творческого мышления. Занятия в школе должны стать креативными.
«Воображение важнее знания» – А. Эйнштейн. Эти слова относятся не к «природному» воображению, а к управляемому воображению мыслителя.
Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ И РТВ, утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?
Необходимость развитие творческого мышления школьников отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте [2].
Что же такое креативный урок? Креативный урок – это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал. 
Структура креативного урока по схеме целостной системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели занятия, адекватные целям креативного образования в целом [3].
Блоки занятия:
  1. Мотивация.
  2. Содержательная часть.
  3. Психологическая разгрузка или интеллектуальная разминка.
  4. Головоломка.
Перерыв.
  1. Интеллектуальная разминка.
  2. Содержательная часть.
  3. Резюме.
Структура занятия
Блок 1. «Мотивация».
Её следует рассматривать как систему потребностей, мотивов и целей, которые отражают побуждения к учению, позволяют активно стремиться к пониманию общих знаний, к овладению учебно-познавательными умениями [4].
Педагог: Сегодня мы отправимся в кинотеатр. На столе у каждого из вас лежит билет. Посмотрите, что там указано?
Ответы: Название мультфильма
Дата и время начала сеанса
Ряд и место каждого посетителя.
Педагог: А как мы узнаем, где нам нужно сесть?
Ответы: Написано на билете – номер ряда и номер кресла.
Педагог: Хорошо, откуда мы знаем, где в театре номер ряда, а где номер кресла?
Ответ: На первом месте каждого ряда пишется его номер.
Педагог. Верно. Теперь без помощи взрослых мы сможем сориентироваться в театре?
Ответ: Да
 Рис. 1
 
Педагог: Давайте, попробуем.На интерактивной доске изображена схема посадочных мест, каждый из вас подходит и отмечает своё место.
Педагог: Молодцы.
Блок 2. «Содержательная часть» – содержание программной части учебного курса, обеспечивающее формирование системного учения и развитие творческих способностей учащихся [4].
Педагог: Тема нашего урока «Координатная плоскость»
Плоскость – это поверхность, имеющая только два измерения, находящаяся между двух точек (координат).
Перед вами прямоугольная система координат. Как вы видите, здесь 4 четверти (4 части), подробно рассматривать их вы будете в 6 классе. Мы же с вами возьмём только 1-ю четверть и её положительные значения.
   

Рис. 2.

Рис. 3.

 
Если хорошо подумать, то в жизни очень часто встречается понятие «координатное значение». Как вы думаете, где?
Давайте, подумаем вместе. Я начну первая – шахматная доска. Она имеет два обозначения – снизу-вверх – английские буквы, слева-направо – цифры. На пересечениях буквы и цифры – ставятся фигуры. И двигая их игроки проговаривают «е2 – е4, с3 – с7». Теперь ваши варианты.
 Рис. 4.
 
Ответы: Номера домов и названия улиц.
Почтовые ящики в домах или на почте.
 Рис. 5.
 
В игре «Морской бой»
 
Рис. 6.
 
Ячейки в коробках для конфет, детская мозаика, клетки в тетрадях, таблица умножения и т. д.
Педагог: Верно. А ещё учёные-астрономы определяют местоположение звёзд и космических объектов в космосе.
Рис. 7.                         Рис. 8.                                   Рис. 9.                                               Рис. 10.
 
Географы, путешественники, штурманы, лоцманы определяют местоположение какого-либо объекта. Видите, используется та же система обозначений, но называются они другими словами: длина, долгота, ширина.
Рис. 11.                                                     Рис. 12.                                                    Рис. 13.
 
Слово «координата» очень часто используется в обиходе, иногда вы можете услышать от взрослых фразу – «оставьте свои координаты», т. е. оставьте свои данные.
На плоскости есть две координаты Х и У. Их точка пересечения и есть необходимая величина. Давайте, посмотрим, как это происходит.
Рис. 14.
 
Прямоугольная система координат названа в честь французского математика Рене Декарта прямоугольной декартовой системой координат.
Рис. 15. Рене Декарт (1596–1650 гг.)
 
Рене Декарт родился в 31 марта 1596 года в маленьком городке Лаэ провинции Турень, в не очень знатной, но зажиточной дворянской семье.
Существует легенда: Однажды Рене Декарт весь день пролежал в кровати, думая о чем-то, а муха жужжала вокруг и не давала ему сосредоточиться. Он стал размышлять, как бы описать положение мухи в любой момент времени математически, чтобы иметь возможность прихлопнуть её без промаха. И ... придумал декартовы координаты, одно из величайших изобретений в истории человечества. Предложенная им система координат получила его имя – Декартова система координат, с которой мы работаем и сегодня.
Теперь давайте немного поработаем, нарисуйте в тетрадях координатную плоскость размером 15х15 клеток. На доске выведены задания. Разделимся: 1 вариант – 1 задание, 2 вариант – 2 задание. После того, как выполните рисунки поменяйтесь тетрадями с соседом. Он должен будет проверить правильность вашего выполнения и поставить свою оценку. Начали (положительные оценки можно выставить в журнал).
 

Рис 1

Соединить

1 точка (2;5)

2 точка (12;5)

3 точка (10;3)

4 точка (4; 3)

5 точка (2; 5)

Соединить

6 точка (7; 5)

7 точка (7; 12)

8 точка (4;10)

9 точка (4;7)

10 точка (7;5)

Рис 3

Соединить

1 точка (6;2)

2 точка (9;5)

3 точка (9;6)

4 точка (8; 7)

5 точка (7;7)

6 точка (6;6)

7 точка (5;7)

8 точка (4;7)

9 точка (3;6)

10 точка (3;5)

11 точка (6;2)

 
Проверим
 
Рис. 16.                                                           Рис. 17.
 
Блок 3. «Психологическая разгрузка» – представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др. [4].
Педагог: После трудной работы немного отдохнём.
Аккуратно потянулись
И к соседу повернулись.
Посмотрели в потолок...
Посмотрели в уголок...
Вот, готовы мы опять
Здесь урок наш продолжать.

Рис. 18.
 
«Зеркальное рисование». Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. (Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.)
Блок 4. «Головоломка» – представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея [4].
Работа за компьютером
Задание № 1. В задании необходимо найти какое-то животное, которое не даёт покоя старому псу Барбосику.
 

Рис. 19.                                                      Рис. 20.
 
Или задание № 2 (можно группами 2–3 человека): На острове сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован, и найти её мог только старый пират Бен Ган.
Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков шифрованное письмо – описание пути, ведущего к кладу, и место, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в юности неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат.
Он взял карту острова, нарисовал на ней оси х и у, выбрал единичный отрезок. В общем, сделал всё, как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырёх дубов. Первый дуб: (3; 5), второй дуб: (4; 6), третий дуб: (4; 3), четвёртый дуб: (2; 2). Клад находится в точке пересечения прямых, соединяющих первый дуб с третьим дубом и второй дуб с четвёртым дубом.
Обозначьте точки, соответствующие координатам дубов, и определите координаты пещеры с сокровищами.
Начните заполнять карту острова Сокровищ. Нанесите на карту различные объекты (дом, болото, гору, озеро, пальмовую рощу и т. д.). Опишите их положение с помощью координат.
 
Рис. 21
 
Блок 5.
Интеллектуальная разминка – представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся [4].
Педагог: Задание на доске – решите ребусы и дорисуйте зверя, укажите недостающие координаты.
 
   Рис. 22.                                      Рис. 23.                                                               Рис. 24.
 
Блок 6.
Резюме – обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока [4].
(Подведение итогов, выставление оценок)
Педагог: И напоследок, в координатной системе укажите мне, как вам понравился урок.
                                                       Рис. 25.                                                 Рис. 26.
  
Ссылки на источники
  1. Методическое пособие для учителя. Информатика. УМК для основной школы: 5–6, 7–9 классы (ФГОС). Автор: Бородин М. Н. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
  2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
  3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
  4. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html - ISSN 2304-120X