Войти / Зарегистрироваться

Формирование детского цветовосприятия и цветовоспроизведения на современном уроке изобразительного искусства как важное условие развития творческой личности

Получить свидетельство
Автор: Лавлинская Татьяна Васильевна

Вот мир – и в этом мире Я.
Вот мир – и в этом мире МЫ.
У каждого из нас своя стезя.
Но по одним законам мы творим.

Пусть долог путь и труден хлеб творца.
И хочется порой слабинку дать.
Но уберешь ладони от лица.
И снова даришь сердце. И опять.

Любовь и знания как добрые друзья.
К нам запросто заходят на урок.
И светом озаряет ребятня.
Всех нас, пока не прозвенит звонок.

Формирование творчески развитой личности – одно из ведущих направлений в условиях решения современных задач образования. Общеобразовательная школа решает множество воспитательных, обучающих, развивающих задач. Эти задачи решаются через учебные предметы; учебным  предметом, направленным на решение задач культурного, эстетического, творческого воспитания детей является предмет изобразительное искусство в школе.
Мир, окружающий маленького ребенка, огромен и многообразен, эмоционален и многоцветен. И мы, взрослые,  недооцениваем того влияния, которое оказывает на ребенка повседневная жизнь: люди, книги, природа, произведения искусства. Маленький человек умеет удивляться миру, он чуток и эмоционален, поэтому родители и мы, учителя, имеем возможность развивать в нем добрые качества и связывать их с творческой деятельностью. В.А.Сухомлинский писал, что, чем раньше ребенок почувствовал красоту, чем сильней она изумила его, тем выше его чувство собственного достоинства. Учитель изобразительного искусства приобретает поистине волшебную способность переворачивать душу ребёнка, выпрямлять её, если она согнулась под гнетом горя, несчастья, беды.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям  законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.
Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития  художественного восприятия цвета у  школьника
Работая в школе в течение 30 лет учителем изобразительного искусства, я обратила внимание на роль и динамику развития чувства различения цвета, дифференциации оттенков и его значение в художественном и даже общем развитии учащихся. Практически большинство специалистов, работающие в области психологии художественного развития, признают чрезвычайно важной роль развития воображения, что бесспорно значимо. Но, в то же время, очень мало современных исследований по развитию восприятия цвета, оттенков и отображению цветовых градаций в творческих работах учащихся.   
Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития творческой личности.Несмотря на большое числопсихолого-педагогических и методических исследований, посвященных проблеме обучения цветовосприятию школьников, педагогические основы формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения, учащихся недостаточно исследованы в контексте индивидуальных психофизиологических различий обучаемых.  В связи с этим, актуальной становится проблема формирования способностей к цветовосприятию через использование дополнительных методических рекомендаций.
Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира.
Почти все явления окружающей жизни малыши видят впервые и поэтому воспринимают и выражают их пусть неловко, но ярко и неповторимо. Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и потому оценки пси­хологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.
Цвет играет роль основного выразительного средства языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству, культуре. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребёнку, чем язык формы, линии объёма, дети открывают многообразие живописных образов, приобщаются к искусству. Нужно открыть связь цвета с настроением. Школьники должны осмысленно воспринимать цвет, творчески его использовать и выражать своё отношение.
Дети творят ярко, живо, они открыты для творчества, и наша задача подвести их к творческому опыту использования красок для выражения мыслей и чувств, для активизации воображения. Вместе с тем необходимы и конкретные знания, иначе ребёнок, миновав порог «эмоционального благополучия» рискует остаться безоружным перед новыми, усложнившимися задачами трудного возраста.
Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, должен овладеть определенными эталонами цвета и системати­зировать то, что видит, и то, с чем взаимодействует. Чем опре­деленнее выбор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, жел­тое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.
Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непо­средственное соприкосновение с краской, сравнение цвета крас­ки с окружающими предметами и природой, получение оттен­ков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, за­нятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое во­ображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.
Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет «Какого цвета мир?» С. А. Золочевского как раз направлена на развитие у ребенка способности смотреть на мир глазами художника, на воспитание нравственного отношения к миру путем эстетического развития, на формирование художественно-творческих способностей младших школьников  посредством развития цветовосприятия.
На основе идеи программы С. А. Золочевского, где через мини-сказки о путешествии по разноцветной стране красок, ребенок знакомится с основами цветоведения, а так же на основе личного опыта,  была разработана адаптивная программа по развитию цветовосприятия младших школьников.
Цель этой программы– развитие у детей цветовосприятия и цветовоспроизведения, воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир, свободно общаться с цветом, выражая свои чувства, мысли и эмоции, то есть эффективно пользоваться цветом, как главным выразительным средством живописи.

                                                      Формирование детского цветовосприятия  в 1 классе  (9 часов)

1 четверть:   «Путешествие по разноцветной стране»
Цель:   

  • дать понятие об  основах цветоведения (основных и составных, тёплых и холодных цветах)  через сказку;
  • сформировать навыки использования трех первичных цветов;
  • открыть связь цвета с настроением;
  • приобрести навыки смешивания красок;
  • дать понятие о цветных и не цветных красках;
  • создать атмосферу игры.

№ Урока

Тема урока

Пояснение

1

«Королевство Красок»

Знакомство со своими акварельными красками.

Правила пользования кистью. (Ребята  должны представить, как краски бегают на переменке, и изобразить это)

2

«Злая колдунья Черная Краска»

Понятие об основных цветах и правилах смешивания. (Сказка о том, как злая волшебница Черная Краска украла все Краски у ребят, оставив только три, а  дети начали смешивать эти Краски между собой и получать новые цвета)

3

«Волшебная радуга»

Понятие о составных цветах. Правила смешивания. (Продолжение «Сказки о трех волшебных Красках» Изображение радуги при помощи 3-х основных цветов и 4-х, полученных при смешивании.)

4

«Детский сад в Королевстве Красок».

Получение новых цветов. Правила смешивания. (Дети смешивают между собой любые два цвета, а получая новый цвет, превращают его в воспитанника детского сада. Композиция листа оформляется как детсадовская площадка ).

5

«Разноцветная сказочная страна».

Цвет и характер. Цвета в природе и на картине. (Изображение Разноцветной страны, Краски и ее домика).

6

«Сказочный город Ультраморине».

Знакомство с тёплыми и холодными цветами. (Сказка о Синей планете, Синем тумане, окружающем планету. городе Ультрамарине, грустных синепланетянах, которые не видели теплых цветов, а так же о двух звездочках Красной и Желтой, освещавших планету и решивших помочь синепланетянам).

7

«Волшебное превращение мрачной пещеры»

Дружба с чёрной краской. Коллективная работа. (Сказка о том, как Черная краска пачкала домики Красок, вредничала, а Краски решили с ней подружиться и расписали ее мрачную пещеру).

8

«Зима в Королевстве Красок»

Знакомство с белой краской. Понятие « оттенок»  (Сказка о том, как в разноцветной стране красок появилась Белая краска и все преобразила.)

9

«Царство Серых оттенков».

Понятие  «не цветные краски». ( Сказка о том, как Краски попали в Серое царство и познакомились со светлыми и темными оттенками).

Развитие детского цветовосприятия на уроках изобразительного искусства в школе играет важную роль в эстетическом и психологическом воспитании ребёнка. Опыт показывает, что по мере того, как дети овладевают выразительностью цветового решения, в их работах становятся более выразительными и силуэт, и характер линии, и другие элементы изображения, а выразительность художественных форм – это закон любого искусства.  
Анализируя работы детей можно сказать, что рисунки по темам блока «Путешествие по Разноцветному королевству» удивительны. Здесь практически не бывает неудачных работ, каждая работа хороша по–своему, так как юный художник, пользуясь полученными знаниями, создаёт нечто неповторимое, индивидуальное, тем самым, выражая себя в маленьком шедевре.
В ходе работы дети с помощью педагога делают открытие, важное в воспитательном отношении: оказывается, они, подобно настоящим художникам, по-разному относятся к одним и тем же явлениям жизни, цветам и их сочетаниям, они разные люди и должны учиться понимать друг друга. Опыт показывает, что уроки  по темам Цветоведения раскрепощают юных художников в цвете и освобождают от сложившихся цветовых стереотипов, а это значит, что детские работы становятся более живописными  и свободными в творческом выражении.
По словам Б. А. Базымы, «Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для роста и развития».  
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений, понятий об  окружающем   мире. /В. Сухомлинский./      
Игра, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка. Значение игры  невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной например для гуманизации взаимоотношений педагога с детьми, обеспечения гибкого поведения учителя, экономии нервных затрат педагогов и школьников, а также повышения творческого потенциала коллективной деятельности, развития кругозора учащихся, пробуждения интереса к познанию, науке, книге, учению на уроках ИЗО и во внеурочное время  мною широко используются игровые технологии
Рассматриваем цветовой круг.
                                                                 Рис. 1. Спектральный цветовой круг.

Анализируем цвета на данном цветовом круге. Называем цвет и его «соседей».
Рис. 1.
Задание:
Класс делиться на две группы. Первая группа использует только красный, синий и желтый, вторая использует оранжевый, зеленый и фиолетовый смешивать можно только две краски между собой. Участники первой и второй групп по очереди называют получившиеся цвета. После выполнения практического задания делается вывод: участники первой группы получают цвета второй группы, а участники второй группы не смогли смешать цвета первой. Значит красный, синий и желтый цвета является основными, т.е. с помощью который можно получить любой другой цвет. Рис. 2.

                                                                    Рис. 2. Изучаем основные цвета

А для закрепления знаний о цвете выполняем тренинговые упражнения. Учащиеся закрывают глаза и представляют:
1) Зеленый цвет, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в синий…
Красный цвет во всем поле зрения, а теперь он переходит в желтый и т. д.
2) На красном  поле – зеленые треугольники;
на голубом фоне – нежно-розовые шары;
по зеленому полю – шагают красные квадраты;
на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.
Психологическая разгрузка
«Радужное упражнение».
Я на радугу-дугу                     Руки вверх и в стороны
Наглядеться не могу.               Покачиваем головой влево, вправо.
Мост от неба до земли              Круговое движение правой рукой
Удивительной красы.                Круговое движение левой рукой
Буду по мосту шагать,              Шаги на месте
В небе тучки разгонять.            Движение руками верх, в стороны и вниз.
К солнышку найду дорожки,      Шаги на месте.
Поиграю с ним в ладошки.        Хлопки в ладоши.
А потом пойду опять                Шаги на месте.
Я по радуге гулять.
Головоломка
Игра-головоломка.
Найти как можно больше музыкальных инструментов Рис. 3. и закрасить каждый инструмент разным цветом.
                                                Рис. 3. Найти как можно больше музыкальных инструментов

Интеллектуальная разминка.
Вопросы для разминки.
Этот друг располагает все цвета вокруг. Ответ: цветовой круг.
Яркий видим в небе круг, оживает все вокруг. О каком цвете идет речь? Ответ: желтый.
Есть у девочки метла, много красок собрала. Ответ: кисть.
У художника сестрица, на ней красок вереница, нужно вместе их собрать, Чтоб картину написать. Ответ: палитра.
Взял он в руки карандаш, и нарисовал пейзаж, кисти, краски и бумага все, что для работы надо. О ком идет речь? Ответ: художник
Он горит на светофоре, он в красивом помидоре, радугу он украшает, солнышко так называют. Ответ: красный
Спрятан этот цвет в листочках
И в гороховых стручочках.
Даже огурец соленый
Тоже летом был. Ответ: Зеленый
1. У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? Ответ: Белый
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. 
Именно через игру любой ребенок и познает мир»
В.А. Сухомлинский
Чтобы пробудить в детях интерес к живописи (а это не просто даже для взрослых людей), мы выполняем различные упражнения, задания, играем.
Вот одно из заданий.
Детям  показывают  цветную репродукцию картины, изображающую пейзаж. Большинство детей не знает имя  художника и название картины. Главное - внимательно вглядеться в изображение. Я прошу  детей  придумать  для  картины  название.
Непродолжительное время дети внимательно смотрят на картину и очень активно  придумывают  замечательные  названия.  Вот как почувствовали учащиеся начальной школы картину И. Шишкина «Лесная река»  -
- «Лес меняет свой облик»,
- «Парад осени»,
- «Золотое отражение»,
- «Осеннее зеркало»,
- «Лесное зеркало»,
- «Солнечный лес»,
- «Тихая речка»,
- «Осенняя тишина»,
- «Краски осени»,
- «Яркая осень»,
- «Красивая осень»,
- «Цветущая осень»,
- «Задумчивая осень»,
- «Лучший день осени»,
- «Осенний ветерок»,
- «Живая красота»,
- «Приветствие деревьев у пруда».
Можно продолжить работы с картиной и спросить у детей, какое настроение удалось передать художнику в картине? Дети хорошо чувствуют настроение картины: веселое, радостное, грустное,  нежное, солнечное, светлое, утреннее.
Это  задание  настраивает  детей  внимательно  всмотреться в картину,  увидеть  множество  деталей, на  которые  раньше  они  не обращали внимания, почувствовать колорит картины, ее образ и  настроение. Коллективная  работа  делает детей  более активными, поощряет их к действию, вдохновляет робких. Но есть ребята, которые не участвуют в беседе, им не терпится рисовать. Я объясняю необходимость наших «погружений» в живопись: чем лучше мы будем видеть картины, скульптуры, декоративно – прикладное искусство и лучше излагать свои впечатления и мысли, тем лучше мы будем рисовать. Работа с цветом длительный и трудоемкий этап обучения.
Цвет помогает мастеру  создать художественный образ, передать настроение. Цвет, цветовую гамму, колорит -  эти основы живописи мы  постигаем  на уроке.
Большинство  маленьких  детей  работают открытыми  цветами.  Им  нравится  сам  процесс  раскрашивания: красная, желтая, синяя, зеленая краски  так красиво  ложатся на белый  листок.  Дети  обобщают  цвет, в первых  работах  акварелью  мы  почти не  увидим рефлексов, нюансов,  оттенков  цвета. Дети  видят и рисуют обобщенный образ  цвета. Так же и в беседах о живописи, дети называют чистые, открытые  цвета: красный, оранжевый, желтый,  коричневый, голубой, серый, белый. Эти же цвета дети назовут в беседе  о другой картине.
Следующий шаг в развитии  цветоощущения - индивидуальная  работа ребенка  с  картиной.  Каждый  ребенок  получает листочек, на котором не только цветная репродукция, но и перечислены цвета и оттенки цветовой гаммы картины, с цветными выкрасками каждого цвета. Ребенку предложено отметить  те  цвета  и  оттенки  цвета и  оттенки  цвета, которые он знает.
Это  задание  помогает  ребенку  внимательнее  вглядеться  в  цветовую  гамму,  прочитать  название  оттенков  цвета,  найти  эти оттенки  в картине.
Даже самая маленькая  игра  на  уроке радует  детей.  С  цветом  мы  играем  так: каждый  ребенок  выбирает  по  своему желанию репродукцию  с  картины  или  цветную фотографию  с  набором  выкрашенных  квадратиков  (заготовленных  учителем).
Ребенку  предлагается  подобрать как можно  больше  окрашенных  квадратиков,  соответствующих  гамме  картины.
2. Дети  подбирают  цветовую  мозаику в соответствии  с  колоритом картины.
Дети  постарше сами  могут  подготовить  такое задание  для  младших детей.
Я предлагаю  детям  «поиграть» с радугой.  Для  начала  мы  ее  сворачиваем  в  круг.  С  цветовым  кругом  знакомы  все,  но  это - особенный - он разбирается на цветовые секторы, как  детские  кубики.
Детям  можно  предложить  выделить  основные  цвета,  составные, теплые,  холодные, сближенные, контрастные. Можно  не  только правильно сложить круг (точно подобрать  оттенки  цвета) из 7,  12,  24 цветов, но  и попытаться придумать интересную композицию.
3. Работа с  цветными  «выкрасками». Составление  декоративной  композиции.
Чем  больше  оттенков в круге,  тем  он  красивее.  Круг из  24  цветов  похож  на фантастический  цветок.  А  дальше  круг словно рассыпается на множество цветовых оттенков – вот такая  цветовая мозаика. Такими цветовыми «кубиками» можно быстро «нарисовать»  натюрморт.  
Спектр воздействия цвета на человека довольно широк. Некоторые его сектора изучены уже относительно неплохо, но в этой области знаний пока что гораздо больше белых пятен, чем постигнутых разумом пространств.
Цвет — необходимое условие развития психики человека, его познавательных процессов — в частности и личности в целом. Об этом нельзя забывать при разработке школьных программ и учебников, ведь именно на этап обучения в школе приходится сензитивный период развития способностей цветоощущения, цветовосприятия, цветовоспроизведения. Мы полагаем, что и на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах, и на занятиях в детских художественных школах, кружках следует уделять серьёзное внимание способностям цветоразличения и цветовоспроизведения как одним из основных параметров художественных способностей ребёнка.