Если спросить любого человека, знает ли он, что такоескульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом.
Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек. Отвечая на вопрос (Слайд 2)"Что такое скульптура?", великий французскийфилософ-материалист XVIII века Д. Дидро сказал: "Это сильная муза, но молчаливая и скрытная". И в самом деле: понимать скульптуру несколько труднее, чем живопись, к которой мы больше привыкли, так как она может более широко, наглядно и красочно отражать окружающий нас мир. Скульптура -один из видов изобразительного искусства. (Слайд 3) Как ивсякое другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный
мир и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами. Что жеобозначает само слово "скульптура?" Наряду с термином "скульптура", происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово
"пластика", происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, (Слайд 4) высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, тоесть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой (Слайд 5) же понималипротивоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает
объем. Особенностью скульптуры, своеобразием ее содержанияявляется то, что она изображает преимущественно человека. Именно в образе самого человека скульптор может раскрыть жизнь общества, характеры людей, их настроения и действия. (Слайд 6) Скульптура один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.) (Слайд 7) Часто использовали дляэтой цели не только мягкие породы камней, но и кость, дерево. Первобытная скульптура характеризуется упрощенностью форм. Скульптура древних египтян обязательно несла в себе прославление власти и величия. (Слайд7) Статуи грозных фараонов и неподвижные сфинксы тому доказательство. Монументальностьи величавость – черты характерные для древних египтян. Даже маленькие статуэтки
монументальны, (Слайд 7) торжественнонеподвижны, выражения лиц спокойны, а взоры устремлены в бесконечность. Еще и сегодня мы восхищаемся уникальными рельефами на стенах гробниц, практически все они таили заупокойный культ. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Слайд 7) (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас). Скульптурапо своей форме делится на два основных вида: круглую скульптуру и рельеф. В
круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. (Слайд 8)
Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. (Слайд 9) Свет и тень служат средством выявленияхудожественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на
поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Леонардо да Винчи говорил, что в скульптуре "тень и свет накладывает сама природа". Освещение может быть удачным или неудачным. "Скульптуру можно светом убить и возродить", - говорила В. И. Мухина, беспокоясь о том, хорошо ли будет освещена на Парижской выставке скульптурная группа "Рабочий и Колхозница". Принципы композиции в круглой скульптуре несколькоотличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Микеланджело считал, что та статуя хороша, которая, будучи спущена с горы под откос, скатится с нее и останется невредимой, а так как это может случиться со статуей, которая почти лишена частей, сколько-нибудь вынесенных или частично отделенных от самого мраморного блока, то становится ясным, что именно великий флорентинец считал идеалом скульптурной формы. Из числа его произведений к такому идеалу приближается "Сидящий мальчик" (Слайд10), статуя, находящаяся в Ленинградском Эрмитаже и по преданиювысеченная Микеланджело из куска мрамора, имевшего почти кубическую форму; внутри этого куба скульптор как бы увидел именно такую композицию фигуры, решив ее в то же время с необычайной естественностью. Рельеф (Слайд 11) (от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто
бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и
многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа. Различают низкий рельеф, (Слайд 12) или барельеф (от французского словаbas - низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (Слайд 13) (отфранцузского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, авогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется контррельеф и койланаглиф. (Слайд 14) Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. "Классический рельеф", особенно характерныйдля искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирноизвестный фриз Парфенона (слайд 15), изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют
предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники. По своемуназначению скульптура делится (Слайд 16) на монументальную,монументально-декоративную и станковую. Каждый из этих разделов имеет свои характерные особенности. Первым и, пожалуй, основным является раздел монументальной скульптуры, ккоторой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. (Слайд 17) Все они устанавливаются вобщественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. (Слайд 18) Городские монументы воздвигаются также в честькаких-либо больших общественно-исторических событий: памятник 1000-летию России в Новгороде. (Слайд 19) В художественном замысле всякого памятника очень важнароль пьедестала. Это не просто подставка под фигурой (чтобы лучше было видно). Это именно пьедестал, на который вознесен герой за его заслуги перед народом.
Пьедестал должен соответствовать архитектурному окружению, характеру, стилю и масштабу памятника в целом. Часто его грани оформляются рельефами, полнее раскрывающими историческое значение героя. Наиболее принятое отношение фигуры к
пьедесталу - 1:1, хотя встречаются и другие пропорции. Монументально-декоративнаяскульптура включает все видыубранства (Слайд 20) архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды), предназначена для украшения стен
зданий и интерьеров (Слайд 21)(фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) (Слайд 22)
Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит болееинтимный характер. Залы выставок, музеев, жилые интерьеры, где её можнорассматривать вблизи и во всех деталях, являются обычной её средой. Темсамым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры,излюбленные жанры (портрет (Слайд 23,24,25), бытовой жанр (Слайд 26), анималистический жанр (Слайд 27), Станковой скульптуре в большей мере, чем монументально-декоративной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптурамалых форм (Слайд 31) включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилогоинтерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуремалых форм принадлежат также монеты, медали и геммы (Слайд 32).