Войти / Зарегистрироваться

Методы и способы подюготовки к концертному выступлению

Получить свидетельство
Автор: Садовская Гузель Равиловна

"Лодке в гавани безопаснее, чем в море,
но она не для этого строилась"
А. Шеффер
 
Нет необходимости доказывать, что исполнительское мастерство музыканта, его артистический облик в целом, интерпретация музыкального произведения свое завершение получают отнюдь не в домашних или классных занятиях, репетиций, а именно в концертном зале, наполненной публикой. Именно там приходит первый успех, приходит становление творческой личности - работа над воплощением образов, в ходе непосредственного общения со слушателями осмысливается цепочка "композитор-исполнитель-слушатель".
И сам исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную обстановку - такую, в которой он ранее не действовал, не чувствовал. Как не растерять на сцене все то, что много раз было обдумано, отрепетировано.
Целью представленной мною работы является попытка рассмотреть некоторые стороны публичного выступления, методы и способы преодоления эстрадного волнения опробованных в моей педагогической деятельности.
Этой проблеме посвящены работы видных деятелей: В.И. Петрушина, В.Л. Леви, В.Ю. Григорьева, а также исполнителей народных инструментах Ф.Р. Липса, А.Т. Мирека.
Волнения - это необходимый настрой перед концертом. Что предпринять, чтоб волнение не переросло в панику; как бороться с чрезмерным волнением, чтоб не сорвать выступление? Ум одна тема не вызывает столько споров от высказываний как об эстрадном волнении, самочувствии и поведении исполнителя во время концертного выступления - важнейшего, завершающего этапа подготовки артиста.
Роберт Шуман писал: "Подумать только, сколько условий должно объединиться, чтобы прекрасное предстало во всем достоинстве и великолепий!" Концертное выступление дарит артисту и особое, наивысшее состояние духа - вдохновение, которое не существует без эстрады.
Вместе с тем артист испытывает на эстраде и сильнейшее волнение, связанное с огромной сложностью и ответственностью решения художественно - исполнительских задач. Перед ним возникает непростая психологическая проблема преодоления: нужно преодолеть свои страхи, неуверенность и в тоже время самоутвердиться - я Артист, несущего людям красоту и наслаждение искусством.
Некоторые превосходные исполнители из-за невозможности справиться с повышенным эстрадным волнением были даже вынуждены отказаться от концертной деятельности. Среди них были также выдающиеся скрипачи как П. Роде, К. Липиньский. Сильное волнение, по словам самых музыкантов, мешавшие реализовать свои огромные возможности, испытывали также К. Игумнов, С. Кнушевицкий.
Судя по высказываниям великих музыкантов - есть четкая грань между исполнительским мастерством вообще и эстрадным опытом игры.
Шопен говорил Листу: "Я не способен давать концерты; толпа пугает меня, меня душит ее учащенное дыхание, парализуют любопытные взгляды, я немею перед чужими лицами". Брамс с горечью писал: "Замечаю с ужасом, что мой страх перед публикой сильно возрос. Как у меня получиться? Мне иногда очень страшно. Я слишком пренебрегал концертами и слишком привык играть только для себя".
Учитывая огромную сложность проблемы концертного самообладания, многие музыканты искали пути подготовки к концертному выступлению и поведению на эстраде, которые способствовали бы снятию чрезмерной стрессовой нагрузки, позволяли им бы наиболее эффективно использовать свои естественные возможности, достигая при этом необходимой саморегуляции во время выступления.
Современному ученик сегодня находится в большом информативном пространстве, где велико напряжение; сама жизнь диктует такой стиль.
А музыканты, в основном, люди с тонкой душевной организацией. И сегодня победителем нередко оказывается тот, кто оказался более выносливым, более работоспособными, более крепким физически и морально. А как нелегко ребенку-музыканту сосредоточиться, задуматься с его нервной организацией.
Можно считать доказанными данные психологов, что также необходимые творческому человеку, как энергия, активность, выносливость в труде пробуждается при наличии определенных целей, веры в свои силы, и, конечно, положительных эмоций. Музыканты, которые не могут сосредоточиться на творческих задачах, а это большинство, и лучший помощник в этом случае, как утверждают специалисты - аутотренинг. Аутотренинг - это термин, которым обозначают различные самовоздействия человека: самовнушения, самокоррекция психических состояний. Аутотренинг учит человека расслабляться. Если говорить в общих чертах аутотренинг складывается из трех основных компонентов:
- человек сам себя с помощью специальных самовнушений расслабляет, очищает от негативного напряжения:
- или просто отдыхает, или дает себе специальные, полезные внушения
- выход из состояния расслабления
Подытожив 3 стадии можно сказать: нормализация дыхания, произвольное расслабление мышц, словесно образное самовнушение- это тренинг.
Нет надобности говорить, какое значение имеет «хорошо поставленное» дыхание для всей нашей жизнедеятельности. Дышать размеренно ровно, спокойно, - значит во многом нейтрализовать разного рода стрессы, напряжения, зажимы, снимать излишнюю возбудимость. Хорошо "поставленное" дыхание необходимо для певцов духовиков, а также для баянистов-аккордеонистов. Понятия фразировка, дыхание и смена меха очень связаны. Это очень важно, так как влияет на качество исполнения.
Не менее важны в общей структуре аутотренинг и приемы, направленные против мышечных напряжений, "зажимов". Освобождение от мышечных напряжений и перенапряжений, мы, тем самым от напряжений нервно-психический, наш мышечный тонус, есть тонус психический и наоборот. Индикатором чрезмерного мышечного напряжения служит ощущаемый тремор рук, а также высокая степень зажатия мышц всего тела. В своей работе Леви пишет: "Тонус лица - очень хитрая, очень тонкая штука...Лицо- сосредоточение психической мускулатуры. Релаксационные упражнения мимики, как и мускулатуры телесной, строятся на контрасте напряжения с расслаблением и улавливанием ощущений".
Основатель современного аутотренинга психиатр И.Г. Шульц, первая книга которого вышла в 1932 году, одной из главных задач считал освобождение от остаточных напряжений. Напряжения, не улавливаемые сознанием, но создающие самочувствие. Сбрасывание этих напряжений и есть мышечное освобождение. От облегчения засыпания до свободы в общении.
Щульц у своих пациентов, а Станиславский у актеров-учеников, каждый по-своему, старались развивать "мышечное чувство". "Я полагаю, - писал Шульц, - что нервное состояние - это комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек, вольно или невольно, отвечает на раздражение внешней среды". А Станиславский требовал от учеников внедрить в свою физическую природу "мышечного контролера", сделать его своей второй натурой, призывал учиться этому у кошек, у маленьких детей, которые превосходно расслабляются.
Подлинная основа аутотренинга - это словесные и словесно-образные самовнушения. В той или иной мере с самовнушениями знаком каждый, когда нам нужно себя настроить на какую-либо деятельность, вселяя тем самым уверенность в себя. Мы сознательно и не осознанно пытаемся избавиться от "не нужного отрицательного, мешающим нам в данный момент или на перспективу как наиболее чувствительной.
Все это в той или иной мере может быть внушено и достигнуто. И прежде всего словом, оказывающее мощное воздействие на психику человека.
Так как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен. Какие факторы влияют на успешность выступления, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене. Эти вопросы волновали и будут волновать музыкантов, будь то еще начинающий или выступающий перед публикой исполнитель.
Целью работы является:
- введение комплекса психотехнических приемов, способствующей коррекции эстрадного волнения у музыканта и, способствующих к успешному выступлению.
Для начинающего музыканта-исполнителя очень важно присутствие чуткого педагога, и свою задачу вижу не только учить овладеть "музыкальным ремеслом", но и грамотно, исходя из индивидуальных особенностей ученика, готовить и публичным выступлением, как часть длительного, сложного процесса исполнительного процесса. Учить "философски" подходить и будущим неудачам, так или иначе присутствующих в публичном выступлении, воспитывать у учеников желание выходить на сцену. Цитируя слова А. Ямпольского об эстрадном выступлении: "Оно должно давать ощущение праздничности, а не испытания". Продолжая эту мысль по В.Ю. Григорьеву - "Внушение чувства уверенности, вот что необходимо внушить ученику и панически боятся случайных ошибок. Одна удачно сыгранная музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Если что- то в выступлении получилось хорошо, то можно простить многие ошибки". Понимание этих простых истин облегчает психологическую подготовку и предстоящему выступлению.
1. Основная часть.
Раздел 1
Природа сценического волнения
По мере того, как приближается выступление, многие исполнители, независимо от возраста испытывают волнение, а порой даже недомогание. Подобное состояние, свойственно не только исполнителям, но и спортсменам, всё что связано с публичной деятельностью. Многих известных музыкантов-исполнителей угнетало это сценическое состояние, доходило до критической точки, воспринималась ими как серьезная помеха не только в исполнительской деятельности, но и в обычной жизни. Недаром многие исполнители характеризовали подобное состояние как "предынфарктное" (Д. Ойстрах), "близкое к умиранию" (М. Полякин),"пытка на электрическом стуле" (Г. Пятигорский). "Владение собой приобретается",- утверждала известная французская пианистка М. Лонг, подчеркивая, что "надо уметь владеть собой при любых обстоятельствах. Чтобы владеть публикой, нужно, прежде всего, владеть собой". Но сцена, это не только страх, волнение, это и огромная радость общения с искусством, "упоение музыкой", и то же чувства испытывает благодарная публика. Эти великие музыканты упорно искали и порой находили как общие, так и индивидуально-своеобразные пути в преодолении сценического волнения.
Одному музыканту-исполнителю волнение помогает справиться со своей задачей, то есть здесь волнение выступает как важное состояние, абсолютно необходимое для успешного выступления, для другого может перерасти в панику, в болезненное состояние, доставляя тем самым боязнь концертных выступлений.
Что может помешать успешному концертному выступлению?
- Фактическая недоученность произведения или его отдельных фрагментов. Завышенная программа по техническим возможностям исполнителя. Подбор репертуара, не соответствующий его индивидуальности опасна, так как непонимание вынуждает ученика идти путем механического зазубривания текста, а это - не раскрытие художественного образа, следовательно невыразительность исполнения и в итоге неуверенность и скованность на сцене. К. Флеш так писал об этом: "...следствием такого ограничения свободы чувствований есть внутреннее недовольство из-за невозможности полного единения с духовным содержанием исполняемого сочинения, а за этим идет и внешняя неудача".
- Негативно на качество исполнения сказываются проблемы физиологической подготовки.
Если до выступления наблюдалось излишнее напряжение, зажатость рук, непривычное состояние психики. Это, естественно, негативно скажется на качестве исполнения. В этом случае предлагаю ученику поиграть более мощным звуком, какое-либо плохо удающееся место, где наблюдается сбой, а затем сразу же повышению активности, упругости мышц, убирание "ватности" рук.
- Переоценка своей ответственности за выступление. В этом случае целесообразно убедить ученика сосредоточиться на качестве звучания, сделать акцент на выразительность исполнения, подчеркивая то, чем ученик интересен.
- Подбор репертуара
Подбирая пьесы и публичному выступлению, стараюсь выбирать те пьесы, уровень которых несколько ниже технического уровня ученика, но эмоционально содержательны и яркие.
Публичное выступление - это сцена, свет, публика. И исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную реальность бытия- такую обстановку, где ранее он не жил, не мыслил, не чувствовал. В силу акустических особенностей ученик может испытывать дискомфорт. Прежде всего на эстраде из-за появления реального слушателя и особого, гулкого пространства зала предстает в новом свете сама художественная и звуковая интерпретация сочинения и требует от исполнителя большей затраты усилий при игре. "В зале нужна более выпуклая игра, четкость пассажей, мощность звучания, нажим в классе"- писал Т. Докшицер.
Представляется и работа мышц, игрового аппарата из-за появления стрессового состояния. Ощущение окружающего пространства, его величин, несомненно влияют на психику ученика и вследствие темпа.
Период непосредственной подготовки и концертному выступлению является очень важным и ответственным в деятельности музыканта-исполнителя и носит индивидуальный характер, однако можно выделить ряд общих приемов и способов, наиболее эффективно способствующих успешной подготовки и выступлению. Опираясь на мнения психологов Л. Бочарова, С. Клещова и др. показали, что эстрадное волнение начинается за три дня до выступления, именно за это время тщательно подготовиться к концерту.
В этом смысле интересен опыт педагогической работы В. Григорьева, который серьезно занимался вопросом - исполнитель и эстрада.
- Благоприятным для психического состояния оказывает тщательная отработка на репетиции элементов эстрадного ритуала: выхода и поклона, поведение во время пауз, вплоть до улыбки при поклонах.
- Репетиции в том зале, где предполагается выступление.
- На предконцертном этапе важен выбор часа для занятий и репетиций. Если выступление будет днем, нужно репетировать именно в то самое время, что позволяет наиболее учитывать психофизиологическое состояние.
- Эффективным способом предконцертной подготовки является так называемый «метод экспериментальной записи» своей игры, с представлением о том, что вполне реальная игра на сцене, что микрофон стоит прямо перед исполнителем, а публика затаив дыхание слушает. В этом случае своеобразная репетиция тренирует состояние – «раздвоение внимания»
- Мысленного проигрывания программы или «поиграть глазами» по нотам, представить яркое звучание. В своей практике, этот метод я использую в основном с учениками старших классов, так как ввиду того что предмет сольфеджио дается им трудно. Читать свои произведения по нотам под силу только в старших классах
- Учитывая специфику концертного зала, изменяются требования – более выпуклому исполнению художественной мысли, а также динамических оттенков, штрихов с прицелом на исполнение в зале отрепетировать. По словам Ю. Янкелевича:
«В этот период у исполнителей должен сформироваться чувство хозяйственного владения инструментом и чувство хозяйственного владения художественным произведением и самим собой- самая лучшая психологическая настройка для эстрады».
- Установку на единичность исполнения. Затраты требует расхода энергии и концентрации энергии на репетиции не должны выходить до предела возможностей исполнителя. Именно там, на сцене должен достигнуть «пик» исполнительства.
- На репетиции перед концертом я напутствую своих учеников словами А. Ямпольского, которые мне очень импонируют:
«Волнуйся, играй свободно и легко, не переживай, не спеши».
Предконцертная «лихорадка»: средства преодоления.
По мере того, как выступление приближается, многие исполнители начинают испытывать некоторые болезненные ощущения, это вызвано биологическими изменениям: упадок сил, нарушение сна, потеря аппетита, вялость мышц. На уроке, за несколько дней до экзаменов или концертного выступления, мне порой трудно бывает сконцентрировать внимание ученика. Казалось бы, давно проработанные недостатки техники и выразительности- возвращаются на первоначальный уровень. И дело, конечно же не в том, что ученик не готов, ведь интенсивность, насыщенность занятий к экзамену, наоборот, возрастает. Причины такого состояния «лихорадки» кроятся в области психологической реакции, как страх перед предстоящим выступлением. Устранить это состояние, болезненное ощущения, чувство напряжения состояния рук, волевым усилием невозможно, не подавляя источники «заболевания».
По В. Григорьеву, во-первых, следует избегать монотонных занятий, многократного повторения материала, однообразия. При таком ритме ученика подходит к выступлению не подготовленным физическим и психологическим нагрузкам. Затраты в занятиях должны проходить ритм максимальной загруженности и некоторой перегрузки.
Непрерывно углублять художественную сторону игры. Произведение должно захватывать и волновать самого исполнителя, тогда значительная часть волнения перейдет на музыкальную.
Если на предконцертной репетиции педагог замечает явные признаки повышенного нервного состояния, пониженного, достигнутого ранее уровня игры, можно применить психологический метод «отвлечения внимания», переключив его на второстепенные детали. Такой метод успешно пользовал А. Ямпольский, по воспоминаниям И. Безродного, он «порой делал пустячные замечания и настаивал на их выполнении...Абрам Ильич был замечательным психологом. Он как бы отвлекал внимание от трудных мест, переключал его на второстепенное, чем «растормаживал» излишнее зажатие.
Среди причин, развивающих нервное состояние, могут быть следующие причины: недоученность сочинения, переоценка своей ответственности за выступление. Преувеличивая значение «события», масштаб своей ответственности, волнующийся исполнитель в то же время боится не справиться с ней, в любом он оценивает себя. Волнующийся исполнитель сосредоточен не на своей работе, а на себе самом, за то впечатление, какое он произведет на слушателей, получится ли у него тот или иной пассаж, вот те мысли, отвлекающее от главного. Эти неотступные мысли о себе и есть причина волнения.
Возникает вопрос, если постараться не думать об этом, значит, нужно все мысли направить на другое?
Сосредоточиться на исполняемом произведении, вот что заставит забыть о себе и лишь произведение, которое ты должен достойно представить зрителю, а он в свое время получить удовольствие от своего исполнения.
Перекинуть свое волнение от сцены на «волнение в образе», вот на что должны быть направлены мысли исполнителя. «Волнение в образе» - это состояние, когда исполнитель взволнован чувствами и мыслями того, кого играет, когда он волнуется за композитора. Волнение же «вне образа» имеет место тогда, когда исполнитель волнуется за себя, за то впечатление, какое он произведет на слушателей» (Станиславский)
Творческое спокойствие оказывается условием жизни в образе, а значит, и волнения в нем. С другой стороны, «волнение в образе», как высшая форма сосредоточенности на исполняемом, является лучшим средством отвлечь исполнителя от панической мысли о себе, влить в его душу творческое спокойствие. (Станиславский)
Очень важно, чтобы психологической настрой на успех, не просто высокий результат, а самый высокий, не был обременительным. Важно, чтобы психологический настрой исполнителя на успех был реальным. Заданность на достижение не просто высоко, а самого высокого результата, может подвести. (В. Леви)
Необходимо суметь обойти психологическое давление «я должен, я обязан...». Непосильное бремя ответственности тяготит, сковывает, закрепощает в эмоциональном отношении, игра утрачивает легкость естественность (Г.Цыбин). По этому поводу, хочется привестивыражение из книги В. Григорьева своим ученикам, что не следует переоценивать свои задачи, ставить перед собой излишне высокие цели (это хорошо в работе дома, но не на эстраде), а советовали скорее «уценивать» свои претензии на концерте. Видимо, прав был А. Ямпольский, говоривший иногда ученикам: «Не играй лучше, чем ты можешь».
Как бы то ни было, не только определяет наше отношение к миру, ко всему, что происходит вокруг, - она влияет и самым существенным образом на ход, течение, характер творческой работы (Леви)
И лучше работается тому, кто сосредоточен на самом процессе творчества. Весь интерес в работе должен направляться на сам процесс работы (Станиславский)
Сценическое самочувствие
Все концерты, экзамены проходят на сцене. И не всегда, с этим словом связаны ощущения радости, успешность выступления. Мои ученики, в основном, неплохо выступают на сцене, за исключением троих учеников, которые панически боялись сцены. Постоянные срывы, не доигранные пьесы на экзамене, хотя в классе пьесы звучали неплохо. Эта категория детей как раз и стала объектом моей работы - по устранению боязни сцены.
Были сомнения, а получится ли у меня, смогу ли я помочь преодолеть им этот страх. Для себя я назвала этот метод – постепенное освоение сцены. В классе мы продолжали заниматься специальностью, разучивали пьесы, предусмотренные программой. На классных концертах, по началу эта категория учеников не исполняла произведения на инструменте, из-за сильного волнения, и чтобы присутствие на сцене для них не было стрессом, они выступали в роли чтецов, объявляли номера, пели в ансамбле.
Я была приятно удивлена, что некоторые из этих, сильно волнующихся детей, сочиняют стихи. И мы включили их между номерами. Аксенов Владимир ученик из 4 класса играл – «Танго» Петерсбургского, а Ирина Кутепова, выступающая в роли ведущей, прочла свои стихи; вот одно из них:
Тихий вечер. Цветёт жасмин,
Наполняя сад своим ароматом.
Звучит танго – только для них
Для них, танцующих в час заката.
Прощальное танго...и врозь навсегда!
Забыты свидания, цветы, обещания.
Прощальное танго и врозь навсегда.
Ах, зачем были цветы, обещанья....
Развивая это направление, с учениками мы ставили небольшие костюмированные сказки: «Колобок», «Репка» - на новый лад, новогоднюю сказку «Снежная Королева» (с музыкальным оформлением). Ученикам пришлось перевоплощаться в разные персонажи, петь, произносить текст. С каждым выступлением игра в спектаклях становилась увереннее, они волновались, но панического страха не было. Ребята открывали в себе новые таланты.
Наши мини спектакли мы показывали не только перед своими родителями на классных часах, но и приглашали на свои выступления классы из общеобразовательных школ, выступали Детдоме нашего города.
Игра становилась все естественнее, а главное, было удовлетворение от проделанной работы, от выступления. Эта работа дала свои положительные результаты: ученики стали увереннее чувствовать на сцене.
Ученики из этой категории, панически боявшиеся сцены, стали как и все ученики через полгода участвовать в концертах как исполнители- инструменталисты. Выступали на смотре-конкурсе в ДДК «Дружба», защищая честь школы. Пропал тот панический страх сцены, который сковывает. Конечно, было и есть волнение, но и удовлетворение, что» я смог, у меня получилось», закрепилось в дальнейшем «схваченное концертное ощущение» (В. Григорьев). «Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собою как личностью и своим волнением!» (Станислав). Именно эта удача сознательно будет воспроизводить состояние перед последующим выступлением. Этим самым приобретается сценический опыт.
Раздел 2
ОКС
Публичное выступление венчает большую кропотливую работу исполнителя - труженика. А это значит не только профессионально владеть инструментом, грамотно разбираться в музыке, но суметь все свое мастерство донести до слушателя, будь то концерт, экзамен. Музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.
ОКС – это единство трех компонентов:
1. Физического
2. Эмоционального
3. Умственного
Никто не будет оспаривать тот факт, что при хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. По установке «в здоровом теле –здоровый дух», а значит и нервная система. Своих учеников я агитирую обязательно заниматься спортом- плаванием, футболом, щадя при этом руки и кисти.
Есть и такие, кто бегает со мной по утрам, а зимой мы с ними ходим в тренажерный зал. Хорошая физическая подготовка – это выносливость, хорошее настроение, сила воли. Ведь как необходимы эти качества, чтоб пройти зачеты, экзамены, прослушивания. При хорошем самочувствии и готовности исполнительного аппарата, у музыканта возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, которые характеризуются особым ощущением клавиатуры, грифа. Пианисты говорят о «легких пальцах», что применимо и к аккордеону. 
Психологическая адаптация к ситуации концертного выступления (аутотренинг).
В своей педагогической практике я опираюсь на исследования и приемы Доктора педагогических наук, профессора психологии Петрушина В.И., чьи психологические приемы и методические рекомендации считаю полезными для практического использования в моем классе народных инструментов (аккордеон). Методом овладения оптимального концертного состояния начинаю заниматься с учениками 12-13 лет.
В качестве примера- ученица моего класса Задорожная Лидия (14 лет) испытывала сильное волнение перед концертным выступлением. Во время игры на аккордеоне у нее заметно тряслись руки, и это сказывалось на пассажах, и других технически трудных местах, пальцы становились ватными, «тяжелыми»,- на обеих клавиатурах- о темпе и характере пьесы не могло быть и речи. Чтобы исправить эту ситуацию, я стала применять данную методику, которую использовала в течение двух лет.
Здесь можно выделить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость ученика во время публичного выступления.
За несколько дней до выступления, ученик должен мысленно представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении и тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабляет при помощи образных представлений мышц своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием.
- Я спокоен, собран и сосредоточен.
- Уверенно и радостно я начинаю.
- Мне нравиться играть…
- Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника...
- Я выполняю все, что задумал...
- Я играю так хорошо, как и в классе...
- Я могу хорошо играть...
- Я знаю, что я сделаю все, что задумал. Все мои действия я четка вижу и выполняю...
- Я весь отдался моему вдохновенному исполнению...
- Какое это наслаждение красиво и хорошо играть...
- Я могу быстро перестроиться с исполнения одного произведения на следующее…
- Мне легко и приятно держать всю программу в голове...
- Я расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления...
После этого прошу учащегося рассказать о своих ощущениях и впечатлениях, которые у него возникли.
1. Игра перед воображаемой аудиторией.
Когда программа уже готова, учащийся проигрывает ее целиком от начала и до конца, и представляет, что он играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией.
Это исполнение мы записываем на магнитофон, потом вместе прослушиваем и корректируем. Вместо слушателей могут быть поставлены стулья и на них посажены куклы, игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте.
Этот прием позволяем проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторное проигрывание произведения с применением этого приема уменьшают влияния волнения на исполнение.
2. Медитативное погружение
Этот прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас». Исполнение на основе этого приема связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Здесь прошу учащегося о предельной концентрации внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное мгновение как частица бытия, которая уже никогда не повторится. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат благовоний, воспринимаются как окрашенные в различные цвета. Необходимо суметь вокально повторить ноту за нотой, звук за звуком всё произведение до конца.
Это ощущение можно сравнить с несением полной до краев чаши, из которой не может быть пролито ни капли, погружение в звуковую материю происходит при выполнении следующих видов упражнений. Предлагаю учащемуся:
  • ...Пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
  • ...Пропевание вместе с инструментом, при чем голос идет как бы впереди реального звучания;
  • ...Пропевание про себя (мысленно);
  • ...Пропевание вместе с мысленным проигрыванием;
При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клапану инструмента, проверяется свобода движений и наличие в мышцах не нужных зажимов, которые моментально должны быть сброшены. Спрашиваю учащегося: "Что ощущают суставы, кончики пальцев, мышцы рук, плеч, лица? Удобно или неудобно играть? Доставляет ли игра физическое удовольствие?"
Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала осуществляем в медленном темпе с установкой на то, что ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя. Фиксирую внимание учащегося на сосредоточенности исполняемого произведения, прошу его не отвлекаться.
Глубокое погружение в исполнение образует тот самый малый круг внимания, который К.С. Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению. Представление, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет, сосредоточение только на стихии звуков.
Профессор Петрушин В.И. отмечает в своей работе, что медитативное погружение формирует так называемые сенсорные синтезы, которые являются одним из главных признаков правильно сформированного навыка. Слуховые, двигательные и мышечные ощущения, мысленнные представления начинают работать не порознь, а в непрерывном единстве. В этом случае возникает ощущение, что исполнитель и звучащее произведение представляют собой единое целое. Медленная игра с динамикой рр (piannissimo)тренирует не только навык медитативного погружения, но и усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.
3. Обыгрывание
По мнению профессора Петрушина В.И. в этом приеме психологической подготовки музыкант - исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание программы или произведения надо делать как можно чаще и постараться достичь того, чтобы как сказал Станиславский К.С.: "Трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое - приятным". Физиологи называют это состояние фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нем способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в два, два с половиной раза быстрее, чем в состоянии сна.
Погружение в аутогенное состояние
Все приемы, предлагаемые психологом Петрушиным В.И., проделываю вместе с учащимися или внимательно наблюдаю за его состоянием.
Инструкция. Проговариваю текст аутогенного погружения вслух, учащийся повторяет этот текст про себя.
"Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыла глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях, которые будут у вас вызывать мои слова. Сосредоточили ваше внимание на своих руках.
Повторяйте про себя вслед за мной:
Мои руки становятся теплые. Мышцы рук, кистей и пальцев расслабляются... Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они расслабляются, становятся теплыми и гибкими...Тепло от кистей рук поднимается к плечам. Предплечья и плечи расслабляются. Я ощущаю приятное тепло в руках и плечах. Мои плечи спокойно опущены... Теперь мое внимание переходит на ноги...Представляю, что мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх...Расслабляются мышцы бедер и живота. Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения… Мои живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом...Теперь мое внимание переводится на лицо...Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица...Нижняя челюсть легко» отходит» вниз. Губы слегка приоткрыты... Мне дышится легко и спокойно...Спокойно и ровно бьется мое сердце".
ВТОРОЙ ЭТАП.
Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей и комиссию, перед которой я должен буду выступить.
Ролевая подготовка
Этот прием я применяю с детьми среднего и старшего возраста 12-16 лет. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих личных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, то есть терапией при помощи образа. Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед выступлением, начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. При этом надо представить себе образ уверенного и смелого концертанта и с максимальной полнотой постараться вжиться в этот образ. Надо скопировать его манеру на сцене сидеть за инструментом, копировать уверенный, оптимистический эмоциональный настрой, то есть настрой от "внешнего" к внутреннему состоянию.
Для этого просматриваем с учениками записи, в основном музыкантов-аккордеонистов, чтоб ученики, не только могли настроить себя эмоционально, но и почерпнуть профессиональные навыки: владение мехом, музыкальность исполнения, ознакомление с техническими приемами, манеру поведения на сцене.
Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой "роли", является, пожалуй, высшим этапом психологической подготовки.
Несомненно, в значительной мере самочувствие ученика, зависит и от психического состояния его педагога. Я стараюсь вселять в своих учеников бодрость, энтузиазм, и напутствую часто словами А. Ямпольского: "Волнуйся, играй свободно и легко, не переживай, не спеши". 
Выявление потенциальных ошибок.
 Даже когда программа выступления кажется, идеально выученной и можно ее играть на сцене, я предлагаю несколько приемов для обнаружения слабых мест. Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть невыявленная ошибка, которая, как правило, и выявляется во время публичного ответственного выступления.
Для обнаружения возможных ошибок я предлагаю несколько приемов:
1. Категорически не смотреть на клавиатуру. в медленном или среднем темпе, с установкой на безошибочную игру сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.
2. Игра с помехами и отвлекающим фактором (для концертного внимания). Преподаватель играет тихо другое произведение, ученик должен попытаться сыграть программу. Более сложное задание- сделать то же задание с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения, что многие музыканты могут почувствовать после их выполнения большую усталость, возможно из-за недостаточной выученностью программы.
3. В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то другой произносит психотравмирующее слово "Ошибка", но ученик при этом должен суметь не ошибиться.
4. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу.
5. После некоторых физических упражнений начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение.
Выявленные ошибки, мы устраняем тщательным проигрыванием программы в медленном темпе. А также намечаем опорные места в произведении, с которых бы ученик, в случае срыва, мог легко продолжить игру. 
Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния, отмеченный В.И. Петрушиным, складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желание играть для других людей и приносить им своим искусством радость.
Мыслительный когнитивный компонент оптимального концертного состояния складывается из ясности и быстроты мышления игровых движений и воплощаемых художественных образов. Перевод программы умственных представлений, содержащихся в сознании, и технический аппарат ученика осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы- мышление, память, воображение. Волевое сосредоточение внимания позволяет ученику перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы во внешний план, то есть показать свою работу слушателям.
Умение сосредотачивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте- один из важных компонентов ОКС, как и поддержание физической формы и умение регулировать. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки ученика. При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется, тогда эстрадное волнение, возникшее в каждом предшествующем концерте, не успевает уйти и эстрадное волнение в таком случае проявляется в мягкой форме.
ВЫВОД.
Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует. Дать однозначный рецепт, для того чтобы твоё выступление имело успех, не возьмётся ни один, пожалуй, музыкант. Каждый человек индивидуален, а значит методы подготовки будут основываться исходя из индивидуальных качеств музыканта-исполнителя.
Анализируя свои выступления, важно запомнить ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, тем самым можем запрограммировать себя на удачу перед последующими выступлениями. Задача педагога, правильно настроить ученика к концерту, направить всё его внимание на осмысление той музыки, которую он будет исполнять.
В своей работе я попыталась затронуть вопросы: природа сценического волнения и способы его преодоления. В разделе «Формирование ОКС», опираясь на исследования учёных, использую приёмы и методические рекомендации в своей практике. Считаю их эффективными для использования в своей работе, в классе аккордеона, т.к. вышеизложенные приёмы и рекомендации помогли ученикам в какой-то мере преодолеть боязнь перед концертным выступлением, приобрести некую внутреннюю уверенность в своих силах. Это нашло отражение и на качестве исполняемых произведений, в положительную сторону, а значит они поверили в себя. Этот процесс подготовки к концертному выступлению долог и труден, и не всегда имеет место сто процентный результат. Психолог И. Вагин говорит: «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди.»
Ученики моего класса играют не только на экзаменах, но и являются активными участниками общешкольных и классных концертов. Ведь эстрада-лучший учитель исполнителя. Существует известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда не возникает успех.
Подготовка к концертному выступлению сложный процесс, затрагивающий не только как исполнительское мастерство, а как и проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению. Практика показала, чем больше выходишь на сцену, тем больше проявляется уверенность. Сцена-лучшее лекарство от волнения.
 
Литература
  1. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада» - М,2006г
  2. Григорьев В.Ю. – «Специфика исполнительного творчества и работа под музыкальным произведением» Новосибирск 1987г
  3. Докщицер Т. Ф. – «Путь к творчеству» - М, 1999г
  4. Клещов С.В. – «Волнение музыканта на эстраде и методы его устранения», Сов.музыка,1936г
  5. Петрушин В.И – «Музыкальная психология» - М,1993г
  6. Станиславский К.С. – «Работа актера над собой» Том №2, - М ,1954г
  7. Флеш Карл – «Воспоминания скрипача» - М,1977
  8. Ямпольский А.И. – «О методе работы с учениками» - М,1968 г
  9. Янкелевич Ю – «Педагогическое наследие» - М,1993г

Похожие публикации