Войти / Зарегистрироваться

Роль и значение коллективного музицирования в развитии учащихся ДМШ и ДШИ по классу скрипки

Автор:

Современная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся ,который является основным в работе, уделяет все больше внимания различным формам коллективного музицирования. Ансамбли скрипачей, создаваемые на базе детских музыкальных школ, свидетельствует о том, что в этих коллективных формах работы преподаватели увидели целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания творческой молодежи, связанных, прежде всего, с эстетическим воспитанием школьников. Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержимое музыки.
Занятия учащихся в ансамбле помогают преподавателю по специальности решать следующие очень важные задачи:
  • развивать у учащихся художественное мышление, интеллект, воображение, профессиональное внимание к музыкальному тексту и его озвучанию,
  • развивать исполнительскую дисциплину, умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельными группами,
  • слышать звучание темы, подголосков, сопровождения.
В последние годы существует проблема с набором учащихся в классе скрипки и виолончели. Это вынуждает принимать детей без учёта их музыкальных, физических, интеллектуальных данных. Неоднородность контингента учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую работу в классах. Загруженность учащихся в общеобразовательных школах также создаёт дополнительные проблемы с организацией репетаиций в объединённых ансамблях отделения из учеников разных групп.
Эти проблемы струнных отделений диктуют необходимость искать различные формы организации ансамбля скрипачей.  Занятия учеников в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества: искать формы организации ансамбля скрипачей.  Актуальной для преподавателя становится форма работы с ансамблем своих учеников с первых лет обучения игре на инструменте.  Именно такую форму работы с учениками я веду в своем классе.
Цель, которая ставится перед любым коллективом - создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развились его способности и дарования. Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. В результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист.
1. Занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам.
2. Проблема контроля за посещаемостью класса ансамбля, качества выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с учениками.
3. Систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплочённый музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями.
4. Такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию. Ученики класса в любое время могут объединяться для выступлений в разные группы, начиная с дуэтов, где старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.
Занятиям ансамблем следует уделять особое внимание с первого года обучения. Педагоги – скрипачи ещё со времени становления  скрипичной педагогики пришли к выводу, что на индивидуальном уроке с первых шагов обучения на скрипке полезно включать в занятия с учеником его совместную игру с педагогом. Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика на « открытых струнах», стимулирует интерес к занятиям. Для этого существует богатый репертуар для начинающих скрипачей. Значение занятий начинающих скрипачей в ансамбле отмечено в программах «Специальный класс скрипки. Специальный класс альта» 1976г.
Участие в ансамбле повышает у детей общую дисциплинированность, формирует ответственность перед окружающими за порученное дело. Участник ансамбля, знакомясь новыми музыкальными произведениями, обогащает свой кругозор, музыкальное восприятие, оттачивает профессионализм, эстетический вкус, ощущение стиля, повышая таким образом свое общее развитие, способность анализировать и находить нужное решение. Ансамблевая форма музицирования играет важную, существенную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития.
Общие цели - один из важнейших стимулов активизации художественной жизни ансамбля. На простейшем материале начинающего скрипача можно работать и с группой учеников. В программе «Скрипка, альт, виолончель» 1989г. официально признаётся групповой метод работы на уроках в первые годы обучения: «В подготовительной группе 1 и 2 классах наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком используется на занятия с двумя-тремя учениками одновременно. Это даёт педагогу возможность работать эффективнее и больше  внимания   уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспортированию, подбору по слуху в ансамблевой игре, а также расширению музыкального кругозора учащихся .
Практика показывает, что перечисленные формы работы удобнее вести не на уроках по инструменту, а на отдельных занятиях младшей группы ансамбля класса и уроках музицирования. Сочетание группового и индивидуального  метода работы в классе скрипки применяются уже несколько десятилетий в знаменитой японской школе скрипачей Ш. Сузуки. В нашей стране эти методы давно применяют  известные педагоги - методисты Э. Пудовочкин (г. Владимир), С. Мильтонян (г. Тверь), Г. Турчанинова (г. Новосибирск), O. Щукина (г. Вологда) и др. Новые методические подходы в работе с ансамблем начинающих скрипачей позволяют сформировать младшую группу ансамбля, несмотря на их ограниченные исполнительские возможности. В программе « Скрипка, альт, виолончель» 2002 г. подчёркивается необходимость приобщения ученика к игре в ансамбле, начиная с первых уроков. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении.
В программе, по которой я работаю, предлагается модель организации ансамбля скрипачей из одного класса, требующая от педагога определённой гибкости в формировании групп и подборе репертуара, но дающая возможность всем ученикам класса независимо от их способностей участвовать со своим инструментом в музыкальном коллективе и концертной жизни школы, что несомненно способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению. Уровень профессионализма участников детского ансамбля, еще в недостаточной мере владеющих художественно-выразительными и техническими средствами ансамблевой игры, обусловливает особенности работы преподавателя, репертуарные поиски. 
Основные принципы при подборе репертуара:
1. Доступность для участников ансамбля, как в техническом отношении, так и по содержанию.
2. Репертуар ансамбля скрипачей младших классов не должен по трудности быть сложнее пьес, изучаемых в классе по специальности.
3. Репертуар должен способствовать развитию творческого воображения учеников. Для этого в программу следует включать пьесы программного характера, жанровые зарисовки.
4. Учет количества и уровня технической подготовки учеников – участников ансамбля.
5. Принцип изучения музыкального материала “от простого – к сложному ”.
6.Принцип разнообразия пьес в репертуаре.
7.Выбор репертуара с перспективой дальнейших концертных выступлений.
Необходимо начинающего скрипача подключать к участию в игре с ансамблем, по возможности, с самых первых занятий. Сначала исполняя несложные пьесы с преподавателем, затем с одноклассниками. Чувство ансамбля, умение слушать партнера воспитывается уже в начальный период обучения. Уже в этот период требуется интонационное, тембральное, динамическое единство разнородных инструментов.
Чем раньше происходит встреча ребенка с коллективным творчеством, тем большую радость приносят ему занятия музыкой. Раннее погружение ребенка в мир шедевров музыкальной классики, когда сам он только начинает овладевать инструментом, невольно заставляет его услышать некий идеал звучания, к которому нужно стремиться. Чем выше качество звучания коллектива, в котором оказывается ребенок, тем быстрее будет идти его развитие в звуковом и техническом отношении.
Урок ансамбля - это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребенка, раскрыть его способность дружить, общаться, сопереживать – а значит, и чувствовать. На этих уроках можно с успехом заниматься развитием слуха, ритма, памяти, чтением с листа. Вместе малыши легче усваивают длительности, успешно закрепляют понятия распределения смычка, учатся овладевать средствами выразительности в музыке. На уроках ансамбля у них появляются общая интересная работа над произведением и перспектива концертных выступлений. Чередование основной работы над произведениями тех или иных теоретических знаний и постановочных элементов позволяет сделать уроки ансамбля интересными и полезными.
При расстановке и распределении в ансамбле по группам Г.Турчанинова, например, советует распределять учеников таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество скрипачей продвинутых и более слабых. Также необходимо при организации и распределении участников детского музыкального коллектива учитывать и такие факторы, как уровень обучаемости, психологические особенности учащихся. В процессе творческого развития коллектива у юных музыкантов постепенно устраняются резкие индивидуальные различия, появляются ансамблевые навыки, однородное распределение смычка, характер коллективного звучания.
Воспитательная деятельность руководителя ансамбля должна быть направлена на то, чтобы у юного музыканта формировалось чувство ответственности за общее дело коллектива, за успехи и творческую дисциплину товарищей, крепло желание трудиться с пользой для людей, воспитывалось чувство долга, взаимопомощи. Переживание радости труда в коллективе, совместное преодоление трудностей, творческие победы, напряженный путь к ним рождают духовное единство, способствуют совершенствованию личности и коллектива. Главные проблемы ансамблевой игры заключаются в одинаковом понимании детьми необходимости наиболее рационального способа звукоизвлечения, в стремлении к групповому единству и в воспитании внутренней потребности в создании требуемых звуковых красок. Певучесть общего звучания ансамбля, выразительность исполнения, ясность фразировочных намерений – это те основные задачи, которые я ставлю перед его участниками.
В работе с ансамблем скрипачей проходят всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты, все это должно вызывать интерес к музыке, инструменту. С первых уроков важно показать возможности инструмента. Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, об истории его создания – один из важных методов- наглядно-слуховой. Важно использовать возможности компьютера- инновационные технологии- прослушивать записи профессиональных исполнителей  и сравнивать их со своим собственным «живым» исполнением.
В развитии музыкального восприятия очень важен практический метод. Чтобы ребенок лучше почувствовал характер произведения возможно сочетать восприятие музыки с практическими действиями, с движениями рук пальцев, танцевальных и образных движений, инсценировка пьесы, танца. Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным. Беседа, рассказ пояснение – разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснение музыки, характеристика содержания музыки, совместный разбор образов: чувств, настроений- развивают образное мышление. Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов.
Немаловажное значение для развития активности ансамблевой деятельности имеет контроль: проверка партий, выработка ансамблевых навыков в группах. Контроль проводить часто не рекомендуется, однако и без него невозможно оценить труд воспитанников. Объективный, доброжелательный контроль их не пугает, а способствует хорошему настроению, профессиональному росту и здоровому психологическому климату в ансамбле.
Рациональная организация репетиционной работы способствует экономному распределению времени на репетиции. Для этого рекомендуется на каждое занятие намечать конкретные цели, задачи, методы проведения урока. Следует помнить о том, что все вопросы нельзя решить на одной репетиции. В течение одного занятия следует указывать 3-4 типа недостатков и последовательно работать над их исправлением. Большее число различных замечаний будет неизбежно распылять внимание учащихся и не даст желаемого результата.
Активизации творческого роста ансамбля способствует целенаправленный подбор репертуара. В ансамбле скрипачей младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления, поэтому в подборе репертуара необходимо останавливать выбор на программных произведениях, жанровых зарисовках. В подростковом возрасте мыслительная деятельность приобретает отвлеченное, абстрактно-логическое мышление. Оно раскрывает богатые возможности самостоятельного творчества, широкого применения на практике художественных и технических приемов.
Всю работу руководителя ансамбля я разделяю на три этапа:
  • подготовительный этап,
  • репетиции с коллективом,
  • концертное выступление.
Подготовительный этап начинается с подбора учебного и концертного репертуара, который должен соответствовать техническим и художественным возможностям учебного коллектива, решать учебно-творческие и художественно-исполнительские задачи, способствовать всесторонне развитых музыкантов, развивать их эстетические вкусы.
Успешное проведение репетиции во многом зависит от качества работы над партитурой, доскональное знание которой является обязательным условием в подготовке руководителя в работе с коллективом. На занятиях руководитель должен создать творческую атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения, сделать репетицию живой и интересной.
Логическим завершением работы над произведением является концертное выступление. Концерту предшествует генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без остановки с целью проверки их качества, а также психологической подготовки всех участников коллектива к выступлению. Концерт – это подведение итогов, праздник, пришедший на смену кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого процесса игры. Впечатления от встреч со зрителем дают участникам коллектива возможность сравнивать, сопоставлять, думать, а главное – вызывают желание стать лучше, оправдать ожидания слушателей и руководителя. В конце кждого учебного года я провожу отчетный концерт учащихся моего класса в котором большинство -  именно ансамблевые номера.
В ансамбле обязательно должен быть скрипач - коцертмейстер, старший и более опытный среди учеников. Он сможет руководить ансамблем на репетициях и  концерте: вход и выход на сцену, показать ауфтакт, руководить процессом игры, исполнять более сложные сольные партии и многое другое.
Требования к работе ансамблистов: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и активная работа в классе.
Музыка формирует человека – его сердце и ум, его чувства и убеждения, весь его духовный мир. Воспитание музыкой, через собственное исполнение - это просто незаменимый процесс в деле самовыражения.
Занятия в ансамбле скрипачей формируют общую культуру, всесторонне развивают личность посредством исполнительской деятельности. Ансамбль скрипачей среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству, знакомят с миром зарубежной и русской классики, народной музыкой и джазом, воспитывают творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
 
Список используемой литературы:
  1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». Москва-1965. Мильтонян С.О. «Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь- 1996.
  2. Мищенко Г.«Методика обучения игре на скрипке» С-Пб 2009.
  3. Мордкович Л. « Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы» (на примере ансамбля скрипачей).
  4. Середа С. «Поиск и использование новых подходов к развитию музыкальных способностей исполнителей детского ансамбля скрипачей».
  5. О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов» С-Пб 2007.