Войти / Зарегистрироваться

Народные художественные промыслы

Получить свидетельство
Автор: Терюшкова Ирина Николаевна

Задачи:
Образовательные:
- формированиеу учащихся представления о русских народных промыслах (хохлома, жостово, городец, гжель);
- понятий об орнаменте и его элементах;
Развивающие:
- развитие образного представления, фантазии, навыков рисования элементов росписи.
Воспитательные:
воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование: для учителя – учебныетаблицы, готовые изделия, выставка работ, иллюстрации из книг (примечание – если указанного комплекта таблиц нет в наличии, учитель может создать видеоряд при помощи средств ИКТ – мультимедийный проектор, экран и компьютер, на котором запущена презентация № 1 приложения);
для учащихся – акварельные краски или гуашь, кисти, тряпочка, палитра, баночка для воды. 
Предварительная подготовка: Данной теме посвящено двазанятия, подготовку к которым следует начать за одну-две недели (одна – для групп, выступающих на первом уроке, две – для групп, подготавливающих материал ко второму уроку), чтобы дать возможность учащимся, выступающим с сообщениями, подготовиться к ним — изучить предложенный учителем материал, создать презентации и публикации, соответствующие предъявленным требованиям (см. документы ИКТ-задание в приложении). На уроке необходимосоздать атмосферу праздника. Произведения Гжели, Хохломы, Городца, Жостова, лучшие работы учащихся предыдущих лет обучения следует красиво расставить в классе. 
Этапы урока:
- Организационный момент. Проверка присутствия и готовности учащихся к уроку
- Объяснение новых знаний Выступление творческих групп учащихся на тему «По местам народных художественных помыслов» с одновременным показом наглядного материала и таблиц (слайдов) учителем чередуется с практической работой учащихся. Перед выполнением основного практического задания ученики под руководством учителя выполняют несколько мини-упражнений
Деятельность учителя: Деятельность учащихся:
Вступление…  

С именем старинного торгового села в Горьковской области (Горький ныне Нижний Новгород) связано название росписи
деревянной посуды О хохломской росписи расскажет…  Слайд № 1 - 7  Учитель акцентирует внимание учащихся вопросом: В чем же секрет хохломской росписи?
Выступление творческой группы № 1 1). Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, солонки, сказочные ковши-утицы и еще
мебель детскую. Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки – белые звонкие; женщины их
грунтовали глиной, потом натирали золотистым порошком. Вот по этой, блестящей
как металл поверхности и делали роспись… 2). Любимые цвета хохломы – красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. А золото-то
откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся
узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак
до желтого цвета – и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото? 3). Учащийся читает стихотворение Б. Дубровского «Мир волшебной хохломы» Удивляя, прорастая, Как-то празднично жива Молодая, Непростая, Черно-красная трава. Листья – рдеют, Не редея От дыхания зимы, Входим в царство Берендея –        В мир волшебной хохломы.
Учитель демонстрирует ученикам основные приемы выполнения орнамента, рассказывая: Хохломская роспись
представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа
мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом»,
«листком», «кудриной». Роспись выполняют от руки, кистью, без предварительного рисунка, художественной, масляной краской. Рассказ сопровождается поэтапным показом основных приемов выполнения орнамента на мольберте
Ученики выполняют упражнение на листе формата А4, занимая четвертую часть листа



 
   

                 
Продолжение  выступления творческих групп… Искусство Городецкой росписи зародилось в Заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода –
в окрестных селах Курцево, Косково. В чем своеобразие Городецкой росписи? Слайд № 8 – 15  Посмотрите, как изящно решены Городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с
мелкими.  

Выступление творческой группы № 2 1). Крестьяне издавна украшали удивительной росписью свои дома – ставни, прялки, шкафчики, сани, детские игрушки.
Каждый предмет Городецкого художественного промысла – настоящее произведение
искусства. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки
чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки
украшены диковинными цветами, яркими розанами, купавками, земными веточками.
В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купалы расцветают, по поверью,
особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и
украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять
отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение.  
Учитель демонстрирует ученикам основные приемы выполнения орнамента, рассказывая: Мастер пишет красками сразу
по чистой доске или по фону. Сначала крупной кистью делают замалевок – цветные пятна круглой формы. Из них и составляется композиция росписи.
Затем, работая мелкими кистями, усложняется форма цветка, делая серединку и
дужки лепестков. Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков,
точек, которые придают цветам неповторимый вид. Рассказ сопровождается поэтапным показом основных приемов выполнения орнамента на мольберте

Ученики выполняют упражнение «Роспись купавок и розан»  
Продолжение  выступления творческих групп… Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово В чем особенности жостовской росписи? И в чем ее декоративность? Слайд № 15 - 23 

Выступление творческой группы № 3 1). На сверкающей лаком черной, синей или палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и
цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с
фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев. Сколько подносов, столько и вариантов изображений. Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же
рисунок. Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать,
импровизировать. Это основной принцип жостовской живописи. Но и тут связь с
традицией сохраняется. Присмотритесь к росписи подносов. Букеты на них
плотные, почти нигде не видны стебли: одни головки цветов, да листья. Здесь
красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы. Самые крупные в середине,
ближе к краям помельче, а промежутки заполнены листьями и самыми мелкими
цветочками. Формы подносов могут быть разными: прямоугольные, овальные,
круглые, фигурные. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать
композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.
Учитель демонстрирует ученикам основные приемы выполнения орнамента, рассказывая: Давайте рассмотрим этапы
росписи жостовского подноса. Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции – где будут большие цветы, где поменьше,
где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше мастер выполняет
тенежку, т. е. затеняет с одной стороны пятна цвета. Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за
слоем на цветах и листьях создается объем. И это еще не все. Надо усилить темные места. Много разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-меловые,
красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые. Рассказ сопровождается поэтапным показом основных приемов выполнения орнамента на мольберте
Учащимся необходимо написать один из цветков жостовской росписи, выполняя работу поэтапно вместе с учителем. 
  • Закрепление материала.
Кроссворд (бланк кроссворда см. в Приложении)должен быть распечатан заранее в необходимом количестве)
Вопросы к кроссворду:
1) Каким прилагательным в народе называют хохлому?
2) Главный мотив хохломской росписи?
3) Один из элементов жостовской росписи?
4) Одна из форм жостовского подноса
5) Название цветка городецкой росписи?
6) Что украшает городецкий цветок или птицу?
После заполнения кроссворда учащимисяучитель заполняет пустой кроссворд на доске (либо демонстрирует соответствующие
слайды презентации № 1)
- Домашнее задание.
С народным промыслом – искусствомгжели мы подробно познакомимся на следующем уроке.Напоминаю, что группа учащихсяготовит презентацию «Майолика. Гжель не всегда была сине-белой».Другая группа учащихся выполняетбуклет о гжели. Выступление «Секреты красоты гжели» - готовит…Всем принести синюю, фиолетовую,белую гуашь, кисти.
- Подведение итогов
1. Просмотр работ учащихся 2. Замечания,предложения 3. Выставление оценок
Открытый урок в 5 А классе
Урок № 9 Тема: «Искусство гжели. Орнамент в кругу»
Цель: Знакомство с художественным промыслом Гжель. Завершение путешествия по местам художественных народных промыслов.
Задачи:
Образовательные: формирование представления о художественном промысле Гжели, понятия об элементах орнамента.
Развивающие: развиватьпознавательные потребности, интересы и способности.
Воспитательные: воспитыватьинтерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; самостоятельность в учебной работе.
Оборудование: для учащихся – бумага, трафарет круга, гуашь, кисти;Для учителя – натурныйматериал, методические таблицы, мольберт и бумага формата А3, мультимедийный проектор и экран, компьютер для запуска презентации учащихся (учителя, если
проект учащихся не готов – презентация № 3), презентации № 2 (см. Приложение)Ход урока
  • Организационный момент. Проверка присутствия и готовности учащихся к уроку
  • Беседа.
Деятельность учителя: Деятельность учащихся:
Вступление…  
Станция народного промысла Гжель находится недалеко от Москвы, близлежащих деревень Турыгино, Гжель, Речицы. О секретах красоты нам
расскажет… Учитель показывает учебные таблицы, демонстрирует слайды презентации № 2
Секреты красоты Гжели таятся в самой природе, которая всегда остается для художника великим и мудрым учителем. Край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становилась
звонкой и прочной. Вслушайтесь в слово «гжель», и ты уловишь в его звучании
что-то общее со словами «жечь», «обжигать». Кроме посуды мастера Гжели
создают и мелкую декоративную пластику – забавные фигурки людей, животных,
сценки из жизни. Это необыкновенная на вид посуда, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов.
Ребята, гжель не всегда была сине-белой? Это мы сейчас узнаем. Группа учащихся приготовила презентацию. Творческая группа учащихся демонстрируют подготовленную презентацию 
Как же называется изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому? Ответ – майолика
Следующая группа учащихся нам приготовила буклет Учащиеся демонстрируют выполненные буклеты
Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок –
лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можешь различить
постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок
на одну сторону» или «мазок с тенями». Учитель кистью демонстрирует основные элементы гжельской росписи, одновременно зачитывая литературный отрывок Б. Дубровского «Орнамент»: На вид орнамент неприметен, Но он столетия живет, Не зря его на белом свете Народ издревле бережет. Учитель предлагает учащимся выполнить орнамент в кругу, применяя элементы гжельской росписи.
Самостоятельная работа учащихся. 
Учитель показывает лучшие работы учащихся.  
  • Закрепление новых знаний
Учащиеся отвечают на вопросы теста(бланк теста см. в Приложении):
1) Названиехохломского узора
а) Кудрина  б) Грибы    в) Завитки

2) Гжельское изделие, покрытое эмалью ицветной росписью
а) Полхов-Майдан      б) Майолика   в) Охлупень

3) Завершающий прием в Городецкой росписи, который выполняется белой и черной красками
а) Травка  б) Оживка  в) Дымка

4) Основной мотив декоративной росписи
а)  Жостово       б)  Роза     в)  Купавка     Букет

5) Цвет, сообщающий пламенностьхохломской росписи
а) Белый  б) Черный  в) Красный

6) Самый первый прием в Жостовскойросписи
а) Замалевок   б) Грунтовка  в) Прорисовка

7) Мастер промысла
а) Художник   б) Скульптор    в) Декоратор
  • Просмотр работ
Назвать наиболее удачные работы,указать ошибки.
  • Итог урока
Поставить оценки, подвести итог.«К народным традициям должно бытьвеличайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. Б. Салтыков
  1. Использованная литература Изобразительное искусство. 5 класс Поурочные планы по учебнику Кузина В. С. Авт. – сост. С. Б. Дроздова – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.
  2. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразов. учреждений/ Под ред. Б. Н. Неменского. – М. Просвещение, 2000. – 176 с.: ил.
  3. Евгений Осетров «Краса Ненаглядная» Рассказы о русских народных художественных промыслах. М. Малыш 1985
  4. Махмутова Х. И. Роспись по дереву: Пособие для учителя – Из опыта работы. – М.: Просвещение 1987 – 79 с.: ил.

Похожие публикации