В соответствии с изменившимися историческими условиями (переход к информационному обществу, развитие средств массовой коммуникации, лавинообразные темпы увеличения объемов информации) основные цели и задачи должны быть пересмотрены.
Разработанный с этой целью Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования нового поколения переносит основной акцент на формирование у учащихся определенных универсальных учебных действий (УУД) как основную цель педагогической деятельности [1].
В широком смысле это означает умение жить и самостоятельно учиться в новом, меняющемся мире, а также взаимодействовать с людьми, сформированными в разных культурных традициях, имеющими разный социокультурный опыт.
В узком смысле ФГОС выделяет четыре базовых блока УУД, развитие которых становится главной задачей учителя: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.
Личностные УУД позволяют соотнести получаемые в школе теоретические знания и умения с реальными жизненными ситуациями, в которых они могут быть применены. Это делает обучение осмысленным и помогает мотивировать познавательную деятельность учеников [2].
Критерии сформированности личностных УУД:
- структура ценностного сознания;
- уровень развития морального сознания;
- присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, дилеммы, требующей морального выбора [3].
Коммуникативные УУД помогают ученикам взаимодействовать с другими людьми – выслушивать, адекватно понимать и критически анализировать позицию собеседника, а также грамотно представлять и доказывать свою [2].
Критерии сформированности коммуникативных УУД:
- желание вступать в контакт с окружающими;
- знание норм и правил общения;
- умение организовать общение [3].
Познавательные УУД готовят учеников к самостоятельной работе с информацией (ее поиск, отбор, структурирование, анализ и синтез) и к решению на ее основе различных задач [2].
Критерии сформированности познавательных УУД:
- владение общими приемами решения проблемных ситуаций;
- умение осуществлять поиск необходимой информации;
- умение ориентироваться в различных точках зрения;
- умение работать с различными способами представления информации (смысловое чтение художественных, публицистических и научных текстов, а также графиков, схем, таблиц, карт, иллюстраций);
- умение выполнять основные логические операции с информацией (анализ, синтез, структурирование, сравнение, классификация, аналогия, выявление причинно-следственных связей, формулировка выводов) [3].
Регулятивные УУД включают в себя умение управлять своей деятельностью, адекватно оценивать свои способности и знания, а также результаты деятельности и самостоятельно вырабатывать стратегии их коррекции [2].
Критерии сформированности регулятивных УУД:
- умение самостоятельно сформулировать цели и задачи деятельности;
- умение осуществлять контроль и коррекцию деятельности;
- умение оценивать результаты деятельности [3].
Такой предмет, как история, будучи связан с изучением разнообразных социальных процессов, поступков ярких исторических личностей, особенностей разнообразных национальных культур с опорой на различные исторические источники, дает самые широкие возможности по разработке заданий, ориентированных на развитие у учеников всех типов УУД. Кроме того, специфика предмета позволяет говорить, что он (наряду с обществознанием и литературой) является основой формирования личностных и коммуникативных УУД.
Следующие ниже примеры заданий созданы на основе типовых заданий на развитие УУД [2] для учеников 5 класса (10-12 лет).
Примеры заданий на развитие личностных УУД
Задание 1. Секрет успеха.
Цель: развить умение выявлять и называть личные качества человека, оценивать их с точки зрения пользы для жизни.
Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: текст сказки о красноречивом поселянине.
Описание задания: дети работают с текстом древнеегипетской Сказки о красноречивом поселянине и отмечают те качества и черты характера главного героя, которые помогли ему добиться успеха.
Инструкция: дети получают текст сказки (вариант: учитель рассказывает сказку ученикам). Дается задание – сформулировать в виде списка из имен прилагательных основные черты и качества героя. В конце ученикам можно предложить разделить слова на две группы (качества, помогавшие поселянину и мешавшие ему) и обосновать свое решение. Также, усилиями всего класса можно составить рейтинг качеств главного героя (с обоснованием). В конце обсуждается вопрос: «Какими качествами главного героя я хотел бы обладать?»
Источник:
Сказка о красноречивом поселянине [4]
Был человек по имени Хэвинануп. И была жена у него по имени Мерит. И вот он сказал своей жене: «Пойду в город, чтобы оттуда принести еды моим детям. Пойдем же, отмерь мне ячменя, да буду я жив этим в пути».
Нагрузил крестьянин своих ослов солью, шкурами пантер, мехом волков, голубями. Отправился этот крестьянин на юг и встретил человека, стоящего на плотине; имя его — Тхутинахт, богатый чиновник.
И вот сказал этот Тхутинахт, когда он увидел ослов этого крестьянина, которые ему понравились: «Какому богу помолиться, чтобы завладеть всем этим!»
Дом же этого Тхутинахта стоял на прибрежной дороге, узкой, не широкой. Она имела ширину одеяния, и с одной ее стороны была вода, а с другой — ячмень.
И вот этот Тхутинахт сказал своему служителю: «Поторопись, принеси мне ткань из моего дома». И она была тотчас принесена.
И он расстелил эту ткань на прибрежной дороге, и один ее конец упал на воду, а ее бахрома — на ячмень. Шел же крестьянин по общественной дороге. И вот этот Тхутинахт сказал: «Остановись, крестьянин! Разве ты наступишь на мою одежду?» Тогда этот крестьянин сказал:
«Я сделаю то, что ты пожелаешь! Не наступлю!» И он пошел повыше. Тогда этот Тхутинахт сказал: «Разве мой ячмень — дорога тебе?»
Этот крестьянин сказал: «Так где же мне пройти?! Ты загородил дорогу своей тканью.» Тогда один из этих ослов схватил пучок ячменя. Тхутинахт этого и ждал: «Вот, я заберу твоего осла, крестьянин, потому что он ест мой ячмень! Он мне пригодится: будет топтать колосья при молотьбе!»
Тхутинахт взял прут, избил им Хэвинанупа, отнял его ослов и увел в свой округ. Тогда этот крестьянин громко заплакал от причиненной ему боли и отправился пожаловаться начальнику округи – вельможе Ренси. Крестьянин сказал:
«Начальник дома, господин мой, великий из великих, руководитель всего того, что нет и что есть!.. Ты ведь отец бедняка, защита для не имеющего матери! Сделай, чтобы я превознес твое имя в этой стране выше всякого прекрасного закона! Вот, я отягощен печалью, вот, мне тяжко, защити меня, вот — я в беде!»
«Воистину, поселянин, ты говоришь цветитстым слогом! Но стоит ли наказывать Тхутинахта за горсть соли и твоего осла!» – промолвил Ренси, садясь в ладью.
Начальник округи Ренси отправился к его величеству фараону и сказал: «Мой господин, ты любишь красноречие больше всех сокровищ мира, а я нашел одного из этих крестьян, который воистину прекрасно говорит. Его имущество ограблено человеком, который при мне, и вот, он пришел ко мне жаловаться на это».
Его величество сказал: «Если ты хочешь видеть меня здоровым, задержи его здесь, без ответа на все то, что он говорит, чтобы он еще говорил, да услышим мы это».
Тогда вельможа Ренси приказал двум служителям пойти и привести его.
Крестьянин взмолился фараону: «О, господин мой! Великий из великих, богатый из богатых!.. Ты — руль неба, ты — столп земли! Знающий вещи всех людей, разве ты не знаешь моего имущества? Накажи грабителя, защити пострадавшего. Не закрывай же твоего лица от того, кого ты знаешь, не будь слепым по отношению к взирающему на тебя...»
[Затем крестьянин произносит еще 8 речей, в которых, как и в первой речи, он умоляет фараона вернуть ему его имущество.] И это было приятнее сердцу его величества, чем какая-либо вещь во всей этой земле.
Наконец его величество смилостивился и повелел вернуть крестьянину его имущество.
Критерии оценивания: соответствие выделенных черт характера содержанию сказки, уровень обоснованности суждений (аргументация на основе событий сказки), эмоциональная окраска представления своих суждений.
Задание 2. Спартанский кодекс чести.
Цель: развить умение выявлять и формулировать моральные нормы, оценивать их и формулировать свое к ним отношение, аргументировать свою позицию.
Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: карточки с рассказами о воспитании и нравах спартанцев.
Описание задания: ученики знакомятся с отрывками из исторических источников по спартанскому воспитанию (вариант: знакомятся с темой по материалам учебника) и выделяют на их основе моральные нормы, которых придерживались спартанцы.
Инструкция: ученики получают карточки с историческими анекдотами или свидетельствами о воспитании спартанцев и получают задание сформулировать на их основе моральные нормы, которых они придерживались. Далее, группы объединяются и составляют единый и систематичный свод правил или моральный кодекс спартанцев. В конце может быть организована дискуссия: «Каким моральным нормам спартанцев стоит следовать современному человеку, а каким – нет?»
Возможные источники для карточек:
Плутарх. Ликург [5]
Отец не имел права сам воспитывать дитя – он относил новорожденного на место, где сидели старейшины. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его выбрасывали с обрыва, считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству. Кормилицы детей не пеленали, чтобы дать свободу телу, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимся темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие и плач. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей и разбивал по отрядам, чтобы они вместе жили и ели, приучаясь играть и трудиться друг подле друга. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества – отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. Грамоте они учились лишь в пределах необходимости, в остальном же все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год плащ, ходили грязные, запущенные; бани были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе, на подстилках, которые сами себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота.
Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими кинжалами и самым необходимым запасом продуктов. Ночью, покинув свои убежища, они убивали всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы.
Ксенофонт. Лакедемонская полития [6]
Ликург установил, чтобы мальчиками распоряжался человек из числа тех, кому позволено занимать самые высокие должности в государстве. Он называется педономом. Ликург дал ему биченосцев из числа юношей, чтобы они, когда потребуется, наказывали детей. Поэтому в Спарте дети очень послушны и отличаются большой скромностью. Вместо того чтобы изнеживать ноги детей обувью, Ликург потребовал укреплять их хождением босиком. Вместо того чтобы расслаблять тело одеждой, Ликург постановил, чтобы они в течение всего года носили один и тот же гиматий. Он полагал, что так юноши лучше будут подготовлены и к жаре и к холоду. Он хотел, чтобы пища не отягощала их и чтобы они привыкли жить в нужде. Ликург считал, что воспитанные таким образом юноши, если возникнет необходимость, легче смогут переносить трудности. Он не хотел заставлять юношей чрезмерно страдать от голода, но и не давал им возможности получать без труда то, в чем они нуждались; поэтому он разрешил им воровать, чтобы они не страдали от голода. Ликург разрешил воровать пищу не по причине недостатка продовольствия; ведь ясно, что готовящемуся к краже приходится ночью бодрствовать, а днем обманывать и подстерегать. Отсюда ясно, что, воспитывая мальчиков таким образом, Ликург стремился сделать их более ловкими и более воинственными. Он назначал попадавшемуся жестокую порку.
Он заметил, что подросткам, более чем другим возрастам, свойственно самомнение и что наглость легко прививается к ним; стремление к удовольствиям также присуще им в высокой степени. Поэтому Ликург возложил на юношей больше всего работ и обременил их многочисленными занятиями. Кроме того, желая приучить молодежь к скромности, Ликург предписал, чтобы юноши на улице держали руки под гиматием и ходили молча, не оглядываясь, глядя себе под ноги.
Ликург ввел совместные трапезы. Он заставил питаться на глазах у всех, полагая, что при этом будет меньше нарушений предписанных законов. Он установил такое количество продовольствия, чтобы оно не вело к излишествам, но и не было бы недостаточным. К этому часто добавляется охотничья добыча, и богатые иногда заменяют хлеб пшеничным (обычно был ячменный). Ликург, запретив чрезмерные попойки, расслабляющие душу и тело, разрешил спартанцам пить лишь для утоления жажды, считая, что напиток тогда безвреднее и всего приятнее.
Критерии оценивания: правильность выделения моральных норм; умение их анализировать и обобщать; умение аргументировать свой ответ.
Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД
Задание 1. Рисуем стоянку первобытного человека.
Цель: сформировать коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе совместной деятельности, сотрудничества.
Форма выполнения задания: в парах, групповая.
Оборудование: листы бумаги для рисования, карандаши/фломастеры.
Описание задания: учащимся, сидящим рядом, предлагается на основе полученных знаний о хозяйстве и повседневной жизни первобытных людей разработать иллюстрацию по теме «Стоянка первобытных людей».
Инструкция: учащиеся получают опережающее домашнее задание – ознакомиться с жизнью первобытных людей (по материалам учебника, дополнительной литературы). Ставится условие, что идея рисунка должна быть общей, рисунок должен быть наглядным и соответствовать современным научным знаниям.
Критерии оценивания: степень реализации общего замысла (наличие общей идеи, единство смысла), степень наглядности и историчности рисунка, наличие взаимопомощи в ходе выполнения задания, общее эмоциональное отношение к совместной деятельности.
Задание 2. О чем рассказала стела Хаммурапи?
Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на выработку общего мнения по проблеме.
Форма выполнения задания: в парах, групповая.
Оборудование: карточки с отрывками из законов Хаммурапи [7], сгруппированными тематически.
Описание задания: ученикам раздаются карточки с фрагментами законов и вопросами, требующими как умения осуществлять поиск и обобщение информации в тексте (формирование познавательных УУД), так и выработки общего мнения по проблемным вопросам, напрямую не освещенным в текстах.
Инструкция: ученикам предлагается прочитать фрагменты, выполнить задания, выбрать спикера для сообщения классу итогов работы группы: «Наша группа узнала, что…»
Карточка 1
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.
(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти и в Реку погрузиться; если Река схватит его и он утонет, то обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.
(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и сумму денег, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить сам и в 12 раз больше; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.
(§ 192) Если приемный сын сказал отцу, воспитавшему его, и матери, воспитавшей его: «Ты не мой отец, ты не моя мать», то ему должны отрезать язык.
(§ 197) Если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
(§ 198) Если он переломил кость неполноправно жителю, то он должен отвесить 1 мину серебра.
Вопросы: Как происходил суд в Вавилонском царстве? По каким правилам судьи решали, какое наказание установить для виновного? Какие способы установить, говорит ли человек правду, вы встретили в законах Хаммурапи? Какие требования предъявлялись к судьям в Вавилоне? Справедливы ли эти требования? Почему законы про суд и судей написаны в самом начале документа, раньше всех остальных законов Хаммурапи?
Карточка 2
(§ 26) Если воин, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот воин должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом.
(§ 27) Если воин в крепости царя был взят в плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и тот нес его службу, то если пленный вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести свою службу.
(§ 28) Если сын воина, который был взят в плен в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца.
(§ 32) Если торговецвыкупил воина, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в поселение, то если в доме воина имеются средства для выкупа, он сам должен себя выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет средств для выкупа, его должен выкупить дворец царя; поле воина, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп.
(§ 34) Если сотник или десятник забрал добро воина, притеснил воина, отдал воина в наем, предал воина сильному в суде или забрал подарок, который царь дал воину, то этот сотник или десятник должен быть убит.
Вопросы: Какая армия была в Вавилоне? Кто в ней служил и на каких условиях? Как вы думаете, кто такие десятник и сотник? Как относились правители Вавилона к своей армии? Почему именно так?
Карточка 3
(§ 7) Если человек купил из рук малолетнего сына человека или из рук раба человека серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было еще без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек – вор, он должен быть убит.
(§ 11) Если человек украл осла, овцу или раба, то он – вор, и должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека, то он может получить 10 сиклей серебра. Если это раб человека, то хозяин раба должен дать 2 сикля.
Вопросы: Что говорят законы о положении рабов в Вавилоне? Почему за кражу вещи, животного и раба наказывали одинаково? Законы Хаммурапи часто приговаривают свободных людей к смертной казни, а по отношению к рабам такое наказание ни разу не упоминается: означает ли это, что рабам в вавилоне жилось лучше свободных? Предположите, почему земледельца и его семью делали рабом только на 3 года, а не пожизненно.
Карточка 4
(§ 53) Если человек не укрепил плотину на своей земле и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.
(§ 244) Если человек нанял вола или осла, и лев убил его в степи, то убыток — только хозяина этих животных.
(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.
(§ 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем.
(§ 240) Если весельное судно ударило парусное судно и потопило его, то судовладелец, чье судно было потоплено, может клятвенно показать перед богом все, что погибло на его судне, и весельное судно, которое потопило парусное судно, должно возместить ему его судно и все погибшее у него.
Вопросы: О каких занятиях вавилонян сообщается в законах? Защищают ли законы имущество и положение простых людей царства? Если да, то как? Почему есть наказание для хозяина весельного судна, но нет – для хозяина парусного судна?
Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности (правильность и полнота ответов на вопросы); умение согласовать позиции для выработки общей аргументации ответов; отношение к групповой работе (позитивное, нейтральное, негативное).
Примеры заданий на развитие познавательных УУД
Задание 1. Собираем караван в путь.
Цель: сформировать первичные исследовательские умения – выделять информацию из нетекстовых источников и использовать ее для решения задач.
Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая
Оборудование: настенная карта, атласы и контурные карты по теме «Древний Ближний Восток»/«Египет и Месопотамия в древности» (также возможно использование фотографий, иллюстрирующих природные условия Египта и Месопотамии)
Описание задания: учащиеся на основе имеющихся материалов (карт, фотографий) и контекстных знаний должны определить, какие товары были основой вавилонско-египетской торговли, какими видами транспорта пользовались купцы, определить по карте наиболее оптимальные торговые маршруты, приблизительно рассчитать продолжительность пути (в километрах и днях пути).
Инструкция: учащимся объявляют, что теперь они – вавилонские купцы, и их задача снарядить караван в Египет, используя все доступные им знания о природных и географических условиях Ближнего Востока. Им предстоит начертить на контурной карте наиболее оптимальный (удобный, безопасный и быстрый) маршрут путешествия, выбрать в соответствии с этим наиболее удобные виды транспорта (отметить на карте отрезки пути значками того вида транспорта, который наиболее удобен на каждом участке), а также определить какие товары Месопотамии будут пользоваться наибольшим спросом в Египте, а какие следует привезти оттуда домой (можно дать задание нарисовать эти товары).
Критерии оценивания: правильность, полнота, продуманность и аргументированность ответов.
Задание 2. Царство мудрого Миноса.
Цель: сформировать навыки смыслового чтения, научить основам работы с текстовыми источниками информации
Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах
Оборудование: фрагменты источников по истории Древнего Крита, шаблон таблицы для обобщения полученной информации (Таблица 1).
Описание задания: учащиеся знакомятся с текстами источников, заполняют таблицу-шаблон, предлагают свое заглавие к таблице.
Инструкция: ученики получают карточки с письменными источниками по истории Древнего Крита – поэтические и прозаические, художественные и документальные. Их задача – выделить информацию, необходимую для заполнения пропущенных граф в таблице-шаблоне; подобрать подходящее содержанию таблицы заглавие.
Таблица 1. Минойская цивилизация
Географическое положение |
|
Столица царства |
|
Имя наиболее известного правителя; сведения о нем |
|
Причины могущества |
|
Ремесла Крита |
|
Источники:
Гомер. Одиссея [8]
Есть такая страна посреди винно-цветного моря, -
Крит прекрасный, богатый, волнами отвсюду омытый.
В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета.
Разных смесь языков. Обитает там племя ахейцев,
Этеокритов отважных, кидонских мужей; разделенных
На три колена дорийцев; пеласгов божественных племя.
Кносс - между всех городов величайший на Крите. Царил в нем
Девятилетьями мудрый Минос, собеседник Зевеса.
Фукидид. История [9]
Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большею частью моря, которое называется теперь Эллинским, достиг господства над Кикладскими островами и первый заселил большую часть их колониями, причем изгнал карийцев и посадил правителями собственных сыновей. Очевидно также, что Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать доходы.
Аполлодор. Мифологическая библиотека [10]
Дедал – наилучший архитектор, изобретатель статуй. Он сделал статую для Геракла, она была так похожа на живого человека, что Геракл ночью бросил в нее камень и разбил ее, не поняв, что это такое. Он также построил лабиринт.
Плиний Старший. Естественная история [11]
Дедал изобрел столярное искусство, а также пилу, отвес, рубанок, сверло и клей.
Критерии оценивания: правильность и полнота заполнения таблицы, аргументированность выбранного заглавия.
Примеры заданий на развитие регулятивных УУД
Задание 1. Распорядок дня афинянина.
Цель: сформировать умение планировать деятельность и время.
Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: шаблон-таблица «Распорядок дня» (Таблица 2).
Описание задания: ученики составляют распорядок дня афинского гражданина (мужчины, женщины, мальчика, девочки, слуги, раба, ремесленника, крестьянина, аристократа – на выбор ученика или группы).
Инструкция: ученикам необходимо, опираясь на все доступные им знания об общественной жизни и повседневной культуре греков, заполнить таблицу «Распорядок дня». Затем ученикам предлагается определить основные направления расходования времени своим героем; оценить рациональность использования им своего времени; по возможности, внести коррективы. В конце может быть организована беседа о пользе составления распорядка дня.
Таблица 2. Распорядок дня
Время |
Занятие |
7.00 |
Подъем |
7.30 |
… |
… |
… |
Критерии оценивания: соответствие результата работы историческим реалиям Древней Греции; логичность, продуманность, аргументированность полученного распорядка; умение рационально распределить время между различными видами деятельности выбранного героя.
Задание 2. Критерии оценки римских школьников.
Цель: научиться осознавать критерии оценки учебной деятельности.
Форма выполнения задания: индивидуальная, в парах, групповая.
Оборудование: список критериев оценки учебной деятельности.
Описание задания: ученики выбирают из списка критерии оценки, адекватные для историко-культурных особенностей римского образования, а также ранжируют их по степени значимости.
Инструкция: ученикам сообщают, что сегодня они выступают в роли римских учителей. Используя все имеющиеся у них знания о римском образовании и повседневной культуре, они должны выделить из предложенного им списка критериев оценки учеников те, что являются наиболее подходящими для той исторической эпохи. Эти критерии необходимо расположить в последовательности: от наиболее значимой (на их взгляд) к наименее значимой. Далее ученики могут предложить дополнительные критерии оценки. В конце может быть проведена беседа: «Какие критерии используются учителями до сих пор, а какие кажутся устаревшими?»
Предлагаемый список критериев оценки:
- грамотная речь
- оригинальность и самостоятельность суждений
- аккуратный, разборчивый и красивый почерк
- объем выученного наизусть текста
- самостоятельность определения целей и задач обучения
- наличие своего мнения и способность его доказать
- повиновение учителю
- быстрота мышления, скорость ответа
- аргументированность рассуждений
- дословность воспроизведения слов учителя
- отсутствие ошибок при ответе на вопросы
- самостоятельность выполнения заданий
Критерии оценивания: обоснованность выбора критериев; продуманность и аргументированность позиции по их ранжированию; понимание причин современности/несовременности того или иного критерия.
Ссылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
- Яцкина Г.В. Материал по теме: Развитие УУД на уроках истории // 2012. – Социальная сеть работников образования. – URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/09/24/razvitie-uud-na-urokakh-istorii [Дата обращения: 11.04.2015]
- Сказки и повести Древнего Египта. – СПб.: Наука, 2004
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. – Т. 1. – М.: Наука, 1994
- Ксенофонт. Лакедемонская полития // Хрестоматия по истории Древнего мира. – под ред. В.В. Струве. – Т. 2. – М.: Учпедгиз, 1951
- Законы Вавилонского царя Хаммурапи // История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие. – под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002
- Гомер. Одиссея. – М.: Гослитиздат, 1953
- Фукидид. История. – М.: Ладомир, 1993
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. – М.: Ладомир, 1993
- Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. – М.: Ладомир, 1994