Войти / Зарегистрироваться

Современные технологии и приёмы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Получить свидетельство
Автор: Аносова Альфия Равильевна

В вашей семье появился малыш. Каждый человек мечтает видеть своего ребенка здоровым, талантливым, умным, удачливым, а самое главное - счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, если не стремишься к созида­нию, гармонии, не имеешь желания тво­рить прекрасное. Он растет и развивается, ходит в детский сад. С помощью воспитателей ребенок получает сведения об окружающем мире, учится различать добро и зло, делает первые шаги навстречу искусству. Все дети в дошкольном возрасте с удовольствием рисуют. Малыши начинают рисовать уже тогда, когда еще не могут говорить. Рисунок становится символическим выражением речи ребёнка, отражением его внутреннего мира. И так важно в этот главный момент в жизни малыша поддержать его, создать такие условия, где бы он мог свободно и с интересом развиваться. Учить этому следует с раннего возраста, развивая образное вос­приятие и пространственное мышление.
Начиная заниматься с самыми маленькими детьми, мы постепенно продвигаемся все выше и выше к вершинам художественного мастерства. Развивая творческие способности детей, развивая их креативность, мы способствуем общему психическому и личностному развитию.
В своей работе мы используем разнообразные нетрадиционные приёмы рисования, что помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие, воображение, мышление, внимание, формировать навыки самоконтроля и изобразительные умения, вызывает положительные эмоции.
Самым простым и эмоционально – выразительным  способом является изображение предметов ладонями, пальцами, печатками. Это позволяет ребенку почувствовать краски, пробуждает его творческие возможности. Яркие краски обеспечивают  большую свободу и разнообразие действий. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть и по возможности предотвратить. Данные техники способствуют развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Они способствуют расширению знаний об окружающем мире, учат выплеснуть накопившейся негативной энергии и расслаблению.
Первые занятия мы начали проводить с младшей группы в форме игр, цель которых - знакомить с материалом, учить рисовать ладонями, пальцами, печатками. Вначале проводи­лись индивидуальные занятия. Когда каж­дый ребенок овладел техникой работы с красками, организовывались занятия со всеми детьми.
Дети с любопытством, радостью и удо­вольствием рассматривали свои цветные ладошки, показывали их товарищам, ос­тавляли следы на бумаге. По­сле нескольких игр-тренировок у детей по­лучались картинки из набора разноцвет­ных ладошек.
Рисовать ладонями и пальцами нравится и малышам, и старшим дошкольникам, по­этому этот вид рисования можно исполь­зовать в любой возрастной группе, посте­пенно усложняя сюжет, давая маленьким художникам возможность проявить фан­тазию.
Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие - малыши учатся различать цвета. По­мимо этого в ходе рисования красками по­является стремление к общению, что нема­ловажно для детей  младшего возраста.
С помощью рисования ладонями, паль­цами и печатками можно изображать раз­личные объекты. Занятия начинаются с наблюдения за ними, рассматривания, об­следования с помощью взрослого (в младших группах), и са­мостоятельно с целью выделения главных характеристик. Например, при рисовании бабочки дети сначала рассмотрели ее, полюбовались крылышками и полетом, провели подвижную игру «Бабочки летают». После этого детям показали, как изобразить бабочку на бумаге с помощью цветных ладоней. Затем они самостоятельно с удовольствием рисовали таких бабочек.  Также мы рисовали с детьми в младшей и средней группах: «Птички», «Солнышко», «Дерево», «Осьминожки», «Злючки – кусачки»
В старших группах: «Лебедь по морю плывёт», «Зима», «Белочки – подружки».
Раскрыть со­держание задуманного образа можно и другими лю­быми выразительными средствами, которыми являются: монотипия, диатипия, кляксография. 
Монотипия (от греч. monos - один, единичный и typos - отпечаток) - разновидность печатной графики, выполняемая с помощью одного прикосновения. Рисунок в технике монотипии отличается причудливой формой, интересными цветовыми сочетаниями. Получить изображение в технике монотипии очень легко: для работы необходим лишь один лист бумаги, который следует сложить пополам. А далее? Краска наносится на одну половину, которая прикрывается другой половиной. Сложенный лист проглаживается и раскрывается. Что остается автору? Дорисовать образованное пятно до образа. Выполнять рисунок можно гуашью или акварелью.
Данная технология развивает свободу и спонтанность взаимодействия с художественными материалами, способствует развитию воображения, фантазии и творческого мышления.
Техника монотипии многогранна и разнопланова, также разнообразна и тематика ее применения: различные природные пейзажи, натюрморты, изображения насекомых, животных. В младших группах мы использовали самое простое - рисование от пятна, когда не продумывается  конкретный образ, а руководствуется случайным смешением цветов. В старших группах монохромное (краска одного цвета), полученное пятно дорисовывается контуром, а также совмещение нескольких материалов.
Диатипия (от греч. dia - сквозь, через и typos - отпечаток) - техника, которая по своим изобразительным возможностям напоминает монотипию. Диатипия предполагает работу на двух листах, один из которых основной, а другой - вспомогательный.
Занятия с использование техники диатипия  мы начали проводить с младшей группы в форме игр, цель которых – создать образ из пятна. В старших группах мы усложняли цели – дорисовать до образа или кисточкой, или фломастером. Для изображения пейзажа необходим фон, поэтому дети уже к старшей группе научились самостоятельно его наносить, выбирая  ту или иную цветовую гамму, а затем рисовали облака, деревья с помощью диатипии, плотно прижимая лист к фону, разглаживая и отрывая его от основы. В подготовительной группе мы работали не только с бумагой, но и с фольгой и плёнкой, на которые также наносится краска и прижимаются к фону.
Кляксография. Вид техники, в основе которой - пятно-клякса, содержащее образ. Выполняется очень легко. На лист бумаги ставится клякса, которая слегка раздувается в разных направлениях, после чего образованное пятно дорисовывается до образа. В кляксографии можно выделить несколько разновидностей:
Техника  кляксографии направлена на развитие воображения, наглядно-образного мышления. С одной стороны, кляксография очень легка в исполнении, поскольку для нанесения пятна-кляксы не нужны специальные усилия, материал, инструменты (движение кляксы чаще всего непредсказуемо); с другой - пятно-клякса требует внимания, ведь его формообразование нуждается в целенаправленном управлении. Каждый силуэт может иметь несколько трактовок.
Кляксография может выполняться акварелью, гуашыо.
В младших группах предлагали задания на тему: «Картинки-невидимки»: дети хаотично наносили кляксы, и в образе, рождённом спонтанно, получался элемент непредсказуемости, случайности, затем мы, воспитатели совместно с детьми дорисовывали детали. В старших группах дети это делали уже самостоятельно, используя различные инструменты: кисть, ручку, фломастеры, карандаши. Также старшие дети наносили пятно на заранее подготовленный фон, выполненный в технике по сырому, которое растекалось при помощи вертикального вливания. Цвета выбирались в соответствии с заданной темой («Костёр», «Букет цветов», « Ночной город»).
В своей работе мы также используем и нетрадиционные приёмы рисования.
Рисование ватными палочками
Ребё­нок наносит на кусочки губки немного крас­ки. Затем прижимает к ним ватную палочку и отпечатывает на бумаге узоры из точек. Для получения точек другого цвета исполь­зуется чистая ватная палочка. Изображение может состоять полностью из точек или до­полняться линиями и недостающими дета­лями.
Рисование с солью
Дети создают акварельные рисунки. Мы предупреждаем, что рисовать следует в быстром темпе. Пока краска не высохла, нужно насыпать соль на влажный рисунок (или на его часть). После высыхания краски стряхнуть лишнюю соль. Изображение по­лучается объёмным, шероховатым.
Рисование пластилином
Детьми делается  простой рисунок на листе картона, затем они отщипывают от бруска пластилина маленькие кусочки и размазывают пальцами по изображению, не выходя за его границы. Кусочки пластилина разного цвета легко смешиваются: так создаются новые, неожиданные цвета. Работа получается законченной и декоративной, если пластилином покрыть всю поверхность - и рисунок, и фон. Такая картина издалека выглядит так, будто она написана маслом.
Эти способы изображения просты по технологии, увлекательны и напоминают игру. Их использование помогает детям открыть многообразие изобразительных приёмов, с помощью которых они могут придумывать свои композиции и создавать необычные рисунки.
Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какой приём использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. Такое рисование не утомляет детей, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.